Статья на тему: "Сенсорное воспитание детей с ЗПР. Задачи,формы и методы сенсорного воспитания".
статья (младшая группа) на тему

Задачи,формы и методы сенсорного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx14.26 КБ
Файл 2.docx15.01 КБ
Файл 3.docx11.94 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАЧИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ

Сенсорное воспитание на занятиях является основой организации чувственного'опыта детей.Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и представлений детей.

Умение рассматривать,воспринимать предметы и явления формируется успешно лишь тогда,когда дети ясно понимают.зачем нужно рассматривать тот или иной предмет,слушать те или иные звуки.По-тому.обучая восприятию различных предметов и явлений,необходимо четко объяснять детям смысл их действий.Этот смысл становится особенно понятен детям,если они затем используют свои преставления в практической деятельности;в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным. Основная задача сенсорного воспитания заключается в том.что-бы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления,которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования,конструирования,звукового анализа слов.труда в природе и т.д.Таким образом .сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью.

Специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности мы называем обследованием.Обследование-основной метод сенсорного воспитания детей.В процессе его дети овладевают умениями воспринимать такие свойства предметов и явлений,как величина,форма,пространственные отношения,цвет,особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков.Все эти свойства составляют содержание сенсорного воспитания.С другой стороны,с этими свойствами дети сталкиваются и в известной мере овладевают ими в процессе разнообразной содержательной деятельности. Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и других свойств предметов.Ему самому еще очень трудно разобраться во всем этом многообразии,и он нуждается в помощи воспитателя(взрослого).Воспитатель организует чувственный опыт



Предварительный просмотр:

ребенка,используя определенный общественный опыт. В процессе общественно-исторического развития человечество систематизировало все многообразие свойств предметов.Были выделены основные формы предметов(шар,круг,квадрат и др.),основные цвета и т.д.Овладение этими основными формами,цветами и т.д. и их словесными обозначениями облегчает ребенку ориентировку в окружающем мире.Столкнувшись,например,с предметом той или иной формы,ребенок может соотнести ее с известными ему основными формами,отметить сходство и различия:»Это как овал», «Это похоже на кубик» и т.д.Приобретенные знания и умения помогают детям правильно анализировать различные формы предметов, их цвет и воспроизводить затем в рисунках.в постройках. Эти основные формы,основные цвета выступают как эталоны,образцы,которые помогают детям разобраться во всем многообразии свойств предметов.Эталоны входят как составная часть в содержание сенсорного воспитания.Причем эта часть чрезвычайно существенна: овладение ею в значительной степени определяет общий успех в сенсорном воспитании детей.Поэтому одна из важных задач сенсорного воспитания детей-формирование у них представлений о такого рода эталонах.

Для повышения эффективности образовательной работы,сенсорного воспитания и обучения большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения:учебные занятия.дидактические игры,дидактические упражнения.

Ведущей формой сенсорного воспитания и обучения являются занятия,основанные на прямом обучающем воздействии педагога, его указаниях и образцах словесного,наглядного и действенного характера.Планомерное развитие у детей восприятия и представлений о цвете,форме и величине предметов осуществляется в процессе обучения изобразительной деятельности,конструированию, родному языку и др.

В современной системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями определенное место отводится занятиям иного характера,которые проводятся в форме организованных дидактических игр.На занятиях такого рода сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме.связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка,усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе учебной деятельности,а в ходе интересных игровых действий(прятания и поиска,отгадывания и загадывания,изображения различных жизненных ситуаций,соревнования в достижении результата).



Предварительный просмотр:

Важное значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками ( с наборами геометрических фигур.дере-вянными сборно-разборными игрушками,вкладышами и др.).Эти упражнения,основанные на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактических игрушек,материалов(собрать,разложить,составить целое из частей,вложить в отверстие соответствующей формы и др.) позволяют совершенствовать сенсорный опыт ребенка.являются полезными для закрепления представлений о форме,величине.цвете предметов.

В зависимости от задач сенсорного и умственного воспитания,возраста и опыта детей воспитатель может использовать разные занятия, руководить развитием ощущений,восприятий и представлений в наиболее подходящий для данного момента форме-учебном за-нятии,дидактической игре или сенсорном упражнении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: «Сенсорное воспитание детей с нарушением зрения»

Цели и задачи: дать родителям представление о важности сенсорного воспитания детей с нарушением зрения, дать практические рекомендации по п...

Статья: Сценарий проведения родительского собрания по теме: «Сенсорное воспитание детей с нарушением зрения»

Вступительное слово педагога: “Дорогие родители! Поздравляю Вас с началом учебного года. Желаю Вам и вашим детям крепкого здоровья и успехов  в   освоении дошкольной программы. Cе...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Консультация для воспитателей «Задачи, формы и методы сенсорного воспитания детей»

В консультации дано определение понятия "сенсорное развитие", рассказано о его значении, основных задачах сенсорного воспитания в разные возрастные периоды жизни дошкольника. ...

Статья на тему: "Сенсорное воспитание детей младшего возраста с использованием развивающих игр Воскобовича В.В"

Сенсорное воспитание детей составляет фундамент общего умственного развития ребёнка и имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка  в...

Дидактическая игра как метод сенсорного воспитания детей раннего возраста

В статье актуализируется вопрос о значимости сенсорного воспитания и развития в раннем возрасте как основы развития умственных способностей. Среди методов особое внимание автор уделяет дидактической и...

Статья: «Принципы и методы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста»

Мнение большинства ученых совпадает, что именно ранний и дошкольный возраст является наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающ...