Программа по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологических знаний «Здоровье и Я».
рабочая программа на тему
Здоровье это не просто отсутствие той или иной болезни. Здоровье – это состояние творческой отдачи, хорошей работоспособности и эмоционального тонуса. Из всего этого и складывается благополучие личности. На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что здоровье человека, будь он взрослым или ребенком, занимает самые приоритетные позиции в мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_zdorovesberezheniyu.docx | 28.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологических знаний «Здоровье и Я».
Пояснительная записка.
Здоровье это не просто отсутствие той или иной болезни. Здоровье – это состояние творческой отдачи, хорошей работоспособности и эмоционального тонуса. Из всего этого и складывается благополучие личности. На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что здоровье человека, будь он взрослым или ребенком, занимает самые приоритетные позиции в мире.
В дошкольном возрасте происходит формирование фундамента психического и физического здоровья человека. Первые семь лет жизни – это тот период, когда люди проходят огромный путь своего развития, который не находит повторения в последующие годы.
Именно в дошкольном периоде интенсивно развиваются все органы, происходит становление функциональных систем, формируется характер, закладываются определяющие черты личности. При этом маленький человек начинает определенным образом относиться к себе и к окружающим его людям. Задача педагога привить ему ценностное отношение к здоровью; научить отказываться от всего вредного для организма; прививать чувство ответственности за свое здоровье.
Цель программы:
Создание условий для сохранения здоровья детей с одновременным воспитанием валеологической культуры у детей. Формирование осознанного отношения к своему здоровью и умения оберегать, сохранять и поддерживать его.
Задачи:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровье детей, профилактика заболеваний;
- формирование у детей мотивации здорового образа жизни, потребности в освоении способов сохранения своего здоровья - внедрение здоровьесбарегающих технологий в работу с детьми;
-повышение уровня компетентности родителей по вопросам здоровьесбережения;
- прививать культурно-гигиенические навыки.
Принципы программы:
- Принцип научности - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью;
- Принцип доступности - использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей;
- Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей;
- Принцип систематичности - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии;
Основные направления программы:
- Организация здоровьесберегающего образовательного процесса;
- Инструктивно-методическая работа с родителями;
- Учебно-воспитательная работа;
- Оздоровительно-профилактическая работа;
Педагогические технологии:
- физкультминутки (динамические паузы);
- ритмопластика;
- спортивные игры;
- технологии, имеющие эстетическую направленность;
- релаксация;
- гимнастика для глаз и пальчиковая, для пробуждения и дыхательная;
- оздоровительный бег;
- физкультзанятия;
- самомассаж;
- занятия по теме «Здоровье»;
- технологии воздействия цветом, музыкой;
- сказкотерапия;
- закаливание и т. д.
Утренняя гимнастика важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Физкультминутки проводятся с целью повышения умственной работоспособности и снижения утомления, обеспечивают кратковременный активный отдых.
Ритмопластика – это пластичные движения, которые носят оздоровительный характер. Они выполняются под музыку в спокойном медленном темпе с максимальной амплитудой и растяжением мышц. Упражнения ритмопластики формируют правильную осанку, развивают силу, выносливость, увеличивают подвижность в суставах, улучшают координацию движений.
Пальчиковые игры развивают у детей мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизируют речевые навыки, мышление и память.
Самомассаж - способ регуляции организма, один из приемов регулирования кровотока. Детей обучают выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие и похлопывающие движения в направлении кровотока.
Гимнастика для глаз включает фиксацию зрения на различных точках, движение взгляда. Упражнения способствуют восстановлению нормального зрения.
Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких.
Бег, ходьба, подвижные и спортивные игры на прогулке. Дозированные бег и ходьба на прогулке - один из способов тренировки и совершенствования выносливости. Подвижные и спортивные игры развивают у детей наблюдательность, восприятие отдельных вещей, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость и другие психофизические качества.
Релаксационные упражнения выполняются для снятия напряжения в мышцах, вовлеченных в различные виды активности. Релаксация - состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.
Бодрящая гимнастика проводится после дневного сна. Дети выполняют некоторые упражнения в постели, потягивание, встают и по массажным коврикам («дорожкам здоровья») переходят в другую комнату, далее выполняют упражнения ритмической гимнастики, умываются.
Закаливание повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, способствует ускорению обмена веществ, оказывает благотворное влияние на психосоматическое состояние ребенка. В дошкольном учреждении используют методы закаливания, абсолютно безвредные для всех детей. Обязательное условие закаливания — соблюдение принципов постепенности и систематичности.
Сказкотерпапия позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки. Во время сказкотерапии ребенок знакомится со своими сильными сторонами, «расширяется» его поле сознания и поведения, осуществляется поиск нестандартных, оптимальных выводов из различных ситуаций, происходит обмен жизненным опытом.
