Сенсорное воспитание детей с ОВЗ
проект по коррекционной педагогике (средняя группа)

       Сенсорное развитие ребенка с ОВЗ – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_sensornomu_vospitaniyu_detey_s_ovz_1_1.docx377.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка

Детский сад №19 «Лукоморье»

г. Курганинска муниципального образования Курганинский район

ПРОЕКТ

«Сенсорное развитие детей

с ограниченными возможностями здоровья»

 

                                                                     

           

           

              Выполнила:                  

              воспитатель-

              Данелян Н.А.

              учитель - дефектолог

              Кочубей А.Д.

                               

г.Курганинск

Актуальность проекта: 

      Дошкольный период является сензитивным для всех детей, в том числе и для детей с разными нарушениями в развитии  различными по характеру и глубине отклонениями в развитии сенсорной сферы, а также речевого и интеллектуального развития. Многие исследователи в области психологии и педагогики подчеркивают важность развития сенсорной сферы у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Исследователи З. М. Богуславская, Л. С. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. А. Катаева, Н. Н. Поддъяков, А. В. Усова считают, что воспитание сенсорной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья служит залогом более успешного развития их психической сферы в целом.

      Сенсорное развитие ребенка с ОВЗ – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира.

      Сенсорное воспитание и развитие детей с ОВЗ включает в себя:

– развитие поисковых способов ориентировки – методов проб и измерения;

– формирование ориентировочной деятельности – действия рассматривания, выслушивания, ощупывания;

– обеспечение освоения систем сенсорных эталонов – цвет, форма, величина;

– формирование психических процессов – памяти, внимания, сферы образов представлений, мышления, речи, воображения.

      Цель проекта:

– систематизировать работу по сенсорному развитию детей с ОВЗ.

      Задачи проекта:

– проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития;

– дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей с ОВЗ;

– разработать программу сенсорного развития детей с ОВЗ;

– разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по сенсорному развитию.

       Ожидаемый результат:

– повышение уровня сенсорного развития детей.

       Сроки проекта: октябрь – май 2021 - 2022 г.

       Участники проекта: дети, воспитатели, учитель-дефектолог, родители.

        В работе с детьми учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей.

        Работа проводилась 1 раз в неделю. Продолжительность каждого педагогического взаимодействия составляла 15 минут.          

       Для реализации проекта было разработано перспективное планирование в виде таблицы.  

Календарный план

Игры по сенсорному развитию

младший возраст

средний возраст

старший возраст

октябрь

Игры с прищепками «Солнышко»

Игровое упражнение  «Собери пирамидку»

Игровое упражнение «Складывание матрешки с двумя вкладышами»

Игровое упражнение  «Закрой окошки»

Игровое упражнение «Укрась бабочку»

Игровое упражнение «Почини одежду зайчатам»

 Игровое упражнение «Большие и маленькие мячики».

Игровое упражнение «Спрячь мышку»

Дидактическая игра  «Найди».

Дидактическая игра «Строим дорожки».

Дидактическая игра «Ягоды поспели».

Дидактическая игра «Что изменилось»

ноябрь

Игры с прищепками «Забавные прищепки»

Игровое упражнение  «Разложи по коробочкам»

Игровое упражнение  «Найди такой же»

Игровое упражнение  «Палочки цветные»

Игры с бельевыми прищепками

Игровое упражнение  «Полянка»

Игра-шнуровка

Игровое упражнение  «Светофор»

Дидактическая игра «Найди и покажи».

Дидактическая игра «Чудесный мешочек». 

Дидактическая игра «Найди не такую». 

Дидактическая игра «4-й лишний». 

декабрь

Игровое упражнение  «Привяжем к шарику ниточку»

Игровое упражнение  «Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях»

Игровое упражнение  «Найди подходящую заплатку»

Игры с прищепками «Разноцветные человечки»

Игровое упражнение «Укрась бабочку»

Игровое упражнение  «Подбери чашки к блюдцам»

Игровое упражнение  «Бусы»

Игровое упражнение  «Разложи фигуры по местам!»

Дидактическая игра «Цветные нюансы».

Дидактическая игра «Поезд».

Дидактическая игра «Угадай на ощупь».

Игровое упражнение «Что на свете колючее?»

январь

Игровое упражнение  «Подбери крышку к коробочке»

 Игровое упражнение  «Палочки цветные»

 Игровое упражнение  «Цветные мячики»

Игровое упражнение «Спрячь мышку»

Игра-шнуровка

Игра «Волшебный мешочек»

Игра «Назови свойства материалов»

Игровое упражнение «Фрукт или овощ?»

Игровое упражнение «Поможем обезьянке».

Игровое упражнение «Продолжи ряд ».

февраль

Игровое упражнение  «Найди такой же»

 Игровое упражнение  «Оденем куклу»

Игровое упражнение  «Чудесный мешочек»

 Игровое упражнение  «Разложи по коробочкам»

Игры с бельевыми прищепками

Игровое упражнение  «Найди окошко для фигурки»

Игра «Картинка из фигур»

Игра «Чередование флажков»

Игровое упражнение « Второй ряд »

Игровое упражнение «Пенное море».

