Играем, фонематический слух развиваем
консультация по коррекционной педагогике

Лукичева Любовь Сергеевна

Фонематический слух дает ребенку возможность узнавать и различать звуки родного языка. Отставание в развитии фонематического слуха может привести к нарушению звукопроизношения, искажению звуко-слоговой структуры слова, трудностям при овладении грамматическими нормами языка. Впоследствии эти проблемы могут вызвать трудности при обучении письму и чтению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_fonematicheskiy_sluh_razvivaem.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Играем – фонематический слух развиваем

Без названия.jpg

Фонематический слух дает ребенку возможность узнавать и различать звуки родного языка. Отставание в развитии фонематического слуха может привести к нарушению звукопроизношения, искажению звуко-слоговой структуры слова, трудностям при овладении грамматическими нормами языка. Впоследствии эти проблемы могут вызвать трудности при обучении письму и чтению.

Поэтому, начинать развивать фонематический слух следует уже в раннем дошкольном возрасте и, обязательно, в игровой форме.

Работать над фонематическим слухом необходимо, соблюдая определенные этапы.  1 (начальный) этап.

На этом этапе создается основа для формирования речевого слуха. Задания, предлагаемые на данном этапе, доступны маленьким детям.

•        «Угадай звук»

Наполняем мешочки из ткани или пластиковые контейнеры

(например, из Киндер-сюрприза) любыми «звучащими» материалами: песком, крупами, скрепками, бусинками. Предлагаем ребенку догадаться по звуку, что лежит внутри.

•        «Жмурки»

Завязываем малышу глаза и просим найти вас, двигаясь в направлении звука (хлопки, звук погремушки или колокольчика).

•        «Веселый карандашик»

Даем ребенку в руки карандаш и предлагаем постучать по предметам из разного материала: из дерева, картона, металла, пластмассы.

2 этап.

На данном этапе нужно показать малышу, что человеческая речь может звучать по- разному.

•        «Чей голос?»

Записываем на диктофон знакомые ребенку голоса (мамы, бабушки, отца, брата или сестры), а также голос самого малыша. Его задача – отгадать, чей голос звучит.

•        «Сказка о трех медведях»

Читаем сказку о трех медведях ребенку, а затем озвучиваем героев сказки разными голосами. Малыш должен определить, когда говорит мама-медведица, когда – папа- медведь и медвежонок.

•        «Спрячемся от волка»

Игру проводим под музыку. Ребенок изображает зайчика, который бегает по полянке. Если музыка играет тихо – все спокойно, громко – идет волк, нужно прятаться.

3 этап.

Этот этап более сложный. Ребенок начинает учиться различать слова, похожие по звучанию.

•        «Скажи правильно»

Показываем малышу картинку и называем ее неверно, заменяя первый звук в слове любым другим.

Например, вместо собака – шобака, шапка – чапка и т.д. Ребенок должен повторить правильное слово.

4 этап.

Рассказываем ребенку, что слова бывают короткие и длинные, и что они состоят из слогов.

•        «Что лишнее?»

Произносим три одинаковых слога, а четвертый – похожий: ны-ны-ны-мы, ту-ту-ту-ду. Ребенок должен найти «лишний» слог.

•        «Повтори!»

Произносим слоги, закрыв рот ладошкой или бумажным листом, чтобы ребенок не мог видеть артикуляцию. Просим малыша повторить слоговые ряды: бу-бу-пу, со-зо-со.

Если ребенку сложно повторить цепочку из трех слогов, можно начинать с двух.

•        «Сосчитай слоги»

Произносим слова вместе с ребенком, в медленном темпе, отхлопывая по слогам.

5 этап.

На данном этапе ребенок учится различать звуки и выделять их в слове.

•        «Подбери слово»

Всем знакома игра – подбор слов на определенный звук. Кто назовет больше слов, тот и выиграл. Чтобы заинтересовать ребенка, можно за каждое слово давать фишки или наклейки.

•        «Выбери картинку»

Предлагаем малышу выбрать картинку, чтобы заданный звук находился, например, в начале слова, в середине или в конце (Л – Лампа, мыЛо, стуЛ).

•        «Лови звук»

Произносим несколько слов, просим ребенка определить, какой звук слышится во всех словах: сумка, мясо, сосна – звук С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по практическим занятиям с детьми с ОНР 1-2 уровня "И дома играем,фонематический слух развиваем".

Здесь размещены разные упражнения, с помощью которых родители могут самостоятельно развивать у ребенка точное звуковое восприятие....

Рекомендации родителям «И дома играем, фонематический слух развиваем»

Что такое фонематический слух и каким образом он влияет на развитие речи?С помощью каких упражнений родители могут самостоятельно развивать у ребенка точное звуковое восприятие?...

«И дома играем, фонематический слух развиваем»

Рекомендации родителям по практическим занятиям с детьми с ОНР 1-2 уровня. Здесь  вы найдете ответы на вопросы : Что такое фонематический слух и каким образом он влияет на развитие речи?...

Консультация для родителей. Советы логопеда «Дома играем, фонематический слух развиваем»

Речь идет о способности человека различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы о...

Играем – фонематический слух развиваем.

Формированию правильного звукопроизношения способствует хорошо развитый фо­нематический (речевой) слух, умение слышать и различать звуки речи (фонемы).Но не все дети достаточно четко различают на ...

Буклет для родителей играем - фонематический слух развиваем"

Различие звуков речи, т.е. фонематический слух – основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что ус...

Консультация для родителей из цикла "Я буду говорить и писать правильно" "В полезные игры играем - фонематический слух развиваем"

Представлен информационный материал для родителей детей старшего дошкольного возраста ОНР, ФФНР, направленный на формирование у родителей понятия "фонематический слух", его значимости в овла...