Семейные познавательно-творческие проекты, как средство социализации дошкольников с нарушением зрения.
статья на тему

Петухова Елена Владимировна

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Одним из средств социализации дошкольника является метод проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42компенсирующего вида

Колпинского района Санкт – Петербурга

«Семейные познавательно-творческие проекты, как средство социализации дошкольников с нарушением зрения».

Учитель – дефектолог (тифлопедагог) Петухова Елена Владимировна

     Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. В наше время наблюдается острейший дефицит культуры общения, доброты и внимания друг к другу, педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений у детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Педагогический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация детей с нарушением зрения – одна из важнейших проблем в воспитании.

  Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

  Дошкольное детство – первая ступень в психическом развитии ребенка, его подготовка к участию в жизни общества. По утверждению отечественных психологов основным видом деятельности, в котором происходит всестороннее развитие дошкольников, является игра. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых. 

  Одним из средств социализации дошкольника является метод проекта. Эта форма работы устанавливает более тесный контакт с ребенком и семьей. Вовлечение семьи в работу ДОУ позволяет на деле осуществить идею взаимной поддержки детского сада и семьи, социализировать ребёнка. Родители чувствуют себя полезными и нужными не только своим детям, но и обществу в целом - в лице детского сада. Они могут помочь  детям сформировать новые умения и навыки, повеселиться и посмеяться, расслабиться, а так же, познакомиться с новыми людьми, поделиться педагогическими находками, научиться новому у других родителей.

    Создание для членов семьи условий, чтобы они почувствовали свою сопричастность к процессу воспитания и обучения ребенка в детском саду, повышает гарантии успеха социализации ребёнка. С родителями проводится предварительная работа:

  • Показываются приемы и методы работы с детьми (эти приемы и методы работы они могут использовать дома для занятий со своим ребенком).
  • Консультации.
  • Буклеты, памятки
  • Информация на стенде.
  • Игровые тренинги (эффективного взаимодействия родителей с детьми)
  • Участие в проектной деятельности.

   Для привлечения родителей к участию в образовательном процессе - создаются семейные проекты. Родители вместе с детьми дома закрепляют определенную дидактическую тему и углубляют знания детей. По этой теме рисуют иллюстрации, составляют описательные рассказы, делают поделки, которые в группе объединяют в альбом. Дети в группе рассказывают о том, что сделали с родителями дома. В этом году в нашей группе среди семей проводится конкурс: « Алло,  мы ищем таланты». Родители вместе с детьми будут создавать газету о том, какие увлечения, есть в их семье; альбомы с интересными фотографиями. Будет проводиться «круг общения», где пройдет презентация проектов.

     Роль семьи в развитии личности трудно переоценить. Она обеспечивает ребенку физическое и эмоциональное благополучие, создает условия для роста и развития маленького человека. Общение, взаимоуважение, принятие различий и признание важности интересов ребенка создают основу для плодотворного взаимодействия. 

  Проектный метод позволяет создать условия для планомерной и эффективной работы. Работая над проектом, учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы. В процессе проектной деятельности вместе с детьми выполнялись заранее запланированные конкретные задания, практические творческие задания, поэтапно продвигаясь к цели. Для этого проводилось планомерное обогащение опыта детей. На экскурсиях, прогулках, при чтении книг, рассматривании иллюстраций, картин, во время бесед, встреч с людьми разных профессий расширялись представления детей об окружающем: предметах, социальных явлениях, деятельности взрослых, формировались эмоционально-нравственные оценки.                                                                                                                                                                                                    

Приложение

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42компенсирующего вида

Колпинского района Санкт – Петербурга

«Семейные познавательно-творческие проекты, как средство социализации дошкольников с нарушением зрения».

ПРОЕКТ «НОВОГОДНЯЯ МАСКА» (краткосрочный).

Информационная карта проекта

Дата проведения: 2 недели в декабре

Проблема: дети не знают историю маски.

ЦЕЛЬ: Дать детям первоначальные знания о масках, маскарадах.

 Привлекать родителей к совместной деятельности с детьми.

