Образовательные технологии развитии речи детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
статья по развитию речи

ГАНИНА ЭЛЛА АНАТОЛЬЕВНА

Образовательные технологии развитии речи детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Образовательные технологии развитии речи детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях


            В дошкольном детстве  музыкальные впечатления ребенок получает не столько от самой музыки, сколько от эмоциональной реакции близких – матери, отца, дедушки. Детские глаза и уши смотрят и слушают нас и впитывают полученные знания, как «губка».

Музыка в этом вопросе - незаменимый помощник, так как выполняет сразу несколько функций:

1. Музыка формирует чувство ритма и воображение, активизирует память, духовно обогащая внутренний мир .

2. Музыка прививает ребенку красоту, гармонию, любовь и благородство..

3. Музыка способствует лучшему развитию речи у детей раннего возраста . 

Успешному разучиванию песни способствует выразительное исполнение песни, показ отдельных певческих моментов (как петь протяжно, отрывисто, как точно воспроизвести нужную интонацию и т. д., словесные указания (образный рассказ о содержании произведения, разъяснение заданий, указания к исполнению и т. д.)

Не секрет, что условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни.

Именно поэтому, в своей работе я использую приемы:

– выразительное чтение текста песни в процессе разучивания;

-выразительное пение песни педагогом.

– коллективное проговаривание текста нараспев, негромко, в умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно и выразительно;

- коллективное пропевание песни в медленном темпе.

– коллективное произношение текста шепотом;

 В ходе работы над усвоением детьми певческих навыков дошкольники очень часто неправильно произносят окончания слов, особенно это касается прилагательных. Например, «круглаи как солнышко» вместо «круглые как солнышко»или«белочка пушистаи» вместо «белочка пушистая». Поэтому, как правило, перед исполнением песни нужно поиграть в словосочетания: о

Солнышко – круглое, белочка – пушистая.

Кроме того, пение обладает еще и оздоровительным эффектом, влияющим на все функции и системы, и внутренние органы нашего организма.

Например:

Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Например: "Жаба Квака" (комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)

Сладко-сладко позевала. (дети зевают)

Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают)

Да водички поглотала.

На кувшинку села,

Песенку запела:

"Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)

Квэ-э-э-! Ква-а-а-а!

Жизнь у Кваки хороша!

Использование  музыкальных  игр способствуют развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией. ( «Дети и лиса»«Баба Яга»«Шведский стол»«Паровоз»«Веселые пальчики»«Ворона» и др.). Во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание. Пальчиковые игры (музыкальные и речевые)«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», эта фраза принадлежит известному педагогу В. А. Сухомлинскому. Связь мелкой моторики и интеллектуального развития, речи была отмечена еще давно многими педагогами и психологами. «С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух». Ученые отмечают, что проекция кисти руки занимает одну треть в коре головного мозга. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Через использование пальчиковых игр, подобранных соответственно лексической теме, развивается мелкая моторика, а, значит, и речь. («Осенний букет»«Веер»«Егорка»,  «Качели»«Гвозди»«Строим дом»«Цветы»«Рыбки» и др).

 «ТРАКТОРА» (для старших дошкольников).

Цель: координировать движения и слова, развивать ритмичность.

Описание: дети под текст выполняют движения ритмично.

Тара-тара-та-ра-ра – двигаются дробным, топающим шагом

Из колхозного двора

Выезжают трактора. поворачиваются на дробном шаге в круг

Будем землю пахать, выделяют ударные слова

Будем рожь засевать, сильным притопом

Будем хлеб молотить,

Малых детушек кормить.

Очень эффективно влияет на речь ритмические движения в сочетании с текстом, когда дети проговаривают стих и на сильные доли такта выполняют определенные движения. Доказано, что музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, расторможенности, коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания.

В работе над связью поэтической речи и музыки используются театрализованные игры. Они являются подготовительным этапом для работы над театрализацией.

Театрализация имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами деятельности в работе над коррекцией речи ребенка. В процессе театральной деятельности, как разновидности игровой, у детей развиваются основные психические и познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, коммуникативные качества, пополняется словарный запас, развивается речь. Работая над спектаклем, все дети, даже самые стеснительные, вовлекаются в интересный творческий процесс, раскрепощаются, проявляют выдумку и находчивость. Речь их становится выразительной, движения более пластичными.

Благодаря музыке речевое развитие дошкольников происходит гармонично и естественно.

Таким образом, систематическая и целенаправленная музыкальная деятельность способствует успешному развитию детей, как в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», так и в образовательной области «Речевое развитие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

современные технологии развития речи детей дошкольного возраста

консультация для педагогов "Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста"...

Статья. Развитие речи детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в логопедическом детском саду.

Музыка, музыкаьлное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими речевую патологию. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр положительно развиваются психиеск...

Мастер-класс для педагогов "Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста синквейн"

Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает "пять". Таким образом, синквейн...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребе...

Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область.В настоящее время развитие речи детей остаё...

«Лэпбук как средство применения игровых технологий развития речи детей дошкольного возраста»

Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные метод...

Развитие образной связной речи детей дошкольного возраста на музыкальном занятии.

Своевременное овладение правильной речью является одной из главных составляющих полноценной личности. Для речевого развития очень важным является интеграция речевой и музыкальной деятельности. Таким о...