Работа учителя-дефектолога с нозологическими группами детей с ОВЗ
презентация для интерактивной доски по коррекционной педагогике

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Группа дошкольников с ОВЗ входят дети:
- с нарушениями слуха,
- с нарушениями зрения,
- с нарушениями речи,
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата(ДЦП),
- с нарушениями интеллекта (У.О),
- с задержкой психического развития(ЗПР),
- с расстройствами эмоционально-волевой сферы (РДА),
- с комплексными нарушениями развития (ДЦП+ЗПР),
- с иными нарушениями (диабет, порок сердца и др.).
Нозологические группы инвалидов:
-поражения опорно-двигательного аппарата,
-нарушения интеллекта,
-нарушение слуха,
-нарушения зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_uchitelya-defektologa_s_nozologicheskimi_gruppami.pptx700.73 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа учителя-дефектолога с нозологическими группами воспитанников с ОВЗ и инвалидностью Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 45» ЭМР Саратовской области Выполнили : Старший воспитатель – Худошина Е.В. Учитель-дефектолог- Шестакова И.В.

Слайд 2

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания . Группа дошкольников с ОВЗ входят дети: - с нарушениями слуха, - с нарушениями зрения, - с нарушениями речи, - с нарушениями опорно-двигательного аппарата(ДЦП), - с нарушениями интеллекта (У.О), - с задержкой психического развития(ЗПР), - с расстройствами эмоционально-волевой сферы (РДА), - с комплексными нарушениями развития (ДЦП+ЗПР), - с иными нарушениями (диабет, порок сердца и др.). Нозологические группы инвалидов: -поражения опорно-двигательного аппарата, -нарушения интеллекта , - нарушение слуха, -нарушения зрения.

Слайд 3

Адаптированные программы дошкольного образования по заключениям ТПМПК: Примерная АООП ДО глухих детей. Примерная АООП ДО слабослышащих детей . Примерная АООП ДО слепых детей. Примерная АООП слабовидящих детей. Примерная АООП ДО детей с амблиопией и косоглазием. Примерная АООП ДО детей с тяжёлыми нарушениями речи. Примерная АООП детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Примерная АООП детей с задержкой психического развития. Примерная АООП детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Примерная АООП детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Слайд 4

Годовой план работы учителя-дефектолога, заверенный руководителем ДОУ. Планирование программы коррекционно- развивающей работы учителя-дефектолога с воспитанниками с ОВЗ. Календарно- тематическое планирование учителя-дефектолога. Циклограмма рабочего времени учителя-дефектолога. Журнал учета посещаемости воспитанников. Список детей с заключением ТПМПК. Индивидуальные планы коррекционной работы на каждого ребенка. Диагностические карты (результаты обследования). Тетрадь (журнал) взаимодействия между учителем-дефектологом, воспитателями группы и специалистами. Отчет о результатах коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога. Журнал консультаций. Индивидуальные тетради детей. Паспорт кабинета. Перечень документации учителя-дефектолога

Слайд 5

Этапы обследования ребенка с ОВЗ: -беседа с родителями; -изучение медицинской карты ребенка; -обследование физического развития; -обследование психического развития: -заполнение диагностических карт узких специалистов (дефектолог, психолог, логопед и инструктор по физической культуре). Далее под руководством специалистов в учреждении разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты. Правила , которые необходимо учитывать при работе с детьми с нарушениями в развитии. 1.При работе с детьми с некоторыми видами ОВЗ педагогу следует привыкнуть к тому, что результатов придется ждать гораздо дольше, чем с нормой развития. Часть детей никогда не смогут догнать сверстников. 2.Учитывать положение о первичных и вторичных дефектах. 3. Учитывать зону ближайшего развития (различие между уровнем сложности задач, доступным ребенку при самостоятельном решении, и тем, которого он способен достичь с помощью взрослых или в группе сверстников). 4.Строить коррекционно-развивающую работу с учетом сензитивных периодов развития тех или иных психических функций. При нарушениях развития сензитивные периоды могут сдвигаться во времени.

