Развитие образной связной речи детей дошкольного возраста на музыкальном занятии.
консультация (старшая группа)

Вещева Татьяна Евгеньевна

Своевременное овладение правильной речью является одной из главных составляющих полноценной личности. Для речевого развития очень важным является интеграция речевой и музыкальной деятельности. Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи: помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация.

«Развитие образной связной речи детей дошкольного возраста на музыкальном занятии»

Кто ладно говорит, да к тому же складно, того и слушать приятно!

(народная мудрость)

У музыки и речи существует немало общих основ, даже общностей. Одна из них (пожалуй, самая основная) заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. А сам звук всегда являлся и является выражением какого-то смысла, какой-то идеи. И музыкальное произведение, и человеческая речь - это возможность общения с окружающим миром, речь, и музыка имеют свой особый письменный код – азбуку и ноты, с помощью которых сохраняются тексты и партитуры. Речь, в особенности ее письменные формы, превратившиеся в произведения литературного искусства, становятся содержанием музыки, но и музыка становится содержанием речи, общения, обмена чем-то личным, глубоким.

Музыкальное развитие детей дошкольного возраста происходит в различных видах музыкальной деятельности (восприятие музыки, игра на ДМИ, пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-творческая деятельность). Безусловно, каждый вид музыкальной деятельности является процессом общения педагога с детьми, а, значит позволяет целенаправленно и эффективно развивать речь ребенка.

Музыкально-ритмические движения.

Музыкально-ритмические движения — это вид деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Движение под музыку приносит ребёнку ни с чем несравнимую радость, развивает его физически, является наиболее адекватным возрасту способом становления музыкальности, развития творческих способностей.

Относительно развития речи, музыкально-ритмические движения позволяют:

- создать атмосферу активного взаимодействия, развития социально-коммуникативных навыков детей: общения, сопереживания, доброжелательности и взаимодействия с другими детьми;

- снять эмоционально-психическое напряжение;

- удовлетворить потребность ребенка в двигательном и эмоциональном самовыражении;

- развить способность лучше понимать себя и других;

- совершенствовать психические процессы: речь, внимание, воображение, память и др.

Развитие речи в сочетании с движением и музыкой представляет собой процесс, состоящий из двух основных направлений.

Первое - развитие невербальных процессов

- слухового внимания

- памяти, воображения

- зрительно-пространственной ориентировки

- моторики (координация движений, чувство ритма, темпа, регуляция мышечного тонуса)

Второе - развитие речевых (вербальных) умений

- темпа и ритма дыхания и речи

- фонематического,

- динамического

- звуковысотного

- тембрового слуха и т. д.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известная роль становления слуха в формировании ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух, и, как следствие этого плохое восприятие ритма, резко тормозят развитие речи детей в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительная либо слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. Слабое развитие слуховых и моторных способностей в дальнейшем тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение ребенка со сверстниками. Поэтому наша задача – научить ребенка ритмично дышать, говорить, петь, двигаться.

Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для лучшего усвоения материал должен усложняться постепенно, многократно повторяясь в разных вариациях.

С детьми проводятся игры, упражнения:

- с именами

- со звучащими жестами (бодиперкуссия)

- со словами и стихами (в том числе и речевые игры)

- с музыкальными произведениями

- с музыкальными инструментами

Слушание.

Слушание. (восприятие) музыки, музыкальных произведений. Музыка, как и другие виды искусства, отражает действительность. В музыке изобразительного характера, которую можно назвать «музыкальной живописью», «рисуются» великолепные картины природы, поступки, отношения, характеры героев. В ней слышится живая речь - взволнованный или спокойный рассказ, прерывистое или плавное повествование, вопросы, ответы, возгласы.

Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от подготовленности его к восприятию. Надо развивать восприятие музыки как деятельность активную, подобную пению, игре на инструментах. Это сложная работа, связанная с тонкими, глубокими внутренними переживаниями. Их и выявить трудно, и наблюдать нелегко, и особенно сложно формировать. Необходимо, прежде всего, научит ребенка понимать, о чем «рассказывает» музыка.

