Тема проекта: «Организация условий успешной социализации детей с нарушением зрения и ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО «Вместе к успеху»
проект по коррекционной педагогике

Мельникова  Ирина Владимировна

Социализация дошкольника предполагает формирование и развитие социально-значимых ценностей личности и умений адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Проект направлен на создание системы социальной сферы через организацию условий успешной социализации детей в рамках реализации ФГОС ДО. В проекте представлен методический материал из опыта работы ДОУ по социальному взаимодействию и сетевом партнерству. Материал поможет педагогам ДОУ и родителям повысить профессиональную компетентность в области социальной безопасности и обобщить опыт работы по социально- коммуникативному развитию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_sbornik_yarmarka_2.docx116.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта:

«Организация условий успешной социализации детей с нарушением зрения и ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО»

«Вместе к успеху»

Нужно любить людей, если вы хотите изменить их.
Г. Песталоцци

Пока человек не сдается, он сильнее своей судьбы.

Эрих Мария Ремарк

Содержание

Аннотация

  1. Паспорт проекта.

Актуальность.

  1. Модель реализации системы социализации.

Введение

  1. Цели и задачи проекта.
  2. Концепция  системы  по реализации условий социализации.
  1. Организация сотрудничества  семьи и государственных  учреждений в процессе социализации  детей.
  2. Заключение.
  3. Литература.

Приложения

Аннотация

Социализация дошкольника предполагает  формирование и развитие социально-значимых ценностей личности  и умений адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Проект  направлен на создание системы социальной сферы  через организацию условий успешной социализации детей в рамках реализации ФГОС ДО.  В проекте представлен методический материал из опыта работы ДОУ по социальному взаимодействию и сетевом партнерству. Материал поможет педагогам ДОУ и родителям повысить профессиональную компетентность  в области социальной безопасности и обобщить опыт работы по социально- коммуникативному  развитию детей.

Паспорт проекта

Название проекта

 «Вместе к успеху»

Место проекта реализации

МКДОУ «Детский сад № 229», территории социальных партнеров, семьи воспитанников.

Сроки проекта

 Долгосрочный. Сотрудничество в рамках проекта рассчитано на один год согласно плану мероприятий, который можно корректировать с учётом новых требований и возможностей.

Основная идея проекта

В настоящее время крайне важно создать  функционирующую систему социально-психологических мер и социальной безопасности,  начиная с  дошкольных учреждений; систему,  отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие  современного человека, социально активного и позитивного члена общества.

Участники проекта

Воспитанники  от 4 до 7 лет. Родительская общественность. Педагогические  коллективы организаций партнеров

Кураторская группа (составители)

Алексенцева Наталья Александровна, учитель-дефектолог.

Миняева Ирина Александровна, воспитатель.

Лоскова Ирина Владимировна, инструктор по физической культуре.

Батирова Алена  Алексеевна, старший воспитатель.

Члены авторского коллектива

 Блохина Лариса Алексеевна,  Алексенцева Ирина Игоревна,

Давыдова Мариана Валерьевна, Вилегжанина Ирина Викторовна,

Трохина Мария Алексеевна,  Шайдурова Александра Анатольевна, Гонштейн Марина Иоганасовна,   Соловьева Наталья Васильевна, Головнина Валентина Васильевна,  Черенович Ольга Викторовна, Поляченко Ксения Сергеевна, Рыльцева Людмила Ивановна, Поставалова Ольга Александровна.

Методологическая основа
проекта

С раннего детства «особые» дети сталкиваются с оценкой их внешности другими, что приводит к формированию у них «комплекса неполноценности», который выражается в замкнутости и приводит к скрытой депрессии или агрессии.  При этом формируются излишне заниженная самооценка, социальная пассивность, происходит сужение активного жизненного пространства.

Основная идея в создании  системы социальной безопасности детей и оптимальных условий существования личности на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Используемые педагогические технологии (указать какие)

1.Информационно-коммуникационные технологии (создание презентаций, видеороликов).

2. Проектные технологии (создание проекта,  подбор и  сбор материалов, организованная образовательная деятельность, мастер-классы).

3. Игровые технологии (использование спортивных и подвижных, дидактических игр в процессе воспитания коммуникативных  и личностных качеств).

