Статья "Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием кубиков Н. Зайцева"
статья по развитию речи по теме

Куликова Наталья Николаевна

Для родителей и педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вилюкова Н.Н.,

воспитатель МБДОУ детский сад 10,

ГО Красноуфимск

Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием кубиков Н. Зайцева

Речь – удивительно сильное средство,

но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.

Гегель

Развитие речи в жизни любого человека играет огромную роль. Ведь каждый должен в совершенстве владеть словом. С человеком, который владеет красивой, правильной, простой речью, приятно и интересно общаться. Чтобы стать достойным внимания требуется большая работа и много времени. Для этого необходимо развивать речь с детства.

Многие выдающиеся отечественные ученые Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Е. И. Тихеева, С. Л. Рубинштейн, О. И. Соловьева и другие занимались задачами и проблемами становления речи детей дошкольного возраста.

В настоящее время в дошкольных учреждениях разных типов используются так называемые вариативные программы, в которых рассматриваются современные требования к речевому развитию.

В своей работе использую кубики Зайцева – популярную методику обучения чтению. Знакомясь с этой методикой, в процессе работы, пришла к выводу, что эта методика - уникальное развивающее пособие, не только, как методика обучения грамоте и обучения чтению, но и при помощи ее обогащается активный словарь детей; развивается грамматически правильная диалогическая и монологическая речь; формируется словарь; развивается фонетический слух; совершенствуется грамматический строй речи, т.е. развивается речь ребенка дошкольного возраста. И это одна из тех методик, которая вызывает большой интерес не только у педагогов, но и многих родителей.

Согласно требованиям ФГОС ДО всю свою деятельность строила по трем направлениям: работа с детьми, с родителями и создание развивающей речевой среды.

 В работе с детьми перед собой поставила задачи, которые сводились к тому, чтобы научить ребенка читать, развивать устную речь, способствовать обогащению словарного запаса, развивать интерес, вкус к самостоятельному чтению, развивать у детей память, мышление, воображение, слух, мелкую моторику рук.

В этом направлении применяю различные методы и приемы. Основной метод - игровой. Такие занятия проходят только в игровой форме, дети в процессе двигаются, поют, танцуют, прыгают.

С кубиками Зайцева по воспитанию звуковой культуры речи у детей младшего возраста предлагаю такие игровые приемы, которые помогают четко услышать звук, склад. Например: Принеси кубик, который тебе понравился. Спой песенку, как я. Теперь споем песенку громко (тихо), долго (медленно). Такого рода упражнения учат детей слышать и четко произносить гласные и согласные звуки данного возраста, укрепляют речевое дыхание, развивают голосовой аппарат.

В старшем возрасте использую игровые приемы, которые закрепляют правильное и отчетливое произношение звуков, складов. При этом помогают мне потешки, чистоговорки. Например: при закрепление звуков с-з: Найди и принеси кубик, на котором живет песенка С. Пропойте эту песенку тихо (громко). Какой это звук (согласный, глухой)?  Кубик переворачиваю и дети пропевают грани, склады СА, СО, СУ, СЭ, СЫ. Затем дети по чистоговоркам находят нужную грань, склад или вспоминают чистоговорку по показанному складу.

Са-са-са, са-са-са - у сосны стоит лиса,

Си-си-си, си-си-си - мы едем мимо на такси.

За-за-за – на лугу стоит коза.

Зу-зу-зу – мы увидели козу.

Дети придумывают слово на этот звук или слово, в котором есть такой звук (в начале, конце, середине), определяют место звуку. Например: собака, нос  или на определенный склад: СО – сок, СУ – суп и т.п. Составить эти слова из кубиков. Определить, сколько слогов в этих словах, придти к выводу, что это короткие слова. Они придумывают длинные слова, в которых несколько слогов и составляют эти слова из кубиков. При работе с карточками, на которых написаны слова (Методическое пособие Зайцева «240 картинок»), предлагаю найти слова, в которых есть этот звук. Например из серии «Животные», детям предоставляю вниманию 5-6 карточек (со временем можно увеличить количество карточек) с изображением животных и их написанием. Задание: Кто найдет карточку, на котором написано слон, собака, лось и т.п. После карточки перемешиваю и игра продолжается. Задание усложняется, если карточки перевернуть на другую сторону, на которой нет изображение животных, а только записаны слова. Задание: Найдите слова: слон, собака, лось и т.п.

Такие упражнения формируют у детей правильное звукопроизношение, развивают фонетический слух, развивают голосовой аппарат, учат составлять слова из кубиков, учат детей читать, развивают речь.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендую игры и упражнения с кубиками Зайцева по формированию словаря такие как, например: Я назову слова, а вы мне назовите общим словом. Хотели бы, что бы я это слово составила? Кто сам составит это слово. Стол, стул, кровать – мебель. Репа, помидор, огурец – овощи и т.п.

Можно наоборот, при моей помощи мы составляем из кубиков обобщающее слово, а затем дети называют и составляют слова, которые относятся к обобщающему слову.

 По формированию словаря в старшем дошкольном возрасте применяю кубики:

- при подборе существительных к прилагательному.

Например:

У тетрадного листочка

И у сахара кусочка,

И у соли, и у мела

Цвет какой бывает? -...( Белый).        

- Что бывает белым? Запишите, при помощи кубиков, что бывает белым?

- при подборе слов с противоположным значением в игре «Наоборот». Дети разбираются на две команды. Задание: первой команде придумать и составить слово, а второй команде – составить слово из кубиков с противоположным значением. Например: далеко – близко, белый – черный и т.п.

- при подборе слов со сходным значением.

Например:

Он в беде не бросит,
           Лишнего не спросит,
           Вот что значит настоящий,
           Верный…   (друг). Сходное слово – товарищ и т.п.

При работе с карточками из серии «Животные», «Продукты питания» и др. мы составляем творческие рассказы. Например: Хотели бы сегодня пойти в магазин? В нашем магазине продаются: сосиски, сахар, чай, кура и т.п. (дети находят карточки с названными «продуктами»). Хотели бы вы составить рассказ о том, как я пошла в магазин. Я начну, а вы продолжите. «Утром рано я проснулась, умылась и решила позавтракать, но у меня не оказалось масла и я пошла в магазин и……». Или: Хотели бы вы попасть в зимний лес? В зимнем лесу живут: лось, кабан, волк, лиса и т.п (дети находят карточки). Представьте себе, что вы на лыжах едите по зимнему лесу и встретили…… Он заговорил «человеческим голосом» и попросил вас о …..

При составление таких рассказов развивается связная речь детей. Дети сами придумывают концовку рассказов. Они с интересом сочиняют или начало рассказа, предлагая мне придумать конец. Очень нравятся им придумывать рассказы, когда кто- то оживает или превращается.

Хотелось поделиться опытом, как карточки помогают мне в моей деятельности с детьми  по развитию грамматического строя речи. На каждой карточке черным цветом выделен ударный слог, который мы с детьми находим, т.к. многие дети к концу старшей группы уже читают и, работая с карточками, приходим к выводу, что в образовании однокоренных слов ударный звук, в некоторых словах, меняется. Например: Кто хочет найти среди карточек слово «Медведь»? Назовите ударный слог? Когда их много – это … (медведи). Изменился ли ударный слог? Когда много маленьких медведей - … (медвежата). В этом случае ударный слог изменился.

 В таком упражнении можно и повторить: Какое это животное? Сколько слогов? Какой первый? и т.п.

Кто хотел бы найти слово «Пчела»? Пчела – это …(насекомое). Назовите ударный слог? Когда их много – это …. (пчелы). В таком случае ударный слог тоже изменился.

Как указано в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования, семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на ребенка в любом возрасте. Поэтому в своей работе я старалась привлекать к образовательному процессу родителей (законных представителей) воспитанников. Только в тесном сотрудничестве и диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде.

Родители нуждаются в положительном опыте, так как из-за занятости родителей, ребенок остается один на один с собой. Современные дети много времени проводят за компьютером, речь детей становится скудной – она ограничивается восклицаниями, отдельными фразами из мультфильмов. Дети не могут пересказать то, что они увидели или услышали.

Поэтому в своей работе старалась сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.

Цель данного направления: вовлечь родителей в единое образовательное пространство.

Провела с родителями ряд открытых мероприятий и использованием кубиков Н.Зайцева, провела индивидуальные беседы заинтересованных родителей по обучению чтению детей по данной методике.

Доказано, что на развитие речи дошкольника большое влияние оказывает развивающая среда.

Цель данного направления: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.

В группе создан уголок, который называется «Речевичок». Уголок эстетически оформлен, привлекателен для детей. Игровой материал доступен детям, это и слоговые таблицы и набор кубиков.

Таким образом, в ходе моей целенаправленной работы по методике Н. Зайцева, пришла к выводу, что эта методика эффективна во всех направлениях по развитию речи детей дошкольного возраста. Конечно, красной линией проходит обучение детей чтению, но игры, упражнения, которые этому способствуют, направлены и на развитие грамматического строя, на развитие звуковой культуры речи, развития монологической и диалогической речи. Дети с желанием работают с кубиками. Появился интерес к чтению. У детей расширился словарный запас и вырос круг знаний об окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование наглядного метода - мнемотехники»

В докладе описан опыт работы по использованию мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста....

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием инновационной технологии синквейн

Развитие связной речи учащихся по теме «Времена года. Весна» посредством составления синквейна с помощью схем-моделей....

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий"

В содержании представлен методический материал, раскрывающий особенности развития связной речи дошкольников, представлены современные технологии, методики развития связной речи....

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий"

В содержании представлен методический материал, раскрывающий особенности развития связной речи дошкольников, представлены современные технологии, методики развития связной речи....

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий"

В содержании представлен методический материал, раскрывающий особенности развития связной речи дошкольников, представлены современные технологии, методики развития связной речи....