«Использование устного народного творчества в развитии речи детей логопедической группы»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Развитие личности ребёнка с речевыми нарушениями, посредством приобщения к русскому  устному народному творчеству и оказание своевременной, профилактической и коррекционно – педагогической помощи.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_u.n.t.docx27.9 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

по теме:

«Использование устного народного творчества в развитии речи детей логопедической группы»

Воспитатель МДОУ детский сад

комбинированного вида № 28

Сафрайтер Елена Семёновна.

                               г. Ярославль 2020

Цель: 

Развитие личности ребёнка с речевыми нарушениями, посредством приобщения к русскому  устному народному творчеству и оказание своевременной, профилактической и коррекционно – педагогической помощи.

Задачи

Решения

Показать красоту русского языка(воспитывать интерес и любовь к народному творчеству);

Знакомство с русским  устным народным творчеством и его жанрами.

Развивать артикуляционный аппарат у детей старшего дошкольного возраста;

 Использование  частушки, частоговорки, потешки – развивают ритмичность, чёткость.

Развивать мелкую моторику рук;

Применение  пальчиковой  гимнастики и нетрадиционных техник в ИЗО.

Создавать в группе комфортный микроклимат;

Развивать у детей коммуникативные качества;

Проведение занятий  в форме путешествий в непринуждённой обстановке, основываясь на интересе детей.

Создавать и расширять предметно – развивающую среду.

В группе создана  развивающая среда в соответствии с данной темой и возрастными особенностями детей.

Структура фольклорного занятия:

  • Сюрпризный момент (организационный момент и постановка цели).
  • Словесные игры.
  • Артикуляционную гимнастику.
  • Чистоговорки и частоговорки.
  • Пальчиковую гимнастику.
  • Физкультминутки (русские народные игры, и игры хороводы).
  • Упражнения на дыхание.
  • Пословицы, поговорки ( вывод, итог).

Мною разработаны типы фольклорных занятий:

Типы занятий

Цикл занятий

Чисто - фольклорные

«Путешествие в сказку» - встреча со сказочными героями

«Русская горница» - знакомство с бытом

«Знакомство с русской народной одеждой»

Фольклорно - экологические

«Путешествие в лес» - сезонные экскурсии

«Знакомство  с природой»

Фольклорно - коррекционные

«Поможем сказочным героям»

Краеведение

«Мой город»

Перспективный план работы на учебный год

 с детьми подготовительной группы ( 6 – 7 лет)

 по  теме: «Использование  русского устного народного творчества с детьми логопедической группы».

Месяц

                                        Занятия

 

Развлечения

 

4-я неделя

месяца

1-я неделя месяца

2-я неделя месяца

3-я неделя месяца

Сентябрь

Определение уровня развития детей

«Что летом родиться, зимой пригодится…»

- беседа о лете, его дарах;

- повторение пословиц, поговорок, песенок….

«Вершки да корешки»

- знакомство со сказкой;

- д/и «Вершки – корешки»;

- загадывание загадок.

«В гостях у бабушки Загадушки»

-загадки об овощах, фруктах;

-придумывание загадок детьми;

-словесные п/и

Октябрь

«Вы скажите нам, откуда, появилось это чудо?»

-  рассказ о Дымковской игрушке;

- украшение

силуэтов Дымковской игрушки.

«Хлеб – всему голова!»

- беседа о хлебе, старинных способах его уборки;

- пословицы, поговорки о хлебе;

«Знакомство с русской  народной одеждой»

- сравнение с северной и южной (сарафан и юбка – понёва)

«Сказка в гости к нам пришла»

-литературная викторина по иллюстрациям и предметам обихода.

Ноябрь

«Путешествие в сказочную избушку»

- использование всех видов жанров устного народного творчества.

«Дикие животные»

-загадки о животных

- как подготовились к зиме;

- сказки о диких животных;

- словесные п/и

«Печка – матушка»

-загадки, пословицы о печке;

- рассказ о печке: зачем нужна, чем топили, о русском гостеприимстве.

«Осенняя ярмарка»-

 концерт детей

включает:

-хороводы и песни;

-конкурс частушек и загадок;

- танцы.

Декабрь

«Путешествие в Золотую хохлому».

- рассказ о традициях хохоломской росписи;

-рассматривание и выполнение основных элементов росписи;

- основные цвета росписи.

«Мороз Иванович»

- чтение сказки;

-русские народные сказки о зиме;

- повторить зачины и концовки.

«Знакомство с русской народной праздничной одеждой – платье сенокосица»

-сравнение повседневной  и праздничной одежды.

«Вечер загадок и отгадок о зиме»

(на зимние темы)

Январь

«Зимующие птицы»

-почему зимующие?

-как  подготовлены к сезонным изменениям в природе?

-как мы можем помочь перезимовать?

«Здравствуй гостья Зима»

- приметы, пословицы, игры;

-использование контрастных цветов  в рисовании.

«Рождество Христово»

-рассказы о рождении Христа;

-традиции встречи нового года;

- стихи о зиме.

Рождественские Колядки.

Февраль

«Наш земляк К.Д. Ушинский»

-биография;

-чтение рассказов;

-с/р игры;

-загадки,

скороговорки.

«Русские богатыри»

-рассматривание картины Васнецова «Три богатыря»;

-фотографии отцов и дедов детей, когда служили в армии;

-игры соревнования;

- чтение стихотворений, пение песен.

«Знакомство со свадебным нарядом»

-сравнение повседневной одежды со свадебным нарядом;

- свадебные традиции;

-запевки.

«Как на масленой неделе»

-заучивание новых песенок;

-как встречали масленицу наши предки(сжигание чучела);

-совместные посиделки с родителями.

Март

«При солнышке – тепло, при матушке – добро».

-«От чистого сердца, простыми словами, давайте друзья потолкуем о маме»;

-изготовление подарков;

-чтение стихов.

«Путешествие в старину» - в избушку бабы Яги

-знакомство с утварью и убранством старинной русской избы.

«Ярославль, любимый город, он всегда красив и молод»

-знакомство с традициями родного города;

-с достопримеча

тельностями города;

- заучивание стихов о родном городе.

«В гостях у бабушки Загадушки».

 - придумывание загадок;

- словесные игры.

Апрель

«Пасха –святое Христово воскресенье»

-писанки, пластилинография;

-р/н игры.

«Грач на горе – весна на дворе»

-почему грач прилетает первым?

-чтение закличек о весне;

-шаги весны – весенние приметы.

Итоговое «Русский народные костюм»

-вспомнить все виды.

«В гостях у бабушки Арины»

- чтение любимой русской народной сказки;

-мои любимые сказочные герои.

Май

«Русские узоры»

-повторение дымковской и хохломской росписи;

-стихи и загадки по теме.

«Прощание с горницей и сказочными героями»

-вспомнить русские народные сказки;

-пение частушек;

-рассказывание потешек;

-пословицы о дружбе.

Определение уровня развития детей

«Когда это бывает?»

-вечер загадок и отгадок.

Конспекты занятий по циклам прилагаются

(разработаны воспитателем Сафрайтер Еленой Семёновной)

Перспективный план работы на учебный год

 с детьми старшей группы ( 5 – 6 лет)

 по  теме: «Использование  русского устного народного творчества с детьми логопедической группы».

Месяц

                                        Занятия

 

Развлечения

 

4-я неделя

месяца

1-я неделя месяца

2-я неделя месяца

3-я неделя месяца

Сентябрь

Определение уровня развития детей

«Путешествие в лес» (занятие)

- приметы осени;

-стихи и загадки об осени;

-пословицы по теме.

«Знакомство с тряпичной куклой «

-элементы русской народной одежды;

- интерьер избы.

«Что летом родится , то зимой пригодиться»

-беседа о лете4

-повторение пословиц, поговорок, песенок;

-загадывание загадок о лете.

Октябрь

«Мебель»

-сундук;

-быт русского народа;

-пословицы.

«Перелётные птицы»(экскурсия)

-вспомнить перелётных птиц и познакомить с новыми

-отметить зимующих птиц;

-п/и

«Ознакомление с русским народным костюмом»

-элементы рисунка костюма;

-что относится к русской одежде.

«Что нам осень подарила?»

-загадки;

- словесные игры.

Ноябрь

«Посуда»

-продолжаем знакомство с бытом русского народа.

-загадки.

«Дикие животные»

(занятие)

-какие животные относятся к диким?

- почему их так называют?

- чем они питаются?

-загадки и стихотворения о животных.

«Ярославский край»

-знакомство с картой ярославской области;

-знакомство с природой ярославской области.

«В гостях у бабушки Арины»

- д/и «Узнай сказку»

Декабрь

«Инструменты»

-знакомство;

- приобщение к ведению хозяйство  русского народа.

«Здравствуй Зимушка – зима»

- рассказ -  беседа о характерных особенностях декабря, с использованием народных примет;

-разучивание заклички  «Ты мороз….»

«Путешествие в «Горницу»

- использование всех жанров фольклора.

«Зимние забавы»

-загадки4

-игры подвижные;

-потешки;

-заклички.

Январь

«Нитки»

-продолжать знакомить с особенностями труда людей в деревне.

«Путешествие в зимний лес»

-экскурсия

-загадывание загадок о зиме4

Повторение заклички «Ты мороз…»

- характерные особенности этого времени года.

«Любимый город»

-легенда возникновения Ярославля.

«С Новым годом со всем родом»

-рассказ о традициях празднования Нового года;

-разучивание стихотворения «Дело было в январе…»

Февраль

«Путешествие в сказку»

-сюрпризный момент (появление бабы яги)

-игры словесные по сказкам.

«Два мороза»

- беседа о русских народных играх;

- стихотворение о зиме;

-слушание сказки.

«Сошью Маше сарафан»

- знакомство с русской народной одеждой;

-украшение силуэта сарафана нетрадиционными техниками.

«Драматизация сказок»

-«Гуси – лебеди»

- распределение ролей;

-интонационная выразительность.

Март

«В гости к Терёшечке»

(Коррекционное занятие)

-автоматизация звуков.

«Шаги весны»

-экскурсия

-загадки;

-характерные особенности времени года.

-игры.

«Сравнение современной одежды с русской народной»

-знакомство с головным убором (кика рогатая)

«Мамин день»

-хороводы;

-песни

-танцы

-частушки

-конкурсы.

Апрель

«Поможем Машеньке»

(коррекционное занятие)

-автоматизация звуков с использованием устного народного творчества.

«У родителей и деток вся одежда из монеток»

-загадки

-пословицы;

-сказки;

- элементы изодеятельности.

«Пасха»

-знакомство с пасхальными традициями;

-рисование писонок – пластилинография.

«Весь апрель ни кому не верь»

-знакомство с небылицами;

-конкурс частушек.

Май

«Ай да Иванушка»

(коррекционное занятие)

-автоматизация звуков с использованием устного народного творчества.

«Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся»

-рассказ о защитниках отечества;

-сказка «Щи из топора»

Определение уровня развития детей

«Что за прелесть эти сказки»

- умение определять по иллюстрации название сказок и сказочных героев;

- рассказывание любимых сказок.

Конспекты занятий по циклам прилагаются

 (разработаны воспитателем Сафрайтер Еленой Семёновной)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь и...

«Использование устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста»

Огромное значение на развитие речи ребенка влияют произведения устного народного творчества. Колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, русские народные сказки – все ...

Использование устного народного творчества в развитии речи детей

Использование устного народного творчества в развитии речи детей....

консультация для родителей детского сада на тему:"Использование устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста".

Материал будет интересен воспитателям,родителям.Цель:познакомить родителей с устным народным творчеством.Задачи:-научить родителей использовать устное народное творчество в повседневной жизни;-развива...

Творческое использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста с использованием всех видов народного фольклора....

Материал для использования в работе "Использование устного народного творчества в развитии речи детей"

Материал для использования в работе "Использование устного народного творчества в развитии речи детей"...