Слайд 6

АДАПТАЦИЯ детей с ОВЗ Период адаптации к дошкольному учреждению особенно сложен, как для детей с ОВЗ, так и для их родителей. Поскольку многие из этих детей привыкли к ежеминутной опеке родителей, не имеют опыта установления социальных контактов, привыканию к режиму, новым системам требований. Как правило, таким детям не хватает самостоятельности, уверенности в своих собственных силах . Детские виды деятельности: И гровая , конструирование, рисование, лепка, познавательная, социально-коммуникативная, речевая и др., развиты у детей с ОВЗ на более низком уровне, чем у сверстников. Обучение дается ребенку за счет высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и др .). Успешная адаптация детей с ОВЗ возможно при сотрудничестве родителей, специалистов, воспитателей , с учетом возможностей и потребностей ребенка.

Слайд 7

Основные принципы в работе с детьми с ОВЗ: 1.Психологическая безопасность (принятие ребенка таким, какой он есть). 2.Помощь в приспособлении к окружающей среде, социализация ребенка в группе, в детском саду. 3.Единство совместной деятельности педагогов: воспитателей, специалистов, родителей (законных представителей). Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс обучения. 4.Мотивированность ребенка к учебному, коррекционно-развивающему процессу. 5. Формирование правильного отношение общества к людям с ОВЗ. Только это поможет жить не параллельно, а вместе. Это процесс длительный и можно говорить о выращивании не одного поколения, для которых совместное проживание станет частью мировоззрения.

Слайд 8

Особенности организации работы со слабослышащими детьми. 1.Проверять исправность слухового аппарата. 2.Проверять хорошо ли ребенок видит и слышит взрослого и ребят. 3. Инициировать общение. 4. Старайтесь говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося обращенные к нему слова. Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ. Ни в коем случае не нужно кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко. Главная задача: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое — левое), в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко — это чисто слуховое восприятие, губы — это слухо -зрительное восприятие. 5. Попросить повторить инструкцию полностью или фрагментарно. Задавая вопрос, обязательно требовать его повторения вслух. 6.Нельзя внезапно появляться перед плохослышащим ребёнком. Вы можете сильно испугать его. Старайтесь подходить к нему осторожно и издавать при этом шум или звуки. Организации работы учителя-дефектолога с разными категориями детей с ОВЗ и инвалидами.

Слайд 9

При обучении детей с нарушениями зрения необходимо строго соблюдать гигиенические требования для зрительной работы. 1. Д олжна быть хорошая освещенность рабочего места ребенка. 2. Включать в учебный процесс зарядку для глаз . Зрительная гимнастика для глаз нужна для восстановления зрения, а регулярное выполнение упражнений способствует улучшению остроты зрения, снимает напряжение и усталость с глаз. Перед выполнением самой зарядки обязательно нужно провести разминку. Она поможет организму адаптироваться к нагрузкам. 3. При подборе или изготовлении наглядности этого вида следует учитывать, что слабовидящие дети лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, имеющие четкие силуэты и контуры. Восприятие цветных изображений активизирует зрительные функции, создает у ребенка положительный эмоциональный настрой. 4.Хорошо дублировать демонстрационный материал - раздаточным, сопровождая рассказом то, что показываете. 6.Как можно чаще использовать другие сохранные анализаторы. Особенности организации работы со слабовидящими детьми.

Слайд 10

Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому. Принимайте его таким, какой он есть. Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность. Придерживайтесь определенного режима дня , и с облюдайте ежедневные ритуалы . Не трогайте ребенка без особой нужды. Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит. Не повышайте голос и не издавайте громких звуков. Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам. Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай». Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать. Всё общение и обучение можно вести через игрушку ребенка. Как учить ребенка-аутиста : Доносите информацию через схемы, наглядные картинки. И збега й т е переутомления . Ч етк ая организ ация пространств а ; и спольз уй т е подписанные системы хранения (подписывайте его вещи и предметы). Обращаться к ребенку не напрямую ; Обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки, осваивая деятельность частями, этапами, затем объединяя в целое. Использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, стимулом ). Особенности организации работы с аутичными детьми в детском саду.

Слайд 11

1.Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. 2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях. 3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Дробите задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. 4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Не принуждайте ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. 5 . Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, т.к. оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других. 6. В качестве основного метода положительного воздействия на ЗПР можно выделить работу с семьей этого ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома. 7. Любое сопровождение детей с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности . Специфические методы в работе с детьми с ЗПР :

Слайд 12

Основные правила общения с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата . 1.Прежде чем сказать что-то, убедитесь, что ребенок готов вас услышать. Когда вы обращаетесь к ребенку, необходимо обратить на себя его внимание, например, дотронуться до предплечья или руки. Готовность услышать обычно выражается сосредоточением взгляда, замиранием, изменением общего тонуса и т.д. 2. Убедитесь, что ребенок видит ваши глаза и лицо в целом . Детям трудно самим поймать в поле зрения лицо говорящего, поэтому, начиная общаться, опуститесь на один уровень с ребенком так, чтобы ваше лицо оказалось в поле его зрения. Если ребенку требуется приложить слишком много усилий для того чтобы найти собеседника, то он очень быстро устанет, интерес к общению угаснет . 3. Постарайтесь говорить мало и не очень быстро . 4. После своих вопросов, обращений к ребенку оставляйте паузы для ответа . 5. Важно не забывать обращаться к ребенку по имени! Одно и то же имя можно произнести по-разному: Маша, Мария, Маруся, Маня, Машенька. Если у ребенка есть трудности восприятия речи, все эти варианты могут показаться ему разными именами. Выберите один-два удобных для вас варианта. Все взрослые, общающиеся с ребенком, должны обращаться к нему именно так.

Слайд 13

Особенностью умственно отсталых детей является нарушение интеллектуального развития, нарушение системы психической деятельности. У всех детей отмечается отклонение в приеме и переработке информации. Некоторые дети сильно возбудимы, другие вялые. Общее у этих детей – это необратимое, не прогрессирующее органическое нарушение, выражающееся в стойком снижении познавательной деятельности . Правила общения с ребенком: 1.Используйте простые, понятные формулировки. Если нужно, говорите медленнее, но не громко. 2.Используйте систему символов (пиктограмм) как средство невербального общения. 3.Обрисовывайте перспективу . Пока Вы производите те или иные действия, сообщайте им , что Вы делаете сейчас и что произойдёт дальше . 4.Устанавливайте границы. Не оставляйте плохое поведение без внимания . 5.Прежде , чем помочь, спросите, нужна ли помощь и убедитесь, что это так. Особенности организации работы с умственно отсталыми детьми

Слайд 14

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему:": «Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи у детей с синдромом Дауна»

Опыт связан с системой занятий по развитию речи у  детей с синдромом Дауна, в ходе которых используются эффективные методы и приемы, способствующие развитию речи.Адресная направленность: уч...

Совместная работа учителя – дефектолога и родителей в группе ССД «Особый ребенок» на первом этапе коррекционно-образовательного процесса

В отечественной науке и практике в последнее время уделяется большое внимание поиску оптимальных и эффективных путей в работе с родителями, которые воспитывают детей с...

Основные направления работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в реабилитационном центре.

Статья посвящена основным формам и методам работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье подробно описываются задачи, принципы и направления работы специалистов по взаимод...

Дефектолог - это кто? В чем заключается работа учителя-дефектолога? Зачем ребенку занятия с дефектологом?

Дефектолог - это кто? В чем заключается работа учителя-дефектолога? Зачем ребенку занятия с дефектологом? Дети – цветы жизни! Именно со своими чадами связаны самые заветные мечты каждого родителя. И ...

Совместная работа учителя – дефектолога и родителей в группе СД «Особый ребенок» на первом этапе коррекционно-образовательного процесса

Совместная работа дефектолога с родителями предполагает достижение успеха в коррекционной работе по развитию каждого вида детской деятельности у дошкольников с огран...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР тема: Программа «Диа-деф» в работе учителя – дефектолога""

Программа ДИА-ДЕФ адресована учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, педагогам-психологам, заместителям по учебно-воспитательной работе дошкольных образовательных учреждений....