Выступление на РМО. «Деловая игра для педагогов»
материал по коррекционной педагогике

Организация коррекционно - логопедической работы в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx33.16 КБ

Предварительный просмотр:

       

Выступление на РМО

 «Деловая игра для педагогов»

(организация коррекционно-логопедической работы в детском саду)


В нашей работе главная цель - развитие речи детей,
В ногу со временем следуем ей!

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями.

Цель семинара-практикума: Оказание помощи воспитателям и логопедам в организации коррекционной работы по речевому развитию на занятиях.

Задачи:

  • Развивать  творческую деятельность педагогов и обеспечивать качество образования коррекционной работы с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.
  • Создавать благоприятные условия для познавательно-речевого развития, формировать фонематическую готовность к исправлению трудных звуков у дошкольников.
  • Совершенствовать педагогическую компетентность логопедов и воспитателей  по проблемам речевого развития дошкольников.
  • Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между учителями-логопедами  ДОУ.

Интеграция образовательных областей:

  • речевое развитие
  • познавательное развитие
  • физическое развитие.

Структура проведения деловой игры

1. Организационный момент

2. Речевые игры на развитие зрительного восприятия, памяти, активизации речи и мышления

  • артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики);
  • игра «Похожие слова»;
  • игра «Кошка» (обогащение словаря);
  • «Скороговорки» (развитие дыхания и голоса);
  • Физкультурная минутка ;
  • «Чудесный мешочек» (развитие общей моторики, мелкой моторики);
  • игры-перевёртыши;
  • игры на развитие фонематического слуха;
  • игры на развитие фонематического восприятия.

3. Заключительная часть. Итог

1. Организационная часть

Ведущий:

-  Добрый день, уважаемые коллеги!

Внимание! Внимание!
Сегодня на повестке дня гениальная идея одна:
Всем предлагаю активное участие принять!
С коллегами опытом поделиться,
В педагогической работе это пригодится!

- Предлагаю поиграть в  речевые игры - активизируем речь и мышление.

Участники семинара – практикума делятся на две команды : «Говоруньи»  и «Болтуньи». Затем проводятся конкурсы. Жюри  оценивает каждый конкурс от одного до трёх баллов.

Основная часть

Задание № 1.

Разминка

Ведущий :

- Как называется гимнастика для языка? (артикуляционная)

- С помощью стихотворной сказки и показом движений предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику:

- В недалёкой деревушке жили-были,
Не грустили - старичок со своею старушкой.
Утром, открыв окошко, проветривали свою избушку. - (
открываем широко рот)

В деревню к ним пожаловали гости:
Толстые внуки приехали в гости -  (
надуваем щёки),
А  с ними худые - лишь кожа да кости -  (
втягиваем щёки).
Старик со старухою всем улыбнулись-  (
губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)
Поцеловать они всех пытались -  (
губы тянутся вперёд).

Утром проснулись - в улыбочке губы, -  (снова широкая улыбка).
Чистили  все свои верхние зубы -  (
широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи-  (
соответствующие движения широким языком)
С нижними зубками тоже мы дружим-  (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

Не забываем: полощем свой ротик чистой водою,
Чтоб свежим был ротик!-  (
втягиваем щёки, надуваем)
Чашечки ставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На чай подули и остудили -  (
подуть с «чашечки» вверх).

Блин испекут и на блюдца положат -  (широкий язык лежит на нижней губе)
Блин пожуём, завернём и прикусим - (покусываем распластанный язык, затем заворачиваем  за нижние зубы и покусываем)
Блинчик с вареньем  - малиновым вкусным -  (
облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чаю попили - никто не обижен - («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак - варенье  мы слижем! - (кончик языка облизывает губы по кругу).
Скажем: «Спасибо!», вприпрыжку из дома!

На улице ждёт интересного  много!
Дед  для внучат приспособил качели-  (
широкий язык ставим по очереди то за верхние, то за нижние зубы)
Все дети на них покачаться успели.
Дед пересел на коня, внуки тоже,
Он перешёл на галоп, дети тоже…-  (
щёлкаем языком),

Вот замедляет лошадка шажочки,-  (медленное цоканье с растягиванием подъязычной уздечки),
Что же мы видим?  Мы видим грибочки! - (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
Мы их срезаем, в корзинку кладём,
И на лошадке домой привезём!- (цокаем языком)

Вот и сказке нашей подошёл конец,
Кто слушал «Молодец!»

