Система работы по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников
презентация на тему

Агамирова Людмила Сергеевна

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий через различные виды детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_po_formir.zozh_.docx40.57 КБ
Файл sistema_zozh2_2.pptx2.71 МБ

Предварительный просмотр:

«Система работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Слайд № 1

Здоровый образ жизни – необходимое условие, от которого зависит физическое и психическое благополучие ребенка, нормальный уровень жизнедеятельности организма, адаптация детей к социально-педагогическим требованиям в дошкольных группах.

Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Этот период является основополагающим в становлении личности человека. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим.

« Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

 В. А. Сухомлинский

На первое место сейчас выдвигаются задачи охраны жизни и укрепления здоровья детей; использование технологий, сберегающих здоровье; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.

 Педагоги  формируют у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

 

Слайд № 2

Цель проводимой работы:

 Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни, средствах укрепления здоровья и правилах заботы о нем.

Задачи:

  •   Сформировать навыки  здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом;
  •   Обеспечить дошкольника необходимыми технологиями, позволяющими сохранить и укрепить здоровье;
  •   Обогащать знаниями о здоровом образе жизни через различные виды деятельности.

Слайд №3

Основные компоненты здорового образа жизни

1.Рациональный режим.

Режим дня в дошкольных группах составлен таким образом. Что предусмотрено чередование самостоятельной детской деятельности, коллективных и индивидуальных игр, достаточную двигательную активность  ребенка в течение дня, обеспечено сочетание умственной и физической нагрузки. Время занятий организовано таким образом, чтобы вначале проводились занятия, связанные с умственной активностью, а затем творческие виды деятельности в чередовании с музыкальной и физической активностью. Неизменными остаются интервалы между приемами пищи, время приема пищи; обеспечение необходимой длительности дневного сна(2-2.5 часа) время отхода ко сну; проведение ежедневной прогулки. В теплый период года увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, при наличии условий занятия переносятся на прогулку.

Режим дня в дошкольных группах разработан с учетом сезонных изменений, возраста  детей, времени пребывания детей в дошкольных группах.

В дошкольных группах режим соблюдается. Очень  важно чтобы в семье все режимные моменты выполнялись. Родителей  знакомим с режимными моментами, рассказываем  о важности соблюдения режима сна, питания в семье.

2.Правильное питание.

При организации питания в дошкольном отделении учитываются следующие принципы

Основные принципы рационального питания:

  • Соблюдение режима питания;
  • Гигиена приема пищи;
  • Соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;
  • Эстетика организации питания (сервировка);
  • Удовлетворение потребностей организма в витаминах и минералах. (фрукты, витаминизация третьих блюд)

В дошкольном отделении организовано регулярное, пятиразовое питание. Между приемами пищи временной интервал составляет 3 часа.

Важно чтобы питание было регулярным и в семьях наших воспитанников. Родителям  рекомендуем в выходные и праздничные дни придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольной группе. Родителей знакомим с меню. Ежедневно вывешивается меню и на сайте образовательной организации и в дошкольных группах.

В дошкольном отделении проводятся « Недели здорового питания»-  дети посещают пищеблок, знакомятся с профессией повара, наблюдают процесс приготовления салатов и других блюд. Родителям предоставляется возможность продигустировать приготовленные блюда (завтрак, обед, ужин).

3.Физическая  нагрузка 

Здоровье и  движение – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Для каждой возрастной группы создан двигательный режим, который соблюдается в процессе работы с детьми.

Средства двигательной направленности :

  • Физические упражнения;
  • Занятия по физической культуре;
  • Физкультминутки;
  • Гимнастика утренняя;
  • Гимнастика  после дневного сна ;
  • Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;
  • Подвижные и спортивные игры способствуют улучшению работы всех органов и организма в целом.

В процессе занятий физической культурой  ребенок приобретает знания, умения, навыки;  у детей развиваются волевые качества, эмоциональная  сфера, к тому же движение активизирует аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, дает ребенку массу позитивных эмоций.  

Во время занятий статичного характера, по мере утомляемости детей проводят  динамические паузы –   2-3 мин.,

  (комплексы физкультминуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз»)

Гимнастика после дневного сна(бодрящая ), ежедневно , 5-10 минут. Форма проведения различна: упражнения на кроватках,  умывание, ходьба по ребристым  дорожкам.   Её цель – поднять настроение и мышечный тонус детей, снять вялость и сонливость, помочь детям быстрее войти в активное состояние после сна. Во время проведения используем музыкальное сопровождение, которое  вызывает приятные положительные эмоции. Очень важно научить ребенка выполнять правильно и качественно различные движения, чтобы потом использовать их в повседневной жизни.

 Ежедневная зарядка, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры на свежем воздухе являются обязательными  в дошкольных группах. Не должны стать исключением и выходные дни. Родителям разъясняем важность занятий  физической культурой, спортом в домашних условиях, даем рекомендации по организации подвижных игр.

4.Закаливание организма

Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач:  улучшается деятельность его систем и органов, повышается сопротивляемость, выносливость организма,  его работоспособность. 

           В дошкольных группах проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий:

  • соблюдение температурного режима в течение дня, 
  • правильная организация прогулки и её длительность, 
  • соблюдение сезонной одежды во время прогулок, учитывая индивидуальное состояние здоровья детей; 
  • облегчённая одежда для детей в дошкольных группах,  
  • дыхательная гимнастика после сна;
  • утреннее умывание;
  • мытьё прохладной водой рук по локоть;
  • мытье рук перед едой;
  • полоскание полости рта; 
  • сон при открытых форточках в теплый период года,
  • воздушно-солнечные ванны;
  • проветривание помещений;
  • утренний прием на улице

Самым главным средством закаливания является ежедневная прогулка, которая организуется в первую и вторую половину дня. Ее продолжительность 3-4 часа. При температуре воздуха ниже минус 15 градусов, скорости ветра 7м/с прогулки рекомендуется сокращать.

5. Соблюдение правил личной гигиены (культурно-гигиенические навыки)

Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и субъективно необходимыми – этого можно достичь регулярностью и возможно более ранним их введением.

С первых дней посещения дошкольной группы приучаем  ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка, свой шкафчик для одежды.

Педагоги  подводят  детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.          

Очень важно, чтобы в дошкольном возрасте дети знали элементарные правила общественной гигиены-соблюдать чистоту в общественных местах, мыть руки надо для того, чтобы не заболеть самим и не заразить других, не сорить  не только в квартире, в групповой комнате, но и в общественных местах, в транспорте и т.д.. Для достижения эффективности формирования КГН используются дидактические игры, игры-упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсцинировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.

Обучение организуем  не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.

Для эффективного гигиенического воспитания детей большое значение имеет и внешний вид окружающих их взрослых. Нужно помнить о том, что дети очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому педагоги должны быть для них образцом. Для успешного привития навыков гигиены важно: чтобы все правила неукоснительно выполнялись взрослыми-воспитателями, помощником воспитателя, родителями.

6. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния. 

Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается.

Касательно психологической обстановки в дошкольном возрасте значение имеют два аспекта: отношения в семье и обстановка в дошкольном учреждении. Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которым можно доверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, тогда ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды.

В дошкольных группах   педагоги создают  условия,  обеспечивающие гуманное отношение к детям, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в дошкольной группе.

 Педагоги уделяют внимание взаимоотношениям детей со сверстниками.

Сложности общения с конкретными детьми могут быть разрешены путем обращения к психологу и совместному с воспитателем решения возникшей проблемы.

Для  создания эмоционального комфорта используем возможные способы:

- творчество, в котором ребенок получает удовольствие от процесса создания чего-то нового и учится выражать свои чувства и эмоции;

-общение со сверстниками;

-театрализованные игры;

-музыкальное сопровождение, которое  повышает эмоциональный тонус, способствует формированию позитивного, оптимистичного отношения к жизни, которое очень важно для развития крепкой нервной системы.

Музыка может также стать средством снятия возбуждения и усталости. Среда, созданная в дошкольном отделении,  способствует  организации работы по формированию здорового образа жизни - это  оборудованный спортивный зал, на территории имеется спортивная площадка, где проводятся спортивные мероприятия, физкультурные занятия. Во всех возрастных группах есть спортивные уголки, которые включают в себя  спортивный инвентарь, коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья, дидактические игры, литературные произведения,  перечень  подвижных игр, считалок и стихов, альбом «Виды спорта». Имеется подборка  музыкальных произведений, что помогает детям снять напряжение, негативные эмоции.  Дети самостоятельно и в совместной деятельности с педагогом получают элементарные знания и навыки по формированию ЗОЖ.

Слайд № 4

Для повышения эффективности работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников мы используем следующие формы работы:

  •   Занятия;
  •    Игры и игровые ситуации
  •    Беседы
  •   Театрализованные представления
  •   Чтение художественной литературы
  •   Продуктивная деятельность
  •   Физкультурные досуги,  праздники
  •      Участие воспитанников в соревнованиях (межрайон, округ, город)

Участие воспитанников в соревнованиях связано с определенными трудностями: соревнования проводят в выходной день, планы родителей и желание ребенка участвовать в соревнованиях не всегда совпадают. Убеждаем родителей в том, что очень важно ребенку поучаствовать в соревнованиях. Участие детей в  соревнованиях  учит  работать в команде, дает возможность проявить свои способности, возможность закрепить навыки и умения, но и получить радость от взаимного общения детей, педагогов, родителей. Начиная с младшей группы, проходят занятия, беседы  по здоровому образу жизни. В ходе таких занятий детям даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи.

На занятиях, в беседах дети узнают о вкусной и здоровой пище, полезных и неполезных продуктах, о витаминах, содержащихся в тех или продуктах, о  правилах поведения за столом, культуре еды.

На занятиях продуктивного цикла (по рисованию, лепке и аппликации) дети отражают свои впечатления от услышанного в своих работах. В работе по ознакомлению  используем  художественное слово (стихи, загадки) литературные произведения К. Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Что такое хорошо и что такое плохо» В.Маяковского и т.д..

Широко используем  театрализованную  деятельность, где дети становятся активными участниками действия. Также используем народный фольклор - потешки, частушки. Проводим фольклорные праздники. Дети в народных костюмах эмоционально рассказывают о пользе чая.  Игры создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее самочувствие.

Важным считается использование сюжетных и игровых ситуаций проблемного характера, решение ситуационных задач типа: «Как ты думаешь, что будет дальше , ……. если есть много сладкого, не чистить зубы, не умываться, не расчесываться и т.п. «Составь режим дня», «Составь классификацию» (разложи, объедини).

С малышами проводят игры-имитации: «Котик умывается», «Мои умные помощники» (игры помогают выяснить, для чего нужны нос, глаза, уши и т.д.).

В работе с детьми используем  настольно-печатные  и настольные игры: пазлы, разрезные картинки «Грибы и ягоды» на составление единого целого или изображения съедобных и несъдобных  грибов, ядовитых растений и т.д., «Овощи и фрукты» на составление целого изображения фруктов и овощей.

  • Настольно-печатные игры:

лото с сюжетной картинкой и набором предметных картинок к ней «Помоги маме накрыть на стол»,» как вести себя на улице», наборы с изображением предметов одежды, обуви, мебели, игрушек «Что зачем нужно», «Найди такой же»,»Одень куклу на прогулку» Приоритетной задачей этих игр является формирование основ личной гигиены и воспитание культуры поведения.

  • Сюжетно-ролевые игры: «Приглашение на чаепитие», «В гостях у Айболита и др. Данные игры проводят с целью воспитания у ребенка культуры поведения, умения вести себя в чужом доме, говорить вежливые слова, а также знакомить с профессией врача.
  •       Для расширения кругозора детей и закрепления, ранее полученных, навыков, используем  настольные и дидактические игры: «Части тела», «Сложи картинку», «Что сначала, что потом», «Чудесный мешочек», «Полезная и вредная еда», «Как вырасти здоровым», «Если малыш поранился».
  • Подвижные и спортивные игры  - как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, средней и высокой степени подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
  •       Организуют вместе с детьми простейшие игры-эксперименты и опыты, такие как «Когда заложен нос», «Мокрые ноги», «Как согреть руки», «Наши помощники- глаза» и т.д.
  •       В сюжетно-ролевых играх: «Поликлиника», «Аптека», «Семья», «Продуктовый магазин», «Пожарные» и т.п. закрепляют  навыки здоровьеформирования.
  • Для формирования у детей положительного эмоционального настроя, умения общаться в коллективе проводятся подвижные игры, такие как «Курочка и цыплята, «Волк и семеро козлят» и др.

Слад № 5   Физкультурные досуги и праздники

         Досуги и развлечения, праздники, дни здоровья  являются хорошей основой для  развития двигательной активности и обучения детей. Они с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям.  Мы планируем и организуем досуги различной направленности:сказочно-игровые,музыкально-спортивные,нравственно-патриотические, спортивно-оздоровительные с элементами  ОБЖ и др. Особое значение имеют досуги нравственно-патриотического характера «Хочется мальчишкам в Армии служить», «Мы, пока, что дошколята, но шагаем как солдаты»

На фото: зимний праздник ,  «Зимушка спортивная», развлечение «В гостях у Айболита». Праздники проводятся на участке детского сада, в спортивном зале совместно с родителями, с участием сказочных персонажей.

Слайд № 8

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с педагогами  ДОУ:

1.  Консультации для педагогов «Воспитание здорового ребёнка»,

    «Внедрение здоровьесберегающих технологий в практику работы детского сада»; «Основы безопасности и жизнедеятельности детей»

2. Практикум для педагогов ДОУ «Подвижные игры в дошкольном возрасте»;

3. Активное участие педагогов в оздоровительных  мероприятиях для детей и взрослых;

 4. Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и педагогических совещаниях.

Слайд № 9

Взаимодействие  с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются следующие  формы работы с родителями:

  •   информационные стенды;
  •      рекламные буклеты;
  •   анкетирование
  •   тематические выставки;
  •   библиотека здоровья;
  •    информационные уголки здоровья;
  •   консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбереженья;
  •   родительские собрания;
  •   дни открытых дверей, дни и недели здоровья;
  •      недели здорового питания;
  •      спортивные досуги и праздники с участием родителей;
  •      приобщение родителей к участию  в соревнованиях на уровне округа, города «Папа, мама, я - спортивная семья», «Папа, мама, я- городошная семья», «Всей семьей за здоровьем»
  • Заседания  детско-родительского клуба «Мы вместе»

Следует отметить, что  созданная в дошкольном отделении система по формированию здорового образа жизни у дошкольников   позволяет решать задачи  воспитания  физически активного ребенка  и    способствует  развитию интереса и осознанного отношения к физкультурным занятиям, спортивным играм, формированию позитивного опыта выполнения гигиенических процедур.  В заключении следует  отметить, что в дальнейшем  данное направление  работы  будет  продолжено.

Слайд № 10

Спасибо за внимание!

Будьте здоровы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников» ГБОУ Школа №329 о тделение дошкольных групп по адресу: 4-й Вешняковский проезд, дом3, стр1.

Слайд 2

Система работы по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников

Слайд 3

« Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский

Слайд 4

Цель: ф ормировать у детей представления о здоровом образе жизни, средствах укрепления здоровья и правилах заботы о нем. Задачи: - сформировать навыки здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом; -формировать у дошкольника представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих; -обеспечить дошкольника необходимыми технологиями, позволяющими сохранить и укрепить здоровье; -обогащать знаниями о здоровом образе жизни через различные виды деятельности.

Слайд 5

Компоненты здорового образа жизни Здоровый образ жизни Физическая нагрузка П итание Р ежим дня Психологическая обстановка Культурно-гигиенические навыки закаливание

Слайд 6

Режим дня Режим дня устанавливается с учетом: времени пребывания детей в группе ; возраста детей; сезонных изменений; требований действующих СанПинНов .

Слайд 7

Организация питания Соблюдение режима питания; Гигиена приёма пищи; Ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания; Эстетика организации питания (сервировка); Индивидуальный подход к детям во время приема пищи; Правильность подбора и расстановки мебели.

Слайд 8

Физическая нагрузка Занятия физической культурой; Физические упражнения; Физкультминутки; Гимнастика утренняя; Гимнастика после дневного сна; Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, коррегирующая ; Подвижные и спортивные игры; Спортивные досуги , праздники.

Слайд 9

Закаливание Утреннее умывание; Соблюдение температурного режима в помещениях; Организация прогулки и ее длительность; Соблюдение сезонности одежды во время прогулки; Облегченная одежда в детском саду; Мытье рук прохладной водой по локоть; Мытье рук до и после еды; Полоскание полости рта водой комнатной температуры ; Сон при открытых фрамугах в теплый период; Утренний прием на улице; Проветривание помещений; Воздушно-солнечные ванны; Проветривание помещений.

Слайд 10

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ: з анятия ; игры и игровые ситуации; б еседы; т еатрализованные представления; ч тение художественной литературы; п родуктивная деятельность; н едели правильного питания; ф изкультурно-спортивные досуги , праздники; у частие в соревнованиях.

Слайд 11

Спортивный праздник «Зимушка морозная»

Слайд 12

Соревнования «Веселые старты», соревнования по городошному спорту Первенство района Печатники среди дошкольников 5-7 лет

Слайд 13

Фестиваль дошкольников по русской игре в «Городки среди обучающихся образовательных организаций реализующих программы дошкольного образования ДО города Москвы

Слайд 14

Формы взаимодействия с семьей по вопросам формирования здорового образа жизни информационные стенды; рекламные буклеты; а нкетирование; тематические выставки; информационные уголки; консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения ; родительские собрания, праздники, досуги; дни открытых дверей, дни и недели здоровья, соревнования; семейные субботы; соревнования «Папа ,мама ,я-спортивная семья», «Папа ,мама ,я-городошная семья»; «Всей семьей за здоровьем».

Слайд 15

Праздники патриотической направленности с родителями

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологических знаний «Здоровячок»

Система работы по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологических знаний «Здоровячок»...

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни для дошкольников группы младшего возраста на 2020-2021 год

Перспективный план работы по формированию основздорового образа жизни для дошкольников группы младшего возраста на 2020-2021 год...

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни для дошкольников группы среднего возраста на 2021-2022 год

Перспективный план работы по формированию основздорового образа жизни для дошкольников группы среднего возраста на 2021-2022 год...

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни для дошкольников группы младшего возраста на 2020-2021 год

Перспективный план работы по формированию основздорового образа жизни для дошкольников группы младшего возраста на 2020-2021 год...

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни для дошкольников группы среднего возраста на 2021-2022 год

Перспективный план работы по формированию основздорового образа жизни для дошкольников группы среднего возраста на 2021-2022 год...

Система работы по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

В статье рассматривается комплексный подход к формированию здорового образа жизни дошкольников в различных видах детской деятельности. Материал включает в себя описание форм, средств и методов формиро...

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни для дошкольников группы младшего возраста

Перспективный план работы по формированию основздорового образа жизни для дошкольников группы младшего возраста ...