КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике

Селезнева Айгуль Венеровна
  1. Массаж ладоней, пальцев с помощью карандашей, массажных мячиков, грецких орехов.

Цель:

Развитие ручной умелости с помощью массажа рук предметами.

Задачи:

- Формировать навыки выразительности, пластичности движений;

- Развивать координацию движения рук;

- Развивать речь и активизировать словарь.

Материал:

Карандаши, грецкие орехи, орехи каштана, массажные мячи, зубные щетки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

  1. Массаж ладоней, пальцев с помощью карандашей, массажных мячиков, грецких орехов.

Цель:

Развитие ручной умелости с помощью массажа рук предметами.

Задачи:

- Формировать навыки выразительности, пластичности движений;

- Развивать координацию движения рук;

- Развивать речь и активизировать словарь.

Материал: 

Карандаши, грецкие орехи, орехи каштана, массажные мячи, зубные щетки.

Упражнения с массажным мячикомC:\Users\esirev\Desktop\1.jpg

Упражнение с грецким орехом: «Орех»

Прокачу я свой орех

По ладоням снизу вверх,

А потом обратно,

Чтоб стало мне приятно.

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Вокруг земли луна летает,

А вот зачем -  сама не знает.

(Движения соответствуют тексту). Комплекс упражнений для развития мелкой моторики с грецким орехом.

Взять грецкий орех в правую руку и крепко сжать на счет 5. Повторить упражнение для левой руки.

Правая ладонь прямая, пальцы крепко прижаты друг к другу. Прокатывать грецким орехом от запястья до кончиков пальцев и обратно. Повторить упражнение для левой руки.

Кисть правой руки лежит на столе ладонью вниз. Грецкий орех катается вперед и назад по направлению косточек. Повторить упражнение для левой руки.

«Колобок». Грецкий орех лежит на левой руке, правая рука – сверху. Катаем, катаем, крепко прижимаем. Повторить упражнение для правой руки.

«Упрямый орешек». Пальцы на обеих руках крепко прижаты друг к другу, грецкий орех зажимается между ними – проталкивается между пальцами.

«Крышечка». Пальцы собираются в горсточку – грецкий орех прокатывается между ними.

Грецкий орех берется большим и указательным пальцами правой руки, затем большим и указательным пальцем левой руки, затем большим и средним пальцем правой руки, затем большим и средним пальцем левой руки и т.д. Пальцы меняются поочередно с проговариванием.

 

После каждого упражнения выполняются упражнения на расслабление рук (уронили ручки вниз и расслабились).

Упражнения с карандашами

(карандаши должны быть неоточенными, для того чтобы дети не поранились)

Грани карандаша легко «укладывают» ладони,активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

 «Утюжок»

   Прокатывание карандаша по коленям.

Возьмите  карандаш. Положите его на колени. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатайте карандаш по коленям.

          

«Добывание огня»

Прокатывание карандаша между ладонями.

Положите карандаш на одну ладошку. Прикройте его другой. Прокатывайте карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее. От кончиков пальцев к запястьям.

«Ладошка»

 Обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны.

Положи на стол ладонь. Широко раздвинь пальцы. Обведи несколько раз каждый палец тупым концом карандаша.

2. Пальчиковая гимнастика

Цель: 

- Развитие мелкой моторики рук и речи ребенка.

Задачи:

         - Повышать работоспособность головного мозга;

         - Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

         - Развивать тактильную чувствительность.

Упражнения с пальчиками

  •  

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг, в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул. (поочередно загибаем пальчики)

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди! (пальцем правой руки грозим оставшемуся пальчику)

Встали пальчики. Ура! (разжимаем кулачок)

В детский сад идти пора!

Разотру ладошки сильно (растираем ладони)

Каждый пальчик покручу … (захватывают каждый пальчик у основания и выкручивающим движением доходят до ногтевой фаланги)

(затем руки я помою… («моют руки»)

пальчик в пальчик я вложу… (пальцы складывают в «замок»)

на замочек их закрою

и тепло поберегу.

Выпущу я пальчики –

Пусть бегут, как зайчики (расцепляют пальчики и перебирают ими).

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю-

Всех я вас приветствую!

(На первые четыре строчки пальцы одной руки по очереди «здороваются» с пальцами другой, похлопывая друг друга кончиками. На пятую и шестую строчки ладошки крепко жмут друг друга).

3.Упражнение «Утюжок»

Цель: 

Развитие умения детей сминать лист бумаги, тетрадный лист, салфетку и за тем разглаживать их.

Задачи:

- Развивать мелкую моторику рук,

- Развивать координацию движения рук;

- Развивать тактильное восприятие.

Материал: 

Лист бумаги, тетрадный лист, салфетка.

4. Игра «Разноцветные прищепки»

Цель: 

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей.

Задачи:

- Развивать познавательную активность детей;

- Обогащать сенсорный опыт детей 2-3 лет;

- Воспитывать усидчивость, умение принимать воображаемую игровую ситуацию.

- Выполнять действия с предметами.

Материал: 

Прищепки разного цвета, заготовки различных картинок.

Бельевой прищепкой на ударный слог стихотворения поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После каждого двустишия-смена рук.

Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

-Но я же играю с тобою, малыш!

-А будешь кусаться-скажу тебе «кыш!».

5. Игры с фасолью, горохом: «Найди игрушки»

Цель:

Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Задачи:

- Развивать координацию движения рук;

- Развивать внимание;

-  Создавать условия для активизации словаря ребенка.

Материал:

Емкость, наполненная фасолью, горохом, мелкие предметы.

Горох.

Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.

В миску насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

Фасоль.

На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.

В миске не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне — игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

Тесто.

Опустить кисти рук в «бассейн» и изображать, как месят тесто.

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

Лодочка.

Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности «сухого бассейна».

Лодочка плывёт по речке,

Оставляя на воде колечки.

Повар.

Выполнять круговые движения кистью в «сухом бассейне» по часовой стрелке и против неё.

Варим, варим, варим щи,

Щи у Вовы хороши!

Стираем платочки.

Выполнять движения раскрытой ладонью по дну «сухого бассейна» в направлении вперёд-назад, пальцы разведены.

Мама и дочка стирают платочки.

Вот так, вот так!

Постирали и отжали.

Ох, немножко мы устали.

Колобок.

Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

Напрягаем пальцы.

Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.

Только уставать начнём,

Сразу пальцы разожмём,

Мы пошире их раздвинем,

Посильнее напряжём.

Ладошки здороваются.

Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Сплести пальцы рук, соединить ладони и стискивать их как можно сильнее. Затем расслабить руки и слегка пошевелить пальцами.

Наши пальчики сплетём

И соединим ладошки.

А потом как только можем

Крепко-накрепко сожмём.

Лягушки.

Сжать руки в кулачки и положить их на дно «бассейна» пальцами вниз. Резко распрямить пальцы (руки как бы подпрыгивают) и положить руки на дно «бассейна» с растопыренными пальцами.

Две весёлые лягушки не минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки, только брызги вверх летят.

Пальцы играют.

Опустить руки в «сухой бассейн». Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее,затем расслаблять их и разжимать.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем разгибать.

6. Игра со шнурком: «Кто, что ест»

Цель:

 Развитие движения пальцев рук, координации движений.

Задачи:

- Развивать мелкую моторику рук;

- Способствует развитию, действия рук и формирует ручную умелость;

- Стимулирует развитие речевой активности детей;

- Развивает внимание, усидчивость.

Материал:

Листы картона с  картинками животных, картинками еды для животных, шнурок.

     7.Самомассаж ладоней и пальцев рук с помощью мячиков с шипами, бигудями-липучками, щетками, расчёсками, зубной щеткой

Я мячом круги катаю,

Взад-вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь -последний трюк:

Мяч летает между рук!

 Повторение упражнений со сменой руки.

 

Птичка.

Птичка веток набрала (2 раза).

Крепко гнёздышко свила,

И снесла яичко

Умница-синичка.

Ты яичко покатай,

Но из рук не выпускай.

Очень хрупкое оно,

Так у птиц заведено.

Дети касаются мячиком каждого пальца правой, затем левой рукой. Сводят обе ладони «гнёздышком» вместе с мячиком («яичком»). Катают мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо-влево между ладонями.

Колючий ёжик.

Катится колючий ёжик,

Нет ни головы, ни ножек.

По ладошке бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда,

Мне щекотно, да, да,да.

Уходи колючий ёж в тёмный лес,

Где ты живёшь!

Мячик между ладошками — вперёд-назад.

Мячик между ладошками — круговые движения по ладони.

Движения по пальцам правой руки,затем левой.

Пускаем по столу и ловим подушечками пальцев.

Самомассаж ладоней бигудями-липучками.

Прокатывание бигудей-ёжиков между ладонями с проговариванием стихотворных текстов из пальчиковой гимнастики.

Самомассаж ладоней бытовыми щётками, расчёсками для волос.

На каждый ударный слог осуществляются движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движения- к себе.

Гладила мама-ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!».

Самомассаж зубной щёткой.

Массаж пальцев начинается с большого и до мизинца.

Растирать зубной щёткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Я возьму зубную щётку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики-удальчики.

8.  Пальчиковый театр

Цель:

- Развитие речи детей, координированных движений мелких мышц, пальцев и кистей рук.

Задачи:

- Развивать память, мышление;

- Пополнять словарный запас;

- Формировать и совершенствовать чувство ритма;

- Доставлять детям радость от обыгрывания сказок.

Материал:

- Пальчиковые куклы.

Моя семья

Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой. 

Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама, 
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа, 
Это - дед.
И у нас разлада нет.

Куклы – топотушки

Топ-топ - Учимся ходить!

Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам,взрослым,но и к детям: неуклонно растёт объем знаний, который нужно им передавать.Речевые области головного мозга человека...

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В.А. Сухомлинский О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно,...

Консультация для воспитателей из опыта работы" Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования"

Предлагаются простейшие и в то же время интересные приемы работы с обычными подручными предметами с целью развития мелкой моторики ....

Консультация-практикум для родителей. Тема: Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

В данной консультации родителям предлагаются нетрадиционные упражнения для занятий с детьми по развитию  мелкой моторики рук с использованием бытовых предметов....

Картотека игр для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования

Игра с массажными мячиками ,с платочками, с ковриками, с крупными бигуди, с прищепками, со счётными палочками, с эспандерами, с длинными бигуди, с р...