Музыкотерапия. Музыка воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физические занятия, активизирует детей, заметно повышает качество выполняемых ими упражнений. Звучащее музыкальное произведение повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.
Цветотерапия. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Цветотерапия для детей предполагает определение любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.
Система здоровьесберегающих технологий, используемых в работе МБДОУ.
Вид технологии | Время проведения | Особенности проведения |
.Подвижные и спортивные игры | Как часть ООД по физической культуре, на прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно | Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. Используются только элементы спортивных игр. |
Физкультурные минутки | Во время ООД, 1,5-2 минуты во всех возрастных группах | Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления. |
.Пальчиковая гимнастика | В любое время | Рекомендуется детям всех возрастных групп |
Дыхательная гимнастика | В разных формах физкультурно- оздоровительной работы. | Проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5минут в свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки | Рекомендуется показ воспитателя |
Динамические паузы | Во время ООД и между ООД 2-5минут по мере утомляемости | В ООД в виде игр. Между ООД в виде танцевальных движений, элементов релаксации. |
ООД по физической культуре | 2 занятия на спортивной площадке и одно занятие на прогулке в неделю | Занятия проводятся в соответствии с программой МБДОУ |
Самомассаж | В зависимости от поставленных педагогом целей | Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму |
Закаливание | ежедневно | обеспечивается чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении, осуществляю контроль за одеждой детей (чтобы не было перегрева); гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры). Воздушные ванны |
Сказкотерапия | со старшего возраста | Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей |
Технологии музыкального воздействия | В различных формах физкультурно- оздоровительной работы; | Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. |
Бодрящая гимнастика | ежедневно | Проводится после дневного сна |
Релаксационные упражнения | В свободное время | . Под спокойную музыку проводятся упражнения на расслабление как части мышц, так и всего тела |
Перспективное планирование по формированию здорового образа жизни у детей
Возрастная группа | Месяц | Мероприятия |
Средняя | Сентябрь | Беседа с детьми «Я и мое тело»; Беседа с детьми: «что такое витамины и зачем они нужны»; Беседа с детьми: «Зачем нам физкультура»; Создание стенда о здоровье в группе. Консультация для родителей: «Здоровый образ жизни – что это значит?»; |
Октябрь | Беседа с детьми: «Хотим здоровые глаза»; Беседа с детьми: «Витаминные продукты»; Беседа с детьми: «На зарядку становись»; Выставка детских рисунков «Витамины с огорода» | |
Ноябрь | Беседа с детьми: «Ухо – орган слуха»; Беседа с детьми: «Вредные продукты»; Беседа с детьми: «Закаляйся, не стесняйся» Создание «Копилки здоровья» (подбор музыки для релаксации, для ритмических упражнений; картотека физкультминуток; карточки для показа детям; подбор оборудования для упражнений; Консультация для родителей: «Основы закаливания»; | |
Декабрь | Беседа с детьми: «Что умеет наш нос»; Беседа с детьми: «Наша каша»; Беседа с детьми: «Зимние забавы»; Памятка для родителей: «Профилактика ОРВИ»; | |
Январь | Беседа с детьми: «Откуда берутся болезни»; Беседа с детьми: «Что можно есть, чтоб не болеть»; Беседа с детьми: «Что такое спорт»; Развлечение для детей: «Викторина с доктором айболитом»; | |
Февраль | Беседа с детьми: «Гигиена. Для чего она?»; Беседа с детьми: «Вода для организма»; Беседа с детьми: «Спортивные предметы»; Создание наглядных памяток для детей о правилах гигиены; Родительское собрание: «Формирование культуры здорового образа жизни в детском саду и семье»; | |
Март | Беседа с детьми: «Зачем нам зубы?»; Беседа с детьми: «Правила поведения за столом»; Беседа с детьми: «Безопасность в спорте»; Создание наглядной памятки для детей о правилах ухода за ротовой полостью; | |
Апрель | Беседа с детьми: «Полезные и вредные привычки»; Беседа с детьми: «Полезные игры на свежем воздухе»; Проведение «Недели здоровья»; | |
Май | Беседа с детьми: «Сон»; Беседа с детьми: «Купание. Игры в воде»; Памятка для родителей: «Тепловой и солнечный удар»; Создание наглядных памяток для детей о правилах поведения у воды | |
Старшая | Сентябрь | Беседа с детьми: «Здоровье. Что это?»; Беседа с Детьми: «Зачем человеку еда?»; Беседа с детьми: «Чем так важна прогулка?» Консультация для родителей: «Что в нашей тарелке?»; |
Октябрь | Беседа с детьми: «Органы чувств наши помощники»; Беседа с детьми: «Правильное питание»; Беседа с детьми: «Обтирание и умывание»; Создать наглядные пособия для детей об органах чувств; Родительское собрание: «Закаливание. Закаливающие процедуры»; | |
Ноябрь | Беседа с детьми: «Ухаживаем за собой»; Беседа с детьми: «Наша беда – вредная еда»; Создание карточек для детей с предметами личной гигиены; Развлечение для детей: «Полезные и вредные продукты»; Развлечение для детей «Викторина с Мойдодыром» | |
Декабрь | Беседа с детьми: «ЗОЖ»; Беседа с детьми: «Полезные соки»; Беседа с детьми: «Зимние виды спорта»; Выставка детских рисунков о здоровом образе жизни; Консультация для родителей: «Здоровая семья»; | |
Январь | Беседа с детьми: «Микробы»; Беседа с детьми: «Этикет за столом»; Создание наглядных правил поведения за столом для детей; | |
Февраль | Беседа с детьми: «Болезни грязных рук»; Беседа с детьми: «Аллергия. В чем опасность?»; Консультация для родителей: «Самомассаж»; | |
Март | Беседа с детьми: «Чистота – залог здоровья»; Беседа с детьми: «Голод»; Беседа с детьми: «Босыми ногами»; Консультация для родителей: «Профилактика плоскостопия»; | |
Апрель | Беседа с детьми: Беседа с детьми: «Велосипед, самокат, ролики»; Беседа с детьми: «Как обработать рану»; Проведение недели здоровья | |
Май | Беседа с детьми: «Солнечные ванны»; Беседа с детьми: «Витамины из леса»; Беседа с детьми: «Активный отдых»; Создание наглядной памятки для детей о правилах поведения на природе; Памятка для родителей: «Игры на пляже»; | |
Подготовительная | Сентябрь | Беседа с детьми: «Здоровье в наших руках»; Беседа с детьми: «Продукты для энергии и силы»; Беседа с детьми: «Спорт. Олимпийские игры»; Создание карточек с изображением олимпийских видов спорта, а также с изображением российских спортсменов; |
Октябрь | Беседа с детьми: «Режим дня»; Беседа с детьми: «Пешие прогулки»; Беседа с детьми: «Что едят спортсмены»; Родительское собрание: «В школу здоровыми»; | |
Ноябрь | Беседа с детьми: «Сердце – важный орган»; Беседа с детьми: «Жуем как следует»; Беседа с детьми: «Сила, ловкость, выносливость»; Развлечение для детей: «Веселые эстафеты»; | |
Декабрь | Беседа с детьми: «Красивая осанка»; Беседа с детьми: «Чем вредна жареная еда»; Беседа с детьми: «Упражнения для красивой осанки»; | |
Январь | Беседа с детьми: «Здоровые ножки»; Беседа с детьми: «Сладкое. Польза и вред»; Беседа с детьми: «Правильно одеваемся на прогулку»; | |
Февраль | Беседа с детьми: «Опасное для зрения»; Беседа с детьми: «Продукты для зрения»; Беседа с детьми: «Зарядка для глаз»; Создание наглядных памяток для детей о том, что создает опасность для зрения; | |
Март | Беседа с детьми: «Опасное для слуха»; Беседа с детьми: «Тренируем слух»; Памятка для родителей: «Профилактика сколеоза»; | |
Апрель | Беседа с детьми: «Плесень. Что это»; Беседа с детьми: «Польза бега»; Неделя здоровья; | |
Май | Беседа с детьми: «Что мы знаем о себе и о здоровье»; Беседа с детьми: «Что мы знаем о продуктах питания»; Беседа с детьми: «Что мы знаем о спортсменах и спорте»; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для определения знаний родителей о здоровом образе жизни. Анализ результатов анкетирования родителей «О здоровом образе жизни».
Самое ценное в любом анкетировании - это информация, которую мы получаем в результате. Очень важно уметь сделать правильные выводы по итогам анкетирования. Именно для этого нужен тщательный анализ пол...
«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»
"Здоровый образ жизни дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни"....
Система работы по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологических знаний «Здоровячок»
Система работы по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологических знаний «Здоровячок»...
программа по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологических знаний «Здоровячок»
Создание условий для повышения эффективности оздоровительной работы в ДОУ через организацию здоровьесберегающего педагогического процесса с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, с и...
«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»
О здоровом образе жизни ребенка дошкольного возраста....
Программа по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологических знаний «Здоровячок»
Цель программы – воспитать в детях потребность в здоровом образе жизни через знание основ валеологии.Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:Содействовать сохранению и ...
Конспект занятия по формированию здорового образа жизни в первой младшей группе.«Наш здоровый образ жизни.»
Плискина Анастасия АлександровнаКонспект занятия по формированию здорового образа жизни в первой младшей группе.Тема: «Наш здоровый образ жизни.»Цель: Формирование у детей представление о ...