Программа «Игры и упражнения как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения».
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Салихова Луиза Равшановна

 

 Ориентировка в пространстве играет главную роль как для общего познавательного развития (развитие восприятия, памяти, мышления), так и для осуществления любой деятельности человека в окружающем мире. Зрительное и пространственное познание тесно взаимосвязаны. Зрение, является одним из ведущих анализаторов человека, позволяет воспринять пространственные характеристики окружающего мира, а пространственные механизмы координируют развитие зрительной системы.

Программа разработана на основе  Примерной  основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания «От рождения до школы» (Под редакцией Н.Е.Вераксы М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой) и программы специальных (коррекционных) учреждений 4 вида под редакцией Л.И.Плаксиной.

Особенностью программы является интегрированное решение задач в ходе освоения образовательных областей «Здоровье», «Безопасность», «Социализация»,  «Труд», «Познание», «Коммуникация»,  «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», что прослеживается в содержании дидактических игр и упражнений, что обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

В Программах специальных (коррекционных) учреждений 4 вида под редакцией Л.И.Плаксиной выделены важные разделы коррекционной работы: «Ориентировка в пространстве и времени», «Развитие зрительного восприятия», «Развитие осязания и мелкой моторики». Но данные разделы содержат только предполагаемый результат деятельности и не предлагают  методического материала по формированию пространственной ориентировки, а значит, и нет целостной системы работы по данному направлению.

В качестве основных методических приемов, отечественные и зарубежные ученые и практики рекомендуют игры и упражнения. Наиболее благоприятные условия создаются в специально организованных играх-путешествиях, играх-инсценировках, в дидактических, подвижных играх и в упражнениях. Роль игры в жизни ребенка неоценима, ее включение в педагогический процесс является одним из путей организации личного взаимодействия взрослого с ребенком.  Играя, дети учатся пользоваться умениями  в разных условиях, поэтому   рассматриваю игру как одно из эффективных средств, которое способно обеспечить результативность работы в этом направлении.   Это регламентируют ФГОС, которые  предполагают  построение  образовательного процесса на адекватных возрасту  формах  работы  с  детьми.  Таковой   формой работы с детьми дошкольного  возраста  и  ведущим  видом деятельности для них является игра.

Это подтвердило необходимость  разработки программы «Игры и упражнения» –  как средство развития  пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения.

В основу работы в рамках программы  положены игровые технологии и упражнения, позволяющие сделать педагогический процесс интересным для детей дошкольного возраста, и позволяющие реализовать принцип обучения в игре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа «Игры и упражнения как средство развития

пространственной  ориентировки

старших дошкольников с нарушениями зрения».

Воспитатель: Салихова Л.Р.

Содержание

Пояснительная записка   …………………………………………………  2

1.Новизна программы   …………………………………………………...  4

2.Отличительные особенности данной программы   …………………  4

3.Формы и режим занятий   ………………………………………………  5

4. Организации работы по программе   …………………………………  6

5. Содержание работы с детьми  …………………………………………. 6

6.Методы и приемы, используемые для развития навыков ориентировки в пространстве   …………………………………………………………….   8

7.Вид деятельности   ………………………………………………………..   9

8.Диагностика   ……………………………………………………………..    9

9.Методика работы по развитию пространственных представлений у старших дошкольников   ………………………………………………….    11

Заключение   ………………………………………………………………...    13

Список использованной литературы   …………………………………...   14

Перспективный план проведения дидактических игр и упражнений…15

Пояснительная записка

 Ориентировка в пространстве играет главную роль как для общего познавательного развития (развитие восприятия, памяти, мышления), так и для осуществления любой деятельности человека в окружающем мире. Зрительное и пространственное познание тесно взаимосвязаны. Зрение, является одним из ведущих анализаторов человека, позволяет воспринять пространственные характеристики окружающего мира, а пространственные механизмы координируют развитие зрительной системы.

Программа разработана на основе  Примерной  основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания «От рождения до школы» (Под редакцией Н.Е.Вераксы М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой) и программы специальных (коррекционных) учреждений 4 вида под редакцией Л.И.Плаксиной.

Особенностью программы является интегрированное решение задач в ходе освоения образовательных областей «Здоровье», «Безопасность», «Социализация»,  «Труд», «Познание», «Коммуникация»,  «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», что прослеживается в содержании дидактических игр и упражнений, что обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

В Программах специальных (коррекционных) учреждений 4 вида под редакцией Л.И.Плаксиной выделены важные разделы коррекционной работы: «Ориентировка в пространстве и времени», «Развитие зрительного восприятия», «Развитие осязания и мелкой моторики». Но данные разделы содержат только предполагаемый результат деятельности и не предлагают  методического материала по формированию пространственной ориентировки, а значит, и нет целостной системы работы по данному направлению.

В качестве основных методических приемов, отечественные и зарубежные ученые и практики рекомендуют игры и упражнения. Наиболее благоприятные условия создаются в специально организованных играх-путешествиях, играх-инсценировках, в дидактических, подвижных играх и в упражнениях. Роль игры в жизни ребенка неоценима, ее включение в педагогический процесс является одним из путей организации личного взаимодействия взрослого с ребенком.  Играя, дети учатся пользоваться умениями  в разных условиях, поэтому   рассматриваю игру как одно из эффективных средств, которое способно обеспечить результативность работы в этом направлении.   Это регламентируют ФГОС, которые  предполагают  построение  образовательного процесса на адекватных возрасту  формах  работы  с  детьми.  Таковой   формой работы с детьми дошкольного  возраста  и  ведущим  видом деятельности для них является игра.

Это подтвердило необходимость  разработки программы «Игры и упражнения» –  как средство развития  пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения.

В основу работы в рамках программы  положены игровые технологии и упражнения, позволяющие сделать педагогический процесс интересным для детей дошкольного возраста, и позволяющие реализовать принцип обучения в игре.

1.Новизна программы

  •     Обучение детей проводится с пятилетнего  возраста;
  •     Подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию пространственной ориентировки;
  • Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Для достижения желаемого результата предполагается работа по трем блокам:
1 блок. Специально организованная НОД. Включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми в строгой последовательности специальных заданий, которые отвечают логике развития.

2 блок. Совместная деятельность воспитателей с детьми. Сюда входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности. Создается микроклимат, основой которого является уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком. Здесь нет специально организованной НОД.

3 блок. Свободная, самостоятельная деятельность детей. Обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам.

2.Отличительные особенности данной программы

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа отличается  комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Одним из важных направлений программы является работа с родителями. Основной задачей на начальном этапе является - формирование у родителей мотивации к работе с детьми.

После проведения диагностики для того, чтобы определить уровень развития пространственной ориентировки проводятся индивидуальные беседы с родителями. Цель бесед – налаживание контактов, определение уровня наблюдательности, степень понимания ребенка взрослым, сообщения о диагностических данных.

В качестве эффективного средства знакомства родителей с особенностями развитие  пространственной ориентировки  предлагается их участие на занятиях, где они могут познакомиться с методами и приемами работы. Таким образом, из зрителей родители превращаются в активных участников.  

Цель программы: развитие  пространственной ориентировки  у старших дошкольников с нарушениями зрения.

Задачи программы:

Коррекционные:

1.  Развитие общей и мелкой моторики.

2.  Развитие навыков ориентировки в макро и микро пространстве.

3.  Развитие зрительного внимания, логического мышления.

Образовательные:

1. Дать детям представление об относительности пространственных направлений в процессе соотнесения ребенком парно противоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего впереди и напротив человека.

2. Учить определять направления движения в пространстве в процессе собственного передвижения, передвижения других детей и различных объектов; а так же активизируют умение детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира.

3.Учить  воспитанников умению обозначать пространственные отношения на листе бумаги, плане, схеме.

4. Формировать у детей активный словарь, способность применять термины, обозначающие пространственные направления  на практике, в повседневной жизни.

Развивающие:

Развивать у воспитанников  умение практически ориентироваться  в микропространстве (на столе, на клеточной поверхности листа бумаги, в книге, на фланелеграфе).

Воспитательные:

  1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.
  2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
  3. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

3.Формы и режим занятий:

Программа  рассчитана на 2 занятия в неделю. Дидактические игры и упражнения проводятся в подгруппах (3-5 детей), индивидуально по 25-30 минут в I половину дня или во II половину дня, и предполагают использование следующих форм: 

  • беседа;
  • экскурсия;
  • дидактические игры и упражнения;
  • ролевая игра;
  • физические упражнения;
  • коллективное творчество.

В работе используются разные подходы, методы, приемы диагностирование детей, организация обучения детей в свободной самостоятельной деятельности, индивидуальной работе.

4. Организации работы по программе

Для организации работы по программе необходимо создать следующие условия:

Предметно – развивающая среда:

- дидактические игры и упражнения на развитие умения ориентироваться в микропространстве;

- дидактические игры и упражнения на развитие умений ориентироваться в макропространстве;

- игровое пособие «Сундучок»;

-  игровое поле для развивающей игры «Бабочка»;

 - игровое поле для развивающей игры «Разноцветное путешествие»;

- игровой тренажер «Пианина»;

- игровой тренажер «Лабиринт»;

- картинка – фон для развивающей игры «Художник»;

- схематическое изображение  лица человека для развивающей игры «Эмоции»;

- схема детского сада (группы), карта города, картинки - планы;

-  макет кукольного дома;

-  машинки разного цвета, размера, способа управления;

- темные повязки для глаз.

Создание психологических условий:

- использование разнообразных форм и методов организации развивающей деятельности;

- моделирование игровых ситуаций;

-  создание атмосферы заинтересованности в процессе игры;

-  поощрение и поддержка детей в процессе  игры, с опорой на положительные эмоциональные переживания;

-  создание обстановки для самостоятельного ориентирования в окружающем пространстве.

5. Содержание работы с детьми:

Подготовительный этап - направлен на выявление уровня развития навыков пространственной ориентировки, организация предметно – развивающей среды.

Задачи:

1. Выявить уровень развития пространственных представлений дошкольников;

2. Создать центр «Игротека»,

3. Изготовить тренажеры «Пианино», «Лабиринт».

4. Адаптировать дидактический материал для детей с нарушениями зрения.

5. Разработать систему игр, направленных на развитие ориентировки в пространстве.

         Ожидаемый результат: выявлен уровень развития у детей навыков ориентировки в пространстве, создана предметно - развивающая среда.

Основной этап  - направлен на реализацию программы по развитию навыков ориентировки в пространстве.          

  Задачи:

1. Внедрение в образовательный процесс игровых технологий.

2. Апробировать разработанный в ходе подготовительного  этапа методический материал.

3. Повысить компетентность родителей и воспитателей в вопросах развития у детей навыков ориентировки в окружающем пространстве.

Заключительный этап - направлен на анализ результатов реализации программы.

Задачи:

1. Проанализировать  результаты деятельности.

Программа предусматривает работу по 8 блокам:

1.Ориентировка «на себе».

2.Ориентировка в замкнутом и открытом пространстве.

3.Ориентировка в пространстве с точкой отсчета «от себя» и «от предметов».

4.Ориентировка в пространстве с помощью сохранных анализаторов.

5.Ориентировка в пространстве в процессе передвижения.

6.Ориентировка в микропространстве.

7.Моделирование пространства.

8.Ориентировка с помощью схем и планов маршрута, планов пространства.

Этапы реализации программы:

Подготовительный  - направлен на выявление уровня развития навыков пространственной ориентировки, организация предметно – развивающей среды.                                                                                        

Основной - направлен на реализацию программы по развитию навыков ориентировки в пространстве.    

Заключительный - направлен на определение уровня развития навыков ориентировки в пространстве у воспитанников с нарушениями зрения.

Ожидаемый результат: ребенок должен :

1. Свободно ориентируется на собственном теле и теле другого человека с учетом парнопротивоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего впереди и напротив человека.

2. Без затруднений определяет направления движения в пространстве в процессе собственного передвижения, передвижения других детей и различных объектов; сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира.

3. Свободно ориентируется  в микропространстве: за столом, на поверхности листа бумаги, в книге, на фланелеграфе (самостоятельно находит верхний правый-левый угол, середину; знает направления слева - направо, снизу-вверх, наискосок, и т.д.).

4. Активно использует в своей речи термины, обозначающие направление (вправо, влево, вверх, вниз, по диагонали и др.)

5. Обозначает пространственные отношения на листе бумаги, плане, схеме.

6.Методы и приемы, используемые для развития навыков ориентировки в пространстве

Используемые методы и приемы:

  • наглядно – зрительный;
  • наглядно – осязательный;
  • наглядно – слуховой;
  • проектный метод;
  • исследовательский метод;
  • метод поощрения, убеждения, разъяснения.

Новизна программы:

  • системно внедрены в образовательный процесс игровые технологии;
  • адаптированы пособия, дидактические игры для детей с нарушениями зрения.

Используемые технологии:  

- игровые

- развивающие обучения

- технологии, опирающиеся на творческие способности

- технологии, опирающиеся на индивидуальный опыт личности.

Исходя из новых требований ФГОС обучения и воспитания детей дошкольного возраста, совершенно очевидно, что программа должна строиться с учетом  методологических принципов развития ребенка вообще и с учетом возрастных закономерностей психического развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Программа  разработана  на основе общедидактических и тифлопедагогических  принципов:

  • принцип научности – подкрепление всех  проводимых мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками, терминологией;
  • принцип систематичности и последовательности –  строгая последовательность заданий с учётом их постепенно возрастающей сложности;
  • принцип наглядности – использование ярких, контрастных, цветонасыщенных  и доступных для бисенсорного восприятия (использование осязания и остаточного зрения) предметов;
  • принцип доступности  обучения – учёт  возрастных особенностей,  познавательных возможностей, клинической формы слабовидения,   компенсаторных возможностей развития детей с нарушениями  зрения;
  • принцип индивидуального,  дифференцированного подхода к воспитанникам – учёт индивидуального  уровня и темпа развития воспитанника, интересов, наклонностей и способностей в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, оригинальных наглядных пособий, уменьшения наполняемости  подгрупп, индивидуальные занятия;
  • принцип коррекционно – развивающей направленности  – учёт сенсорных возможностей детей в восприятии, особенностей развития,      использование технических средств обучения;
  • комплексный  подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;
  • ориентировка педагога на успешность ребёнка, выполняющего задания. Задания  предлагаются таким образом, чтобы ребёнок обязательно выполнил их, справился с предложенной задачей, добился успеха.

7.Вид деятельности

Вид деятельности - Непосредственно образовательная деятельность (в режимных моментах) – закреплять, автоматизировать, совершенствовать сформированные навыки, приемы и способы пространственной ориентировки в различных видах деятельности детей в повседневной жизни.

Самостоятельная деятельность – применять полученные знания и умения в навыки самостоятельного свободного ориентирования в пространстве.

Дидактические игры и упражнения направленные на развитие ориентировки в пространстве.

8.Диагностика

Диагностическое обследование проводилось на основе методики Осиповой Л. Б.

Диагностируются следующие параметры: ориентировка на себе (части тела), ориентировка относительно себя, ориентировка относительно предмета (другого человека), ориентировка по схеме, ориентировка с помощью слуха, обоняния.

1. Ориентировка на себе.

Выявляется знание частей тела и их пространственного расположения (вверху - внизу, спереди - сзади, правая - левая). В качестве материала используется либо собственное тело ребёнка, либо кукла. Ребёнок должен найти и показать части тела по словесной инструкции педагога, проговаривая пространственное положение частей тела. Примерные задания: «Покажи голову, нос…», «Что у тебя одно? Что у тебя по два?», «Где у тебя находится живот?», «Что у куклы сзади?», «Возьми карандаш в правую руку» и т.д.;

2. Ориентировка относительно себя.

Выявляется знание понятий вперёд, назад, вверх, вниз, направо, налево, вперёд направо, вперёд налево, назад направо, назад налево, впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева относительно себя. В качестве материала используются флажок и игрушки. Ребёнок выполняет задания по словесной инструкции педагога: «Покажи флажком вперёд, направо,…», «Пройди направо, повернись и пройди назад,…», «Назови все игрушки, которые стоят впереди, справа от тебя…» и т.д.;

3. Ориентировка относительно предмета.

Выявляется знание понятий впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева относительно предмета или другого человека. В качестве материала используется набор мелких игрушек или предметы реального пространства. Ребёнок выполняет действия с игрушками по словесной инструкции педагога, словесно обозначает пространственные отношения: «Поставь зайчика справа от ёлки, за ёлку, перед домиком,…», «Что находится слева от…?», «Расскажи, где находится шкаф»;

4. Ориентировка по схеме.

Выявляется умение соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой. В качестве материала используется схема кукольной комнаты; кукольная мебель, соответствующий набор геометрических фигур. Ребёнок моделирует простейшие пространственные отношения из строительного материала, геометрических фигур, словесно обозначает местоположение. Примерные задания: «Какая мебель нарисована на схеме? Расскажи, где она находится. Расставь мебель на фланелеграфе так же, как она расположена на схеме», «Составь из геометрических фигур свою схему комнаты. Чем она отличается от моей схемы?»

5. Ориентировка с помощью слуха, обоняния.

Выявляется ориентировка в окружающем пространстве с привлечением слуха, обоняния. В качестве материала используются звучащие предметы (колокольчик, будильник, радио и др.), фонограммы (звуки природы, города, бытовые звуки), набор запахов (присущий предметам: овощи, фрукты, мыло и др.; присущий помещениям: кабинет врача, кухня и др.). Ребёнок определяет направление, место звучания предмета. Примерные задания: «Иди в ту сторону, откуда позвали», «Угадай, кто позвал», «Иди на звук колокольчика», «Угадай, чем пахнет; где так пахнет?», «Что это за звуки; что это и где это можно услышать?», «Приближается звук или удаляется?», «Быстро движется или медленно (по звуку, по запаху)?».

Количественно качественная характеристика

Баллы.

Количественно качественная характеристика.

Уровень.

3 балла

Системные знания по данному вопросу, установление связей, знание пространственных отношений, правильное употребление пространственных терминов, умение ориентироваться в пространстве.

Высокий.

2 балла

Установление закономерностей, связей, правильное употребление пространственных терминов, выполняет задание самостоятельно, но испытывает некоторые затруднения при ориентировке в пространстве.

Средний.

1 балл

Нарастание знаний по данному вопросу, неточно выполняет задания, путает ориентировочные понятия, выполняет задание с помощью воспитателя.

Низкий.

Диагностическая карта

Ф.И.

ребенка

Ориентировка на себе

Ориентировка относительно себя

Ориентировка относительно предмета

Ориентировка по схеме

Ориентировка с помощью слуха

Ориентировка с помощью обоняния

9.Методика работы по развитию пространственных представлений у старших дошкольников.

Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе совершения различных видов деятельности ребенка, направленные на активное познание окружающей действительности.

Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений. Формирующиеся пространственные представления находят свое отражение и дальнейшее развитие в предметно-игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей.

Качественные изменения при формировании пространственного восприятия связаны с развитием речи у детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями.

Овладение знаниями о пространстве предполагает умение выделять и различать пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления.

Большую роль в развитии пространственного восприятия играет конструирование и лепка, включение адекватных действиям детей словесных обозначений в экспрессивную речь.

Развитие пространственной ориентировки осуществляют в несколько этапов. На первом этапе развивают способность отвечать заранее обусловленным двигательным действием на хорошо известный ученику сигнал. Например, метание мяча в ту мишень, которую указывает учитель с помощью светового (звукового) сигнала.

На втором этапе развивают способность корректировать двигательное действие в соответствии с изменяющимися условиями выполнения. Например, метание мяча в движущуюся с разной скоростью мишень. На последнем этапе развивается способность использовать именно то двигательное действие, которое в наибольшей мере соответствует внезапно возникшей ситуации. Для развития такой способности прибегают к различным подвижным и спортивным играм.

Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок, является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом» пространстве. Далее учащиеся тренируются в определении последовательности предметов или их изображений (например, ряда предметных картинок, изображающих фрукты, животных и т.п.), а также графических знаков.

Развитие ориентировки в окружающем мире можно проводить в следующей последовательности:

- определение пространственного расположения предметов по отношению к самому себе;

- дотронуться правой рукой до левого уха; левой рукой до правого уха;

- приложить кисть к обведенному контуру ладони, определить руку.

Определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку:

- вытянуть в сторону правую (левую) руку. Перечислить предметы, находящиеся с этой стороны, т.е. справа (слева);

- определение пространственных соотношений между 2-3 предметами или изображениями.

Заключение

Пространственные представления - представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движение). Уровень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит как от самих предметов, как и от задач деятельности, которая реализуется индивидом и в которой используются общественно выработанные средства пространственного анализа (рисунки, схемы, карты).

Представления о пространстве складываются у ребенка постепенно. Основополагающим этапом в структуре формирования пространственных представлений является восприятие ребенком собственного тела, которое начинается с ощущения мышц, ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия ребенка со взрослыми. В книге замечательного отечественного психолога Л.С. Выготского «Мышление и речь» сказано, что «понятие образуется, когда сформируются ощущения.

Между тремя и четырьмя годами у ребенка начинает складываться представление о правом и левом, т.е. формируется и созревает телесная схема. Завершается процесс формирования различения ребенком правой и левой сторон собственного тела примерно к шести годам. Чтобы понять, сформировались ли у дошкольника представления о правом и левом, определить уверенно ли он воспринимает схему собственного тела, нужно попросить показать, где у него правая рука, левая нога, левая пятка, правый глаз и остальные части тела (ухо, щека, локоть, колено, плечо и т. д.). Нечетко сформированные представления от правых и левых частях тела зачастую становятся причиной расстройств письменной речи (чтения, письма).

Формирование пространственной ориентировки неразрывно связано с развитием мышления и речи. Существенные изменения в восприятии пространства у дошкольника наблюдаются с появлением в его словаре слов, обозначающих место, направление и пространственное расположение предметов. С появлением в активном словаре дошкольника слов: влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень - расширяются и углубляются пространственные представления.

Список использованной литературы:

1) М.К. Сай, Е.И. Удальцова “Математика в детском саду” /Минск “Народная Асвета” 2000.

2) О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева “Чего на свете не бывает?” /Москва “Просвещение” 2001.

3) З.А. Михайлова “Игровые занимательные задачи для дошкольников” /Москва “Просвещение” 1995.

4) А.С. Метлина “Математика в детском саду” /Москва “Просвещение” 1994.

5) А.А. Смоленцева “Сюжетно - дидактические игры с математическим содержанием” /Москва “Просвещение” 2001.

6) Г.Н. Годинай, Э.Г. Пилюгиной “Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста” /Москва “Просвещение” 1998.

7) Журнал “Дошкольное воспитание“ №8 1998.

8) В.В. Данилова “ Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях ” /Москва “Просвещение” 1997.

9) А.А. Столяр ”Формирование элементарных математических представлений у дошкольников” /Москва “Просвещение” 2000.

10) Л.А. Леушина ”Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста” /Москва “Просвещение” 2002.

11) Е.В. Сербина “Математика для малышей” /Москва “Просвещение” 2000.

Перспективный план проведения дидактических игр и упражнений

Название, цель.

Материал, приемы руководства.

В какой отрезок времени проводилось.

«Наоборот». Цель: развивать у детей умение пользоваться пространственными понятиями; помочь усвоить точные обозначения пространства; совершенствовать связную речь.

Материал: речевой, пространственные понятия.

I половина дня.

Воспитатель с детьми сидят в кругу. Воспитатель произносит слово и, бросая кому-нибудь платочек, называет имя ребенка; тот должен назвать противоположное слово: вперед-назад, вверх-вниз и.т.д.        

«Придумай предложение». Цель: развивать у детей умение пользоваться пространственными понятиями; развивать пространственное воображение; совершенствовать связную речь.

Материал: речевой, пространственные понятия.

II половина дня.

Воспитатель называет слово близко; ребенок должен придумать предложение и использовать его и т.д.        

«Кукольная комната» Цель: развитие ориентировки в пространстве; развивать умение пользоваться планом; воспитывать внимательность.

Материал: кукольная комната и мебель; кукла, мишка; план.

I половина дня.

Воспитатель рассказывает ребенку историю о том, что кукла купила новую мебель. Мишка решил помочь ей и нарисовал план, как все должно располагаться. Предложить ребенку помочь мишке.

«Правила уличного движения». Цель: развитие ориентировки в пространстве; формировать умение действовать по сигналу; воспитывать внимательность.

Материал: таблички трех цветов светофора, номера трамваев, таблички сигнальных огней.

II половина дня.

Расчертить на участке широкую дорогу. Назначить детям их роли. Вспомнить правила дорожного движения.        

« Найди свою фигуру».

Цель: развитие ориентировки в пространстве; формировать умение действовать по сигналу; воспитывать внимательность.

Материал: изображение геометрических фигур, медальки с изображением геометрических фигур, повязки.

I половина дня.

На стене висят несколько геометрических фигур. Раздать детям медали. Они должны запомнить расположение геометрических фигур на стене. Затем завязать детям глаза, ребенок должен найти свою фигуру. В конце проверяется результат.

«Стук-стук в барабан».

Цель: развитие ориентировки в пространстве; формировать умение действовать по сигналу; воспитывать внимательность.

Материал: стол, барабан, повязки.

II половина дня.

Положить на стол барабан. Каждый ребенок подходит по очереди и ударяет в барабан. Остальные должны подойти к барабану с завязанными глазами.        

«Найди куклу» Цель: развитие ориентировки в пространстве; развивать умение пользоваться планом; воспитывать внимательность.

Материал: план группы, кукла.

Утро.

Воспитатель прячет куклу. Ребенок, пользуясь планом должен ее найти.        

«Дополни предложение». Цель: развивать у детей умение пользоваться пространственными понятиями; помочь усвоить точные обозначения пространства; совершенствовать связную речь.

Материал: речевой, пространственные понятия.

II половина дня.

Воспитатель начинает предложение и бросает мяч, ребенок, которому кинули мяч, его заканчивает.        

«Что изменилось?». Цель: развивать ориентировку в пространстве; развивать у детей умение пользоваться пространственными понятиями; развивать пространственное воображение; совершенствовать связную речь.

Материал: натуральные предметы, мебель (стол, стулья).

I половина дня.

Предложить детям посмотреть на предметы, запомнить, как они располагаются. Предложить закрыть глаза. В это время поменять предметы местами. Затем дети должны найти что изменилось.        

«Отгадай задачки».

Цель: развивать знания о пространственных отношениях; развивать логическое мышление; воспитывать внимательность.

Материал: словесный, задачи на определение направления.

II половина дня.

Прочитать детям задачи. Дети должны назвать правильные ответы.        

«Покормим медведя».

Цель: развитие ориентировки в пространстве; формировать умение действовать по сигналу; воспитывать внимательность.

Материал: крупная мягкая игрушка медведя, повязка.

I половина дня.

У стены поставить игрушечного медведя. Завязать ребенку глаза. Он должен найти медведя, его мордочку и « накормить».        

«Найди предмет».

Цель: развитие ориентировки в пространстве; развивать умение пользоваться планом; воспитывать внимательность.

Материал: план участка, натуральный предмет.

II половина дня.

Выбрать одного ребенка, который будет искать. Он отходит, а в это время воспитатель и остальные дети прячут предмет. Затем ребенок ищет, а остальные говорят « горячо-холодно».

«Определи место».

Цель: развивать у детей умение пользоваться пространственными понятиями; помочь усвоить точные обозначения пространства; совершенствовать связную речь.

Материал: натуральные предметы, мебель (стол, стулья, шкаф, окно и.т.д.).

I половина дня.

Предложить ребенку ответить на вопросы связанные с расположением предметов. Отметить то, что нужно отвечать полными предложениями.        

В утренний отрезок времени.        

«Помоги кукле Маше».

Цель: развитие ориентировки в пространстве; развивать у детей умение пользоваться пространственными понятиями; помочь усвоить точные обозначения пространства; совершенствовать связную речь.

Материал: кукла и разные игрушки.

II половина дня.

Показать ребенку куклу. Сказать, что у нее никак не получается навести порядок. Попросить помочь. Называть ребенку место относительно куклы, а ребенок должен положить туда игрушку.        

«Определи расстояние».

Цель: развивать умение правильно оценивать расстояние; активизировать в речи слова: близко-далеко, недалеко-неблизко; развивать зрительное восприятие.

Материал: натуральные предметы, мебель (стол, стулья, шкаф, окно и.т.д.), игрушки.

I половина дня.

Расставить предметы на определенном расстоянии друг от друга. Предложить ребенку определить расстояние между ними. Пояснить свой ответ.

«Жмурки».

Цель: развитие ориентировки в пространстве; формировать умение ориентироваться по голосу; воспитывать внимательность, ловкость.        

Материал: повязка.

II половина дня.

Все дети встают в круг. Выбираются два ребенка. Одному завязывают глаза - это жмурка, он ловит другого ребенка.        

«Придумай рассказ».

Цель: развивать у детей умение пользоваться пространственными понятиями; помочь усвоить точные обозначения пространства; совершенствовать связную речь; воспитывать умение слушать других.        

Материал: речевой, пространственные понятия.

I половина дня.

Предложить детям придумать рассказ, чтобы там употреблялось как можно больше пространственных понятий. Можно из личного опыта. Напомнить детям пространственные понятия. Выслушать рассказы детей.        

« Найдем клад».

Цель: развитие ориентировки в пространстве; развивать умение пользоваться планом; воспитывать внимательность.

Материал: план группы, сундучок с игрушками.

II половина дня.

Рассказать детям, что я нашла письмо и там был, вот такой план, по которому можно найти клад. Показать план и дать возможность детям самостоятельно пройти путь.        