Игровое упражнение «Найди клад».

Дидактическая игра «Теневой театр».

март

Игры с прищепками «Разноцветные человечки»

Игровое упражнение  «Закрой окошки»

Игровое упражнение  «Найди подходящую заплатку»

Игровое упражнение  «Веселый грузовик»

Игровое упражнение «Большие и маленькие мячики».

Игры с бельевыми прищепками

Игра «Собери игрушку»

Игровое упражнение «Выложи орнамент»

Дидактическая игра «Выложи по контуру».

Игровое упражнение « Найди клад ».

Дидактическая игра «Цветной эксперимент».

 

апрель

Игровое упражнение  «Ленточки для кукол»

 Игровое упражнение  «Привяжем к шарику ниточку»

 Игровое упражнение  «Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине».

Игровое упражнение «Почини одежду зайчатам»

Игра «Картинка из фигур»

Игровое упражнение  «Бусы»

Игровое упражнение  «Разложи фигуры по местам!»

Дидактическая игра «Волшебные лоскутки».

Музыкально - дидактическая игра «Громко - тихо запоём».

Дидактическая игра «Собери животное из фигур».

Дидактическая игра  «Игра с одним обручем».

Май

Игровое упражнение  «Разложи по коробочкам»

Игровое упражнение  «Веселый грузовик»

Игровое упражнение  «Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях»

Игровое упражнение  «Закрой окошки»

Игровое упражнение «Укрась бабочку»

Игры с бельевыми прищепками

Игра «Волшебный мешочек»

Игра «Чередование флажков»

Дидактическая игра «Цветные нюансы».

Дидактическая игра «Подбери по цвету».

Игровое упражнение « Найди не такую».

Дидактическая игра «Теневой театр». 

Работа с родителями:

1.Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания».

2. Памятка для родителей по сенсорному развитию детей.

3. Методические рекомендации для родителей по созданию развивающей среды в семье.

4.Семинар-практикум для родителей «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста».

                                                                     ПРИЛОЖЕНИЕ

Игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста

 «Собери пирамидку»

Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.

Материалы: пирамидка из 4 – 5 колец.

Методические приемы: пирамидка собирается из большой, состоящей из 8 – 10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.

«Складывание матрешки с двумя вкладышами»

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине.

Дидактический материал: комплект из трех матрешек (для каждого ребенка и взрослого).

Методические приемы: показ действий и сопоставление величины разных предметов сопровождаются словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше, такая, не такая.

«Закрой окошки»

Цель: учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно.

Дидактический материал: 4 домика разных цветов, с вырезанными в них геометрическими фигурами (окошечки).

Методические приемы: закрыть окошки в домиках фигурками.

«Найди такой же»

Цель: подбор предметов по образцу.

Дидактический материал: три шарика, три кубика одного цвета и величины.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы.

«Оденем куклу»

Цель: подбор к образцу парных предметов одного цвета.

Дидактический материал: варежки красного и синего цветов.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям одеть кукле варежки. Ставит перед детьми 4 варежки (2 красного и 2 синего цвета). Надевает на одну ручку варежку красного цвета, а на другую предлагает надеть детям. Если дети справились с заданием, игру повторяют, используя варежки синего цвета.

«Чудесный мешочек»

Цель: закреплять знания детей о форме (куб, шар, кирпичик).

Дидактический материал: мешочек с предметами разной формы.

Методические приемы: определять на ощупь предметы.

«Разложи по коробочкам»

Цель: фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.

Дидактический материал: разноцветные коробочки, фигурки желтого и зеленого цветов.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать желтую фигурку к коробочке такого же цвета.

«Подбери крышку к коробочке»

Цель: подбор предметов по образцу.

Дидактический материал: коробочки разных форм (круглая, четырехугольная, прямоугольная, треугольная) и соответствующие им крышки.

Методические приемы: воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает предмет, сопровождая действие словом. На глазах у детей опускает предмет в соответствующее отверстие. После этого предлагает детям это задание.

«Палочки цветные»

Цель: фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.

Дидактический материал: палочки красного, желтого, зеленого, синего, белого, черного цветов (по 10 каждого цвета).

Методические приемы: вначале воспитатель распределяет палочки сам, затем предлагает кому – либо из детей взять любую палочку, посмотреть, где лежат палочки такого же цвета, и положить их вместе, затем сделать тоже с палочкой другого цвета.

«Цветные мячики»

Цель: продолжать закреплять умение группировать по цвету однородные предметы.

Дидактический материал: разноцветные мячики, корзины.

Методические приемы: первые две пары воспитатель группирует сам, раскладывая мячи одного цвета (красного) в одну корзину, а мячи другого (желтого) цвета в другую корзину, затем привлекает к группировке детей.

«Ленточки для кукол»

Цель: продолжать учить фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета.

Дидактический материал: коробка с лентами различной длины и цвета, большие и маленькие куклы.