Задачи:

  1. Формировать  знания детей о традициях разных стран, о  разнообразии мира масок.
  2. Познакомить детей с народным творчеством разных стран, с разнообразными видами узоров.
  3. Развивать фантазию, творческое мышление, мелкую моторику пальцев рук.
  4. Раскрыть возможности каждого ребёнка, раскрепостить, формировать мотивацию успеха.
  5. Развивать связную речь детей, пополнять словарный запас детей словами: маска, маскарад, карнавал, наряжаться…

Коррекционные задачи:

  1. Развивать зрительно - моторную координацию, прослеживающую и глазодвигательную функции глаз.
  2. Развивать навык ориентировки в пространстве.
  3. Учить детей выполнять действия в соответствии с указаниями.

Авторы проекта: Воспитатель - Михайлова И.С.,

                                Учитель – дефектолог (тифлопедагог) – Петухова Е.В.

Участники проекта: Дети старшей группы с нарушением зрения, их родители, воспитатель, учитель – дефектолог.

Тип проекта: Познавательно - творческий

Продукт проекта:

  1. Выставка масок, сделанных родителями дома для детей, и украшенных для мам детьми в группе.
  2. Изготовление новогодних украшений: конструирование - снежинки из цветной бумаги, оригами - звезда из цветной бумаги, разноцветные шары, цветные бусы из раскрашенных макарон.
  3. Стенгазета «Маска – ты, кто?»

Предполагаемый результат:

  1. Дети получат первоначальные знания о масках, маскараде, о стране Италия.
  2. Пополнение словарного запаса детей новыми словами по теме «Новогодние маски».
    Пополнение развивающей среды в группе по теме «Новогодние маски».

Содержание работы по направлениям:

Познавательно - речевое развитие:

Рассматривание иллюстраций различных масок в книгах и энциклопедиях.
Рассказ воспитателя о масках, какие маски бывают, где используют, из чего делают, в  культурах каких стран - какие есть маски.
Беседа «Маски России», «Какие узоры используют на масках»
Чтение детской литературы.
Заучивание наизусть стихотворений.
Дидактические игры: «Продолжи узор», «Отгадай, кто спрятался за маской».
Детские досуг «Новогодний маскарад»
Художественно-эстетическое развитие:
Изготовление новогодних украшений:

Конструирование плоскостное из цветной бумаги - снежинки,  разноцветные шары, оригами - звезда из цветной бумаги,

Нанизывание цветных бус из раскрашенных макарон.
Рисование «Маскарад».

Социально-личностное развитие:
Сюжетно-ролевая игра «Маскарад»
Беседа «Что делает космонавт, чтобы быть здоровым»

Создание условий для самостоятельной деятельности детей:
Центр конструктивных игр: мелкий и крупный конструктор для игр.
Центр сюжетно-ролевой игры: атрибуты для игры «Маскарад».
Центр художественного творчества: материалы для рисования (карандаши, фломастеры, краски, кисточки, бумага, трафареты), пластилин, материалы для изготовления аппликаций, паетки, бисер, тесьма, перья,  мишура, кружево  для украшения масок, набор для нанизывания бус (цветные шнурки, бусины с крупным отверстием).

Взаимодействие с семьей:
1. Сотрудничество с родителями: рисунки совместного творчества детей и родителей «Новогодняя маска».

2.Изготовление родителями дома масок для детей.

3. Выставки масок, изготовленных родителями и детьми.
4. Досуг для детей с приглашением родителей « Новогодний маскарад».

5. Изготовление стенгазеты « Маска ты кто?» (родители узнавали по фотографии своих детей под маской)

6. « Маска пожеланий» (поздравления и пожелания детей родителям на новый год)

7. Информация для родителей « Новогодняя ёлка», «От маски к маскараду».

Примерное содержание работы по теме: «Новогодние маски».

Старшая группа; декабрь месяц.

Задачи:

Обучающие:

  1. Знакомство детей с окружающим миром, закрепление у детей имеющихся представлений о новом годе, о маскараде.

