Положения о деятельности учителя-дефектолога
рабочая программа по коррекционной педагогике

Дыбко Наталья Георгиевна

Положения о деятельности учителя-дефектолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polodeyat.docx51.61 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

«ПЕНЗЕНСКИЙ ДОМ РЕБЕНКА»

442533 Пензенская область, г.Кузнецк, ул.Заводская, 303а

Тел/факс: 8(84157)2-34-71

ПРИНЯТО                                                                                                                                               УТВЕРЖДАЮ

на заседании                                                                                                                                  Главный врач ГБУЗ

педагогического совета                                                                                                  «Пензенский дом ребенка»

Протокол №____ от ______2019г.                                                                           ____________Н.Э. Абушаева

                                                                                                                                         «       » ____________2019г.

                                                                                                                                         Приказ №  ____ от_______

ПОЛОЖЕНИЕ

о деятельности учителя-дефектолога

     

     

     

г. Кузнецк

2019г.



  1. Общие положения.
  1. Настоящее положение регулирует деятельность учителя-дефектолога в ГБУЗ «Пензенский дом ребенка».
  2.  Учитель - дефектолог принимается и освобождается от занимаемой должности на основании приказа, подписанного руководителем учреждения.
  3.  Учитель - дефектолог подчиняется главному врачу Дома ребенка.
  4. На должность учителя – дефектолога назначается лицо с высшим образованием по специальности дефектология.
  5. Дефектолог входит в состав структурного подразделения государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Пензенский дом ребёнка».
  6. Дефектолог входит в состав методического объединения, передает администрации информацию, полученную на совещаниях, семинарах, методических объединений.
  7. Дефектолог ГБУЗ «Пензенский дом ребёнка» осуществляет свою деятельность на основании следующих нормативных документов и законодательных актов:

-Конституцией Российской Федерации, ст. 43, определяющей государственные  гарантии - общедоступность и бесплатность дошкольного образования

-Конвенцией о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября  1989 г., ст. 28, в которой признается право ребенка на образование, и ст. 29, в которой определены цели и результаты образования

-Конвенция о правах инвалидов 13 декабря 2006г

-Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией 1386(XIV) Генеральной   Ассамблеей от 20.11.1959)

Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. 9., определяющим меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания

 -Федеральным Законом №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года.

-Семейный Кодекс РФ от 08.12.1995 № 223 ФЗ 9 (с изм. и доп.)

-Указ  Президента  Российской  Федерации  «О  мерах  по  реализации

государственной политики в области образования и науки» от 7.05.2012 г. № 599

-Указ Президента  Российской  Федерации  «О  Национальной  стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» от 01.06.2012 г. № 761

-Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» № 124-ФЗ

от 27.07.1998г.

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.

-Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 года № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года)

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1014 г от 30 августа 2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

-Приказ Минобрнауки РФ от19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

-Приказ Минобрнауки РФ от19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

-Методические рекомендации Минобрнауки РФ от 2 октября 2014 г. № 07.028.12.0026 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий»

-Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08- 249 // Вестник образования.– 2014. – Апрель. – № 7.15

-Письмо Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования).

-Приказ Минздрава и социального развития РФ № 344н от 12 апреля 2012 года «Об утверждении типового положения в доме ребенка»

-Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования»

-Приказ Минздрава РФ « О совершенствовании системы организации мед.помощи воспитанникам дома ребенка РФ» № 227 от 1993г.

-Приказ Минздрава РФ «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного возраста на основании медико-экономических нормативов» № 60 от 1995 г.

-Приказ Минздрава РФ «О временных отраслевых стандартах объема мед. помощи детям» № 151 от 07.05.1998г.

-Приказ Минздрава России от 24.01.03г. № 2 «О совершенствовании деятельности дома ребенка». Приложение №2. «Положение о работе медико-психолого-педагогической комиссии дома ребенка»

-Приказ Минобрнауки РФ от 20 сентября 2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»

-Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 2015 г. Профессиональный стандарт. Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)

-Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г.  № 2562)

-СанПиН 2.4.1.3259-15 от 9 февраля 2015 года. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 8 от 09 февраля 2015 года)

-СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №26 от 15 мая 2013 года; с изменениями на 27 августа 2015 года)

-Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. №03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье

-Методические рекомендации Минобрнауки РФ органам государственной власти субъектов РФ в сфере образования по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей от 13 января 2016 № ВК-15/07

-Уставом государственного бюджетного учреждения здравоохранения        «Пензенский дом ребёнка» от  30.08.2011г. Приказ МЗ № 312

-Должностной инструкцией учреждения

-Электронные образовательные ресурсы: 

-Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. – режим доступа: http://www.fcpro.ru 

-Министерство образования и науки РФ – режим доступа: http://минобрнауки.рф 

-Российское образование Федеральный портал – режим доступа: http://www.edu.ru/index.php 

-ФГОС  режим доступа: http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14.