Б. В. Асафьев писал: «Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим». При восприятии и анализе музыки, у ребенка развивается мышление и воображение, произвольность и познавательная активность.

В процессе слушания музыки и ее анализа у дошкольников развивается речь, которая становится значительно более содержательной, образной и выразительной. Делясь полученными впечатлениями, дети развивают основные формы связной речи – монологическую и диалогическую. Для того, чтобы высказать свои впечатления – строят предложения, небольшие рассказы из нескольких предложений. Формулируют вопросы и ответы.

Слушание музыки - универсальный вид деятельности. Без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности: перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой - драматизацией, их нужно обязательно прослушать. Слушая музыку, дети знакомятся с музыкальными произведениями разнообразных жанров, учатся понимать, различать средства выразительности: темп, ритм, динамику, тембр.

Процесс слушания музыки имеет определенный алгоритм. Последовательность действий здесь очень важна, так она определяет эффективность и результативность работы.

Навыки монологической и диалогической речи формируются в процессе беседы после слушания музыки, когда дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, высказывают своё отношение к его образам, дают им оценку. Здесь очень важно развивать образность речи детей. Эту задачу помогают решить различные методы и приемы. Все они тесно взаимосвязаны друг с другом и взаимодополняемы.

Основные методы – наглядный, словесный и практический применяются в сочетании с проблемностью, чтобы процесс обучения носил творческий, развивающий характер.

Пение

Пение - вокальное искусство, связанное со стремлением человека выразить своё настроение в звуках голоса. Речь, в соединении с пением, производит особенно сильное, захватывающее действие.

Такой вид музыкальной деятельности, как пение, также развивает связную речь детей, способствует расширению словаря, образности детских высказываний. Этому способствует сам поэтический текст песни, использование такого приема, как пересказ содержания песни своими словами после первого ее прослушивания. С детьми проводится беседа: значение всех непонятных слов разъясняется, при этом используются сравнения, эпитеты, слова-синонимы. Расширяется словарь музыкальных терминов. Дети знакомятся, запоминают и употребляют в речи такие слова, как хор, солист, дирижер, артист, вступление, заключение, проигрыш, припев, куплет и т. д., речь детей обогащается, становится более интеллектуальной и выразительной.

Основным приемом работы с песней является повтор. Повтор важен для заучивания песен наизусть, что должны делать дети, еще не овладевшие навыками чтения. Вот почему большинство детских стишков и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов. Для детей, испытывающих трудности в речевом плане, пение является наиболее приемлемым способом обучения, так как заучивание куплетов из песен способствует формированию навыка составления фраз и предложений.

Песни - хорошие языковые модели, которые легко воспроизвести, потому что речевой поток сопровождается музыкой. Пение также обладает дополнительным преимуществом – оно требует более четкой артикуляции со стороны и педагога, и воспитанника.

Пение развивает навык чтения. Оно помогает понять ритмический строй языка, ведь детям приходится пропеть каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги. Они могут определить, какие слоги рифмуются, а также могут рифмовать целые слова или подбирать слова, которые рифмуются по определенному звуку или букве.

Песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Последнее может осуществляться либо путем "подстройки" ритма движений под ритм музыки (хлопки в такт музыки, движение пальцев или рук обозначающие определенные слова или общее настроение песни).

Пение может быть приятным для детей способом развития памяти. Существует много разных видов песен: песни-считалочки, песни, сопровождающиеся движениями, колыбельные, песни-сказки. Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений.

При пении песен мы используем дыхание. Когда мы занимаемся пением, мы учим детей брать дыхание, экономно расходовать его, чтобы хватило на всю фразу. Правильное дыхание развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме. Это, со своей стороны, дает оздоровительный эффект, а с другой – способствует развитию такого важного компонента устной речи, как звуковая культура: умение отчетливо произносить звуки, слоги, воспроизводить звукоподражания, слова и фразы. Здесь ведется кропотливая работа по развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания детей.

Все эти способности эффективно развивает такой вид музыкальной деятельности детей как пение. Успешность формирования певческих данных дошкольника во многом зависит от умения пользоваться дыханием, а именно умения правильно вдыхать и правильно выдыхать.

Детям не просто понять сам процесс дыхания. Этот навык лучше отрабатывать в играх (для спокойного, плавного пения: звукоподражания свисту ветра – «с-с-с», шуму деревьев – «ш-ш-ш», полету пчелы «ж-ж-ж»). При выполнении упражнений ребенку надо напоминать, что вдох всегда делается через нос.

Эффективным упражнением для выработки таких певческих навыков, как дикция, дыхание, правильная артикуляция являются скороговорки. По мнению врачей, освоение скороговорок не только улучшает речь, но и повышает концентрацию внимания, тренируя нервные связи между мозгом и органами речи. Скороговорки дают положительный эмоциональный настрой. Благодаря своей краткости запоминаются, дети видят результат своего труда. Это их очень радует, а где радость, там и успех.

При разучивании скороговорок необходимо соблюдать несколько простых правил:

1. Следить за внятным звукопроизношением, особенно при групповом исполнении.

2. Разучивать скороговорку в медленном темпе, а затем постепенно ускорять

3. Гласные не должны заглушать согласные, это особенно заметно, если произносить скороговорку торопливо, невнятно.

Что же такое музыкальная скороговорка – это текст, положенный на музыку, то есть песенка.

В итоге в процессе обучения пению решаются следующие речевые задачи:

  • совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;
  • культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;
  • формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;
  • развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.
  • Развитие музыкального слуха и певческого голоса требует чистоты интонации, что также способствует формированию интонационной выразительности речи.

Игра на детских музыкальных инструментах

Прежде всего, игра на музыкальных инструментах расширяет словарь ребенка новыми словами – названиями музыкальных инструментов (игры «Что звучит?», «Назови музыкальный инструмент», в младшем дошкольном возрасте дети не только запоминают названия бубна, погремушки, колокольчика, но и произносят звукоподражания (бум-бум, дзинь-ля-ля, бам-бам и др.) В старшем дошкольном возрасте дети учатся обобщать знакомые инструменты в группы: струнные, духовые, клавишные, ударные. Игры с музыкальными инструментами позволяют развивать понимание и умение определять и формулировать словами: высоту звучания (высоко-низко), темп (быстро-медленно), тембр звучания музыкального инструмента (резкий, грубый, волшебный, лёгкий), динамику (громко –тихо, затихание, усиление).

Музыкально-творческая деятельность

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Никто, кроме автора, не может получить в точности такой же результат. Музыкально-творческая деятельность это деятельность, основанная на знаниях, умениях и навыках ребенка, полученных во всех видах музыкальной деятельности, это уникальный, авторский продукт, который является показателем высокого уровня развития ребенка, в том числе в речевом плане, так как требует развитого воображения, фантазии, умения ориентироваться в непривычных ситуациях.

Дошкольное детство – уникальный период в жизни каждого человека. Именно в нем происходит становление личности и индивидуальности ребенка. Также, максимально благоприятен дошкольный возраст для активного усвоения ребенком речи, развития и становления всех четырех ее сторон: связной, фонетической, лексической и грамматической. Своевременное овладение правильной речью является одной из главных составляющих полноценной личности. Для речевого развития очень важным является интеграция речевой и музыкальной деятельности. Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи: помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

Статья. Развитие речи детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в логопедическом детском саду.

Музыка, музыкаьлное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими речевую патологию. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр положительно развиваются психиеск...

"Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях"

Всё окружающее нас живёт по законам ритма: смена времени года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы. Но что же такое ритм? Ритм (в переводе с греч.- соразмерность) - чередование различн...

Образовательные технологии развитии речи детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях

Образовательные технологии развитии речи детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность...

Педагогический совет "Развитие предпосылок связной речи детей дошкольного возраста"

Большую роль в развитии предпосылок связной речи играет индивидуальная работа с детьми. Индивидуальная работа с детьми включала описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым...

Развитие образного строя речи детей дошкольного возраста

Образная речь является составной частью культуры речи в широком смысле этого слова. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представле...