Метод прикладного анализа поведения в работе с деми с РАС
статья по коррекционной педагогике

Корохова Вероника Петровна

Чтобы сформировать социально-полезные навыки у ребенка с РАС и снизить те, что вызывают проблемы, адаптировала и применяю в коррекционной работе метод прикладного анализа поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_prikladnogo_analiza.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Метод прикладного анализа поведения.

        Чтобы сформировать социально-полезные навыки у ребенка с РАС и снизить те, что вызывают проблемы, адаптировала и применяю в коррекционной работе метод прикладного анализа поведения.

Суть метода базируется на обучении ребенка с РАС малыми измеряемыми циклами систематически. Каждый навык, который ребенок не проявляет – от относительно простых реакций, как например, смотреть на других, до сложных действий, как спонтанное общение и социальное взаимодействие – разбивается на малые шаги. Каждому шагу обучаю путем специальной реплики (намека) или инструкции (команды). Иногда добавляю подсказку (в виде жеста, движения), чтобы ребенок начал. Действия ребенка записываю и оцениваю по специальным объективным позициям и критериям. Данные заношу в таблицу, чтобы была видна картина достижений ребенка, позволяющая педагогу регулировать обучение, если желаемых результатов нет. Время и этапы формирования навыков определяю исходя из индивидуальных особенностей ребенка. Если у ребенка одинаковые действия следуют за правильно выполненной командой постоянно, то считается, что этот навык закрепился.

Для успешной организации обучения необходимо соблюдать ряд обязательных условий:

- окружающая обстановка должна как можно меньше отвлекать внимание ребенка (в поле зрения находятся только те предметы, которые будут использованы на занятии);

- занятие должно быть увлекательным и  динамичным (речь педагога экспрессивна, эмоционально окрашена, обязательно присутствие тактильного контакта с ребенком);

- определяем набор подобных заданий для ребенка (3-4 игры), которые предъявляем систематически, до получения результата;

- применение запланированных вознаграждений (это может быть похвала, угощенье, игрушка, в нашем случае - объятья);

- использование в обучении моделирующих (демонстрация действия взрослым) и физических подсказок («рука в руке»);

- моделируя речь, строим короткие, простые фразы. Если ваш ребенок еще не употребляет слов, говорите с ним фразами  из одного слова.

На первом году обучения коррекционная работа была направлена  на формирование таких навыков, как:  

  • установление зрительного контакта:
  1. В ответ на имя.

Инструкция по формированию навыка:  сядьте на стул напротив ребенка. Назовите его имя и одновременно подскажите ему посмотреть на вас (взглядом, жестом), поднеся осязаемый стимулятор на уровень своих глаз. После того, как ребенок посмотрит на вас в течение одной секунды, сразу же отдайте ему этот предмет. На последующих занятиях, называя имя ребенка, задерживайте предъявление стимулятора на несколько секунд, отмечая, смотрит ли ребенок на вас без подсказки. По-разному закрепляйте реакции взгляда без подсказки. На всех остальных занятиях также положительно реагируйте, когда ребенок смотрит на вас без стимулятора.

  1. В течение 5 секунд – повторите процедуру, описанную в №1, но удерживайте зрительный контакт в течение 5 сек., прежде чем отдать ребенку предъявленный стимулятор.

Инструкция - имя ребенка

 

Реакция (1-5) устанавливает зрительный контакт

Дата введения

Дата усвоения

  1. Одна секунда

  1. Пять секунд

  • имитирование основных движений:

Инструкция по формированию навыка: сидя напротив ребенка, добейтесь внимания. Предъявите инструкцию: «Делай это», одновременно демонстрируя движение. Помогайте ребенку, постепенно помогайте все меньше.

Инструкция: «Делай это»

Реакция

Дата введения

Дата усвоения

  1. Постучи

  1. Похлопай в ладоши

  1. Помаши (рукой)

  1. Прыгай

  • имитирование действий с предметами:

Инструкция по формированию навыка: поместите два одинаковых предмета на стол перед ребенком. Предъявите команду «Делай это», одновременно совершая действия с одним предметом. Подстимулируйте ребенка повторить движение с другим предметом. С каждым разом помощь – подсказку ослабляйте. В конце концов одобряйте только правильные самостоятельные действия. Подсказки сводятся к непосредственным физическим действиям. Учите ребенка тем игровым операциям, которые могут доставить ему удовольствие.

Инструкция «Делай это»

Реакция

Дата введения

Дата усвоения

  1. Собери игрушки в коробку

  1. Дай мне мяч

  1. Толкай машинку

  1. Крути юлу

  1. Стучи молоточком

  • выполнение единичных команд:

Инструкция по формированию навыка: сидя напротив ребенка, добейтесь внимания. Предъявите инструкцию: «Делай это», одновременно демонстрируя движение. Помогайте ребенку, постепенно помогайте все меньше.

Инструкция: «Делай это»

Реакция

Дата введения

Дата усвоения

  1. Сядь

  1. Встань

  1. Помаши «До свидания»

  1. Обними меня

  1. Положи на полку

  1. Дай мне руку

 Использование в работе метода прикладного анализа  поведения позволило добиться следующих результатов:

  • ребенок устанавливает зрительный контакт (3-5 секунд);
  • ребенок имитирует основные движения   (прыгает, хлопает в ладоши, стучит, с помощью взрослого);
  • имитирует действия с предметами (бросает мяч, толкает машину, крутит юлу, стучит молотком, с помощью взрослого);
  • выполняет единичные команды с помощью жестовых инструкций взрослого (помаши «до свидания», сядь, обними меня, положи на полку, дай мне руку);
  • узнает предметы (правильно дает один предмет из двух,  в ответ на инструкцию «Дай мне…»).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ABA - терапия, метод прикладного анализа поведения

АВА - Applied Behavior Analysis – Прикладной Анализ Поведения – вид терапии, основывающийся на представлениях о поведении человека с точки зрения бихевиорального направления в психологии. Это метод мо...

ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ (АВА) - ТЕРАПИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

 Все больше семей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра (РАС), понимают важность применения эффективных методов обучения и адаптации ребенка уже с самого раннего детс...

Прикладной анализ поведения (АВА)

Ранняя и адекватная помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии и, тем самым, смягчить или предупредить вторичные их проявления, скорректировать уже и...

Использование метода прикладного анализа поведения в воспитании ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС)

Приветствую вас, родители! Ваш ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС) требует особого подхода к воспитанию и развитию. Один из эффективных методов, которые вы можете использовать, называ...

Консультация для родителей: "Прикладной анализ поведения в инклюзивной среде дошкольного образовательного учреждения"

Прикладной анализ поведения - это научный подход, основанный на принципах поведенческой психологии, который позволяет изучать причины и последствия поведения детей с особыми образовательными потребнос...

Консультация для родителей: "Прикладной анализ поведения в инклюзивной среде дошкольного образовательного учреждения"

Прикладной анализ поведения - это научный подход, основанный на принципах поведенческой психологии, который позволяет изучать причины и последствия поведения детей с особыми образовательными потребнос...

«Использование принципов прикладного анализа поведения при адаптации детей с РАС раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

laquo;Использование принципов прикладного анализа поведения при адаптации детей с РАС раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»...