Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Задачи сенсорного развития детей в детском саду.
статья

Морозова Дарья Андреевна

В статье рассматривается значение сенсорного развития дошкольников и его задачи для разных возрастов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста.

Задачи сенсорного развития детей в детском саду.

Сенсорное воспитание является неотъемлемой частью полноценного развития личности ребенка. Как губка впитывает влагу, так ребенок с помощью взрослого познает окружающий мир. И чем ярче и красочнее взрослый покажет наш мир ребенку, тем богаче и ярче будет восприятие действительности ребенком.

Понятие «сенсорика» имеет латинский корень – «сенсус» (чувство, чувствовать), поэтому сенсорное воспитание ребенка подразумевает воздействие обучающей и развивающей среды на органы чувств ребенка. И вполне логично предположить, что данное воздействие будет обуславливаться возрастом ребенка. Рассмотрим задачи сенсорного воспитания детей по возрастам.

Задачи сенсорного воспитания в 1 младшей группе.

Совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух.

Продолжать работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами с одинаковым названием (разные лопатки, мячи и т. д.).

Учить детей называть свойства предметов.

С двух до трех лет важно формировать умения:

  • Выделять различные признаки и свойства объектов и явлений;
  • Сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству;
  • Устанавливать отношения сходства, тождества и различия (подбирать пары одинаковых предметов или их изображения);
  • Осуществлять классификацию по одному признаку;
  • Осуществлять сериацию (на уровне практического действия собирать 3-5 местную матрёшку, пирамидку);
  • Различать количественный состав (много-мало, пустой-полный, большой-маленький и т. д.)

Задачи сенсорного воспитания в 2 младшей группе.

Продолжать создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов; для восприятия музыкальных инструментов, звучания родной речи.

Закреплять умение выделять цвет, форму, величину, как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название формы (круглая, квадратная, треугольная и т. д.). Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи. Продолжать показывать разные способы обследования предметов. Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.

Задачи сенсорного воспитания в средней группе

Продолжать работу по сенсорному воспитанию детей в разных видах деятельности. Обогащать опыт детей новыми способами обследования предметов. Закреплять полученные ранее навыки их обследования.

Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Приветствовать попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы: сравнивать, группировать, классифицировать предметы.

Учить использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по одному, двум качествам (цвет, размер, материал и т. п.).

Задачи сенсорного воспитания в старшей группе

Учить детей воспринимать предметы, выделять их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.) и сравнивать предметы между собой. Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку, выбирая их из других предметов.

Продолжать знакомить детей с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические). Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно их называть. Показать особенности расположения цветовых тонов в спектре. Продолжать знакомить детей с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы. Формировать умение обследовать предметы разной формы, выделять самую крупную часть, а затем более мелкие, Соотносить их по величине. При обследовании включать движения рук по предмету. Совершенствовать глазомер.

Задачи сенсорного воспитания в подготовительной группе

Продолжать развивать органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).

Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук.

Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться). Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов, сравнивать предметы по форме, величине, строению, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков.

Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету) и по характерным деталям.

Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах, цветах спектра.

Обогащать представления о цветах и их оттенках.

Учить называть цвета по предметному признаку (малиновый, лимонный и др.).

Закреплять знание эталонов (форма, цвет, материал и др.).

Выводы:

  • Сенсорное развитие ребенка должно осуществляться непрерывно на протяжении всего пребывания в детском саду.
  • Роль педагога в данном процессе значительна, так как именно он является проводником процесса познания окружающего мира ребенком.
  • Задачи сенсорного развития усложняются с взрослением ребенка, как усложняется процесс познания мира, усложняются и обогащаются приемы познания и способы обработки полученной информации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по теме «Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах в детском саду»

Игра на музыкальных инструментах влияет на познавательное развитие дошкольников и развитие творческих способностей....

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Каждый народ, где бы он ни жил, и каков бы мал он не был, — это настоящее богатство, он вносит в нашу жизнь свою историю, неповторимую культуру, язык, устои, традиции.В. Чивилихин...

Статья. Развитие речи детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в логопедическом детском саду.

Музыка, музыкаьлное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими речевую патологию. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр положительно развиваются психиеск...

Реферат по самообразованию на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к культурно-гигиеническим навыкам в детском саду"

Реферат по самообразованию на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к культурно-гигиеническим навыкам в детском саду»...

 Первый шаг в приобщении детей дошкольного возраста к техническому творчеству Робототехника  в детском саду

Данная разработка способствует развитию  коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал....