Система работы по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
консультация (старшая группа)

Проскурина Екатерина Ивановна

В статье рассматривается комплексный подход к формированию здорового образа жизни дошкольников в различных видах детской деятельности. Материал включает в себя описание форм, средств и методов формирования представлений о ЗОЖ у воспитанников, традиционных и новых здоровьесберегающих технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация.В статьерассматривается комплексный подход к формированию здорового образа жизни дошкольников в различных видах детской деятельности. Материал включает в себя описание форм, средств и методов формирования представлений о ЗОЖ у воспитанников, традиционных и новых здоровьесберегающих технологий.

Ключевые слова:здоровьесберегающие технологии, закаливание, формирование ценностей здорового образа жизни.

В настоящее время проблема сохранения здоровья детей в нашем обществе становится все более актуальной. Формирование здорового образа жизни -это сложный системный процесс, охватывающий многие составляющие жизни современного общества. Одной из главных задач ФГОС является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностей здорового образа жизни. [1]

Формирование здорового и безопасного образа жизни дошкольника на основе здоровьесберегающих технологий является приоритетным направлением деятельности нашего образовательного учреждения. Программы дошкольного образования направлены на приобретение дошкольниками знаний о здоровом и безопасном образе жизни. Для того чтобы привить ребенку эффективные основы здорового и безопасного образа жизни, необходимо создать систему работы в образовательном учреждении, в рамках которой теоретические знания будут подкрепляться практическими здоровьесберегающими действиями в жизни дошкольников[2].

Целью нашей педагогической деятельности является формирование физически здоровой и сильной личности на основе использования здоровьесберегающих технологий в условиях образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Для достижения этой цели мы поставили перед собой следующие задачи:

Формирование представлений дошкольников о здоровом и безопасном образе жизни;

Организация развивающейся здоровьесберегающей среды;

Осуществление взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников по вопросам культуры здоровья посредством здоровьесберегающих технологий.

Система нашей работы с детьми включает различные формы, средства и методы формирования представлений о здоровом образе жизни, новые здоровьесберегающие нетрадиционные технологии: технологии обучения здоровому образу жизни: игровой самомассаж А.А.Уманской (адаптированный вариант специального закаливания), ситуационные малые игры; технологии сохранения и укрепления здоровья: бодрящая гимнастика, гимнастика для глаз, закаливание солью, массаж сухим растиранием, фитотерапия, ароматерапия, дыхательная гимнастика; коррекционные технологии: арт-терапия, сказкотерапия, психогимнастика, релаксация, смехотерапия, музыкотерапия.

Образовательный процесс в нашей группе основан на принципе комплексности и охватывает все основные области развития детей: когнитивную, эмоциональную, социальную и нравственную. В структуре образовательного процесса выделяются три компонента, направленные на различные варианты организации детской деятельности: организованная образовательная деятельность; совместная деятельность детей и педагога в режимные моменты; самостоятельная деятельность детей. В процессе воспитания здорового образа жизни в нашей работе мы используем различные формы организации детской деятельности: экскурсии, наблюдения, дидактические игры, практические задания, самостоятельное чтение, элементы сюжетной игры, простейшие физиологические эксперименты, моделирование, самостоятельные наблюдения, индивидуальное общение в уголке здоровья.

В процессе работы мы учитываем возрастные и индивидуальные особенности детей. Так, например с детьми младшего и среднего дошкольного возраста работаем на яркой эмоциональной основе, обеспечивая их позитивное взаимодействие с окружающими взрослыми и сверстниками в различных видах детской деятельности. Малыши с удовольствием участвуют в здоровьесберегающих играх: «Мы аккуратные ребята», «Купание куклы Машеньки», «Домик для зубов и языка», «Мы устроим кукле День рождения». Чтение художественных произведений, заучивание стихотворений и детских стишков, развлечения, театрализованные представления оздоровительной направленности помогают поддерживать у детей интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения.

Поскольку дети старшего дошкольного возраста очень активны и проявляют самостоятельность, мы стараемся насыщать их деятельность практическими ситуациями, побуждать детей не только рассказывать об увиденном, но и устанавливать различные связи с точки зрения содержания, проводить исследовательскую деятельность. В этом возрасте объем изучаемого материала увеличивается, предмет детских исследований становится более обширным. Мы учим детей самостоятельно осмысливать общие закономерности процессов, происходящих в организме, понимать важность гигиенических процедур и здоровьесберегающих мероприятий.

Непосредственное восприятие предметов и явлений во время наблюдений способствует развитию умственной деятельности у дошкольников. Например, наблюдение за ростом растений в комфортных условиях и без них формирует представления о важности света, тепла и воды для жизни; наблюдение за состоянием снега вблизи автомагистралей и парковок - представления о загрязнении окружающей среды в городе автотранспортом. Просмотр фотоматериалов «Добро пожаловать в страну здоровых людей», в которых зафиксирована деятельность детей в различные режимные моменты, во время закаливающих и оздоровительных процедур, способствовал формированию правильной самооценки дошкольников и закреплению достоверных представлений о здоровом образе жизни.

Моделированию поведения детей в условиях окружающей социальной среды способствовало решение ситуационных задач: «Болит зуб», «Что поможет быть здоровым», «Весной на улице». Проблемные вопросы побуждали дошкольников самостоятельно выбирать альтернативные решения и планировать мероприятия: «Как мне привести руки в порядок?», «Почему мальчик оказался у врача?».

Методика нашей работы с детьми осуществляется в направлении личностно-ориентированного взаимодействия, акцент делается на самостоятельное экспериментирование, поисковую и исследовательскую деятельность самих детей, поощряя их проявлять творческий подход при выполнении заданий. В сюжетно-ролевых играх «Больница», «Семья», «Детский сад» дети имели возможность, основываясь на собственных наблюдениях и идеях, закрепить правила поведения, способствующие здоровому образу жизни.

В помещении групповой комнаты мы оборудовали «Уголок здорового образа жизни», оснастили его детскими книгами, раскрасками и дидактическими играми по теме. Детям очень интересны тематические альбомы «Мой распорядок дня», «Безопасность на каждый день», «Вода - королева здоровья». Каждый день, во второй половине дня, в распоряжении детей центры развития: «Почему», «Юный дизайнер», «Лабораториядоктора Пилюлькина», «Чемодан Айболита», «Спортивный центр», где они с удовольствием моделируют, проектируют, проводят эксперименты, тренируются, осваивают новые игры.

Организация предметно-игрового пространства в группе помогает ребенку корректировать свое здоровье, работать над его укреплением, развитием, овладевать практическими навыками личной гигиены, движений, правильного питания, внедрять в игру знания о здоровом образе жизни и навыки.

Мы укрепляем здоровье воспитанников, закаливая их воздухом и водой. Закаливание воздухом включает в себя воздушные процедуры после сна, с комплексом оздоровительной гимнастики и хождения босиком по «тропинкам здоровья», «Минутки-пробудки», световоздушные ванны во время прогулок в теплое время года, спелеотерапию (холодное время года). Закаливание водой включает в себя: умывание прохладной водой, посещение бассейна и сауны, полоскание рта водой комнатной температуры (после каждого приема пищи), хождение босиком по массажным коврикам, закаливание солью. Дети выполняли точечный массаж стоп во время ходьбы по мешочку, наполненному фасолью, горохом, пришитым пуговицами разного размера, камешками.

Благодаря помощи и поддержке родителей воспитанников мы смогли достичь наших целей по формированию здорового образа жизни у дошкольников. В нашей работе с родителями мы использовали традиционные формы сотрудничества: родительские собрания: «Телевидение в жизни семьи и ребенка», «Здоровье в порядке - благодаря физическим упражнениям»; консультации: «Здоровое питание», «Как предотвратить плоскостопие у детей»; индивидуальные и групповые беседы; папки-передвижки: «Домашний спортивный уголок», «Режим и здоровье». В то же время мы нашли новые формы взаимодействия и включения родителей в образовательный процесс: День семьи, маршрут выходного дня, День семейных записей, информационное бюро, мастер-классы и тренинги по оздоровлению детей, проекты, конкурсы творческих работ, спортивный досуг с родителями «Семейные старты», «Папа, мама, я спортивная семья!».

Таким образом, проводимая нами работа по здоровьюсбережению, позволяет качественно решать актуальные задачи формирования здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Использование данной системы работы на практике позволило повысить эффективность процесса физического развития, оказало положительное влияние на динамику физической подготовленности и формирование у детей интереса к систематическим физическим упражнениям, способствовало всестороннему, гармоничному физическому и психическому развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости. Полученные результаты доказывают, что используемая система мероприятий действительно способствует формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством инновационных здоровьесберегающих технологий. Взгляды детей на вопросы охраны и безопасности здоровья приобрели целостный характер

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаврюлина, Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 160 с.

2. Кузнецова, М.И. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий – М.: Айрис-пресс, 2020. – 96 с.

3. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, ; 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» ( Обобщение опыта работы)

Выступление на педсовете. Воспитатель первой кв. категории МДОБУ "Азановский детский сад "Колосок", Медведевского района, Республики Марий Эл. В материале обобщается опыт работы по формировапнию основ...

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Я хочу здоровым быть!»

Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, пос...

Опыт работы по теме: «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Опыт работы по теме:«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»...

Опыт работы по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируют-ся уже в дошкольном возрасте. Если учесть, что этот период является осно-вополагающим в становлении личности человека, то становится о...

Выступление из опыта работы: "Использование активных форм взаимодействия с семьями воспитанников по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на этапе реализации ФГОС ДО"

В центре работы по воспитанию здорового ребенка и приобщению его к здоровому образу жизни должны быть семья и детский сад- основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребенка. В связи...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Система работы по формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».

Культура здоровья – одна из самых значимых в теоретической системе современного человекознания. В настоящее время большинство специалистов рассматривают здоровье, в первую очередь, как состояние...