Роль ФЭМП в познавательном развитии неслышащих дошкольников.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Головина Татьяна Владимировна

Роль ФЭМП в познавательном развитии неслышащих дошкольников.

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается  фундамент для дальнейшего развития и обучения. Огромную роль в умственном воспитании ребенка  играет математическое развитие, ведь в математику ребенок входит уже с самого раннего возраста.

Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что успешное усвоение дошкольниками системы математических представлений, оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе (Г.А. Корнеева, А.М. Леушина, 3.А. Михайлова, А.В. Белошистая, Н.И. Фрейлах, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова и др.). При этом исследователи приходят к пониманию того, что понятие «математическое развитие» ребенка не следует полностью ассоциировать с понятием «математические способности», имеющими природный характер. Эффективность освоения математического содержания во многих случаях связана с наличием природных способностей, но организация математического развития ребенка, даже обладающего слабыми природными способностями к математике, вполне возможна при условии применения определенных методик обучения.

Математическое развитие играет  важное значение  в познавательном развитии неслышащего ребёнка. И реализуется через формирование элементарных математических представлений на специальных занятиях с опорой на опыт, полученный детьми во всех видах деятельности и на основе взаимодействия ребёнка и взрослого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstupitelnaya_statya.docx15.2 КБ

Предварительный просмотр:

Роль ФЭМП в познавательном развитии неслышащих дошкольников.

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается  фундамент для дальнейшего развития и обучения. Огромную роль в умственном воспитании ребенка  играет математическое развитие, ведь в математику ребенок входит уже с самого раннего возраста.

Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что успешное усвоение дошкольниками системы математических представлений, оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе (Г.А. Корнеева, А.М. Леушина, 3.А. Михайлова, А.В. Белошистая, Н.И. Фрейлах, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова и др.). При этом исследователи приходят к пониманию того, что понятие «математическое развитие» ребенка не следует полностью ассоциировать с понятием «математические способности», имеющими природный характер. Эффективность освоения математического содержания во многих случаях связана с наличием природных способностей, но организация математического развития ребенка, даже обладающего слабыми природными способностями к математике, вполне возможна при условии применения определенных методик обучения.

Математическое развитие играет  важное значение  в познавательном развитии неслышащего ребёнка. И реализуется через формирование элементарных математических представлений на специальных занятиях с опорой на опыт, полученный детьми во всех видах деятельности и на основе взаимодействия ребёнка и взрослого.

Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей, и подразумевает: знакомство с геометрическими фигурами и геометрическими телами, с понятием «образование числа», количественным счетом, порядковым счетом; умение присчитывать и отсчитывать предметы, сравнивать предметы по одному и нескольким признакам, ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, ориентироваться во времени; устанавливать последовательность событий; умение конструировать предмет из частей, из палочек и т. д.

Формирование элементарных математических представлений включает  следующие понятия: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве и времени. Занятия по всем направлениям ведутся параллельно и системно.

Обучение будущего школьника счету в пределах 10 – это первый шаг к устному счету. Важно, чтобы ребенок запомнил процессы всех вычислений, как делают это старшие. Второй этап состоит из осваивания основных методов вычисления. Преимуществом здесь уже становится не произвольное получение из воспоминаний готовых ответов, а осознание и заучивание способов сложения и вычитания в цифрах. 

Формирование счетной и вычислительной деятельности у дошкольников – это сложный процесс, требующий создания специфических условий подачи тематического материала.

4-5 лет. Дети начинают употреблять числительные в определенном порядке и отличать итог счета  от  процесса счета. Начинают понимать, что равночисленные множества всегда именуются одним числом.

5-6 лет. Усваивают последовательность называния числительных, понимают, что количество не зависит от направления счета, что число является показателем количества, осознают отношения между числами, т.е. осваивают  обратный счет

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания. В процессе игры, происходит совершенствование познавательных психических процессов (восприятия, мышления, памяти, речи, внимания, воображения), формируются приемы и способы умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, классификация и др.),

На подгрупповых и индивидуальных занятиях с неслышащими детьми применяются  вариативные формы и виды работ по овладению счётом и выполнению арифметических действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль экспериментирования в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Роль экспериментирования в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников....

Памятка "Роль экспериментирования в познавательном развитии дошкольников"

laquo;Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», - утверждают педагоги-практики....

Консультация "Роль науки в познавательном развитии дошкольников"

Дошкольный возраст – очень важный период в жизни человека. В нем закладываются основы будущей личности.  Ребенок познает мир, овладевает новыми знаниями, информацией, стремится к самостояте...

Доклад «Образовательные условия речевого развития неслышащих дошкольников в ДОУ»

Посещение детского сада явно способствует полноценному общению и развитию ребёнка. В настоящее время применяются различные методики абилитации, реабилитации, и обучения неслышащих детей с раннего возр...

Статья "Роль дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников"

В статье рассказывается о роли дидактических игр, а также о разнообразии игр, их применении для развития у детей мыслительных процессов, необходимых для обучения в школе....

Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“ познавательного развития средний возраст

Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“                             ...

Роль игры в познавательном развитии дошкольников

Игра - основной вид деятельности детей....