- Российский общеобразовательный портал - режим доступа: http://www.school.edu.ru 

- Российское образование. Федеральный образовательный портал – режим доступа: http://www.edu.ru/ 

- Сайт «Всероссийский Августовский педсовет « - режим доступа: www.pedsovet.org 

- Образовательный портал: http://www.prodlenka.org/vneklassnaiarabotapublikatcii.html 

- Сайт ФГАУ «ФИРО «: http://www.firo.ru

5. Целью работы учителя-дефектолога является коррекция недостатков развития воспитанников  и предоставление специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении ими адаптиро-ванной образовательной программы, адаптированной основной образователь-ной программы.

6. Основные задачи:

-определение особых образовательных потребностей детей с ограничен-ными возможностями здоровья;

-определения причин трудностей в обучении, развитии, социализации;

-предоставление специализированной помощи ребенку с ОВЗ, участие в обеспечении специальных образовательных условий;

-проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий/ коррекционно-образовательной деятельности по коррекции нарушений в психическом и/или физическом развитии ребенка с OB3;

-мониторинг развития ребенка;

-консультирование педагогов и родителей/законных представителей (по запросу) по проблемам развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ, вопросам взаимодействия с ребенком.

  1. Функциональные обязанности учителя-дефектолога дома ребенка:
  • В своей деятельности учитель-дефектолог руководствуется методическими указаниями и приказами по вопросам развития и воспитания детей раннего возраста, утвержденными Министерством здравоохранения РФ, территориальными органами управления здравоохранением и образованием.
  • Учитель-дефектолог работает в тесном контакте с педагогическим и медицинским персоналом дома ребенка.
  • Основной задачей учителя-дефектолога является своевременная диагностика, профилактика отклонений в речевом развитии детей домов ребенка, коррекционно-педагогическая работа с детьми всех возрастных групп.
  • В соответствии с основной задачей учитель-дефектолог выполняет следующие функции:

-Проводит обследование детей по развитию речевой деятельности, определяет уровень развития каждого ребенка и определяет мероприятия, обеспечивающие своевременное развитие речи или ее коррекции.

-Проводит индивидуальные комплексные занятия с детьми.

-Совместно с другими специалистами дома ребенка решает вопрос о переводе ребенка при необходимости в следующую группу с более высоким уровнем речевого развития.

-Участвует в комплексной оценке состояния здоровья и развития и развития воспитанников дома ребенка при переводе из группы в группу.

-Дает методические рекомендации педагогическому персоналу дома ребенка по созданию условий для речевого, сенсорного развития детей, их двигательной активности.

-Участвует в подготовке праздников (по запросу).

-Организует и оформляет место проведения занятий с детьми, подбирает соответствующие педагогические пособия и дидактический материал для занятий с ними.

-Обучает персонал групп методике проведения речевых занятий и речевого общения с детьми в течении дня, путем проведений бесед , плановых тематических занятий, практических показов; осуществляет наблюдение за их проведением. В целях обмена опытом проводит ежеквартальные открытые занятия с детьми;

-Ведет соответствующую документацию. Планирует работу на гол, месяц, день при составлении календарных планов включает рекомендации учителя-дефектолога в план воспитательной работы и занятий в группах. Участвует в групповых медико-педагогических совещаниях.

-Участвует в работе медико - психолого-педагогической комиссии дома ребенка.

-Ведет работу с родителями (по запросу)

-Постоянно повышает свою квалификацию и внедряет в практику современные методики и технологии.

7. Режим работы учителя - дефектолога и  учителя-логопеда на одну ставку составляет 5 рабочих дней, из расчета  20  часов в неделю.

8.   Зачисление детей в коррекционные группы осуществляется на основании  протоколов городской психолого – медико - педагогической комиссии (ПМПК)

9.  Для реализации коррекционной работы используются следующие программы:

  • Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением ФУМО образования , протокол от 20 мая 2015г. № 2/150), с учётом общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,  включением парциальных программ:
  • Оздоровительная программа «Здоровье» В.Г. Алямовской
  •  «Комплексная  образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищева.

  1. Организация работы  учителя-дефектолога.
  1. В соответствии с целями и задачами определены основные направления работы учителя-дефектолога:

Диагностическое направление: выявление уровня актуального развития и зоны ближайшего развития с целью определения перспектив обучения и воспитания, динамическое наблюдение за его развитием; распределение детей на группы по ведущему дефекту; определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на ребёнка.

Коррекционное направление: преодоление и компенсация отклонений в развитии, преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе реализации комплексных программ в условиях взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса.

Аналитическое направление: сравнение и обработка результатов успешности программ коррекционных занятий с учётом анализа результатов.

Консультативно-просветительское и профилактическое направление: оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям (законным представителям) и педагогам в соответствии с индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка родителей (законных представителей) к коррекционно-образовательному процессу.

