ABA - терапия, метод прикладного анализа поведения
презентация к уроку по теме

АВА - Applied Behavior Analysis – Прикладной Анализ Поведения – вид терапии, основывающийся на представлениях о поведении человека с точки зрения бихевиорального направления в психологии. Это метод модификации поведения, эффективно используемый для уменьшения нежелательного поведения, обучения и обобщения адаптивных и речевых навыков у детей с аутизмом и другими задержками развития. АВА является на данный момент единственным методом реабилитации детей с аутизмом, чья эффективность научно доказана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_aba.pptx2.84 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ABA - терапия метод прикладного анализа поведения

Слайд 2

ABA‑терапия Applied behavior analysis ABA‑ терапия – это интенсивно обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения ABA как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека

Слайд 3

Ивар Ловаас ( І var Lovaas ) Метод ABA для работы с детьми с аутизмом впервые был использован доктором Иваром Ловаасом и его коллегами из Калифорнийского университета в Лос – Анджелесе в 1963 году

Слайд 4

Методика основывается на идее, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет

Слайд 5

Принцип методики ABA

Слайд 6

При разучивании действий ребенку дают задание, если он не может справиться один, дают подсказку, а затем вознаграждают правильные ответы и игнорируют неправильные

Слайд 7

Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 % ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем дано задание

Слайд 8

В рамках обучающей программы по этой методике ребёнок - всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого

Слайд 9

Конечная цель ABA - дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно

Слайд 10

Методика ABA подходит для … тяжёлых форм аутизма синдрома Дауна тяжёлых форм интеллектуальной недостаточности

Слайд 11

Индивидуальный подход … Для каждого ребёнка составляется индивидуальный план поэтапного развития Ребёнок может осваивать одновременно 2-3 не связанных между собой навыка, однако педагогом выстраивается чётка система усложнения и поэтапного освоения всё новых и новых навыков

Слайд 12

В арсенале АВА несколько сотен программ: Невербальная и вербальная имитация Общая и мелкая моторика Понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов «Покажи , как ты... " (делает вид, что причесывается / надевает шапку / крутит руль / тушит пожар / мяукает и ловит мышей ) Местоимения (правильно употребляет "я иду" – "ты идешь ") Ответы на вопросы "Что", "кто", "где", "когда", "как", употребление "да" и " нет» " Скажи, что будет, если... " (предугадывает исход действия ) "Расскажи историю« "Делай как (имя сверстника )« "Позови (имя сверстника) играть " и др.

Слайд 13

В рамках системы АВА могут активно применять абсолютно все методы работы – от чтения по складовой системе Зайцева и куклотерапии до работы со стимульным материалом по Монтессори

Слайд 14

В ABA - терапии существуют несколько терапевтических моделей, рассчитанных для раннего детства ( от 1,5 до 3,5 лет), дошкольного и школьного возраста подростков и взрослых

Слайд 15

В раннем возрасте коррекция нежелательного поведения наиболее эффективна, так как такое поведение еще не успело закрепиться, а взрослому проще справиться с ребенком в случае направленной агрессии или самоагрессии ребенка с аутизмом

Слайд 16

Программа раннего вмешательства должна быть интенсивной – от 30 до 40 часов в неделю, чтобы ребенок мог усвоить необходимые навыки поведения и преодолеть отставание в развитии

Слайд 17

Во время обучения по системе ABA с ребенком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности Дефектолог по поведенческим навыкам Музтерапевт Арттерапевт Специалист по методике ( супервизер ) осуществляет контроль

Слайд 18

ABA может выполняться на дому, в учебном заведении, в детском кружке. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми - в маленьких группах ( 2 - 3 человека ) и больших ( 5 – 10 человек)

Слайд 19

Важно, чтобы родители ребенка были неотьемлемой частью команды работающей с ребенком, воспитывали на основе поведенческих принципов обучения и помогали ребенку обобщить все навыки, которые он выучил в программе

Слайд 20

Для детей дошкольного возраста в независимости от уровня развития навыков рекомендуется обучение в системе спецобразования. Обучение на дому может быть ограниченной средой, в которой ребенок не сможет выучить такие важные навыки, как нахождение в группе сверстников, обучение в группе, общение с различными людьми

Слайд 21

Частично обучение может остаться индивидуальным. В особенности для детей с низким уровнем речевых навыков или для детей, которые ранее не обучались и не научились взаимодействовать со взрослыми

