Играем – фонематический слух развиваем.
консультация по логопедии (средняя, старшая группа) на тему

Колесникова Елена Петровна

Формированию правильного звукопроизношения способствует хорошо развитый фо­нематический (речевой) слух, умение слышать и различать звуки речи (фонемы).Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие. Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_-_sluh_razvivaem.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Играем – фонематический слух развиваем.

Формированию правильного звукопроизношения способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух, умение слышать и различать звуки речи (фонемы).

Начиная с четырёх лет, детей знакомят с терминами «слово» и «звук», с тем, что слова состоят из звуков, которые произносятся в определённой последовательности, что слова звучат по-разному и одинаково;

  •  обращают внимание на длительность звучания слова;
  • формируют умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные, определять первый звук в слове, называть слова с заданным звуком, выделять звук в слове;
  •  знакомят с делением слов на слоги.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие. Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Игра «Подскажи словечко»

Я буду читать стихи, а ты добавляй подходящие по смыслу слова:

Тихо, тихо, как во сне

        Падает на землю … (снег)

С неба все скользят пушинки –

                                      Серебристые … (снежинки)

«Поймай звук». 

Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

А автобус, утка, осень, акула, ухо, апельсин, август, умница, улица, ослик

«Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

«Подумай, не торопись».

Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – а.

- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и.т.д.

Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

«Шутки – минутки».

Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

 Примеры:

Хвост с узорами,

сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин том.

За окошком зимний сад,

Там листочки в бочках спят.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет мёд.

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

Анализ слов.

Детей знакомим с гласными и согласными звуками.

Гласные звуки произносятся с помощью голоса, воздушная струя не встречает во рту преграды. Их можно петь.

Согласные звуки встречают во рту преграду: зубы, язык, губы, они могут быть звонкими или глухими, твердыми или мягкими.

Автоматизация звуков и развитие словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи.

  1. «Посчитаем слова» Ш - 1 шапка, 2 шапки, …
  2. «Изменяй по образцу» Он носит шорты, и я ношу шорты.

 Он просит машинку, и я … Он косит траву, и я …

Он красит крышу, и я …

  1. «Изменяй предложения»

Я мешаю лапшу. Он мешает лапшу. Она … Они … Ты … Вы …

  1. «Назови ласково»

Маша – Машенька            Наташа - …

Миша - …                          Паша - …

Алеша - …                         Даша - …

  1. «Составь предложение со словами.

Паша, пианино Паша протирает клавиши на пианино.

Маша, кашель.

Миша, кошелек

К лошади

  1. «Скажи наоборот»

У медведя маленькие уши, а у зайца - …

Дуняша плохо читает, а Миша - ….

У Димы дольше ошибок, а у Даши - …

Коля ниже мамы, а Ваня - …

  1. «Четвертый лишний» (по картинкам)

Помидор, огурец, вишня, капуста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по практическим занятиям с детьми с ОНР 1-2 уровня "И дома играем,фонематический слух развиваем".

Здесь размещены разные упражнения, с помощью которых родители могут самостоятельно развивать у ребенка точное звуковое восприятие....

Рекомендации родителям «И дома играем, фонематический слух развиваем»

Что такое фонематический слух и каким образом он влияет на развитие речи?С помощью каких упражнений родители могут самостоятельно развивать у ребенка точное звуковое восприятие?...

«И дома играем, фонематический слух развиваем»

Рекомендации родителям по практическим занятиям с детьми с ОНР 1-2 уровня. Здесь  вы найдете ответы на вопросы : Что такое фонематический слух и каким образом он влияет на развитие речи?...

Консультация для родителей. Советы логопеда «Дома играем, фонематический слух развиваем»

Речь идет о способности человека различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы о...

Буклет для родителей играем - фонематический слух развиваем"

Различие звуков речи, т.е. фонематический слух – основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что ус...

Консультация для родителей из цикла "Я буду говорить и писать правильно" "В полезные игры играем - фонематический слух развиваем"

Представлен информационный материал для родителей детей старшего дошкольного возраста ОНР, ФФНР, направленный на формирование у родителей понятия "фонематический слух", его значимости в овла...