Играем – фонематический слух развиваем.
консультация по логопедии (средняя, старшая группа) на тему
Формированию правильного звукопроизношения способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух, умение слышать и различать звуки речи (фонемы).Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие. Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igraem_-_sluh_razvivaem.docx | 18.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Играем – фонематический слух развиваем.
Формированию правильного звукопроизношения способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух, умение слышать и различать звуки речи (фонемы).
Начиная с четырёх лет, детей знакомят с терминами «слово» и «звук», с тем, что слова состоят из звуков, которые произносятся в определённой последовательности, что слова звучат по-разному и одинаково;
- обращают внимание на длительность звучания слова;
- формируют умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные, определять первый звук в слове, называть слова с заданным звуком, выделять звук в слове;
- знакомят с делением слов на слоги.
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.
Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие. Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.
Игра «Подскажи словечко»
Я буду читать стихи, а ты добавляй подходящие по смыслу слова:
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю … (снег)
С неба все скользят пушинки –
Серебристые … (снежинки)
«Поймай звук».
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
А автобус, утка, осень, акула, ухо, апельсин, август, умница, улица, ослик
«Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
«Подумай, не торопись».
Предложите детям несколько заданий на сообразительность:
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – а.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и.т.д.
Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.
«Шутки – минутки».
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Примеры:
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Анализ слов.
Детей знакомим с гласными и согласными звуками.
Гласные звуки произносятся с помощью голоса, воздушная струя не встречает во рту преграды. Их можно петь.
Согласные звуки встречают во рту преграду: зубы, язык, губы, они могут быть звонкими или глухими, твердыми или мягкими.
Автоматизация звуков и развитие словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи.
- «Посчитаем слова» Ш - 1 шапка, 2 шапки, …
- «Изменяй по образцу» Он носит шорты, и я ношу шорты.
Он просит машинку, и я … Он косит траву, и я …
Он красит крышу, и я …
- «Изменяй предложения»
Я мешаю лапшу. Он мешает лапшу. Она … Они … Ты … Вы …
- «Назови ласково»
Маша – Машенька Наташа - …
Миша - … Паша - …
Алеша - … Даша - …
- «Составь предложение со словами.
Паша, пианино Паша протирает клавиши на пианино.
Маша, кашель.
Миша, кошелек
К лошади
- «Скажи наоборот»
У медведя маленькие уши, а у зайца - …
Дуняша плохо читает, а Миша - ….
У Димы дольше ошибок, а у Даши - …
Коля ниже мамы, а Ваня - …
- «Четвертый лишний» (по картинкам)
Помидор, огурец, вишня, капуста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям по практическим занятиям с детьми с ОНР 1-2 уровня "И дома играем,фонематический слух развиваем".
Здесь размещены разные упражнения, с помощью которых родители могут самостоятельно развивать у ребенка точное звуковое восприятие....
Рекомендации родителям «И дома играем, фонематический слух развиваем»
Что такое фонематический слух и каким образом он влияет на развитие речи?С помощью каких упражнений родители могут самостоятельно развивать у ребенка точное звуковое восприятие?...
«И дома играем, фонематический слух развиваем»
Рекомендации родителям по практическим занятиям с детьми с ОНР 1-2 уровня. Здесь вы найдете ответы на вопросы : Что такое фонематический слух и каким образом он влияет на развитие речи?...
Консультация для родителей. Советы логопеда «Дома играем, фонематический слух развиваем»
Речь идет о способности человека различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы о...
Буклет для родителей играем - фонематический слух развиваем"
Различие звуков речи, т.е. фонематический слух – основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что ус...
Буклет "Со звукми играем - фонематический слух развиваем"
Буклет для родителей...
Консультация для родителей из цикла "Я буду говорить и писать правильно" "В полезные игры играем - фонематический слух развиваем"
Представлен информационный материал для родителей детей старшего дошкольного возраста ОНР, ФФНР, направленный на формирование у родителей понятия "фонематический слух", его значимости в овла...