Слайд 22

Данная методика не пытается адаптировать мир под ребёнка (то есть, не создаёт комфортную среду, как методика TEACCH или Son-Rise). Методика АВА заставляет ребёнка войти в окружающий мир, в общение, даже помимо его воли на первом этапе коррекции

Слайд 23

Методика АВА ТРЕБУЕТ, чтобы ребёнок вступил в коммуникацию и достигает этого любым путём, который доступен ребёнку

Слайд 24

Задача данного метода терапии двойная: выработать у ребенка желание учиться и помочь понять ему, что обучение возможно

Слайд 25

Изначально необходимо провести психотерапевтическую работу с семьёй, и только потом начинать коррекцию развития ребёнка

Слайд 26

Плюсы методики АВА Методика приносит быстрые и ярковыраженные результаты Методика позволяет последовательно развивать ребёнка, вплоть до вывода ребёнка из неадекватного состояния Методика позволяет использовать практически все известные приёмы работы и заимствовать методы других методик Дети с аутизмом полностью или практически полностью избавляются от стереотипий Только методика АВА позволяет освоить речь детям, которые обратились к коррекции поздно Методика комплексна, то есть охватывает абсолютно все сферы познания: от развития понятийного аппарата до становления бытовых навыков самообслуживания.

Слайд 27

Минусы методики АВА Эта методика не подходит на начальном этапе коррекции ребёнка, если у ребёнка имеется страх чужих людей, зато наблюдается сильная привязанность к матери Также эту достаточно жёсткую методику лучше использовать ограниченно (например, только для формирования речи), если ребёнок не просто контактен, а социально адаптирован и стремится, легко вступает в общение с детьми Эта методика требует полной самоотдачи кого-то из родственников ребёнка. Методика учитывает достаточно строгую систему наказаний и поощрений. Однако коррекция требует полного доверия со стороны родителей к действиям педагога, иначе результата не будет.

Слайд 28

Минусы методики АВА Работа по данной системе не терпит перерыва в занятиях. Даже в случае болезни с ребёнком проводится занятие (в облегчённой форме, короткое, на повторение пройденного). Но послабления невозможны. Методика требует постоянных супервизий, чёткого контроля не только за занятиями, но и за созданием дома системы развития соответствующей плану коррекции. Методика требует на начальном этапе полного послушания ребёнка, который не всегда легко достигнуть, если ребёнок воспитывался до начала коррекции в системе вседозволенности и полного обслуживания со стороны родственников Система категорически не подходит для применения к ребёнку, растущему в деструктивной семье

Слайд 29

Спасибо за внимание ! 

Слайд 30

Список литературы и сайтов: http:// ria.ru/spravka/20120910/747164443.html#13528694252252&message=resize&relto=register&action=addClass&value=registration http:// lechenieautizma.org/trainings centr-razvitia.ucoz.ru/ publ / metodiki_metody_i_prijomy_korrekcionnoj_pedagogiki / osnovnye_metodiki_korrekcii_detej_s_narushenijami_v_razvitii /15-1-0-54


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ (АВА) - ТЕРАПИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

 Все больше семей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра (РАС), понимают важность применения эффективных методов обучения и адаптации ребенка уже с самого раннего детс...

Прикладной анализ поведения (АВА)

Ранняя и адекватная помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии и, тем самым, смягчить или предупредить вторичные их проявления, скорректировать уже и...

Метод прикладного анализа поведения в работе с деми с РАС

Чтобы сформировать социально-полезные навыки у ребенка с РАС и снизить те, что вызывают проблемы, адаптировала и применяю в коррекционной работе метод прикладного анализа поведения....

Использование метода прикладного анализа поведения в воспитании ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС)

Приветствую вас, родители! Ваш ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС) требует особого подхода к воспитанию и развитию. Один из эффективных методов, которые вы можете использовать, называ...

Консультация для родителей: "Прикладной анализ поведения в инклюзивной среде дошкольного образовательного учреждения"

Прикладной анализ поведения - это научный подход, основанный на принципах поведенческой психологии, который позволяет изучать причины и последствия поведения детей с особыми образовательными потребнос...

Консультация для родителей: "Прикладной анализ поведения в инклюзивной среде дошкольного образовательного учреждения"

Прикладной анализ поведения - это научный подход, основанный на принципах поведенческой психологии, который позволяет изучать причины и последствия поведения детей с особыми образовательными потребнос...

«Использование принципов прикладного анализа поведения при адаптации детей с РАС раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

laquo;Использование принципов прикладного анализа поведения при адаптации детей с РАС раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»...