Конкурс №1

- Знание органов артикуляции (от 1 до 3 баллов)

Ведущий по очереди задаёт вопросы командам :

- Какой главный артикуляционный орган у человека? (язык)

- Какие части языка вы можете назвать? ( кончик , спинка, корень, боковые края)

- Какие органы артикуляции участвуют в образовании звуков? ( язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки, носовая полость)

- Как образуется голос?  (воздух проходит через голосовые связки,  которые то смыкаются , то размыкаются)

- Знание артикуляционных упражнений (от 1 до 3 баллов)

Каждая команда получает картинки с изображением артикуляционных упражнений ( можно на слайдах). Команды должны назвать упражнения, показать , как они выполняются и сказать для постановки каких звуков  они используются :

1 команда – «Горка», «Чашечка», «Грибок», «Качели»

2 команда – «Лопатка», «Чистим верхние зубки», «Маляр», « Иголочка»

«Горка», «Лопатка» - свистящие,

«Чашечка», «Чистим верхние зубки» - шипящие

« Лошадка», «Маляр» - Р

«Иголочка», «Качели» - Л

Конкурс №2

Речевые игры (для активизации речи и мышления).

Задание № 2Игра «Похожие слова»

Ведущий :

- Есть сладкое слово - конфета,
 Есть быстрое слово - ракета,

  Есть кислое слово - лимон! ....

Задание:

- Вы, коллеги, не зевайте,
 Слово к слову подбирайте!

- Подберите существительные к прилагательному по ассоциации.(1 балл за слово)

Быстрые слова - (ракета, самолет, тигр, орел)

Сладкие слова - (конфеты, торт, пирожное, сахар)

Веселые слова - (праздник, клоун, подарок, музыка)

Кислые слова – ( лимон, клюква, виноград, яблоко)

Задание № 3. Игра «Кошка»

Ведущий :

- Отгадайте загадку:

- Вчера была мышегонятельная,
 Вполне сметаноуплетательная,
 Сегодня я диваноспальная,
 Вполне подушкоодеяльная 

(кошка).

Задание:

- Подберите как можно больше глаголов к этому существительному.

- Что умеет делать кошка? : (1 балл за слово)

бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять, кусаться, царапаться, есть, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться, умываться, кувыркаться.

- Подберите как можно больше  прилагательных.

- Кошка бывает какая?(1 балл за слово) :

Пушистая, игривая, весёлая, усатая, полосатая.

- Подберите как можно больше существительных.

- Что любит  кушать кошка? (1 балл за слово) :

 Молоко, мышку, рыбу, мясо, сметану, корм для кошек.

Конкурс №3

Задание № 4. 

Cкороговорки

Ведущий :

- С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио, чтобы дикция была чёткой.

- Мы же используем скороговорки  при автоматизации поставленных звуков  у воспитанников.

-  В народе говорили  - «Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку…»

Ведущий предлагает командам карточки со скороговорками ( каждая скороговорка  оценивается от 1 до 3 баллов)

( на карточках скороговорки и определённый эмоциональный настрой)

- Проговорите скороговорку с эмоциональным настроем:

  • На реке поймали рака, из-за рака вышла драка! (радостно).
  • Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель…(печально).
  • Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли,

Но щенок породы колли убежал от Поли в поле. (удивленно).

  • Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!
    Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!» 
    (раздраженно)

Конкурс №4

Задание № 5. «Чудесный мешочек»

Команды по очереди  достают из «чудесного мешочка»  предметы, рассказывают о его использовании в работе с детьми.

Предметы:  шишка, прищепка, пуговица, шнурок, бусы, карандаш, погремушка, зубная щётка, мячик, вата, конструктор, пирамидка.  (1 балл за предмет).

Конкурс № 5

Задание № 6. «Игры-перевёртыши»

Ведущий :

- Дети не всегда чётко умеют выразить свои мысли, но в любом случае мы должны уметь их понимать.

- «Переведите» пословицы и поговорки на русский язык. (1 балл за правильный ответ)

Пословицы и поговорки:

  • Счастье перемещается кучами - «беда не ходит одна».
  • Уйти от новой стиральной машины - «остаться у разбитого корыта».
  • От смелости затылок мал - «У страха глаза велики».
  • Тот не заблудится , кто спрашивает –« Язык до Киева доведёт».
  • Молчаливый рот – золотой рот – «Слово серебро, а молчание золото».
  • Сын леопарда – тоже леопард – « Яблоко от яблони недалеко падает».

Строчки из стихотворений:

  • Во поле берёзку срубили - «В лесу родилась ёлочка».
  • Ты ненавидишь мою коровку - «Я люблю свою лошадку».
  • Ваша Маша тихо смеётся «Наша Таня громко плачет».

Названия сказок и книг:

  • Лиса и шестеро цыплят - «Волк и семеро козлят».
  • Утки - индюшки «Гуси - лебеди».
  • Бледненький кустик «Аленький цветочек».
  • Пёс без босоножек - «Кот в сапогах».
  • Квадратик - «Колобок».

Ведущий :

- А теперь, посмотрим, как мы понимаем друг друга.

Задание для педагогов - отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.

  • Василий Иванович остается на работе - «Иван Васильевич меняет профессию».
  • Грустные взрослые - «Веселые ребята».
  • Громче стоишь - ближе не будешь - «Тише едешь - дальше будешь».
  • Крик баранов - «Молчание ягнят».
  • Мужик на телеге - мерину тяжелее - «Баба с возу - кобыле легче».
  • С ленью не засунешь и птицу в море - «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
  • Холодные ноги - «Горячие головы».
  • Не бойся велосипеда - «Берегись автомобиля».
  • В симфоническом оркестре не только мальчики - «В джазе только девушки».
  • Ручной кактус «Дикая орхидея».

Задание № 7. «Объявление» (1балл за предложение)

- Составьте рекламное объявление для газеты о купле, продаже, обмене из 3-5 слов так, чтобы все слова начинались на один звук

Например: на звук [К]

Куплю красивую кошечку.

Как один из вариантов, можно составить предложение, в котором все слова начинаются на один звук.

Например: на звук [П]

Петя подарил Павлику пирамидку.

Конкурс № 6

Задание № 8. «Фонематический слух»

Ведущий :

- Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, который человек способен слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове.

Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". И вот уже «козой косят луг», «коса щиплет травку», а «Мишина машина превращается в мыши на машине».

- Продолжи предложение:  (за правильный ответ 1 балл)

  • Портфель я выронил из рук,
    Такой большой на ветке … 
    (жук)
  • Шел по лесу шустрый мишка,
    На него свалилась … (
    шишка)
  • Здесь в лесу есть злые звери,
    Запирайте на ночь … (
    двери)
  • Тише, Танечка, не плачь,
    Не утонет в речке 
    … (мяч)
  • Как-то вечером две мышки
    Унесли у Пети 
    … (книжки)
  • Не полезет Влад на ель
    У него в руках … (
    портфель)
  • «Я трудиться не привык!»
    Отвечает … 
    (грузовик)
  • Cобирали васильки
    на голове у нас … (
    венки)

Задание № 9. «Фонематическое восприятие»

Игра : « Определи место звука в слове» (физминутка)

Ведущий :

- Если в слове , которое я произнесу , звук Л слышится в начале слова_ вы поднимаете руки вверх и потягиваетесь.

- Если звук Л в середине слова – руки на пояс .

- Если звук Л в конце слова – наклонитесь вперёд и руки на колени.

Слова: лампа, кулак, стол, осёл, волосы, полка, лыжи, лопата, палатка, футбол, лошадь, дятел.

Ведущий :

- Фонематическое восприятие - это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»

Игра: «Отвечай - не торопясь»

Ведущий:

- Какое слово получится, если к слогу [РО] прибавить один звук?( за слово 1 балл)

(рот, ром, рог, ров, род, рок).

СО – сок, сор, сом

КО – кот, ком, код, кок

Игра : «Подбери слово к схеме» (1 балл за слово)

Ведущий:

- на слайдах схемы слов , состоящие из 3 звуков. Команды по очереди , подбирают и называют слова к этим схемам. Кто больше придумает слов.