Методические приемы: нужно нарядить кукол: большой кукле – большой бант, маленькой кукле – маленький бант. Для большой куклы в синем платье выберем большой синий бантик, а для маленькой куклы в красном платье – маленький красный бантик (выполняет вместе с детьми). Затем дети подбирают самостоятельно.

«Привяжем к шарику ниточку»

Цель: группирование предметов по цвету.

Дидактический материал: разноцветные кружочки (овалы), палочки таких же цветов.

Методические приемы: к красному кружочку найти палочку такого же цвета.

 «Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине»

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами (снимать и нанизывать кольца), обогащать зрительно – осязательный опыт малышей. Дидактический материал: коническая пирамидка из пяти колец

Методические приемы: на столе все кольца раскладывают в порядке увеличения справа от пирамидки. Затем пирамидка собирается в соответствующем порядке. Взрослый поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, это еще меньше, а вот самое маленькое». Закрыв пирамидку вершиной, предлагает детям провести рукой вдоль поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, чтоб пирамидка книзу расширяется: все колечки на месте. Пирамидка собрана правильно.

«Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия»

Цель: учить детей сравнивать предметы по форме.

Дидактический материал: коробка с отверстиями разной формы, размер отверстий в коробке соответствует размерам кубика и шара. Важно, чтобы шар не мог проходить в отверстие для кубика, а куб в круглое отверстие.

Методические приемы: воспитатель показывает детям коробку с отверстиями, обращая их внимание на форму отверстий. Обводя рукой круглое отверстие, взрослый поясняет детям, что есть такое окошко, обводя квадратное отверстие, говорит, что есть еще и вот такое окошко. Затем воспитатель предлагает детям поочередно опустить по одному шарику в соответствующее окошко.

«Веселый грузовик»

Цель: формировать представление о форме, величине предметов.

Дидактический материал: различные геометрические цветные фигуры              (круги, квадраты, большие и маленькие прямоугольники).

Методические приемы: воспитатель показывает, как можно из фигурок построить грузовик.

«Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях»

Цель: закреплять умение детей сравнивать предметы по величине.

Дидактический материал: вкладыши с большими и маленькими отверстиями.

Методические приемы: вначале ребенку предлагается вкладыш, чтобы закрыть большие отверстия, после того как малыш разместит вкладыш в соответствующем гнезде, ему дают маленький вкладыш для маленького отверстия.

 «Солнышко»

Цель: учить выделять и называть основные цвета, по образцу выбирать нужный цвет.

Дидактический материал: круг желтого цвета, прищепки двух цветов.

«Ежик»

Цель: учить детей производить выбор по величине и слову; чередовать по цвету и величине.

Дидактический материал: плоскостные изображения ежика и елки, прищепки зеленого, белого, черного цветов.

«Разноцветные человечки»

Цель: учить детей конструировать по образцу, называть основные цвета и формы, способствовать воспитанию в детях дружелюбия.

Дидактический материал: геометрические формы и прищепки.

«Забавные прищепки»

Цель: учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету.

Дидактический материал: прозрачная емкость, по краю которой наклеены цветные полосы, набор цветных прищепок.

«Найди подходящую заплатку»

Цель: учить находить идентичные геометрические фигуры(плоскостные и объемные).

Дидактический материал: геометрические фигуры.

Методические приемы: воспитатель раздает трафареты геометрических фигур. Дети выбирают из набора соответствующую по форме фигуру, вставляют ее в прорезь.

Игры по сенсорному развитию для детей среднего дошкольного возраста

 «Укрась бабочку»

Цель: учить детей группировать предметы по цвету; закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.

Материалы: бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.

Методические приемы: воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их.

 «Почини одежду зайчатам»

Цель: учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи; закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник); развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.

Материалы: Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать заплатки и залатать дырки на юбочках и шортах.

  «Большие и маленькие мячики».

Цель: учить различать цвет и величину (большой – маленький); развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.

Дидактический материал: мячики и куклы

Методические приемы: воспитатель  предлагает правильно подобрать мячи по цвету и величине.

 «Спрячь мышку»

Цель: продолжать знакомить детей с основными цветами, учить различать их; развивать быстроту реакции, внимание, мышление; закреплять знания о животных.

Материал: Листочки бумаги основных цветов(20 – 15), посредине белый квадрат(8-8), на которых нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же основных цветов – дверцы ( 10х10 ), большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.

Раздаточный: такой материал меньшего размера - цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.

Методические приемы: воспитатель предлагает мышкам спрятаться в норке.
Расставляет три домика на демонстрационной доске, рядом кладет квадраты основных цветов. Объясняет, чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик.

Игра «Спрячь мышку» второй вариант

Цель: учить определять название различных геометрических форм, соотносить по форме и размеру прорези и вкладыши.
Для этой игры нужны силуэты домиков, сделанные из картона. В окошках домиков нарисованы мышки. Окошки на домиках разной формы: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Также понадобятся крышки для окошек (фигуры той же формы и размера, что и окошки в домиках). Таких домиков и крышек должно быть по одному набору для каждого ребенка. Воспитатель показывает детям, в каких домиках поселились мышки.

Игры с бельевыми прищепками

Цель: развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста;
формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.

Материал: картинки с изображением рыбки, ежика, разного цвета, прищепки разного цвета.

Методические приемы: Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники, к ежику колючки.

Дети: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа).

Полянка

Цель: учить группировать предметы по цвету; учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».

Материал: картонные игрушки бабочки разного цвета, домики разного цвета.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям «полетать» со своими бабочками, а затем посадить бабочек на свои домики. Каждая бабочка должна сесть на свой домик.

Игра-шнуровка

Цель: развитие мелкой моторики руки, концентрации внимания, развитие точности глазомера, координации и последовательности действий.
Материалы: бусы, сыр, ботинок, и т. д.

Методические приемы: разложить детали шнуровки и сами шнурки перед детьми, попросить ребят просто собрать бусы, нанизав детали на шнурки. Попросить пересчитать из скольки бусин у них получилось украшение. Затем можно разобрать бусы и попросить собрать по цветам в определенной последовательности.

«Светофор»

Цель: формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек, развивать мелкую моторику рук, сенсорику, связную речь.

Материалы: пробки от пластиковых бутылок разного цвета.

Методические приемы: дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам. Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к соответствующим по цвету горлышкам.

Подбери чашки к блюдцам

Цель: учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи; развивать мелкую моторику, внимание.

Материалы: картонные плоские чашки разного узора, блюдца.

Методические приемы: воспитатель кладёт на стол картонные плоские чашки. Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам. Одобряет действия ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.

Бусы

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости
Материалы: пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка.
Методические приемы:  Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребёнок приступает к созданию бус.

«Разложи фигуры по местам!»

Цель: познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.

Материалы: плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Рамка-вкладыш Монтессори.

Методические приемы:   предложить детям поиграть с фигурками, а затем попросить их разложить фигурки «по кроваткам». Раздать детям по одной фигурке и предложить по очереди найти место для каждой из них. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.

 «Найди окошко для фигурки»

Цель: учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.

Материалы: геометрические фигуры, карточки с рельефными конторами.
Методические приемы: воспитатель предлагает рассмотреть карточки и обвести пальчиками конторы окошек. Если ребёнок выбирает неправильно фигуру, дать возможность убедиться в том, что она не подходит и предложить выбрать следующую. Когда ребёнок найдёт подходящую, следует похвалить его, продемонстрировать остальным игрокам, что окошко закрылось и предложить ему самостоятельно несколько раз открыть и закрыть окошко. Затем следующий ребёнок подбирает фигуру для своего окошка.

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: учить определять название запаха предмета, устанавливать отношения между предметом и его запахом.

Материалы: мешочек, различные предметы, обладающие определенным запахом.

Методические приемы: в мешочек, сшитый из любой непрозрачной ткани, помещаются различные предметы, обладающие определенным запахом. Это должны быть такие предметы, которые всегда пахнут одинаково (например, лимон, яблоко, апельсин, цветы с характерным запахом: герань, сирень, роза; краска, рыба и т.п.). Все эти предметы должны лежать в отдельных коробочках с отверстиями, чтобы исключить возможность иного (например, тактильного) восприятия этих предметов. Можно также завязать каждому ребенку глаза и спросить: «Что это?», – держа перед ними душистое мыло, детский крем или флакон с духами. За правильный ответ натрите ребенку ручки кремом, духами или подарите цветок, который он правильно определил.

Игра «Назови свойства материалов»

Цель: учить определять название различных свойств материала, устанавливать отношения между материалом и его ощущением.
Материал: образцы различных на ощупь материалов (гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель), наклеенные на картон.

Методические приемы: перед игрой познакомьте детей с различными на ощупь материалами. Для этого надо приготовить по паре образчиков материалов, явно отличающихся на ощупь. Это может быть гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель. Наклейте образчики на квадратные листы картона. Дайте каждому ребенку поиграть с квадратиками, ощупать их. Поговорите с детьми о различных свойствах материалов: твердые они или мягкие, гладкие или шершавые... Когда дети запомнят свои ощущения, возникающие при осязательном восприятии различных типов поверхностей, смешайте квадратики и дайте каждому ребенку по одному образцу. Смогут ли они подобрать пару для этого образца? Конечно, дети смогут ориентироваться не только с помощью осязательных ощущений, но и с помощью зрения. Но на начальном этапе это не помешает, так как дети смогут обрести уверенность в своих силах. Затем можно усложнить задачу. Пусть дети попробуют подобрать «двойников» вслепую. В данном случае они будут ориентироваться, целиком опираясь на осязательное восприятие. Давая это задание, попросите детей называть свойства материалов: твердый, мягкий, гладкий, шершавый.

«Выложи орнамент»

Цель: научить ребенка выделять пространственное расположение геометрических фигур, воспроизводить в точности такое же расположение при выкладывании орнамента.

Материал: 5 вырезанных из цветной бумаги геометрических фигур по 5(всего 25 штук), карточки с орнаментом.

Методические приемы: предложить ребенку подумать и назвать фигуры, которые он видит, и выложить из вырезанных геометрических фигур такой же орнамент». Затем предлагается следующая карточка. Задание остается прежнее. Игра окончена, когда ребенок выложит все орнаменты, показанные на карточке.

Игра «Собери игрушку»

Цель: развивать осязательное и зрительное восприятие.

Материал: силуэт из картона какой-нибудь игрушки (зайца, мишки или куклы), глаза, нос, рот так, чтобы эти детали потом можно было вложить на места.

Методические приемы: Дети должны самостоятельно найти место для каждой из вырезанных деталей, вложить их в прорези для недостающих глаз, рта и носа. Постепенно добавляйте новые геометрические формы, которые сложнее различить (можно, например, вырезать узоры на платье у куклы или на одежде у игрушечных зверят). Пусть дети вставят вырезанные кусочки в отверстия.

Игра «Картинка из фигур»

Цель: развивать осязательное и зрительное восприятие.

Материал: наборы геометрических фигур разной формы (круги, треугольники и квадраты) и двух размеров (большие и маленькие) для каждого ребенка: всего 12 или 24 фигуры (по 2 или 4 фигуры каждого вида). Методические приемы: В начале игры педагог показывает детям на фланелеграфе, какие рисунки могут получиться, если положить рядом те или иные фигуры. Воспитатель демонстрирует детям способ и порядок построения несложных конструкций. После этого он предлагает детям из своих фигур выложить другие рисунки, которые они придумают сами. Картинка на фланелеграфе убирается, чтобы дети не копировали уже готовое изображение.

Игра «Чередование флажков»

Цель: развивать осязательное и зрительное восприятие.

Материал: по 4 - 5 флажков треугольной и прямоугольной формы для каждого ребенка и столько же флажков, обклеенных с обратной стороны бархатной бумагой, чтобы прикреплять их на фланелеграф, для воспитателя.

Методические приемы: взрослый прикрепляет флажки на фланелеграф таким образом, чтобы прямоугольные флажки чередовались с треугольными. Воспитатель просит подсказать ему, какой флажок теперь нужно прикрепить: прямоугольный или треугольный, а теперь и т.д. После того как дети хорошо усвоят порядок чередования флажков, педагог предлагает детям самим смастерить такую же гирлянду из флажков, которые лежат у них на столах. Во время работы детей воспитатель подходит к каждому ребенку и при необходимости помогает ему правильно разложить флажки.

Игры по сенсорному развитию для детей  старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра «Найди»

Цель:  закрепить название геометрических фигур, основных цветов, понятия «большой - маленький», «толстый – тонкий»; развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку.

Материал: набор логических блоков Дьенеша

Методические приемы: Педагог дает детям задания – Найди все фигуры  (блоки), как эта по цвету (по размеру, форме). Найди не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, размеру). Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету). Найди не такие фигуры как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме). Найди такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета. Найди такую же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).

Дидактическая игра «Строим дорожки»

Цель: закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски) по цвету. Развивать речь детей (использовать в речи слова: «одинаковые», «такая же», «тоже красная» и т. д.). Развивать внимание, память, мышление.

Материал: наборы цветных палочек или полосок, домики разного цвета (можно вырезать из картона), силуэты гномиков разного цвета.

Методические приемы: Воспитатель на столе или на ковре располагает разноцветные домики (белый, красный, розовый, голубой и т.д.). Рассказывает детям, что получила письмо от жильцов этих домиков - Гномов. В дождливую погоду им трудно пройти к своему жилью. Гномы просят детей помочь, построить дорожки к домам, но так, чтобы они были одинакового цвета с домиками.

Каждый ребенок выбирает домик и самостоятельно строит дорожку. Дети (при необходимости с помощью взрослого) выясняют и уточняют, дорожка какого цвета получилась, что можно сказать о цвете дорожек и домиков, какая дорожка самая длинная, самая короткая.

Дидактическая игра «Ягоды поспели»

Цель игры: закреплять умение составлять градационный ряд цвета от светлого к темному, по образцу и без него.

Материал: карты – образца, на которой изображен ряд ягод, с последовательным усилением оттенка цвета.

Методические приемы: игра состоит из карты – образца, на которой изображен ряд ягод, с последовательным усилением оттенка цвета. Задача участников игры состоит в умении разложить карточки с ягодами в определенном цветовом порядке от более светлых к темным по образцу, а далее без него.

Дидактическая игра «Что изменилось»

Цели: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине; развивать мышление.

Материал: набор блоков Дьенеша.

Методические приемы: Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

Дидактическая игра  «Найди и покажи».

Цель: упражнять в различении цвета. Развивать логическое мышление, память.

Материал: набор палочек, Буратино (игрушка или картинка).

Методические приемы: Пришел в гости Буратино, он плохо знает названия цветов. Воспитатель предлагает помочь ему. На столе или на ковре наборы палочек или полосок. Буратино говорит, какие палочки ему нужны, а дети находят их в наборе.