Организационно-методическое направление: участие в подготовке и проведении МППк (медико - психолого - педагогической комиссии), методических объединениях, педагогических советах; оформление документации учителя-дефектолога, прохождение курсов повышения квалификации, аттестация на  квалификационную категорию.

  1. Учителя-дефектологи  оказывают помощь  детям от 2 месяцев до 4 лет.
  2.     Зачисление на занятия/коррекционно-образовательную деятельность к учителю-дефектологу осуществляется на основании решения ПМПК.
  3.     В случае наличия свободных мест, допускается работа с детьми по заключению МППк дома ребенка.
  4.      Проводятся индивидуальные  комплексные занятия. 
  5.      Учебная нагрузка учителя-дефектолога составляет 20 часов в неделю
  6. Предельная наполняемость группы детей, занимающихся у учителя-дефектолога не более 12 человек.
  7. Для детей, не зачисленных на занятия, дефектологом даются рекомендации специалистам дома ребенка по коррекции речевого и психофизического развития.

  1. Учетная и отчетная документации учителя-дефектолога.

- Годовой план работы, утвержденный руководителем учреждения.

- Перспективно – тематическое планирование учителя-дефектолога.

- Журнал профилактического осмотра детей.

- Журнал комиссионного осмотра.

- Журнал учета посещаемости занятий детьми.

- Журнал наблюдения оценки развития и коррекции детей.

- Индивидуальные коррекционно-развивающие программы детей с ОВЗ (АОП/ИОМ).

- Журнал взаимодействия с воспитателями и мед. сестрами.

- Протоколы ПМПК.

- Протоколы МППк ГБУЗ «Пензенский дом ребенка».

- Аналитический отчет о проведенной работе за год.

- Положение о деятельности кабинета. Паспорт кабинета.

- Положение об адаптированной образовательной программе.

- Положение о взаимодействии педагогов по коррекционной работе с детьми.

- Расписание занятий и циклограмма работы специалиста.

- График работы специалиста.

- Список детей, зачисленных в компенсирующую (коррекционную) группу.

  1. Инструкция по технике безопасности учителя-дефектолога

Вводная часть:

1. Учитель-дефектолог должен знать и соблюдать инструкцию по охране жизни и здоровья детей, технике безопасности, строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину.

2. Изучать и совершенствовать безопасные приемы труда.

3. Добиваться быстрейшего устранения недостатков в работе, вызывающих несчастные случаи.

4. Строго соблюдать инструкцию по правилам безопасного пользования электрооборудованием, санитарные правила, правила пожарной безопасности и правила личной гигиены.

Перед началом работы необходимо:

- тщательно вымыть руки;

- подготовить для работы все необходимое;

- проветрить кабинет.

Во время работы необходимо:

1. Выполнять требования врача, связанные с охраной и укреплением здоровья детей.

2. Содержать дидактические игрушки в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

3. Информировать врача о своих наблюдениях за состоянием здоровья детей.

4. Следить за тем, чтобы во время занятий, в руках у детей не было острых металлических предметов.

5. Лекарства, дезинфицирующие средства, спички  хранить в закрытом шкафу, в недоступном для детей месте.

6. Запрещается удлинять продолжительность занятий с детьми и сокращать перерывы между ними.

7.  Запрещается оставлять детей без присмотра.

После проведения занятий:

- проветрить кабинет;

- помыть использованные игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность учителя-дефектолога и родителей в организации познавательно-речевого развития дошкольников с отклонениями в развитии.

Работая по теме "Поиски эффективных приемов и методов влияющих на формирование  развития речи и познавательных способностей дошкольников с отклонениями в развитии", мы пришли к выводу, что одно из наи...

Циклограмма совместной деятельности учителя – дефектолога. (подготовительная группа)

Циклограмма совместной деятельности учителя – дефектолога.(подготовительная группа)...

Совместная деятельность учителя - дефектолога и воспитателя с детьми по развитию речи и рисованию по теме "Игрушки"

Совметстная деятельность учителя - дефектолога и воспитателя с детьми средней группы по развитию речи и художественному творчеству по теме "Игрушки"....

«Особенности образовательной деятельности учителя – дефектолога по развитию речи с дошкольниками, имеющими интеллектуальную недостаточность средней степени»

В данной публикации описываются особенности работы по развитию речи в  процессе педагогической деятельности учителя - дефектолога. работающего с дошокльниками с интеллектуальной недостаточностью....

Положение о кабинете учителя-дефектолога

Положение о кабинете учителя-дефектолога...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ДЕФЕКТОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»: ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НА

Месяц, неделяТема Цель   Примечание Сентябрь I период1Обследование детей:времена года, дни недели, обобщающие понятия, название животных и их детенышей и т.д.234Октябрь  1Осень. Деревья...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности учителя-дефектолога и учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ОВЗ « Животные в мире сказок»

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности учителя-дефектолога и учителя-логопеда  в подготовительной группе для детей с ОВЗ « Животные в мире сказок»...