Формирование культуры здорового образа жизни старших дошкольников посредством реализации комплекса игровых упражнений.
методическая разработка на тему

Назырова Гузяль Анвяровна

Автором представлен материал по формированию культуры здорового образа жизни старших дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fomirovanie_kultury_zozh_u_doshkolnikov.docx36.6 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

 

Формирование культуры здорового образа жизни старших дошкольников посредством реализации комплекса игровых упражнений

В нашем современном мире проблема здоровья населения очень актуальна. На здоровье человека влияют очень много факторов, таких как экология, питание, малоподвижный образ жизни и т. д. На данный момент, в связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, возникла необходимость в том, чтобы начать формировать культуру здорового образа жизни с дошкольного возраста.

Согласно статистике, основные показатели здоровья детей за последнее десятилетие снизились в несколько раз. Так, на сегодняшний день, около 30% детей имеют те или иные отклонения в здоровье. Примерно 12% имеют близорукость, у 17% выявлены нарушения осанки, у 40% нарушена острота зрения. Отличие данного исследования в том, что в ней рассматривается формирование культуры здорового образа жизни старших дошкольников посредством реализации различных комплексов игровых упражнений.

Цель исследования — формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста посредством реализации комплекса игровых упражнений.

Задачи исследования:

1. Изучить с детьми старшего дошкольного возраста что такое «культура», «здоровье», «здоровый образ жизни», «культура здорового образа жизни».

2. Рассмотреть комплекс игровых упражнений, способствующих формированию культуры здорового образа жизни старших дошкольников.

3. Развить детскую мотивацию к ведению здорового образа жизни.

4. Реализовать комплекс игровых упражнений для формирования культуры здорового образа жизни старших дошкольников.

Культура здорового образа жизни человека есть один из результатов социализации личности в общественной среде. Чем выше приоритет здоровья в обществе, тем выше культура здорового образа жизни каждого его члена.

Здоровый образ жизни тесно связан с общей культурой. В различных словарях существует довольно много определений этого понятия. Слово «культура» происходит от латинского корня и в переводе означает «взращивание» [2]. В общем понимании культура представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности и выполняющих функции социальной ориентации. Культура – исторически определенный уровень общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей. Человек в сфере культуры осуществляет деятельность в трех аспектах: познает (потребляет) культуру, действует в общественной среде как носитель определенных культурных ценностей и создает новые ценности, которые становятся базой для развития культуры следующих поколений [5].

Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту  дошкольного  образования физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [4].

У детей старшего дошкольного возраста есть все предпосылки для стойкого формирования представлений о культуре здорового образа жизни:

- активно развиваются психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности;

- заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети  сохраняют и демонстрируют правильную осанку;

- дети самостоятельно выполняют бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности [3].

В.И. Андреев считает, что упущенные в дошкольном возрасте возможности в последующем не восполняются или восполняются с трудом. В этом возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию у него потребности в здоровом образе жизни, ответственности за свое здоровье [1].

Анализ научной литературы и опыта работы различных специалистов в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) позволили выявить компоненты структуры здорового образа жизни - это оптимальная двигательная активность, рациональное питание, соблюдение режима дня, закаливание, досуг, гигиенические навыки, отсутствие вредных привычек, повышение психоэмоциональной устойчивости или эмоциональное благополучие.                                                                                        

                                                                                                                 Схема 1

       КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА

            ЖИЗНИ

 Оптимальная

 двигательная

 активность

 Рациональное

 питание

Режим дня (включая сон)

 Закаливание

Содержательный      

          досуг

Гигиенические

 навыки

 Отсутствие

 вредных

 привычек

Эмоциональное благополучие

Таким образом, можно сказать, что здоровый образ жизни тесно связан с общей культурой. Культура здорового образа жизни – это отношение личности к основным компонентам здорового образа жизни, отвечающим объективным требованиям биологической программы развития человека, исходящим из его духовных и физических потребностей.

         Практическая работа представлена в блоке «В гостях у Неболейкина» и направлена на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Средства и формы работы, которые педагог применяет в рамках этого блока, должны способствовать формированию элементарных анатомических и гигиенических знаний у детей, представлений о здоровье, здоровом образе жизни, культуре здорового образа жизни, о том, как поддерживать свое здоровье, развитию детской мотивации к ведению здорового образа жизни.

Данный блок педагогической деятельности включает цикл НОД и игровых упражнений с детьми: проведение беседы, комплекса игровых упражнений и подвижных игр на свежем воздухе. 

                                                                                                                 Схема 2

Цикл НОД и комплекс игровых упражнений с детьми «В гостях у Неболейкина»

  Содержание деятельности

 Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста

 НОД «Кто хочет быть здоровым?»

           Беседа, обсуждение.

Игровое упражнение    «Радугу построим» 

Игра "Радуга" 

Комплекс упражнений для глаз

 

Комплексы  упражнений. «Ладошки»

«Погончики»

«Цветочный магазин»

Дыхательная гимнастика

Игра "Солнечный зайчик"

Игра "Гости" 

Упражнения для формирования правильной осанки.

         

Игры «Березонька выручай», «С камешком у воды», «По нарисованной дорожке»

             Подвижные игры на свежем воздухе

            НОД «Кто хочет быть здоровым?» знакомит детей с анатомо-физиологическими особенностями человеческого организма. На занятии дети узнают о строении тела человека и о работе внутренних органов, уясняют, почему нужно бережно относиться к своему телу. Знакомятся с такими понятиями как «здоровье», «здоровый образ жизни», «культура здорового образа жизни».  С педагогом обсуждают и выясняют что надо делать, чтобы быть здоровым.

  Игровое упражнение «Радугу построим» направлено на попеременное расслабление и сокращение уставших глазных мышц.

Игра "Радуга" - это игра на воображение. Как созерцание, так и представление различных цветов радуги оказывает благоприятное воздействие на организм ребенка. Так, синий цвет положительно влияет на зрение и слух; желтый - на желудочно-кишечный тракт, кровяное давление; зеленый - на сердечно-сосудистую систему. Красным цветом нельзя злоупотреблять: он возбуждает нервную систему.

Комплексы  упражнений: «Ладошки», «Погончики», «Цветочный магазин» направлены на развитие дыхательной системы. 

Игры  «Солнечный зайчик», «Гости»  направлены на формирование правильной осанки детей. Игра "Солнечный зайчик"  способствует закреплению стереотипа правильной осанки и тренирует зрительный аппарат.  Игра «Гости» способствует расслаблению напряженных мышц спины, плечевого пояса.

Подвижные игры на свежем воздухе направлены на формирование двигательной активности дошкольников. В играх дети проявляют свою ловкость, быстроту реакции, учатся играть по правилам.  Детям предлагается поиграть в новые подвижные игры, соблюдая при этом правила игры: «Березонька выручай», «С камешком у воды», «По нарисованной дорожке».

Ожидаемым результатом данной практической деятельности может быть  

формирование элементарных анатомических и гигиенических знаний у детей, представлений о здоровье, здоровом образе жизни, культуре здорового образа жизни, о том,  как поддерживать свое здоровье, развитию детской мотивации к ведению здорового образа жизни. Могут быть развиты компоненты культуры здорового образа жизни, такие как рациональное питание, соблюдение двигательной активности, режима дня, отсутствие вредных привычек, закаливание и многое другое. Практическая значимость комплекса игровых упражнений велика. Помимо этого комплекса упражнений в наше современное время возможно использование и других средств, методов и форм работы по формированию культуры здорового образа жизни  у старших дошкольников.

Список источников и литературы

          1. Андреев В.И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание. -  Казань : Центр инновац. технологий, 2000. – 267с.

2. Культура // Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова [Электронный ресурс]. Режим доступа  http://ozhegov.info/slovar/. 19.01.2017.

3. Нежина Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С. 14-17.

4.Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа https://pravobraz.ru/ 15.01.2017.

5. Чумичева Р.М. Ребенок в мире культуры. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола,  1998. – 557с.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников "Быть здоровыми хотим!"

В современном мире такие понятия как "здоровьесберегающие технологии" и "формирование здорового и безопасного образа жизни"  прочно входят в жизнь каждого человека, а также в образовательный проц...

Мастер-класс по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников «Быть здоровыми хотим!»

Советы воспитателям. Самомоссаж,динамическме паузы, психогимнатика, этюды,  релаксирующие упражнениея....

Программа по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологических знаний «Здоровье и Я».

Здоровье это не просто отсутствие той или иной болезни. Здоровье – это состояние творческой отдачи, хорошей работоспособности и эмоционального тонуса. Из всего этого и складывается благополучие ...

Мониторинг формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников в старшей группе № 6 «Белочки» на 2017-2018 учебный год

Мониторинг формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников в старшей группе № 6 «Белочки» на 2017-2018 учебный год...

Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников 5-6 лет старшей группы № 5 «Колокольчики» воспитателя МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» на 2020-2021 учебный год

Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников 5-6 лет старшей группы № 5 «Колокольчики» воспитателя МБДОУ «Детский сад № 79 «Со...

Мониторинг результатов освоения обучающимися программы формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников в старшей группе № 5 «Колокольчики» по итогам диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года

Мониторинг результатов освоения обучающимися программы  формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников в старшей группе № 5 «Колокольчики» по итогам диагностики на начало...

Мастер класс с родителями старшей группы «Бабочка» МАДОУ №38 «Домовенок» по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

При воспитании детей дошкольного возраста просто необходимо использование здоровьесберегающих технологий, так как это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических ...