Методика развития пространственной ориентировки и мобильности у детей нарушением зрения
методическая разработка по коррекционной педагогике

Маслова Татьяна Константиновна

     Для совершенствования ориентации в пространстве у детей, имеющих нарушенное зрение, требуется специальное обучение интенсивному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, тактильно-двигательного восприятия, обоняния и т. д.)  Только в этом случае возможно формирование у детей гармоничного обобщенного образа осваиваемого пространства. Пространственная ориентация осуществляется по непосредственному восприятию окружающего, словесному обозначению пространственных категорий расположения, удаления, пространственных связей между предметами. В программе Л.И. Плаксиной обучение детей с нарушением зрения выделено в отдельный раздел, который предполагает формирование ориентировочных навыков у дошкольников на всех возрастных этапах, начиная со второй младшей группы.
    Ориентировка в пространстве — это очень ёмкое понятие. Оно включает в себя ориентировку в большом и малом пространстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика развития пространственной ориентировки и мобильности
у детей нарушением зрения

     Дефектологический словарь дает следующее определение слова «ориентировка»: это выбор направления движения, умение разобраться в окружающей обстановке и составить по воспринимаемым признакам представление о расположении окружающих предметов.
    Недостаточность пространственных представлений у детей со зрительными патологиями проявляется в нарушении схемы тела: формировании представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит значительно позже, чем у здоровых сверстников, выявляются затруднения при дифференциации правой и левой стороны тела. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) усваиваются только в ходе специального обучения. Дети с трудом определяют пространственную удалённость: понятия далеко, близко, дальше заменяются у них определениями: там и тут. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около). В этом случае детям трудно изображать геометрические фигуры, рисовать, писать. Нарушение оптико-пространственного восприятия в рисунках выражаются неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами, смещением рисунка относительно центра листа. При выполнении задания по словесной инструкции дети обычно не могут разместить предметы на листе в соответствии с инструкцией, а при срисовывании часто выполняют рисунок в зеркальном изображении. Нарушение функций глазодвигательного аппарата порождает ошибки в определении детьми форм, величин, пространственного расстояния предмета.

Способы формирования представлений слепых и слабовидящих. 
    Для совершенствования ориентации в пространстве у детей, имеющих нарушенное зрение, требуется специальное обучение интенсивному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, тактильно-двигательного восприятия, обоняния и т. д.)  Только в этом случае возможно формирование у детей гармоничного обобщенного образа осваиваемого пространства. Пространственная ориентация осуществляется по непосредственному восприятию окружающего, словесному обозначению пространственных категорий расположения, удаления, пространственных связей между предметами. В программе Л.И. Плаксиной обучение детей с нарушением зрения выделено в отдельный раздел, который предполагает формирование ориентировочных навыков у дошкольников на всех возрастных этапах, начиная со второй младшей группы.
   Ориентировка в пространстве — это очень ёмкое понятие. Оно включает в себя ориентировку в большом и малом пространстве.
   
Цель раздела – сформировать навыки и умения пространственного ориентирования, развить мобильность ребенка с нарушенным зрением.              Основные задачи:

  • Формирование знаний о пространственном расположении частей своего тела, ориентировке в окружающем пространстве «от себя» (3-й год обучения), от другого человека (4-й год обучения);
  • Формирование навыков полисенсорного восприятия предметов, умения анализировать информацию, полученную с помощью зрения и сохранных анализаторов, объединять их в единый образ и применять в практической ориентировке;
  • Обучение ориентировки в микропространстве (на листе бумаги, тетради, книги, альбомного листа, на фланелеграфе, на поверхности стола и т.д.).
  • Обучение ориентировки в макропространстве (замкнутом – помещения группы, детского сада; открытого – участок группы, территория детского сада, ближайшая улица) с точкой отсчета «от себя»;
  • Обучение ориентировки в макропространстве (замкнутом и открытом) с точкой отсчета «от предметов» («между предметами»);
  • Обучение моделированию предметно-пространственных построений, помещений детского сада, открытого пространства, чтению их схем (3-й год обучения), самостоятельному составлению схем (4-й год обучения);
  • Формирование у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов, с их чувственным восприятием.

Необходимым является целенаправленное систематическое обучение детей пространственному ориентированию, обеспечивающее обоснованную и прочную связь между различными видами детской деятельности.
   Работа по развитию ориентировки в пространстве ведется всеми педагогами детского сада:

Педагог

Что делает

Воспитатель

закрепляет и совершенствует те способы и приемы познания окружающего мира, умения ориентироваться в нем, которые сформированы у детей на занятиях тифлопедагога, учит пользоваться этими способами и приемами в самостоятельной деятельности (игровой, учебной, бытовой);

Логопед

формирует у детей прочные связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов с их чувственным восприятием

инструктор по физической культуре

закрепляет умения ориентироваться в пространстве, дополняя зрительное восприятие пространства двигательными ощущениями

музыкальный руководитель

упражняет детей в узнавании местоположения людей, предметов по звуковой характеристике, развивает слуховое восприятие

   
В ходе специальной подготовки для ориентировки в пространстве детей с нарушением зрения используются все общие методы дидактики: наглядные, практические, словесные. В понятие пространственного ориентирования входят оценки расстояния, габаритов, форм, а также взаимного расположения предметов и их положения относительно ориентирующегося. Обучение ориентировке в пространстве включает 4 этапа. Каждый этап представляет собой серию заданий, которые с каждым разом усложняются.


В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево.
В школьные годы дети овладевают новой системой отсчета — по сторонам горизонта: север, юг, запад, восток. Обучение моделированию предметно- пространственных построений, помещений детского сада, участка, чтению их схем; самостоятельному составлению схем. У детей формируется прочная связь слов, означающих пространственное значение предметов с их ощутимым восприятием. Детям нужно научиться ориентироваться в пространстве, поскольку адекватное развитие пространственных свойств предметов, отношений между собой является важным условием для понимания окружающего мира. Успешность освоения детьми различных видов деятельности: предметной, игровой, трудовой, учебной – зависит от высокой степени развития визуального представления, пространственного мышления, ориентации в пространстве, слабое развитие которых - одна из причин, которая вызывает трудности в обучении чтению, письму, счету, рисованию и других действий.

1

Ориентировка на себе

Выявляется знание частей тела и их пространственного расположения (вверху-внизу, спереди-сзади, справа-слева).

В качестве материала используется либо собственное тело ребёнка, либо кукла. Ребёнок должен найти и показать части тела по словесной инструкции педагога, проговаривая пространственное положение частей тела

2

Ориентировка относительно предмета

Выявляется знание частей тела и их пространственного расположения (вверху-внизу, спереди-сзади, справа-слева).

В качестве материала используется набор мелких игрушек или предметы реального пространства. Ребёнок выполняет действия с игрушками по словесной инструкции педагога, словесно обозначает пространственные отношения

3

Ориентировка по схеме

Выявляется умение соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой.

В качестве материала используется схема кукольной комнаты; кукольная мебель, соответствующий набор геометрических фигур. Ребёнок моделирует простейшие пространственные отношения из строительного материала, геометрических фигур, словесно обозначает местоположение

4

Ориентировка с помощью слуха, обоняния

Выявляется ориентировка в окружающем пространстве с привлечением слуха, обоняния.

В качестве материала используются звучащие предметы (колокольчик, будильник, радио и др.), фонограммы (звуки природы, города, бытовые звуки), набор запахов (присущий предметам: овощи, фрукты, мыло и др.; присущий помещениям: кабинет врача, кухня и др.). Ребёнок определяет направление, место звучания предмета

5

Знания, полученные на занятиях одного этапа, закрепляются на последующих этапах обучения ориентировке в пространстве, а также на занятиях по развитию зрительного восприятия, на прогулках и в повседневной жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Игра как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения"

В программе представлены взгляды ученых - педагогов в вопросе развития ориентировки в пространстве, структура реализации программы, практический материал....

Программа «Игры и упражнения как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения».

Ориентировка в пространстве играет главную роль как для общего познавательного развития (развитие восприятия, памяти, мышления), так и для осуществления любой деятельности человека в окруж...

Консультация для родителей "Развитие пространственной ориентировки у дошкольников, имеющих нарушения зрения".

При обучении слабовидящего ребенка ориентировке в пространстве первостепенной задачей является развитие у него целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нем предметов. Ну...

КОНСУЛЬТАЦИЯ. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ. РАБОТА С ТРАФАРЕТАМИ.

Нарушение зре­ния сказывается на формировании познава­тельных процессов вос­приятия, пространствен­ных представлений, об­разного мышления, речи.Восприятие окружающей действительно...

Методическая разработка «Развитие навыка правильного использования предлогов, как один из аспектов формирования пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения»

laquo;Развитие навыка правильного использования предлогов, как один из аспектов формирования пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения»...

Игры для развития пространственной ориентировки и мобильности у детей нарушением зрения.

Для развития пространственной ориентировки и зрительных ощущений во время прогулки можно использовать разные игры и задания такого типа:"Сравни два дерева", "Чьи следы на снегу?", ...

Развитие пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения.

Формирование у ребенка ориентировки в пространстве - это развитие его способностей, формирование его впечатлений о внешних качествах предмета: форма, цвет, вкус, запах, размер, положение в пространств...