Опыт работы по теме: «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа)

Толстова Елена Васильевна

Опыт работы по теме:

«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_pedagogicheskogo_opyta.docx325.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 « ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22»

ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

        

Опыт работы по теме:

«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

                                                                                                                                   

                                                                             

                                                                                                                   Составила:

                                                                                                                 воспитатель

                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                          Толстова Е.В.

с. Левокумское

2016г

Я не боюсь еще и еще раз сказать: 

забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. 

 От жизнерадостности, бодрости детей 

зависит их духовная жизнь,  мировоззрение 

умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы" 

В. Сухомлинский 

        Формирование основ здорового образа жизни с самого раннего возраста является основной задачей в последние годы не только в семье, но и в образовательных учреждениях страны, а также эти вопросы решаются на уровне правительства и Государственной Думы. Формирование отношения к здоровью как главной жизненной ценности, укрепление здоровья, обеспечение полноценного образования, гармоничного формирования и развития детей дошкольного возраста являются важнейшими социальными задачами нашего общества.

Подписанное президентом России В.В. Путиным постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения», разработанная Минздравом России и Российской Академией наук с участием федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и одобренная Правительством Российской Федерации Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации, показывают обеспокоенность государства за будущее страны.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

      У детей старшего дошкольного возраста есть все предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни:

- активно развиваются психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности;

- заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети умеют сохранять и демонстрировать правильную осанку;

- дети способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности».

Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данных науки, оно обусловливается на 50% - образом жизни, на 20% - наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и примерно на 10% - возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.

Осознание значимости проблемы здоровья детей дошкольного возраста, побудило меня  к проведению углубленной работе по формированию представлений у детей ЗОЖ. Работа проходила в старшей и подготовительной группе компенсирующей направленности и состояла из трех этапов:

  • Информационно - поисковый – мониторинговые исследования, изучение научно-методической литературы.
  • Практический  – создание развивающей предметно пространственной среды,  создание и апробация системы  здоровьесбережения.
  • Системно-образующий – обработка и оформление результатов работы, систематизация и распространение опыта работы.

        Цель моей работы – формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, приобщение осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

        Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи:

1.Проанализировать состояние здоровья детей.

2.Культивировать и воспитывать у детей осмысленное отношение к физическому здоровью.

 3.Воспитывать самостоятельность в выполнении культурно-гигиенических навыков, обогащать представления детей о гигиенической культуре.

4.Обогащать и углублять представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье.
5. Создать условия для реализации полученных знаний, умений и навыков в режиме дня.

Руководствуюсь в работе принципами и методами обучения:

-доступности и индивидуальности, предусматривающий учет возрастных особенностей и возможностей ребенка;

-постепенного повышения требований, чередование нагрузки с отдыхом;

-системности, регулярные занятия дисциплинируют детей;

-наглядности: показ, словесное сопровождение, игровые приемы.

Информационно – поисковый этап: Дошкольный возраст - самый  поддающийся воздействиям  период. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. По опыту работы я убедилась  в необходимости поддержания и укрепления здоровья детей.  В начале своей работы я проанализировала здоровье детей, и  сделала  следующие выводы: дети имели отклонения в физическом развитии; заболевания  органов дыхания. Картина  печальная и подтверждала, что заниматься здоровьем, учить быть здоровым нужно как можно раньше.

 Далее я вместе с инструктором по физической культуре провели мониторинг по образовательным областям: «Физическое развитие» и  

« Социально-коммуникативное развитие»; все эти области тесно связаны между собой и направлены на соблюдение норм здорового образа жизни, правил безопасного поведения и физическим и психическим здоровьем человека, его самочувствием, успешностью в деятельности.

Данный мониторинг показал уровни развития детей. Большинство детей находились на низком уровне развития. Эти дети слабо контролировали выполнение своих движений, допускали нарушение правил в подвижных и спортивных играх, затруднялись в объяснении игровых правил другим, выполняли доступные возрасту гигиенические процедуры, элементарных правил здорового образа жизни только при напоминании взрослого, вели себя неосторожно по отношению к сверстникам, не соблюдали правила безопасного поведения в быту и на улице.

Также для выявления уровня знаний у детей о здоровом образе жизни я разработала опросник   «Расти здоровым», в который  были включены следующие вопросы:

          1. Имеешь ли ты представление о понятии «здоровье»?

2. Как ты понимаешь словосочетание «здоровый образ жизни»?

3. Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровым?

4. Ты знаешь, что такое спорт? А ты занимаешься каким – нибудь видом спорта?  

   5. Что такое труд? Как ты трудишься?

6. Знаешь ли ты, что такое «вредные привычки»?

7.Знаешь ли ты о последствиях вредных привычек?

8. Почему нужно соблюдать здоровый образ жизни?

9. Как ты думаешь, правильно ли, что труд есть основа здорового образа жизни?

Данный  опрос  показал, что 60% детей имеют смутное представление о понятии «здоровый образ жизни»; имеют небольшое представление о вредных привычках; не всегда стремятся «настроить себя» на здоровый образ жизни, и всего 40 % детей дети имеют четкое представление о понятии «здоровый образ жизни»; отрицательно относится к вредным привычкам; настроены на здоровый образ жизни.

 Практический этап: На основании вышесказанного я разработала и включила в образовательный процесс систему работы с детьми.  В работе были подобраны игры, беседы, упражнения, ситуации в НОД которые соответствовали программе и возрасту детей.

    Обучала детей  использовать функциональные возможности организма и естественные средства оздоровления для поддержания своего здоровья (точечный массаж; ручной массаж лица, ладоней, ушной раковины; бесконтактный массаж; пальчиковые игротренинги, тренинги на расслабление мышечного напряжения, психогимнастики, гимнастики для глаз, дыхательные и двигательные упражнения).

       В группе я создала  условия для самостоятельной здоровьесберегающей деятельности детей, инициируя разнообразными игровыми проблемными и поисковыми ситуациями. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в двигательной активности физическими упражнениями в группе был оборудован физкультурный уголок: в нем  необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.

        Для того чтобы дети самостоятельно и под руководством воспитателя получали элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья  был накоплен  материал: дидактические игры, литература по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены.

 С детьми ежедневно проводилась утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика проходила в спортивном зале, и сопровождалась музыкой, что благоприятно влияло на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствовала  хорошему настроению детей.

Организовывала вместе с детьми простейшие практические ситуации, как поступить, если заложен нос, заболело ухо, промокли ноги, как провести гимнастику для глаз, как заботиться о коже. Вовлекали детей в проектную деятельность, предлагали им самостоятельно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни и здоровьесберегающим поведением, искали ответ на вопрос «Кто помогает нам быть здоровым?», придумывали рекламу полезных для здоровья продуктов, придумывали рецепт «Салата здоровья».  Обсуждали вместе с детьми такие темы: «Полезные для здоровья предметы и вещи», «Обереги здоровья», «Наши добрые помощники» (об органах чувств). 

Инновацией в своей работе стала разработка системы дидактических игр здоровьесберегающего содержания  для детей старшего дошкольного возраста, которые мы организовывали вместе с детьми. В нее вошли такие игры как: «В гостях у Айболита», «Уроки Мойдодыра», «Полезные и вредные привычки», «Что полезное и вредное для зубов» и т.д.

 В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения: НОД  , игры, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.

Знакомила детей со стихами, пословицами, поговорками о здоровье, закаливании, гигиене, культуре еды. Читала детям литературные произведения соответствующей тематики. Активизировала творческую деятельность, предлагая детям рисовать или придумать загадки на тему здоровья. 

Большое внимание на НОД уделялось формированию у детей навыков эффективной социальной адаптации (умение общаться со сверстниками и старшими, преодолевать негативные эмоциональные состояния и т.д.), осознания важности заботливого отношения к своему организму, представлений о собственном теле, понимания его красоты и совершенства, воспитанию мотивации на здоровый образ жизни.

       Развитие движений, воспитание двигательной активности старших дошкольников осуществлялись во время прогулок.   Так,  для прогулки я подбирала  народные подвижные игры, эстафеты, соревнования. Собирали  природный  материал для дальнейшей работы с ним в группе.

       Большое значение уделялось организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей использовались различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок.  После дневного отдыха проводилась гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем.

 Вечернее время было предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включалось мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыки, смеха, сказки.

Эффективное формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни может осуществляться только при точном соблюдении режимных моментов детского сада.

Режим дня – это не просто регламентированное время препровождения, а специально организованная жизнь детей, имеющая оздоровительное и воспитательное значение. Режимные моменты способствуют воспитанию у детей, прежде всего, культурно-гигиенических привычек. Навыков общения со сверстниками и взрослыми, дисциплинируют воспитанников, помогают им быть активными, самостоятельными. Поэтому я старалась соблюдать режимные моменты, следила за тем, чтобы дети не перевозбуждались, дозировала  нагрузку, избегала однообразия и монотонности детской деятельности.

 Особое внимание в системе ЗОЖ я уделяла проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

Для этого я использовала нетрадиционные методики оздоровления детей.

Профилактика плоскостопия: использовала ходьбу по «дорожкам здоровья», специальные комплексы упражнений по профилактике плоскостопия, самомассаж стоп. Для развития мелкой моторики рук, способности координации движений, активизации речевого развития использовала пальчиковую гимнастику. Для повышения общего жизненного тонуса, устойчивости организма к заболеваниям дыхательной системы, использовала в работе с детьми различные виды дыхательных гимнастик.

         В нашей работе важен индивидуальный подход к личности каждого ребенка, учет ее возрастных особенностей. Так как старшие дошкольники, как дети одной и той же возрастной категории,  имели разные представления о здоровом образе жизни, работа проводилась дифференцированно, с учетом интересов, потребностей и уровня знаний детей. Для повышения результативности образовательной программы, в целях сформированности основ здорового образа жизни у дошкольников,  мною использовались такие здоровьесберегающие технологии:

  • Игровой точечный массаж . А.А.Уманская, К. Динейки;
  • «Гимнастика маленьких волшебников» Т.Нестерюк, А.Шкода;
  • Пальчиковые гимнастики. С.Е. Большакова, А. Бейлина, О.И. Крупенчук, Е. Синицина, Л. Савина
  • А.А. Сметанкин Дыхательная гимнастика
  • Артикуляционные гимнастики. Е. Колесникова.

        С целью теоретической и практической подготовки родителей к пониманию важности проблемы формирования психологического здоровья у детей необходима организация специальной работы с ними. В нашей группе подобную работу я проводили в форме  бесед, консультаций, разъяснений, индивидуальных бесед. Вместе с инструктором по физическому воспитанию мы проводили спортивные вечера развлечений.  

      Организовывала тематические родительские собрания, в заседании которых включались элементы тренинга. Устраивала конкурс на лучшее сочинение «Здоровый образ жизни моей семьи». Предлагала родителям ответить на вопросы анкеты «Здоровье всему голова».

 В родительском уголке размещала консультации, рекомендации. С целью оптимизации процесса формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе в трудовой деятельности я применяла и рекомендовала родителям  широко применять такие виды деятельности  в семье как:

          - чтение литературы о труде;

- совместное создание атрибутов к подвижным играм;

          - встречи с  людьми различных профессий;

- беседы о пользе труда;

- показывать детям характер труда и его значение в жизни, и здоровье людей.  

В процессе формирования представлений старшего дошкольника о здоровом образе жизни большой силой воздействия обладает личный пример воспитателя. Воспитательное действие его, основано, на склонности и способности детей к подражанию. В процессе общения с взрослыми и путем подражания ему дети старшего дошкольного возраста легче усваивают полезность труда и образцы здорового образа жизни.

Таким образом, воспитатель имеет широкие возможности для формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.

 Системно-образующий этап: В конце своей работы я провела повторный мониторинг, который показал, что большинство детей достигли высокого уровня развития. Они результативно и точно выполняли физические упражнения. В двигательной деятельности успешно проявляли быстроту, ловкость, выносливость, силу и гибкость. Умели обслуживать себя и пользоваться полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены (мыть руки, умываться, чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть уши, причесывать волосы и т. п.).

 Соблюдали правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном зале. Имели представление о том, что такое безопасное поведение, понимали, как вести себя в отдельных потенциально опасных ситуациях в быту, на улице. Имели представления о том, что такое здоровье, понимали, как поддержать, укрепить и сохранить его.

 Для выявления уровня знаний у детей о здоровом образе жизни я провела повторный опрос, из которого мы узнала, что 90 % детей  хорошо усвоили правила здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, правила гигиены, занятия физкультурой и спортом, закаливание), обладают представлениями о полезных и вредных привычках; о поведении во время болезни (необходимость приема лекарств, выполнения рекомендаций врача и пр.)  и 10 % детей на среднем уровне развития - с этими детьми проводится индивидуальная работа и даны рекомендации родителям.

 На протяжении всей работы взрослые являлись активными участниками образовательного процесса, что помогло повысить результативность работы. Заинтересованность родителей в этой работе позволила закреплять полученные детьми в группе  знания и умения в повседневной жизни. Начатую совместную работу с семьей в данном направлении считаю необходимым, продолжить в форме семейного клуба «Будь здоров!».

         Формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки. 

Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.

Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

Новшеством и условием повышения качества дошкольного образования сегодня является введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Сегодня все педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО.

Назрела необходимость собственных изменений.

«Актуальной задачей физического воспитания, - говориться в Концепции дошкольного воспитания, - является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье дошкольников. Поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей.

 Создание здоровьесберегающей среды, воспитание навыков здорового образа жизни, снижение заболеваемости - это направления, по которым работа будет продолжаться и дальше.

C:\Users\Администратор\Desktop\Опыт работы\0009-009-Formy-fizkulturno-ozdorovitelnoj-raboty-v-DOU.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\Опыт работы\1231242.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\Опыт работы\img9.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» ( Обобщение опыта работы)

Выступление на педсовете. Воспитатель первой кв. категории МДОБУ "Азановский детский сад "Колосок", Медведевского района, Республики Марий Эл. В материале обобщается опыт работы по формировапнию основ...

Методическая разработка на тему: "Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

тема: "Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"...

Опыт работы по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируют-ся уже в дошкольном возрасте. Если учесть, что этот период является осно-вополагающим в становлении личности человека, то становится о...

Консультация для родителей на тему: «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Уровень состояния здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста ежегодно падает. Это зависит от множества причин, в том числе и от увеличения умственной нагрузки, уменьшения возможност...

Сообщение из опыта работы на тему «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»

В последние годы прослеживается тенденция ухудшения состояния здоровья всех групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста.Эти назревшие проблемы послужили достаточным основа...