"Что такое синдром раннего детского аутизма и как работать с аутичным ребенком?"
материал по коррекционной педагогике

Что знает обычный челевек о загадочном синдроме "аутизм"? Большинство не знает ничего, а если кто-то что-то слышал, то, вероятнее всего, его представления туманны. Как взаимодействовать с ребенком- аутистом?

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Семинар для педагогов «Что такое синдром раннего детского аутизма и как работать с аутичным ребенком»

Детский аутизм –распространенное нарушение психического развития. Наиболее яркие внешние проявления этого синдрома:

- предельное, «экстремальное», одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией. Обычны сложности в выражении ребенком его эмоциональных состояний и понимании им состояний других людей.

- стереотипность в поведении связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные условия жизни; сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни, страх перед ними;

- особая характерная задержка и нарушение развития речи, прежде всего – ее коммуникативной функции. Это проявляется как мутизм (отсутствие целенаправленного использования речи для коммуникации, при котором сохраняется возможность случайного произнесения отдельных слов и даже фраз). Характерны эхолалии- немедленные или задержанные повторения услышанных слов или фраз.

- раннее проявление указанных расстройств (до 2,5 лет).

Опыт коррекционной работы показывает, что построение занятий с аутичными детьми, особенно в самом начале, имеет ряд особенностей. При нарушении эмоциональной связи ребенка с миром, необходим особый подход в обучении. Занятия с аутичным ребенком потребуют от педагога большого терпения, интуиции и любви.

  Работа с аутичным ребенком требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания. На этапе налаживания контакта с ребенком не настаиваете на проведение конкретных игр. Будьте более чутки к реакциям ребенка, и увидите, что часто он сам предлагает форму возможного взаимодействия, которая в этот момент для него наиболее комфортна. Иногда стоит принять правила игры, предлагаемые ребенком, и тогда через некоторое время он будет видеть в вас союзника, станет доверять вам.

 Поведение ребенка во время занятия может быть разным, порой неадекватным и агрессивным, нужно постараться понять, что хочет ребенок и помочь ему выйти из состояния дискомфорта.  

Занятие должно проходить в атмосфере доброжелательности. Все, что происходит на занятии, сопровождается эмоциональным комментарием- вы должны проговаривать все действия и ситуации, стараясь представлять их неизменно положительными.

Будьте готовы к тому, что реакция на одну и ту же игру, ситуацию у разных детей с диагнозом «аутизм» может быть совершенно разной: на что один отреагировал вполне дружелюбно, другой может ответить резко отрицательно. Это потребует от педагога индивидуального подхода к ребенку и мобильности- не нужно боятся пробовать: если ребенок принял предложенную ситуацию, постарайтесь развить ее, если же возникла реакция отторжения, то настаивать не нужно.

Предлагаю вашему вниманию раскрыть один из методов работы с аутичным ребенком- это метод совместного рисования. Что это такое? Это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи, разнообразные сюжеты из мира людей и природы. В данном случае имеет место особый метод обучения, а не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребенка.

Использование совместного рисования в занятиях возможно после того, как налажен эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.

Совместное рисование взрослого с ребенком происходит поэтапно. Не следует начинать с развернутого сюжета, начинать лучше с предметного рисунка.

1 этап- налаживание эмоционального контакта и привлечение интереса ребенка к новому виду деятельности. Начинаем с изображения предметов, которые значимы для ребенка, сопровождая рисунок эмоциональным комментарием. Постепенно внимание ребенка к такому способу рисования будет расти. Возможно, он сам попросит нарисовать то, что ему хочется и тогда можно переходить к следующему этапу.

2 этап- рисование «по заказу» ребенка. Рисуем то, что нравится ребенку, закрепляем его интерес к совместному рисованию. На этом этапе взрослому нужно набраться терпения, т.к. придется без конца выполнять однотипные рисунки. Дальше, осторожно начинаем переходить к следующему этапу.

3 этап- постепенное введение различных вариантов исполнения одного рисунка, новых деталей. Используем различные материалы, помимо карандашей и фломастеров, берем мелки, краски, не только белую бумагу, но и цветную и картон.

Варьируем рисунок по размеру, форме, цвету и положению в пространстве. Дополняем изображения новыми деталями.

4 этап- вовлечение ребенка в процесс рисования, побуждение к активным действиям. Ребенок не будет проявлять активность, ели ее не стимулировать специально. На этом этапе мы прекращаем активные действия и возникает пауза. Если ребенок хочет продолжить рисование и с нетерпением ждет завершения рисунка, то взрослый предлагает вместе рисовать. Теперь карандаш держит ребенок, а взрослый водит его рукой. На этом этапе стимулируем активность ребенка: - побуждаем ребенка делать «заказ» на разных этапах рисунка, предлагаем выбрать карандаш для рисования принести бумагу; забываем дорисовывать в изображении важную деталь; - предлагаем ребенку несколько вариантов развития рисунка, а ребенок выбирает тот, что ему больше нравится.

5 этап – введение сюжета. Это значит, что изображения любимых предметов помещаем внутрь сюжета. Такой сюжет должен быть близок ребенку и должен давать возможность уточнить уже сформированные у ребенка представления.

6этап- дальнейшее развитие сюжета. Переходим к расширению и введению новых линий сюжета, таким образом, даем новые представления об окружающем мире.

7 этап- переносим полученные знания в другие ситуации. Проигрываем этот сюжет с использованием игрушек и предметов, закрепляем в повседневной жизни.

Таким образом, ситуация совместного рисования дает новые возможности для знакомства аутичного ребенка с окружающим миром, у ребенка появляется активные действия, а также развивает средства коммуникации.

Главным успехом такой работы станет перенос знаний в реальную жизнь, а это показатель того, что ребенок усвоил новые знания о мире и использует их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевых нарушений у детей с ранним детским аутизмом.

Представленные методы и приёмы позволят лучше понять начальный этап коррекционного воздействия при работе с данной категорией детей....

РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ. Рекомендации по коррекционной работе с аутичными детьми.

Здесь представлен материал о детях с РДА. Рекомендации по коррекционной работе....

Адаптация ребенка с ранним детским аутизмом в детском саду

Всю часть времени ребенок, посещающий наше образовательное учреждение, находится с воспитателем. Поэтому роль воспитателя  в формировании навыков общения аутичного ребенка со взрослыми и сверстни...

Ранний детский аутизм: не такой как все

Для педагогов ДОУ в качестве консультационного материала...

Ранний детский аутизм: не такой как все

консультация для педагогов...

Ранний детский аутизм. Взаимодействие с аутичными детьми.

Ранний детский аутизм выделен как отдельный клинический синдром Л.Каннером. На сегодняшний день аутизм рассматривается как искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью ...