"Проектная деятельность учителя-дефектолога в работе с детьми с ОВЗ "
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Белякова Марина Александровна

В данном разделе вы познакомитесь с проектной деятельностью в работе учителя-дефектолога ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1672138553710.jpg

«Технология проектной деятельности в работе учителя-дефектолога в группе для детей с ТНР»

Белякова Марина Александровна

Учитель-дефектолог

МАДОУ д/с № 11 «Улыбка»

Компенсирующей направленности

Россия, Забайкальский край

«Технология проектной деятельности в работе учителя-дефектолога в группе для детей с ТНР»

С введением в действие нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений. Целью которого, является  обновление и повышение качества дошкольного образования, а также выравнивание базовых знаний выпускников дошкольных образовательных учреждений. 

Современные дети, к сожалению, становятся пассивными, не хотят познавать мир, а познание происходит посредством СМИ и компьютерных игр. Не желание детей познавать новое  приводят к тому, что каждый год увеличивается количество детей, не желающих идти в школу. К проблемам потери интереса познания , неустойчивости внимания прибавляются и речевые нарушения.  Наблюдается большой рост количества дошкольников с речевыми и не только проблемами. Педагоги встревожены, отмечая снижение мотивации детей к занятиям, к процессу познания, речевую примитивность и скудность.

Особенно сильно эта проблема очевидна педагогам коррекционной направленности. В последние 10 лет мы чаще наблюдаем снижение показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста. К сожалению, методы коррекционной работы с детьми с ТНР не всегда дают ожидаемого результата.

Согласно новым стандартам образования,  на этапе окончания дошкольного образования, ребенок должен достаточно хорошо владеть всеми видами речи (письменной и устной), уметь использовать ее для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания. Речь – это не только способность говорить, но и средство общения, орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр.

В современном мире, дефектология находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и внедрения в процесс обучения,  развития детей на всех возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с ОВЗ.

Одним из таких методов может быть проектная деятельность, которая является наиболее подходящим для решения данной задачи. Кроме того, он позволяет широко привлекать родителей.

Метод проектов – это педагогическая технология, особенностью  которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Ребенок рождается исследователемПо многолетним наблюдениям за детьми , опыт показывает, что дети хотят новых впечатлений, они очень любопытны и любознательны, постоянно стремятся экспериментировать и наблюдать , самостоятельно искать информацию о мире в целом , а мы –взрослые рассматриваем, как важнейшие черты детского поведения. Дети   удовлетворяют свою любознательность в процессе исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, а с другой – развивает свои коммуникативные способности.

 Эффективность данного метода в работе дефектолога – это значительное снижение активности взрослого, возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, предоставление ребёнку возможности самостоятельности, сотрудничества, сотворчества, интеллектуального и творческого саморазвития. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Самая главная цель - помочь ребенку поверить в себя, в свои силы и верить , что у него всё получится. Наибольший восторг у детей именно то, что нашел и доказал сам. Ведь всегда можно найти что-то интересное и увлекательное как в повседневной жизни, так и в образовательном процессе.

Работа дефектолога с родителями всегда тесная, вариативная. Основные формы взаимодействия  с родителями это: индивидуальные консультации, родительские собрания, мастер- классы в группах, где родители делятся своими умениями. А дети с большим интересом наблюдают за действиями своих родителей; информационные стенды, оформленные в приёмных детского сада. Не всегда  удается мотивировать родителей на активную работу по речевому развитию их ребенка. Организация проектов показывает положительные результаты в плане мотивации родителей, повышает их заинтересованность на активное участие в образовательном процессе. Такой эффект может дать организация проектной деятельности для детей и родителей с дефектологом.

В нашем МАДОУ д/с 11 «Улыбка» сложилась традиция ежегодно проводить проектную деятельность. Дети совместно с учителем- дефектологом и воспитателем группы проходят все этапы проектной деятельности. Детям с ОВЗ сложно усваивать новый материал, запоминать новые слова. Из-за неустойчивого внимания они забывают часто название того или иного предмета, не могут образовывать сложные слова и предложения. Проводя проекты на нашей группе, мы видим большие результаты в овладении детьми нового материала. Так как именно благодаря проектной деятельности, дети самостоятельно учатся добывать знания через различные ресурсы: книги, энциклопедии, общение со взрослыми. На начальном этапе формируется проблема , которая является стартом для подготовки материала дефектолога и воспитателя группы, начинают готовить материал к занятиям. Ставится цель, определяются задачи, находится проблема. На практическом этапе воспитанники, родители, педагоги находят важную информацию, которой делимся на протяжении запланированного времени. Проекты могут быть долгосрочными, которые длятся на протяжении года,  краткосрочные,  которые длятся  до 2 недель. В зависимости от выбранной темы определяется срок реализации проекта. Итогом работы является продукт: игра, пособие, лэпбук, поделка или новое умение, полученное при подготовки к проекту. Это самый интересный и заключительный этап в проектной деятельности. Так как ребёнок перевоплощается в мастера. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает знания и опыт. Он пополняет словарный запас, расширяет свои знания при помощи дополнительных ресурсов, а так же при общении со взрослыми и сверстниками.

У детей повышается самооценка. Они становятся более открытыми, несмотря на сложности в развитии. Детям очень нравится познавать что- то новое, исследовать, изучать, а в завершении подводить самостоятельно итог, делать выводы. Как показывает практика, проектная деятельность занимает важную роль в работе с детьми с ОВЗ. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми.

Хотелось бы закончить словами Антуана де Сент-Экзюпери, который в своих словах отражает весь смысл метода проектной деятельности:

«Не обижайте детей готовыми формулами, формулы -пустота; обогатите их образами и картинами,

на которых видны связующие нити.

Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов;

обучите их приёмам и способам, которые помогут их постигать»

Список использованной литературы

Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе //Логопед. — № 5, 2005.

Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников. — М., 2010

Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. — М.: Сфера, 2005.

Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. — М.: Арти, 2005.

Лаврова Л.Н., Чеботарева И.В. Проект основной образовательной программы ДОО. ТЦ СФЕРА,2016;

Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. — М., 2007.

Миронцева С.М. Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развития дошкольного.,СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС,2012;

Майер А.А. Конструирование рабочей программы педагога дошкольного образования.,М-2015;

Сыпченко Е.А Инновационные педагогические технологии. Методы проектов в ДОУ.СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2013;

Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации 2009

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. –М., 2007

Цейтлин С.Н., Язык и ребенок. Лингвистика детской речи.-М., 2000

Цейтлин С.Н., Погосян В.А., Еливанова М.А., Шапиро Е.И. Язык, речь, коммуникация: Словарь.-СПб.:2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

17.02.2019 «Метод проектной деятельности в ДОУ в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

laquo;Метод проектной деятельности в ДОУв работе с детьми младшего дошкольного возраста»С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Сам...

"Роль проектной деятельности в оптимизации логопедической работы с детьми".

Метод проекта предоставляет ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно  восприним...

«Проектная деятельность в детском саду: работа с детьми раннего возраста»

Метод проектов в работе с дошкольниками - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОМЕ РЕБЕНКА: РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Проектный метод, как никакой другой, способствует обеспечению каждому ребенку своевременного формирования ведущих умений, характерного для раннего периода жизни и зоны его ближайшего развития....

Опытно-экспериментальная деятельность учителя дефектолога в работе с детьми ОВЗ Проект – «Семья – детский сад»

Главное достоинство организации опытно-экспериментальной деятельности учителя дефектолога в работе с детьми ОВЗ заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучае...

Рабочая программа учителя-дефектолога (тифлопедагога) для работы с детьми с нарушением зрения

Рабочая программа учителя-дефектолога (тифлопедагога) для работы с детьми с нарушением зрения...