- Найдите, пожалуйста, не красную палочку (значит, подходят все палочки, кроме красной).

- Не желтую.

- Не синюю, и т.д.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы угадать на ощупь.

Материал: мешочек, набор блоков Дьенеша.

Методические приемы: Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные.

Дидактическая игра «Найди не такую»

Цель: продолжать знакомить с логическими блоками.

Материал:  набор блоков Дьенеша.

Методические приемы: Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине) .

Дидактическая игра «4-й лишний»

Цель: упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине.

Материал: набор блоков Дьенеша

Методические приемы: Выложит на стол три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из фигур лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

Дидактическая игра «Цветные нюансы»

Цель: учить находить  отличия и определять, чем они отличаются и какого цвета отличия. 

Материал: из 5 картинок, на которых изображены различные персонажи из мультфильмов по – двое, изображение одного из которых имеет отличие в цвете.

Методические приемы:  Сравни эти картины и найди 5 отличий. На первый взгляд, они кажутся одинаковыми.

Дидактическая игра «Поезд»

Цель: закрепить название эталонов цвета, развивать комбинаторные способности, приобщать детей к моделированию. Способствовать развитию речи. Развивать внимание, память, воображение.

Материал: картина с изображением поезда, набор Палочек Киюзенера, ковролин.

Методические приемы:  Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину с изображением поезда. Беседа по картине. Что изображено на картине, поезд, из чего он состоит (колеса, вагоны). Воспитатель уточняет и дополняет знания детей. Затем предлагает детям построить поезд из цветных палочек. Воспитатель выстраивает поезд на ковролине из цветных палочек (синей, красной и т.д.) и объясняет свои действия. Можно использовать любые комбинации палочек. Дети на столе самостоятельно выстраивают свои поезда.

Дидактическая игра «Угадай на ощупь» 

Первый вариант.

Цель: Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.

Материал: овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме, коробка.

Методические приемы: Воспитатель помещает овощи и фрукты в коробку и просит наблюдать, что ребенок будет делать. Затем предлагает одному из ребят: «Найди на ощупь, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял». Или можно попросить: «Найди то, что я скажу (назову)». По очереди задание выполняют желающие дети.

Второй вариант

Цель: Узнать предмет на ощупь по перечисленным признакам.

Материал: овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме, коробка.

Методические приемы: Воспитатель перечисляет признаки, которые можно воспринять на ощупь: форму, ее детали, поверхность, плоскость - и просит: «Найди в коробке то, что похоже на шарик, но с длинным хвостом, твердое, негладкое». Ребенок по описанию ищет и находит свеклу.

Сначала в коробку помещают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме. При повторении игры предметы можно подбирать похожие по форме, но отличающиеся другими признаками. 

Дидактическая игра «Что на свете колючее?»

Цель: учить систематизировать предметы по определённому признаку.

Материал: мячик

Методические приемы: Попробуйте вспомнить вместе с ребенком, что на свете есть колючего? Иглы у ели и ёжика, швейные иголки и булавки, шипы роз и шиповника, папин подбородок....

Назовите несколько колючих объектов, возможно малыш добавит к ним другие. Например, назовите сами ёлку, ёжика, иглы и булавки. А когда гуляете в парке или в лесу найдите колючие растения, покажите ребенку шипы. Для чего они нужны растению? Наверняка, ребенок вспомнит вашу игру и сам добавит находку к категории "колючих вещей".

Можно поиграть и с другими свойствами. "Что на свете холодное?", "Что на свете круглое?", "Что на свете липкое?". Только слишком много сразу свойств не спрашивайте. Лучше что-то одно. Главное, чтобы ребенок запомнил принцип и включал в группу, допустим, "колючих вещей" все новые и новые объекты.

Игровое упражнение «Фрукт или овощ?»

Цель: развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты.

Материал: разложенные по стаканам кусочки фруктов и овощей (огурец, яблоко, банан, апельсин, лимон, лук и т.д.).

Методические приемы: предложить детям определить по запаху с закрытыми глазами лежащие в стаканах продукты и разделить их на фрукты и овощи.

Игровое упражнение «Поможем обезьянке»

Цель: развивать умение детей определять по запаху съедобное – несъедобное.

Материал: разложены по стаканам продукты питания: хлеб, фрукты, овощи; предметы туалета: мыло, духи, зубная паста.

Методические приемы: предложить детям определить по запаху съедобные для нее продукты.

Дидактическая игра «Продолжи ряд»

Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление

Материал: набор блоков Дьенеша

Методические приемы: Выкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д.). Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур.

Дидактическая игра «Второй ряд»

Цель: развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.

Материал: набор логических блоков Дьенеша.

Методические приемы: Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.

Игровое упражнение с водой и мыльными пузырями «Пенное море»

Цель: развивать речь, фантазию.

Материал: таз с водой и жидкостью для выдувания мыльных пузырей. Бумажные лодочки изготовленные собственными руками, трубочка для выдувания мыльных пузырей на каждого ребенка.

