Ознакомление с наречиями старших дошкольников с ОНР в игровых упражнениях
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Рахимова Анастасия Алексеевна

Понимание значения слов во многом зависит именно от того, умеет ли ребёнок определять родственные слова, выделять его значимые единицы. Как правило, детям  с ОНР это удается с трудом, и это препятствует самостоятельному расширению словаря. Поэтому особое значение приобретают занятия по формированию умений различать состав слова и видеть образующие его элементы, понимать их роль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx15.49 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление с наречиями старших дошкольников

с ОНР в игровых упражнениях.

Условия обучения ребенка с общим недоразвитием речи определяются особенностями речевого развития. Детям с таким нарушением требуются специальные занятия по накоплению словаря и овладению навыками связной речи.

Понимание значения слов во многом зависит именно от того, умеет ли ребёнок определять родственные слова, выделять его значимые единицы. Как правило, детям  с ОНР это удается с трудом, и это препятствует самостоятельному расширению словаря. Поэтому особое значение приобретают занятия по формированию умений различать состав слова и видеть образующие его элементы, понимать их роль.

Овладение ребёнком самостоятельной речью начинается с существительных: дошкольник называет окружающие его предметы и имена близких ему взрослых. Так же он рано начинает понимать значение глаголов во всём разнообразии их форм: «есть», «дай», «будем», «спи», «упал». По мере того, как развивается ребенок, глаголы переходят из пассивного словаря в активный и в самостоятельную речь: «мишка упал», «дай пить». Затем постепенно расширяется понимание, а потом и употребление других частей речи – прилагательных (горячий, хороший, плохой) и наречий (горячо, хорошо, плохо).

Знакомство ребёнка с наречиями происходит на самых ранних этапах развития. Но в самостоятельной речи наречия появляются значительно позже, чем существительные и глаголы. Пользуясь вопросами «Кто?» и «Что?», дети учатся придумывать слова, которые отвечают на эти вопросы, выделять в массе слов существительные, называть предметы с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Во время обучения дети узнают, что глаголы отвечают на вопросы «Что делать?», «Что будет делать?», «Что делают?», «Что делал?», учатся использовать разные формы словообразования и понимают, что все эти вопросы относятся к действиям. Вопрос «Какой?», на который отвечают прилагательные, характеризует качество предмета: мокрый, синий, большой, добрый, деревянный.

Если хорошо усвоен вопрос, на который отвечает та или иная часть речи, то ребенок легко и быстро узнает любую из них. Дети с удовольствием играют в игры-соревнования: одни придумывают слова, отвечающие на вопрос «Что?», другие – на вопрос «Кто?»; они на вопрос «Что делает?», другие – на вопрос «Какой?». Именно такие игры помогают детям лучше усвоить материал, а специалисту понять, насколько хорошо они им овладели.

Повседневная работа над классификацией слов по вопросам, на которые они отвечают, очень важна и должна проводиться с первых дней обучения. Начиная с самых простых заданий и постепенно усложняя их, специалист продвигается по намеченному им пути. Такие же игры можно проводить с любым лото. При поиске карточки. На которой изображен предмет с нужным звуком, ребенок многократно называет этот предмет. Например, специалист объявляет детям, что сегодня они будут знакомиться со словами, отвечающими на вопрос «Когда?», и загадывает загадки. Детям нужно ответить, когда это бывает.

Также в работе с детьми нужно использовать беседу о том, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра; вспоминать времена года (что бывает осенью, зимой, весной, летом), время суток (что бывает утром, днем, вечером и ночью). Специалист спрашивает: «Где подносы с геометрическими фигурами?» и даёт детям задание: положи фигуру справа, слева, сверху, снизу, посередине. Потом дети отвечают полным предложением, где какая фигура лежит.

Детям с общим недоразвитием речи можно предложить интересные и простые дидактические игры.

Игра «Скажи наоборот».

Оборудование: мяч.

Логопед бросает мяч ребенку и говорит: «Высоко». Ребенок должен назвать слово противоположное по смыслу слово: «Низко».

Логопед даёт образец.

Логопед: Я тебе скажу: «Высоко», а ты ответишь мне: «Низко». Скажу «Далеко», а ты ответишь: «Близко».

Слова: высоко – низко, тепло – холодно, глубоко – мелко, морозно – жарко, широко – узко, мягко – твёрдо, далеко – близко, тихо – громко, быстро – медленно.

Игра «Придумай предложение».

Оборудование: сюжетные картинки.

Логопед: Переверни картинки, которые лежат на краю стола. Посмотри, где на них нарисованы предметы, и придумай предложения со следующими словами: «слева – справа», «близко – далеко», «высоко – низко», «вверху – внизу». Например: «Машина низко, а самолёт высоко».

Игра «Хлопни в ладоши».

Оборудование: бубен.

Логопед: Послушайте меня внимательно. Я буду произносить слова, а вы – играть в бубен, когда услышите слово, которое отвечает на вопрос: «Как?». Я буду произносить его громко, выделять голосом это слово.

Красный, бежит, хорошо, девочка.

Цветок, кошка, плохо, лакает.

Медведь, прыгает, вкусно, спит.

Добрый, дерево, горько, бежит.

Лиса, быстро, большой, играет.

Радостно, бабушка, грустно, идёт.

Школа, широко, растёт, крепко.

В следующий раз, повторяя эти игры, детям нужно давать новые слова, чтобы они активно работали, а не просто называли запомнившиеся. Весь материал, который использовался на занятиях и играх, повторяется при изучении других тем в целях углубленного усвоения и автоматизации усвоенных навыков. В процессе данной работы развиваются память, внимание, усидчивость, активизируется словарь, а также закладываются основы звукобуквенного анализа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических представлений у дошкольников посредством игр и игровых упражнений

АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТААктуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд дос...

Презинтация опыта работы " Развитие математических представлений у дошкольников посредством игр и игровых упражнений"

Актуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к поз...

Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений

Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений будут полезны для педагогов образовательных организаций...

развитие речи дошкольников посредством игр и игровых упражнений

Речь – великий дар природы, благодаря  которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и у...

Рекомендации для родителей «Развитие внимания дошкольника посредством игр и игровых упражнений»

Пройдет совсем немного времени, и Ваш ребенок пойдет в школу, станет учеником. Очень важным моментом подготовки ребенка к обучению в школе является развитие познавательных процессов, таких как память,...

Формирование культуры здорового образа жизни старших дошкольников посредством реализации комплекса игровых упражнений.

Автором представлен материал по формированию культуры здорового образа жизни старших дошкольников....