Развивающие:

  1. Продолжать способствовать развитию коммуникабельности у детей, закреплять умение общаться со взрослыми и детьми.
  2. Продолжать развивать умения выполнять различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию (на сравнение, анализ, синтез, классификацию). Продолжать развивать речь детей.
  3. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умения согласовывать свои действия со взрослыми и детьми.

Коррекционные:

  1. Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве.
  2. Закреплять зрительно – моторную координацию детей.
  3. Развивать цветоразличительные функции глаз.

Направления

развития

Познавательно-речевое

Социально-личностное

Художественно-эстетическое

Физическое развитие

Образовательные области

Коммуника-ция

Познание

Чтение

худ.

лит-ры

Социализа-

ция

Труд

Безопас-

ность

Художест-

венное

творчество

Музыка

Физкуль-

тура

Здоровье

Виды

совместной

деятельности

-Беседы на тему: «Маски»

-Свободное общение: « Как можно украсить маску»,

 « Какую маску  можно сделать и из какого материала»….

-Рассказ воспитателя: «История масок», «Какие маски бывают?»

- Рассматривание фото, иллюстраций масок…

- Создание выставки масок

- Стихи про маску              - Чтение сказок «Золушка», «Морозко»,   « Зимняя книжка», «Рукавичка», «Снегуруш-ка и лиса» Стихи И.Гурина Новогодний праздник Разучивание стихов к празднику

Посещение выставок в других группах

Приём гостей из других групп, проведение экскурсий  по выставке масок и поделок из бумаги и макарон

 Изготовле-ние украшений на ёлку для группы

Проведение инструктажа по технике безопасности по работе с ножницами

 Продуктивная деятельность: изготовление масок для мамы, раскрашивание макарон - нанизывание бус из них

Подготовка к утреннику, разучивание стихов, разучивание сценок, песен, хороводов

Игра с маской «Иди на звук», «Узнай на ощупь»

Игры с шапочками - масками

Соблюдение гигиены зрения, проведение зрительной гимнастики, физкультминуток, игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики, соблюдение

зрительных режимов

Создание условий для самостоятельной деятельностидетей

Книжный уголок: книги для чтения и рассматривания – «Зимняя книжка» РОСМЭН 2007г. Москва, «Снегурочка» Москва РОСМЭМ 2004г.

Подборка иллюстраций масок ( карнавал)

Центр конструирования: изготовление снежинок ,звёздочек, игрушек – шариков на ёлку, создание бус из макарон ( раскрашивание и нанизывание)        

Взаимодействие с семьей

Совместная творческая работа с ребёнком по теме «МАСКА»

Создание папок - передвижек по теме «От маски к маскараду», «Новогодняя ёлка»

Привлечение родителей к созданию условий для индивидуальной работы детей, к оснащению развивающей среды

Выставка масок (совместная деятельность родителей с детьми)

Создание газеты: «Маска ты кто?», «Маска пожеланий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта: «Организация условий успешной социализации детей с нарушением зрения и ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО «Вместе к успеху»

Социализация дошкольника предполагает формирование и развитие социально-значимых ценностей личности и умений адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность соб...

Игра драматизация художественных произведений как эффективное средство социализации дошкольников с нарушением слуха после КИ.

Игра - драматизация для ребенка дошкольного возраста с нарушенным слухом имеет первостепенное значение наряду с сюжетно-ролевой игрой.В настоящее время, работая в соответствиями с требованиями ФГОС, в...

Консультация для педагогов "Социализация дошкольников с нарушением зрения в условиях ДОО".

Социализация – процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющим...

Статья «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с нарушениями зрения как основа успешной социализации в современном обществе»

В дошкольном возрасте эмоциональное развитие претерпевает значительные изменения в сторону своего усложнения, дифференциации характеристик и интеграции их в единую целостную систему. В процессе социал...

Книжка-малышка:"Осенние чудеса".Совместная познавательно-творческая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

1).Коррекционная педагогика.Книжка-малышка:"Осенние чудеса".Совместная познавательно-творческая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.2).Фото-иллюстрации со...

ПРОЕКТ в старшей группе для детей с нарушением зрения Тема: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников с нарушением зрения в процессе экспериментирования в ДОУ и дома»

Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.Задачи проекта:Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство ...