формирование понимания речи и стимуляция речевой и психической активности у детей раннего возраста
статья по коррекционной педагогике

формирование понимания речи и стимуляция речевой и психической активности у детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование понимания речи и стимуляция речевой и психической активности у детей раннего возраста.

Формирование психических функций тесно связано с развитием языковой способности. С повышением речевой активности детей возрастает и их психическая активность. И наоборот, процесс овладения речью, зависит от формирования различных видов деятельности ребенка, его восприятия и мышления.

Известно, что понимание ребенком обращенной к нему речи намного опережает собственно говорение и является основой возникновения первых слов и элементарных фраз. Поэтому специалисты придерживаются следующих направлений коррекционной работы:

1. расширение объема понимания обращенной к ребенку речи;

2. стимуляция любых голосовых реакций, звукоподражательной и собственно речевой активности;

3. сенсорное развитие детей;

4. развитие ручной моторики, действий с предметами, орудийной, игровой, конструктивной деятельности.

Вышеперечисленные направления взаимосвязаны, и в процессе выполнения работы по развитию понимания речи необходимо одновременно проводить работу и по стимуляции речевой активности и по формированию манипулятивных, предметных и предметно-игровых навыков.

Формирование понимания звучащей речи и стимуляцию речевой и психической активности проводится поэтапно, в зависимости от уровня развития речи, познавательной деятельности ребенка, т.к. коррекционное воздействие должно соответствовать не фактическому возрасту ребенка, а актуальному уровню его развития

Процесс этот можно представить следующим образом:

1. Различение интонаций голоса взрослого, узнавание своего имени.

2. Запоминание названий знакомых ребенку игрушек и окружающих предметов, находящихся в определенном месте их показ по просьбе взрослого,

3. Запоминание слов, обозначающих членов семьи, близких людей, узнавание их по фотографиям, запоминание имен (Где мама? Где папа? Где баба? Где деда? Где сестричка? и т.д.).

4. Запоминание названий игрушек и окружающих предметов вне зависимости от места их расположения, с целью установления связи слова не с местом, где находится предмет, а с самим предметом.

5. Запоминание простых действий, сопровождаемых вербально (дo свидания, ладушки, сорока-ворона, дай, на, возьми, дай ручку), их выполнение по словесной инструкции.

6. Запоминание и показ частей лица и тела (у куклы, у себя, у взрослого).

7. Включение ребенка в игру со взрослым (прятки; ку-ку; забодаю; ой, боюсь).

8. Соотнесение игрушек и предметов окружающей действительности с их изображением на картинках

Данная работа проводится поэтапно:

  • прежде всего следует убеждиться в том, что малыш знает и правильно показывает называемые предметы и игрушки (при выборе из двух, а потом и более предметов)
  •  Второй шаг: научить узнавать и находить изображения знакомых предметов по вопросам (Где чашка?) и по просьбе (Дай куклу; Найди мишку).
  •  Третий шаг: показывать ребенку картинку и четко, с выделением ударного слога, проговаривать: Посмотри, это машина. Машина гудит: би-би. Покажи, где машина. Где би-би? Если ребенок затрудняется, нужно ему помочь. Направляя руку ребенка, дотрагиваться до картинки называть изображенный предмет: Вот машина би-би! На, возьми машину! Постепенно число картинок увеличивается.
  • Четвертый шаг: научить ребенка сопоставлять картинку и игрушку, положив картинку рядом с самим предметом. При сопоставлении картинки и игрушки их надо обязательно показывать ребенку одновременно, называя предмет, действие или задавая вопрос: Это собака. Она лает: «Ав-ав». Посмотри, это тоже собака. Кто это? Как она лает?
  • Пятый шаг: учить ребенка узнавать и по просьбе взрослого показывать или протягивать картинку с изображением предмета или игрушки, не сравнивая с реальным предметом. Для этого следует положить перед ребенком две картинки, назвать предмет и попросить малыша показать ту, на которой он изображен: Где мячик? Оп-па! Вот он!
  • Шестой шаг: учить ребенка находить парные картинки.
  • Седьмой шаг: учить ребенка находить парные картинки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по внешним свойствам: две разные собачки.

10. Выполнение просьбы взрослого, облеченной в форму инструкции (различных манипуляций и действий с предметами, игрушками). Например, Это дудочка. Я сыграю на дудочке: ду-ду. Ты сыграй на дудочке. Мы играем на дудочке.

11. Выполнение различных действий с предметами по инструкции взрослого (односоставная инструкция). Сними колечко со стержня. Надень колечко.

12. Работа с сюжетными картинками, отображающими различные действия.

При этом нужно обращать внимание малыша не столько на предмет или объект, сколько на изображение действий. Рассматривая с ребенком картинки, необходимо учить его описывать все, что он видит. Хочется привести примеры простых предложений, которые сможет запомнить ребенок:

Катя кач-кач.            (Девочка качается на качелях.)

Вова бам-бам-бам.    (Мальчик играет на барабане.)

Аня и ко-ко.                

Ко-ко ам-ам.              (Девочка кормит курочку.)

Мама и ляля.

Ляля кач-кач.            (Мама везет малыша в коляске.)

Детей обучают понимать, а затем и употреблять в активной речи различные глаголы. При этом можно использовать сюжетные картинки, где изображены:

  • один предмет и разные действия (Мишка идет, сидит, спит, ест);
  • разные предметы и одинаковые действия (заяц кушает, кукла кушает, мишка кушает, Собака кушает;
  • разные предметы и разные действия (девочка катит лялю, зайка спит).

13. Ознакомление детей с различными свойствами и качествами предметов в практической деятельности – обучение умениям различать цвет, величину и форму изображенных предметов.

  • Сначала ребенка учат на основе словесной инструкции сравнивать признаки (дай такой же, такой, не такой) с активным использованием мимики, интонации, жестов. Например, два красных мяча: большой и маленький, говоря о большом мяче, можно развести руки в стороны, широко открыть глаза, поднять брови и произнести: О-о! Какой большой! Описывая маленький мяч, указательным и большим пальцами можно показать: «маленький», голос при этом должен быть тонким и тихим, выражение лица ласковым.
  •  Формирование умения выделять признаки предметов (дай красный, покажи маленький)
  • Выделять много, мало, один предмет (где много шариков? где мало шариков)
  • Составление разрезных картинок из 2-х и более частей (по возможностям ребенка)
  • Называние признаков предметов. Вербальное сопровождение при этом должно быть предельно четким. Например:

Эта девочка большая, а эта маленькая. Покажи большую девочку.

Эта собачка большая, а эта маленькая. Покажи маленькую собачку.

Мальчики бегут. Покажи, где большой мальчик, а где маленький.

14. Формирование у ребенка понимания простейших причинно-следственных связей и отношений (Ребенок держит чашку в руках. Ребенок разбил чашку; Девочка едет на самокате. Девочка упала с самоката

 15. Освоение детьми собирательных существительных (одежда, посуда, еда и др.). Постепенно ребенка обучают группировать предметные картинки, т. е. обобщать и классифицировать. Это удобно делать, ориентируясь на функциональное назначение предметов (Во что играют дети? Что люди надевают?)

16. В период работы по развитию понимания речи происходит развитие экспрессивной речи через:

  • Обучение подражанию действиям с предметами, подражанию движениям рук, ног, головы.
  • Вызывание аморфных слов (подражание крикам, пискам животных, птиц, подражание музыкальным игрушкам, эмоциональные восклицания).
  • Формирование умения называть игрушки, знакомые предметы.
  • Вызывание двухсловных предложений с помощью соединения слов где, дай, на, вот, тут с названиями игрушек и знакомых предметов.
  • Выражение своих желаний в повелительной форме глагола единственного числа (Пр: «Дай пить»)

При обучении ребенка используются различные игры-упражнения:

  • игра «Кто это?» («Что это?»): ребенок узнаёт изображения предметов или игрушек на цветных картинках (самолет, кукла, паровозик); используя звукоподражания, называет их (у-у, а-а, ту-ту);
  • игра «Что пропало?»: взрослый убирает одну из двух-трех картинок и просит назвать ее, используя звукоподражание (Кто ушел? Уа-уа! (кукла); Что улетело? У-у-у! (самолет); Кто убежал? Мяу-мяу! (кот));      
  • игра «Спрячь кошку, корову, лялю и др.»: взрослый просит ребенка закрыть ладошкой картинку с указанным изображением;
  • игра «Кто позвал?»: взрослый дает образец звукоподражания и просит ребенка выбрать соответствующую картинку;
  • игра «Кто еще пришел?»: взрослый добавляет одну картинку к двум-трем, после того как ребенок закроет глаза, и просит сказать, кто пришел

Таким образом, по вышеперечисленному алгоритму организуется работа по формированию понимания речи и стимуляции речевой и психической активности у детей раннего возраста, создаются благоприятные условия, стимулирующие моторное, сенсорное, речевое развитие ребенка, что позволяет постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речи в онтогенезе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы развития речи и стимуляции речевой активности у детей раннего возраста.

Как заставить молчуна заговорить? Предлагаемые приемы помогут родителям неговорящих детей добиться от них активных "высказываний" в естественной домашней обстановке....

Консультация для родителей "Повышения речевой активности у детей раннего возраста с задержкой речевого развития"

Консультация для родителей  "Повышения речевой активности у детей раннего возраста с задержкой речевого развития"...

Стимуляция речевой активности у детей раннего возраста

практические советы родителям, направленные на стимуляцию речи детей раннего возраста...

Развитие мелкой моторики рук как средство формирования речевой активности у детей раннего возраста

В данной работе раскрывается вопрос о взаимосвязи развития мелкой мотрики рук и развитии речи детей....