«Наоборот». Цель: развивать у детей умение пользоваться пространственными понятиями; помочь усвоить точные обозначения пространства; совершенствовать связную речь.

Материал: речевой, пространственные понятия.

II половина дня.

Воспитатель с детьми сидят в кругу. Воспитатель произносит слово и, бросая кому-нибудь платочек, называет имя ребенка; тот должен назвать противоположное слово: вперед-назад, вверх-вниз и т.д. Можно произносить не только наречия прилагательные, но и глаголы.        

«Найди предмет».

Цель: развитие ориентировки в пространстве; развивать умение пользоваться планом; воспитывать внимательность.

Материал: план участка, натуральный предмет.

II половина дня.

Выбрать одного ребенка, который будет искать. Он отходит, а в это время воспитатель и остальные дети прячут предмет. Затем выбирается другой ребенок, который будет говорить направление движения.

«Накорми животных».

Цель: развитие ориентировки в пространстве; формировать умение действовать по сигналу; воспитывать внимательность.

Материал: крупные игрушки в виде зверей, ведерко, повязка.

I половина дня.

У стены поставить игрушки. Завязать ребенку глаза. Он должен найти их, предварительно запомнив, где они располагаются и «накормить» из ведерка.

«Жмурки». Цель: развитие ориентировки в пространстве; формировать умение ориентироваться по голосу; воспитывать внимательность, ловкость.        

Материал: повязка.

II половина дня.

Все дети встают в круг. Выбираются два ребенка. Одному завязывают глаза- это жмурка, он ловит другого ребенка.

«Правила уличного движения». Цель: развитие ориентировки в пространстве; формировать умение действовать по сигналу; воспитывать внимательность.

Материал: таблички трех цветов светофора, номера автобусов, таблички сигнальных огней.

I половина дня.

Расчертить на участке несколько улиц и замыкающая площадь. Назначить детям их роли: трамваи, милиционеры, пешеходы. Вспомнить правила дорожного движения.        

«Что изменилось?». Цель: развивать ориентировку в пространстве; развивать у детей умение пользоваться пространственными понятиями; развивать пространственное воображение; совершенствовать связную речь.

Материал: натуральные предметы, мебель (стол, стулья).

II половина дня.

Предложить детям посмотреть на предметы, запомнить, как они располагаются. Предложить закрыть глаза. В это время поменять предметы местами. Причем несколько предметов сразу. Затем дети должны найти что изменилось.        

«Отгадай задачки». Цель: развивать знания о пространственных отношениях; развивать логическое мышление; воспитывать внимательность.

Материал: словесный, задачи на определение.

I половина дня.

Прочитать детям задачи более сложные по содержанию. Дети должны назвать правильные ответы.        

«Дополни предложение». Цель: развивать у детей умение пользоваться пространственными понятиями; помочь усвоить точные обозначения пространства; совершенствовать связную речь.

Материал: речевой, пространственные понятия.

II половина дня.

Воспитатель начинает предложение и бросает мяч, ребенок, которому кинули мяч, его заканчивает. Начинает свое предложение, следующий дополняет.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие логического мышления у старших дошкольников с нарушением зрения средствами развивающей игры"

В настоящее время в странах всего мира наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих самые разные  нарушения развития. А нарушения зрения в этом перечне "стоят" на одном из перв...

Дидактическая игра как эффективный способ развития ребенка-дошкольника с нарушением зрения.

Влияние дидактических и развивающих игр на интеллектуальное развитие ребенка....

Программа "Игра как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения"

В программе представлены взгляды ученых - педагогов в вопросе развития ориентировки в пространстве, структура реализации программы, практический материал....

Семейные познавательно-творческие проекты, как средство социализации дошкольников с нарушением зрения.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориен...

Дидактические игры и упражнения для сенсорного развития детей с нарушением зрения.

В работе собраны дидактические игры и упражнения,которые можно использовать как на занятиях,так и в режимных моментах....

Особенности развития внимания дошкольников с нарушением зрения. Игры и упражнения для коррекции внимания детей дошкольного возраста.

Как известно, восприятие зрительной информации осуществляется с помощью активных движений глаз. Нарушение глазодвигательных функций при косоглазии осложняет данный процесс, что приводит к увелич...

Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста (дети с нарушением зрения)

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение , т. е. те качества которые необходимы...