(синий, красный, синий - сад, дуб, мак, жук, лук, рак, бак, сом, дом, кот;  зелёный, красный, синий - лес, рис, пёс, лис, кит, лев;  синий, красный, зелёный -  рысь, лось, гусь, сыч, семь, лещ, пень, день…)

3. Заключительная часть

Вот и закончилась деловая игра,
Подвести итог пора!

 Итог семинара-практикума

- Выразите одним словом свое мнение или впечатление о мероприятии, (педагоги передают мяч друг другу, высказываются).

Спасибо за внимание, за активное участие в семинаре-практикуме! Успехов в работе!

Жюри подводит итог.

Результаты конкурсов

Задания

1 команда

2 команда

Знание органов артикуляции (от 1до3баллов)

Знание артикуляционных упр. (от1 до 3)

«Похожие слова» (1балл за слово)

«Подбери слова к слову кошка»(1 б.за слово)

«Скороговорки» ( 1б. за скороговорку)

«Чудесный мешочек» (1б. за предмет)

« Игры – перевёртыши» (1б. за прав.ответ)

« Объявления» (1б. за предложение)

« Продолжи предложение» (1б. за прав.ответ)

« Отвечай не торопясь»(1б. за слово)

« Подбери слово к схеме» (1б. за слово)

ИТОГ

Список литературы

  1. Т.Б.Буденная. Логопедическая гимнастика Санкт-Петербург. «Детство – прогресс» 2001 год.
  2. М.Ю.Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. Москва «Сфера» 2003 год.
  3. Е.А.Каралашвили. Физкультурная минутка. Динамические упражнения. Москва ТЦ «Сфера» 2001 год.
  4. С.В.Коноваленко Развитие познавательной деятельности у детей. Москва Гном-Пресс, Новая школа 1998 год.
  5. Е.Н.Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. СПб: Корона 2004 год.
  6. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова Физкультурные минутки Москва ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак». 2004 год.
  7. Т.Е Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина. Основы логопедии - Москва Просвещение 1989 год.
  8. Е.Л.Набойкина. Сказки и игры с «особым» ребенком. СПб. 2003 год.
  9. Е.А.Алябьева. Психогимнастика в детском саду. Москва. 2003 год.
  10. Е.А.Алябьева. Развитие воображения и речи детей 4-7 ле.т Москва. 2005 год.
  11. М.Ю.Картушина. Быть здоровыми хотим. Москва. 2004 год.
  12. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - М.: И.Ц. Сфера, 2007.
  13. П.Деннисон, Г.Деннисон. Гимнастика для развития умственных возможностей «Брейн Джим» /перевод с английского А.В. Малушиной. М.: Изд-во Рос.откр. ун-та, 1992.
  14. Е.А.ДьяковаЛогопедический массаж. - М., 2004.
  15. Е.А.Каралашвили, Физкультурная минутка. Динамические упражнения. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  16. Е.Л.Ковалева, Ю.И. Остапенко. Учиться легко и весело. Практическое пособие по образовательной кинезиологии - Волгоград «Перемена», 1996г.
  17. В.В. Нищева.  Система коррекционной работы. - СПб.: Детство Пресс, 2001.
  18. Е.Л.Новикова. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. - М., 1999.
  19. Е.Л.Новикова. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР //Дошкольная педагогика, 2007 - №1.
  20. З.А.Репина. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи -Екатеринбург, 1996.
  21. Н.Семенова Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. - СПб., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете "Деловая игра для педагогов"

Выступление на педсовете "Деловая игра для педагогов"...

Выступление на педсовете деловая игра "Знаем, умеем, покажем"

Пополнение знаниу педагогов по развитию речи детей дошкольного возраста с ЗПР...

Выступление на педсовете.Деловая игра «Знатоки предметно-пространственной среды в ДОО»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования в освоении и реализации требований ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде в ДОО....

Презентация к выступлению "Деловая игра для педагогов "здоровье ребенка в наших руках"

Презентация  "Деловая игра для педагогов «Здоровье дошкольника в наших руках»...

Деловая игра для педагогов ДОУ «Кто на самом деле не умеет играть: дети или педагог?»

     Наверняка вы не раз слышали от коллег и сами лично делали такие выводы, что современные дети не умеют играть и что игры у них бестолковые и...