Система работы по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологических знаний «Здоровячок»
рабочая программа по теме

Климова Ирина Сергеевна

Система работы по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологических знаний «Здоровячок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_valeologii.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологических знаний «Здоровячок»

"Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы."

В. С у х о м л и н с к и й

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе дошкольного образования.

             К сожалению, в иерархии человеческих потребностей, здоровый образ жизни находится далеко не на первом плане, а по сути своей именно он должен стать первейшей потребностью. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с раннего детства, воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

             В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество.

 Необходимо пересмотреть равнодушное, потребительское отношение к своему организму.

Ведь зачастую, проявлять беспокойство, мы начинаем только тогда, когда болезнь уже на пороге. Следует изменить пассивный образ жизни на здоровый, пронизанный вдумчивой заботой и любовью к своему телу, душе, научиться всему, что нам помогает, и отторгнуть то, что явно лишнее, ненужное, приобщить к здоровому образу жизни детей.

Дошкольный возраст - важный период, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья. Задача укрепления здоровья детей дошкольного возраста является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма.

           Это объясняется тем, что к ребенку для обеспечения высокого уровня интеллектуально-познавательного развития предъявляются высокие требования, реализовать которые может только здоровый дошкольник.

Вопросы здоровья детей и организации их жизни были предметом исследования педагогов прошлого: Я. А. Коменского, Д. Локка, Ж. Ж. Руссо, отечественных ученых М.В.Ломоносова, И.И.Бецкого, Н. П. Гундобина, Н. И. Пирогова, П. Ф. Лесгафта, В. В. Гориневского и других. В начале XX века большой вклад в разработку этой проблемы внесли работы М.Монтессори, Р. Штейнера, С. Френе.

 В современной педагогике эта проблема рассматривается многими отечественными исследователями: М. В.Антроповой, Е.А. Аркиным, И. А. Аршавским, Е. Н. Вавиловой, Ю. Ф. Змановским, Е. И. Иорданской, Д. В. Колесовым, Н. Н. Поддьяковым, А. Г. Хрипковой, Д. В. Хухлаевой, Л. И. Чулицкой и другими. В их работах поднимаются вопросы проведения активной оздоровительной работы среди дошкольников с использованием в режиме дня всех естественных факторов внешней среды, повышения двигательной активности детей, обеспечения максимального пребывания их на открытом воздухе, рационального, богатого витаминами питания, соблюдения санитарно-гигиенических требований.

Цель моей работы – воспитать в детях потребность в здоровом образе жизни через знание основ валеологии.

Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

  • Содействовать сохранению и укреплению здоровья детей.
  • Формировать здоровьесберегающие навыки и привычки.
  • Побуждать желание сочувствовать, сопереживать чужой боли.
  • Воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни.

Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.

Значительное место отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, гимнастика, обучение пониманию своего эмоционального состояния.

Большая роль в работе отводится созданию информационной «Среды здоровья» (схемы, рисунки, стенды), которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование мировоззрения ребенка.

Вся система работы по формированию привычки к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста  разделена на 5 разделов:

I. «Я» Знай свое тело:

на занятиях по этому разделу дети получают элементарное представление о строении и функциях своего тела и основные правила заботы о нем.

II. «Физкульт-ура! » Занимайся физкультурой:

совместно с детьми выявляются значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом, закаливающих процедур.

III. «Наш день» Соблюдай режим дня:

работа направлена на воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов. Также в данный раздел включены знания о правильном питании, т. к. прием пищи является одним из режимных моментов в детском саду.

IV «Опасность» Соблюдай правило «нельзя»: рассказы об источниках опасности в доме, группе, на улице, правила личной безопасности, планируются беседы с детьми, показ видеороликов.

V. Мой-до-дыр! » Соблюдай правила гигиены:

особое внимание уделяю воспитанию культурно-гигиенических навыков, формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.

Все разделы объединяет единая цель: сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Совместная деятельность взрослого и ребёнка  содержит:

• организационный момент (эмоциональный настрой);

• гимнастика (пальчиковая, зрительная, дыхательная);

• игровой массаж;

• дидактическая игра или игра-беседа;

•сообщение нового материала через игру-беседу, театрализованное представление, сказочный сюжет;

• дидактическая или подвижная игра на закрепление;

• релаксация под музыку;

При проведении совместной деятельности учитываются:

1. выполнение санитарно-гигиенических требований:

• совместная деятельность проводятся в проветренном, чистом помещении (групповое помещение, музыкальный зал) ;

• дети должны быть одеты в удобную одежду, которая не стесняет их движения;

• совместная деятельность проводятся не раньше чем через 30 минут после еды и не позднее, чем за 1 час до еды;

• музыка для релаксации должна быть негромкой;

• подбор упражнений должен соответствовать возрастным особенностям детей

2. учет психофизиологических и эмоционально-личностных особенностей детей.

• соответствие уровня материала познавательным возможностям и интересам детей данного возраста;

• соответствие упражнений двигательным возможностям детей;

• учет индивидуальных особенностей ребенка (темперамент, эмоциональное состояние и др.);

• учет индивидуальных особенностей познавательной сферы каждого ребенка (уровень внимания, памяти, мышления и др.) и уровня его работоспособности.

Особое внимание уделяю детям, ослабленным и имеющим заболевания.

Перспективное планирование по теме:

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Возраст

ная груп

па

Раздел

Месяц

Тема

Задачи

II млашая группа

I. «Я». Знай свое тело.

Сентябрь

«Я - человек».

Формировать представления о себе как отдельном человеке; рассказать о строении своего тела, способах заботы о себе и окружающем мире;

Октябрь

«Мое имя».

Ноябрь

«Зачем мне нужны руки».

Декабрь

«Зачем мне нужны ноги».

Январь

«Мои глаза».

Февраль

«Мои волосы».

Март

«Чтобы зубы были крепкими».

Апрель

«Моя внешность».

Май

«Я и мое настроение».

II. «Физ

культ-

-ура! »

Занимай

ся физ-

куль-

турой.

Сентябрь

«Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней».

Знакомить с правилами выполнения физических упражнений (внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения).

Октябрь

«Как вырасти здоровым».

Ноябрь

«Что поможет быть здоровым».

Декабрь

«Зимние игры и забавы».

Январь

«Наша зарядка».

Февраль

«Давайте жить дружно».

Март

«О том, как мальчуган здоровье закалял».

Апрель

«Кто с закалкой дружит, никогда не тужит».

Май

«Лето красное – для здоровья время прекрасное».

III. «Наш день». Соблюдай режим дня.

Сентябрь

Твой «режим дня».

Формирование у детей соблюдения режима дня, навыков самообслуживания, предупреждение переутомления детей, организация правильного питания.

Октябрь

«Зачем соблюдать режим дня».

Ноябрь

«На зарядку становись».

Декабрь

«Мои увлекательные занятия».

Январь

«Грязные руки».

Февраль

«Про девочку, которая плохо кушала».

Март

«Спать пора».

Апрель

«Пришла весна – ребятишкам не до сна».

Май

«Баю - баюшки - баю».

IV.«Опас-ность». Соблюдай правило «нельзя».

Сентябрь

«Ребенок дома».

Рассказать о правилах поведения на улицах города: переходить улицу на зеленый цвет светофора только за руки с взрослым, двигаться по правой стороне тротуара, не наталкиваться на прохожих, внимательно смотреть под ноги и вперед.

Рассказать об источниках опасности в квартире и групповой комнате; разъяснить правило «нельзя».

Октябрь

«Спички».

Ноябрь

«Осторожно:огонь!»

Декабрь

«Электроприборы».

Январь

«Удобная обувь, одежда».

Февраль

«Правила поведения на улице города».

Март

«Светофор».

Апрель

«Будь внимательнее! »

Май

«Я маленький пешеход».

V.«Мой-дод-ыр! » Соблюдай правила гигиены.

Сентябрь

«Наши верные друзья».

Рассказать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов; умывание, купание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища.

Октябрь

«Чистота – залог здоровья».

Ноябрь

«Водные процедуры по утрам».

Декабрь

«Умывание».

Январь

«Купание».

Февраль

«Уход за телом».

Март

«Правило поведения за столом».

Апрель

«Чистота игровой комнаты».

Май

«Что такое хорошо, что такое плохо».

Средняя группа

I. «Я». Знай свое тело.

Сентябрь

«Кто Я? »

Продолжить идентифицировать свое имя с собой» познакомит с внешними частями тела; дать представление о способах выражения своих состояний с помощью мимики и жестов (подняты брови, сжаты губы, надуты щеки) ; Ценить свое тело; знать основные правила заботы о нем; устанавливать связи между строением органа и его назначением, между своим состоянием и способами заботы о себе и окружающем мире. Учить одеваться и раздеваться самостоятельно, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, аккуратно складывать и убирать одежду на место; вежливо обращаться за помощью к сверстнику или взрослому. Уточнить знания ребенка об имени, фамилии, возрасте, своем доме.

Октябрь

«Мое имя, фамилия, отчество».

Ноябрь

«Моя внешность».

Декабрь

«Мимики, жесты».

Январь

«Правила ухода за своим телом».

Февраль

«Я умею одеваться и раздеваться».

Март

«Вот я какой».

Апрель

«Я расту».

Май

«Как мы дышим и зачем? »

II. «Физ

культ-

-ура! »

Занимай

ся физ-

куль-

турой.

Сентябрь

«Человек – живой организм».

Продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности; рассказать, что человек - живой организм, чтобы жить, необходимо активно двигаться, для этого и предназначены органы человека: ноги, руки, туловище, голова. Рассказать о здоровье (как можно познать и изменить себя, как найти свою тропинку к здоровью)

; познакомить с профилактикой заболеваний: самомассаж, закаливание, правильное дыхание, чередование активного движения и отдыха. С помощью взрослого устанавливать связь между совершаемыми действиями, привычками и состоянием организма, настроением и самочувствием. Развивать настойчивость, целеустремленность в уходе за своим телом, физкультурно-оздоровительной деятельности

Октябрь

«Самомассаж от простуды».

Ноябрь

«Закаляйся».

Декабрь

«Правильное дыхание».

Январь

«Ноги, руки, туловище, голова».

Февраль

«Волк стучится к козлятам».

Март

«Здоровой будь».

Апрель

«На зарядку становись! »

Май

«Бегать я люблю босой».

III. «Наш день». Соблюдай режим дня.

Сентябрь

«Режим дня – помощник нашего здоровья».

Формировать соблюдения режима дня, направить на правильное организацию сна, рассказать о потребностях организма в сне, отдыхе, пище, деятельности, движении.

Октябрь

«Дремота и зевота».

Ноябрь

«Больная ножка».

Декабрь

«Дети, которые плохо едят в детском саду».

Январь

«За ужином».

Февраль

«Кто умеет? ».

Март

«Зачем мы спим? ».

Апрель

«Приятного аппетита».

Май

«Режим дня – помощник нашего здоровья».

IV.«Опас-ность». Соблюдай правило «нельзя».

Сентябрь

«Правила дорожного движения».

Познакомить с правилами дорожного движения, рассказать о правилах первой помощи при травмах и обморожениях: замерзло лицо на морозе – разотри его шарфом, а не снегом; озябли ноги – попрыгай, пошевели пальцами; промочил ноги – переоденься в сухое.

Октябрь

«Для чего нам светофор? ».

Ноябрь

«Горят огни на перекрестках»

Декабрь

«Дядя Степа - милиционер».

Январь

«Будь осторожен дома».

Февраль

«Когда тебе грозит опасность».

Март

«Я собираюсь на прогулку».

Апрель

«Весной на улице».

Май

«Осторожно: лето! »

V.«Мой-дод-ыр! » Соблюдай правила гигиены.

Сентябрь

«Правила поведения за столом».

Рассказать о культуре еды, правилах поведения за столом, о последовательности одевания, умывания, правил гигиены; учить рациональным способам самообслуживания. Учить самостоятельно мыть руки, лицо, шею; после умывания смывать мыльную пену с раковины, крана. Спокойно садиться за стол, правильно пользоваться вилкой, ложкой, есть аккуратно, не спешить, не отвлекаться, не играть столовыми приборами, не набивать рот, не разговаривать с полным ртом, не чавкать, не мешать другим детям; пользоваться салфеткой, спокойно выходить из-за стола, говорить «спасибо».

Октябрь

«Культура еды».

Ноябрь

«Последовательность одевания, умывания, правил гигиены».

Декабрь

«Самостоятельно мыть руки, лицо, шею».

Январь

«Не мешать за столом».

Февраль

«Чистюля - енот».

Март

«Помощь маме».

Апрель

«Уборка в доме».

Май

«Сохрани свое здоровье».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии»

«Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии»...

Система работы по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий через различные виды детской деятельности....

программа по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологических знаний «Здоровячок»

Создание условий для повышения эффективности оздоровительной работы в ДОУ через организацию здоровьесберегающего педагогического процесса с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, с и...

Программа по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологических знаний «Здоровье и Я».

Здоровье это не просто отсутствие той или иной болезни. Здоровье – это состояние творческой отдачи, хорошей работоспособности и эмоционального тонуса. Из всего этого и складывается благополучие ...

Программа по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологических знаний «Здоровячок»

Цель программы – воспитать в детях потребность в здоровом образе жизни через знание основ валеологии.Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:Содействовать сохранению и ...

Система работы по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

В статье рассматривается комплексный подход к формированию здорового образа жизни дошкольников в различных видах детской деятельности. Материал включает в себя описание форм, средств и методов формиро...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования Кружок по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников 6-7 лет «ЗДОРОВЯЧОК»

Данная программа также позволяет педагогу тщательно анализировать оздоровительную работу в группе, продумывать новые способы мотивации детей к занятиям, которые будут вызывать у дошкольников чувства р...