Методические приемы: дети опускают на воду свои лодочки и дуя через трубочки, вспенивают море. Затем с помощью воспитателя придумывают сказку, которая начинается словами:

«В некотором царстве, в пенном государстве…»

Дидактическая игра «Теневой театр»

Цель: Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта. Создать с помощью теней образы.

Материалы: Оборудование для теневого театра.

Методические приемы: Дети рассматривают оборудование теневого театра и наблюдают, как образуется тень. Обсуждают разнообразие теней и их соответствие контуру объектов. По примеру взрослого дети делают комбинации из пальцев и рук для получения образной тени (зайчика, собачки и пр., обыгрывают образы. 

Дидактическая игра «Найди клад»

Цель: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Материал: набор блоков Дьенеша.

Методические приемы: Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель  задает наводящие вопросы.

Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.

Дидактическая игра «Выложи по контуру»

Цель: развитие зрительного восприятия, формирование целостного образа предмета.

Материал: предварительно подготовленные цветные стеклянные круги, контурный рисунок, прозрачная папка (файл).

Методические приемы: Ребенку предлагают выложить круги по контуру предмета. 

Дидактическая игра «Цветной эксперимент»

Цель: развитие цветовосприятия.

Материал: предварительно подготовленные цветные кубики льда, стаканчики.

Методические приемы: Ребенку предлагается поместить в стаканчик 2-3 кусочка льда разного цвета, и помешивая их, наблюдать за получившимся цветом талой воды.

Дидактическая игра «Волшебные лоскутки»

Цель: обобщить с детьми знания о всевозможных тканях и их пр

оисхождении

Материал: ткани натуральные и искусственные.

Методические приемы: Суть игры состоит в том, чтобы обобщить с детьми знания о всевозможных тканях и их происхождении.

Можно находить одинаковые по цвету, внешнему виду, одинаковые по структуре, одинаковые по рисунку.

Можно закрыть ребенку глаза, дать пощупать один лоскутик, а потом предложить несколько штук и попросить найти (нащупать) первый.

Можно просто дать лоскутки детям - а уж они сами придумают такие игры, что и нам не придумать. 

Музыкально - дидактическая игра «Громко – тихо запоём».

Цель: Развивать у детей динамический слух.

Материал: Небольшой мячик.

Методические приемы:  воспитатель прячет мяч  от ребенка, затем говорят слова:                                    

Мяч от нас умчался вскачь

Отыщи, Серёжа мяч

Если тихо запоём, далеко он значит

Если громко петь начнём

Значит рядом мячик.

Далее дети поют любую песенку на слог Ля то усиливая, то ослабляя звучание в зависимости от приближения или удаления водящего к спрятанному мячу. Пение продолжается до тех пор, пока мяч не будет найден. После этого выбирают другого водящего. Игра продолжается. 

Дидактическая игра «Собери животное из фигур»

Цель: упражнять детей в составлении фигур различных животных (человека) из заготовленных шаблонов круглых и овальных форм.

Материал: шаблоны частей разных животных.

Методические приемы: собрать из предложенных частей животное, назвать его, назвать из каких фигур оно состоит, что изображают эти фигуры (голова, туловище, лапы, хвост, уши).

Дидактическая игра «Игра с одним обручем»

Цель: развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».

Материал: обруч, комплект логических блоков Дьенеша.

Методические приемы: Перед началом игры выясняют, какая часть игрового листа находится внутри обруча и вне его, устанавливают правила: например, располагать фигуры так, чтобы все красные фигуры (и только они) оказались вне обруча. После расположения всех фигур предлагается два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? (Предполагается ответ: «вне обруча лежат все не красные фигуры»). При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри обруча, а какие вне.

 Литература

  1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  2. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М.: Просвещение 1995.
  3. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду (старшие группы): пособ. для воспитателя дет. сада - М.: Просвещение, 1982. - 96 с.
  4. «Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от   3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.

Памятка для родителейhttp://framepiconline.com/frames/preview/detsad/53c3b40d23967_b.png

по сенсорному развитию детей.

                                        Уважаемые родители!

         Для того, чтобы планомерно и систематически осуществлять

сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать

основные принципы построения общения с детьми:

         Говорите с ребенком – сначала называя окружающие

предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов,

объясняйте окружающий мир, рассуждайте вслух.

        Задавайте ребенку как можно больше вопросов.

        Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка

и никогда над ними не шутите.

       Уважайте его интеллектуальный труд.

        Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории.

        Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение – это всегда немного общение «на вырост».

        По возможности много путешествуйте с ребенком, ходите с ним в музеи.

        Проводите совместные наблюдения и опыты.

        Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка.

        Поощряйте его инициативу и самостоятельность.

       Создавайте условия для реализации его замыслов.

       Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.

Любознательные дети растут у любознательных родителей.

Открывайте мир

вместе с вашим ребенком.

http://graphics.in.ua/cat/PSD.Let's.Draw!.Photo.Template.For.Kids.2740x3425.jpg

                               

                                         МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ    

       РОДИТЕЛЕЙ  ПО  СОЗДАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ

СРЕДЫ В СЕМЬЕ

         Желательно чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов –   дерева, глины, металла, разных по фактуре тканей и т. п.

