сенсорное развитие детей с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Динара Маратовна Асяева

Цель обучения: обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на сохранные анализаторы.

Виды ощущений

·         К основным видам ощущений относятся: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кинестетические, органические.

·         Чувственный опыт ребенок приобретает в процессе накопления ощущений.

Воздействие ----- ощущение------ реакция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_detey_s_ovz.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей с ОВЗ.

     Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир.

Цель обучения: обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на сохранные анализаторы.

Виды ощущений

  • К основным видам ощущений относятся: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кинестетические, органические.
  • Чувственный опыт ребенок приобретает в процессе накопления ощущений.
  • Воздействие ----- ощущение------ реакция

2 этапа обучения

  • На первом этапе обучения проводится работа, направленная на расширение диапазона возникающих у ребенка ощущений, стимуляцию его активности.
  • На втором этапе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
  • Перцептивные действия - действия, направленные на получение, анализ и уточнение сенсорной информации.

Педагог должен знать…

  • Зоны чувствительности (какие участки тела более восприимчивы к воздействию, какие менее чувствительны).
  • Действия с какими материалами успокаивают ребенка, активизируют его, вызывают положительные и отрицательные реакции.
  • Необходимо учитывать психоэмоциональное состояние ребенка на момент проведения занятия

Программно-методический материал должен включать 5 разделов:

«Зрительное восприятие»

«Слуховое восприятие»

«Кинестетическое восприятие»

«Восприятие запаха»

«Восприятие вкуса»

Зрительное восприятие.

 1 этап.

  • фиксация взгляда на лице человека
  • фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете
  • фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, с разных сторон (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз)
  • прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом.

2 этап.

  • прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом
  • узнавание/различение цвета объектов

Слуховое восприятие.

  1этап.

  • локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии (справа/слева)
  • прослеживание за близко расположенным   перемещающимся источником звука

  (для детей с нарушениями зрения)

 

 2 этап.

  • локализация неподвижного удаленного источника звука
  • соотнесение звука с его источником (бытовые звуки, звуки природы)                                            
  • нахождение одинаковых по звучанию объектов

Кинестетическое восприятие.

  1 этап.

  • адекватная эмоционально-двигательной реакция   на прикосновения человека
  • адекватная реакция на соприкосновение с материалами,   различными по температуре, фактуре, вязкости
  • адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов
  • адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное)
  • адекватная реакция на изменение положения тела
  • адекватная реакция на положение частей тела
  • адекватная реакция на соприкосновение тела  с разными видами поверхностей
  • адекватная реакция на давление на поверхность тела

 2 этап.

  • различение материалов по температуре (холодный, горячий)фактуре (гладкий, шероховатый)влажности (мокрый, сухой)вязкости (жидкий, густой)

Восприятие запаха.

1 этап.

  • адекватная реакция на запахи

 

 2 этап.

  • узнавание объектов по запаху

Восприятие вкуса.

  1 этап.

  • адекватная реакция на продукты, различные по   вкусовым качествам, консистенции

   

2 этап.

  • узнавание / различение продуктов по вкусу
  • узнавание / различение вкусовых качеств продуктов    (горький, сладкий, кислый, соленый)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Задачи сенсорного развития детей в детском саду.

В статье рассматривается значение сенсорного развития дошкольников и его задачи для разных возрастов....

Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...

Консультация для родителей 2-младшей группы. "Сенсорное развитие детей 3-4 лет". Игры для сенсорного развития детей.

Сенсорное развитие ребёнка- это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и других....

Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...

Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...