Статья. Развитие речи детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в логопедическом детском саду.
консультация по теме

Герасимова Наталья Владимировна

Музыка, музыкаьлное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими речевую патологию. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр положительно развиваются психиеские процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь. И не зря музыкальное воспитание включено в систему, в комплекс методик артпедагогики и арттерапии в специальном образовании.

Список литературы.

Гаврищева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижнгые игры. Детство-Пресс, СПб, 2004.

Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. Детство-Пресс, СПб, 1999. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие речи детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях

в логопедическом детском саду.

        Музыка, музыкальное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе. При решении на музыкальных занятиях как коррекционных, так                                                 и общепедагогических задач, дети с особенностями в развитии преображаются. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь. И не зря, особенно последние годы, музыкальное воспитание включено в систему, в комплекс методик артпедагогики и арттерапии в специальном образовании.

  1. Занятия проводятся с учетом индивидуальных возможностей детей, так как всегда не удается использовать программу по музыкальному воспитанию в полном объеме. Часто приходится занижать требования: с детьми старшей группы заниматься по материалу средней группы.
  2. Для детей с диагнозом ОНР занятия проводятся более эмоционально, используется быстрая смена деятельности, чтобы дети не уставали. Больше используются распевки на гласные, чтобы лучше отрабатывать дыхание и раскрепощать зажатую нижнюю челюсть. Одна и та же повторяется по 2-4 раза, пока они не усвоят,                       а распевки на гласные поются долго: с сентября по октябрь, иногда и ноябрь.                  С детьми, имеющими диагноз ФФНР, больше проводится работа над развитием слуховых и зрительных представлений, совершенствуя их двигательные навыки.        С этими детьми занятия по программе продвигаются быстро.
  3. Речь, музыка и движение очень тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные. И в результате – не только чистота интонирования, но, главное, выразительность в пении детей. Кроме того, слаженность этих трех компонентов помогает развивать детские эмоции, которые

в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимики. Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и пробудить его мысль, фантазию.

При проведении мониторинга можно выделить особенности детей с речевыми нарушениями:

  1. Помимо собственно речевого нарушения, у них наблюдаются нарушения и других видов деятельности.
  2. Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся                       в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти, слабой ориентировке          в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможения, их регуляции (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность).
  3. Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов).

Виды музыкальной деятельности в логопедических группа традиционные – это слушание музыки, исполнительство (включающее пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах), творчество. На некоторые особенности в работе над этими видами деятельности с детьми, страдающими речевыми нарушениями, хотелось бы обратить внимание.

Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу ребенка, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формировании личности в целом. Слушание музыки оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач.

  • У детей с речевыми нарушениями чрезвычайно важно развивать музыкальное восприятие, которое, в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти, т.е. способствовать развитию важнейших коррекционных задач.
  • После прослушивания музыкального произведения полезно не только поговорить

о нем, что у детей с речевыми нарушениями вызывает большие затруднения,               но и предложить подвигаться под эту музыку.

  • Следует ориентироваться на интерес детей. Поэтому важно обращать внимание

на подбор музыкальных произведений.

  • Работая над развитием музыкального восприятия, желательно использовать                 не только музыку, но и другие виды искусства: поэзию, живопись. Так же после прослушивания можно сыграть на ударно-шумовых инструментах, подвигаться.
  • У детей в речевых группах наблюдаются проблемы с запоминанием музыкальных произведений, фамилий композиторов…

Исполнительство.

Игра на музыкальных инструментах с детьми с речевыми нарушениями                    не самоцель, а скорее средство решения коррекционных задач.

  • Развитие внимания и памяти.
  • Развития дыхания при игре на духовых инструментах (дудочка, свистулька),

в индивидуальных занятиях.

  • Развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх типа                «На каком инструменте играю?», «Отгадай инструмент и сыграй как я»…
  • Развитие координации пения с движениями пальцев рук (неозвученное пианино).
  • Развитие музыкально-ритмического чувства.

Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности. Пение давно используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет нарушения речи. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности; расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного); развитию речи за счет расширения словаря          и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона; темп, ритм, динамика, тембр). Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, - а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения (распевки на занятиях, в индивидуальной работе). Музыкально-дидактические игры, упражнения и задания, игры с пением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха. Игры, направленные на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического слуха, окажут косвенное воздействие                     на развитие речевой просодики.

Работу с детьми по пеню можно разделить на несколько этапов:

  • Пропевание гласных , обращая внимание на правильное дыхание во время пения, постановку голоса, темп и ритм речи. После этого отрабатывается выразительность исполнения. Основная задача этого этапа развитие речевого аппарата, правильное пропевание гласных и выделение их на слух.
  • Логопедические распевки на автоматизацию свистящих звуков.
  • Логопедические распевки на автоматизацию сонорных звуков.
  • Закрепление всех звуков в пении, свободной речи.

Музыкально-дидактические игры помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов, т.е. оказывают комплексное корригирующее воздействие на детей с речевыми нарушениями. В работе над пением большое внимание необходимо уделять упражнениями по формированию певческих навыков. При этом надо следить за тем. Чтобы дети брали дыхание в начале фразы, удерживали его до конца фразы, не «разрывали» слово во время исполнения, активно работали губами и правильно их располагали при пропевании гласных звуков. Следует обращать внимание на подвижность нижней челюсти при открывании детьми рта, на произношениетвердых окончаний слов.

Музыкально-ритмические движения оказывают на детей коррекционное воздействие, развивают память, внимание, ориентировку         в пространстве, координацию движений. Ребенку с нарушениями речи при наличии определенных двигательных навыков легче передавать характер музыки в движении, чем описывать его словами. Пение                      с движением и хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивают темп движения… Выучив песню и движения, дети смогут двигаться под свое пение, что дает наибольший коррекционный эффект.

Игра, относящаяся к музыкально-ритмическим движениям, является особым видом деятельности дошкольников. Музыкальные игры имеют большое значение в музыкальном развитии детей. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи.

Логоритмика – одно из важнейших методических средств. Она самым тесным образом связана и с игротерапией, и с психогимнастикой, и с методикой музыкального воспитания в целом.

Логоритмика – система упражнений, заданий, игр, на основе сочетания музыки                   и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Логоритмические занятия включаются в комплекс мероприятий по преодолению речевой патологии. Речевое развитие детей формируется и корригируется посредством музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых игр и упражнений. Движения помогают глубже почувствовать музыкально-эмоциональные характеристики слова. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу ребенка. Особое место занимает ритм, вне которого ни музыка, ни организованное движение существовать не могут. Комплексное воздействие осуществляемое на основе логоритмических упражнений позволяет решить следующие задачи:

  • Укрепить костно-мышечный аппарат.
  • Изменить общую реактивность организма.
  • Способствовать формированию двигательных кинестезий.
  • Способствовать развитию пространственных представлений.
  • Развивает способность произвольно передвигаться в пространстве.

При выборе музыкальных произведений (песен, хороводов) учитываются особенности детей. Так же подбор стихотворного материала к праздникам всегда подбирается

с помощью логопедов. По совету учителей-логопедов производится индивидуальная работа с детьми, где для автоматизации звуков используются логопедические распевки, они же используются и на занятиях. Работа на музыкальном занятии строится                      в соответствии с лексическими темами.

        Отсюда можно сделать вывод, что музыкальные занятия в речевом детском саду – важнейший фактор в работе по коррекции речи детей.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие речи детей дошкольного возраста в ДОУ".

Речь – чудесный дар природы, он не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась п...

Статья "Развитие речи детей дошкольного возраста"

Рекомендации воспитателям и родителям...

Образовательные технологии развитии речи детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях

Образовательные технологии развитии речи детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность...

Статья: «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности» (развитие речи, младшая группа)

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, та...

Развитие образной связной речи детей дошкольного возраста на музыкальном занятии.

Своевременное овладение правильной речью является одной из главных составляющих полноценной личности. Для речевого развития очень важным является интеграция речевой и музыкальной деятельности. Таким о...