        Необходимы игрушки контрастных размеров, цветов, различной формы.

        Развивающую среду следует пополнить разрезными картинками, кубиками с картинками, парными картинками, пирамидками,  формами-вкладышами, шнуровками и т. д.

        Развивающие и обучающие книги для детей, которые помогают ребенку   развиваться, приобретать новые знания в различных областях.

        Развивающую среду необходимо пополнять занятиями по изодеятельности:  аппликация, лепка, рисование.

        

Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания»

     Сенсорное воспитание -  это развитие его восприятия ребенком  и формирование его  представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

     Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов. Выделяют эталоны: цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый), формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.), величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.), вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный), обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.).

     Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.) Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.) Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.).

     Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

     В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине.

      В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закреплённые в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

      В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух – то есть  различение речевых звуков. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребёнка в школе.

           В семье необходимо создать предметно-развивающую среду. Игрушки ребёнка должны быть изготовлены из различных материалов, игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки,  матрешки и т.д.

     Игрушки, в которых используются  разные принципы извлечения звука.

     Шумящие и гремящие игрушки можно изготовить самостоятельно. Необходимо иметь несколько видов мозаики, шнуровки, конструкторы, книги с изображением окружающих предметов, животных.

  Сенсорное развитие ребенка  является залогом его  успешного осуществления  разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное  воспитание должно планомерно и систематически включаться  во все моменты жизни ребёнка.

Семинар-практикум для родителей «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

Цель: познакомить и научить родителей сенсорному развитию детей в домашних условиях.

Задачи:

1. Вести понятие и важность сенсорного развития детей дошкольного возраста.

2. Дать на личном опыте прожить сенсорный опыт.

3. Научить на практике применять полученные знания опыт.

Оборудование:

• Столы

• Мелкие предметы (шишки, камешки, ракушки, бусинки, каштаны, желуди, пробки пластмассовые и др.)

• Продукты – груша, мандарин, хлеб черный и белый, яблоко, банан

• Для запаха – мед, кофе, мята, пихта, лимон, яблоко.

• Ножницы и бумаги

• 2 сосуда Переливание воды из сосуда в сосуд

• шарик

• коробки из-под конфет

1. Приветствие. Здравствуйте! Я рада вас всех видеть на моем очередном родительском семинаре. Тема у нас сегодня сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Для начала познакомимся, меня зовут Ольга, в группе мы обращаемся друг к другу на Ты, Как вам это?

2. Мы будем передавать по кругу игрушку «Называете свое имя и продолжаете фразу Я лучше всех умею….»

3.В руку каждого участника из волшебного мешочка кладется предмет (руки родителей находятся за спиной)

Предлагается задание: рассказать о предмете, который попал к ним в руки, не называя его название.

4. Мини-лекция

Что такое сенсорное развитие дошкольников.

5. Упражнение. Обонятельное восприятие.

По кругу предлагаю всем закрыть глаза и понюхать предъявляемые запахи.

• Лимон

• Мята

• Кофе

• Пихта

• Яблоко

• Мед

Ваша задача определить аромат.

6. Затем я попрошу вас сейчас закрыть глаза послушать. Слуховое восприятие.

• Звук режущей бумаги

• Звук мнущейся бумаги

• Переливание воды из сосуда в сосуд

• Катящейся шарик по столу

• Шуршание коробки из-под конфет

Обсуждение в кругу как это было.

7. Упражнение. Вкусовое восприятие.

Предлагаю вам в очередной и последний раз закрыть глаза и понаблюдать за своими ощущениями

продукты:

• Банан

• Мандарин

• Груша

• Яблоко

• Хлеб белый

• Хлеб черный

8. Самостоятельная деятельность.

Придумать игры для детей на развитие речи, математики, логики, на столах с заранее приготовленными материалами.

Подручные средства на кухни:

• Прищепки цветные, можно разного размера

Крупы: пшено, фасоль, гречка, горох

• Пробки пластмассовые

• Коробочки от киндер-сюрпризов

• Коробки из-под конфет

• Посуда одноразовая цветная

• Деревянные ложки

• Воронка

9. Шеринг.

Наш семинар подошел к концу. Давайте передадим по кругу игрушку и поделимся впечатлениями.

• Как мне было? Какой опыт я получил?

• Что я беру с собой на заметку?

• Я заканчиваю с чувством? Настроением?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

Значение сенсорного развития в раннем возрасте. Краткое описание дидактических игр по сесорному воспитанию, систематизированных по направлениям....

Авторское дидактическое пособие для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста "Дидактический сенсорный коврик Мальчик и Девочка"

Данное дидактическое пособие поможет малышам как адаптироваться к условиям детского сада, так и развить сенсорные способности...

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения на развитие тактильных ощущений, для закрепления понятий формы, величины,цвета....

"Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является пробле...

Доклад по теме "Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представл...