Главные вкладки

    современные технологии развития речи детей дошкольного возраста
    консультация по развитию речи по теме

    консультация для педагогов "Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sovremennye_tekhnologii_rr_-_11.03.13.docx426.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    C:\Users\светлана\Desktop\скон. подтверждение\1 017.jpg

    C:\Users\светлана\Desktop\скон. подтверждение\1 066.jpg

    Рассмотрим особенности проектирования образовательного процесса по развитию речи в условиях коммуникативного подхода и направленности технологии на становление субъективных качеств ребенка в речевой деятельности.

    Проектирование образовательного процесса начинается с постановки цели. Целью является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка – его умение решать игровые, учебные, бытовые задачи посредством речи. Реализация данной цели  предполагает владение  речью как универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми. Это предполагает свободное владение языком, формулами речевого этикета, умение ориентироваться на особенности собеседника, учитывать условия ситуации, в которой протекает общение.

    Коммуникативная компетентность дошкольника предполагает проявление субъективных качеств ребенка в процессе общения и речевой деятельности – интереса к общению, избирательности и наличия предпочтений в выборе партнера по общению, а также проявление инициативности и независимости суждений в процессе разговора, проявление творчества и оригинальности высказываний для поддержания интереса собеседник.

    При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:

    -ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи.

    -содержание технологии ориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности.

    -технология должна носить здоровьесберегающих характер.

    -основу технологии составляет личностно – ориентированное взаимодействие с ребенком.

    -реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей.

    -организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

    Ведущую роль в организации работы по развитию общения и речи играют следующие технологии: проектной деятельности, развития детского речевого творчества, группового взаимодействия детей, исследовательской деятельности, создание детского портфолио, коллекционирования, информационно- коммуникационные технологии.

    Логика конструирования и реализации педагогической технологии развития общения и речи детей включает следующую последовательность этапов.

    1. Мотивационный этап. Цель этапа – стимулирование интереса к деятельности, потребности детей в общении, активности речи.

    Задачи образовательной области «Коммуникация»

    Методы и содержание работы

    Формы взаимодействия

    Развивать диалогическую и политологическую речь. Развивать информационно – коммуникативные умения. Развивать умение спорить, убеждать, приходить к общему мнению. Развивать умение высказывать

    Методы стимулирования и мотивации речевой деятельности о общения детей: сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, решение исследовательской задачи, проблемного вопроса

    Ситуация общения, образовательные ситуации поддержки в самостоятельной деятельности ребенка, коллективное обсуждение проблемы

     

    1. Этап накопления содержания для общения и речи. Цель этапа – обогащение представлений по теме.

    Задачи образовательной области «Коммуникация»

    Методы и содержание работы

    Формы взаимодействия

    Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать планирующую функцию речи. Воспитывать инициативность и активность в речевой и познавательной деятельности. Развивать умение выбирать партнера для совместной деятельности, поддерживать и оказывать помощь в ходе сотрудничества. Развивать умение работать в подгруппе: распределять обязанности, определять последовательность деятельности, сообща преодолевать трудности

    Методы работы над содержанием детской речи и общения, наглядные методы: показ, демонстрация, словесные методы: чтение и рассказывание, практические методы: организация исследовательской деятельности, изготовление поделок и атрибутов для игр, упражнения в умениях, отгадывание ребусов, сочинение загадок, составление коллажей

    Образовательные ситуации в НОД, экскурсии, образовательные ситуации в режимных моментах, подгрупповые и индивидуальные ситуации общения и совместной деятельности, поручения.

     

    1. Этап освоения детьми речевых форм и коммуникативных умений. Цель этапа – развитие у детей умения передавать свои мысли в понятных для слушателей и адекватных ситуации речевых формах с использованием формул речевого этикета.

    Задачи образовательной области «Коммуникация»

    Методы и содержание работы

    Формы взаимодействия

    Развивать умения составлять описательный и повествовательный рассказ, рассказ- рассуждение в процессе доказательства, объяснения и планирования деятельности, развивать умение пересказывать художественные и познавательные тексты, развивать звуковую культуру речи, грамматически правильную речь, интерес к литературе

    Методы, обеспечивающие освоение языковых и речевых форм: пересказ литературных произведений, моделирование, рассказывание по схеме, образец рассказа, анализ образца рассказа , составление плана рассказа, анализ плана монолога, рассказы по плану, совместное рассказывание, коллективное составление рассказа, составление рассказа по частям

    Образовательные ситуации НОД, образовательные ситуации в режимных моментах, образовательные ситуации в различных видах детской деятельности, совместные словесные и дидактические игры

    1. Творческий этап. Цель этапа – развитие самостоятельности и творчества детей в речевой деятельности и организации общения со взрослыми и сверстниками.

    Задачи образовательной области «Коммуникация»

    Методы и содержание работы

    Формы взаимодействия

    Развивать умения творческого рассказывания, сочинительства, речевой импровизации. Развивать коммуникативные умения в процессе делового, игрового и творческого сотрудничества со сверстниками. Развивать индивидуальные способности детей: организаторские, художественные, творческие

    Сочинение рассказов по аналогии, придумывание окончание рассказа, сочинение рассказа или сказки по плану или схеме, сочинение сюжетного рассказа по игрушкам, сочинение рассказа по теме. Использование метода ТРИЗ

    Образовательные ситуации НОД, образовательные ситуации сопровождения в литературном в центре активности центре художественно – творческой деятельности, образовательные ситуации  поддержки в самостоятельной деятельности, ситуации общения в процессе подготовки и проведении игр- драматизаций, режиссерский и театрализованных, показ спектаклей посредством разных видов спектаклей

    1. Оценочно – результативный этап. Цель этапа – развитие умения доброжелательной и конструктивной оценки и самооценки  речевой и коммуникативной деятельности

    Задачи образовательной области «Коммуникация»

    Методы и содержание работы

    Формы взаимодействия

    Обогащать представления детей  о правилах речевого этикета. Развивать умения слышать и замечать достоинства и недостатки речи сверстников, доброжелательно оценивать речевые проявления сверстников

    Методы внешней педагогической оценки: анализ-оценка взрослого, анализ –оценка сверстника, самоанализ – самооценка. Методы существенной самооценки: оперативная диагностика речевых и коммуникативных умений детей

    Образовательные ситуации – поддержки, ситуации общения

    Таким образом, реализация тех или иных технологий развития речи педагог обращается к данной схеме проектирования образовательного процесса.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современные технологии развития речи ребенка, как условие достижения детей с ОВЗ.

    В настоящее время увеличивается количество детей со сложной структурой дефекта. Актуальность проблемы стимулирует на постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать...

    «Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»

    Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя  с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....

    Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста синквейн

    Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает "пять". Таким образом, синквейн...

    Современные технологии развития речи детей старшего дошкольного возраста.

    Одной из предпосылок развития учебной деятельности детей является их умение правильно и красиво говорить. Использование современных образовательных технологий открывает новые возможности речевого разв...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ

    Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребе...

    Современные технологии развития речи детей раннего возраста.

    В данной статье дан обзор современных технологий и методик направленных на развитие речи детей раннего возраста....