4.  Личностно-ориентированные технологии  (воспитаннику подбирается материал по уровню сложности и развития сохранных анализаторов, учитывается повторяемость  материала и умения восприятия).

5.  Технология сотрудничества представлена,  как   равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый – ребенок». Педагоги  создают условия для развития навыков социализации, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

6. Технологии театрализованного действия и общения.  Педагоги совместно с детьми, родителями и  педагогами оформляли материал, как  театр представлений и превращений.

Из них авторские (указать
названия и кратко описать)

 ИКТ: Лоскова И.В., Вилегжанина И.В., Давыдова М.В.- создание презентаций, видеороликов к мероприятиям.

Игровые: Поляченко К.С., Рыльцева Л.И., Соловьева Н. В., Головнина В.В., Постовалова О.А. -подготовка воспитанников и проигрывание с ними  игровых сюжетных ситуаций.

Технологии сотрудничества: Трохина М.А., Шайдурова А.А., Соловьева Н. В., Головнина В.В., Постовалова О.А.

 Личностно-ориентированные технологии: Черенович О.В. (подбор литературного материала). Гонштейн М.И. мастер-класс по теме.

Проектные технологии: Алексенцева Н.А., Миняева И.А., Лоскова И.В., Батирова А.А..

Технологии театрализованного действия и общения: Блохина Л.А., Алексенцева И.И. организация посещения спектаклей и выступлений детей на площадке ДОУ.

Подготовка детей и выступления с детьми на сценах организаций -весь авторский коллектив

Взаимодействие с администрацией (укажите основные формы участия администрации в проекте)

Администрация содействовала в  организации и проведении мероприятий, выступала на собраниях, предоставляла оборудование для презентаций, помещение. Составляла  договора и разрабатывала положения к мероприятиям.

Нормативные документы

- Закон «Об образовании в РФ» 273-Ф3.

- Конвенция о правах инвалидов

-Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ.

-Конституцияя Российской Федерации от 12.12.1993.

- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт  дошкольного образования Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155

-Договоры о сотрудничестве

Актуальность.

    В большинстве определений социальная безопасность понимается как характеристика состояния социальных институтов, обеспечивающих эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования личности и общества. Иначе говоря, социальная безопасность – это качество социальной сферы и ее институтов, обеспечивающих эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования личности. К числу механизмов ее обеспечения относят совокупность осуществляемых государством и обществом объединенных политических, правовых, экономических, идеологических, организационных и социально-психологических мер, проведение социологического мониторинга. Анализ существующих направлений исследования социальной безопасности позволил прийти к следующим выводам:

– во-первых, социальную безопасность можно определить как устойчивое состояние и способность общественной системы обеспечить эффективное функционирование государства, социальных институтов общества, обеспечивающих стабильное развитие личности и общества во всех сферах общественной жизни, на основе повышения качества жизни своих граждан, соблюдения их прав и свобод;

– во-вторых, состояние социальной безопасности во многом обуславливает  условия, созданные обществом и государством для развития каждой отдельной личности и реализации ее потребностей. Способность личности преодолевать различные риски, угрозы и опасности будет зависеть от степени обеспечения ей социальной безопасности.

В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится триединая цель:

1) «воспитывать культурного человека (субъекта культуры);

2) свободного гражданина (субъекта истории, общества);

3) творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития)».

Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:

− воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

− развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

− развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений;

− становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Актуальность и значимость поставленных обществом задач позволяет сделать вывод, что социально-личностное развитие ребенка является одним из ведущих направлений в деятельности дошкольных  образовательных учреждений разного уровня.  Педагоги дошкольного образования охватывают  тот период, когда закладываются основные структуры личности ребенка.    Одной из важнейших  задач Стандарта  на современном этапе становится формирование творческой личности. Человек будущего должен быть созидателем, с активным творческим началом. А развивать творческие способности надо начинать уже в детстве.

      В настоящее время основой обеспечения качества дошкольного образования могут служить: взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды дошкольного образовательного учреждения; социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей ДОУ.      

      Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами  рассматривается как фактор повышения творческой самореализации  и самостоятельной социальной адаптации всех участников образовательного процесса.

Происходящие сегодня социальные процессы обострили интерес к развитию личности в конкретной  образовательной среде, к факторам, условиям и механизмам социализации личности. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности  требует определенных усилий со стороны общественных институтов, прежде всего садов и школ, и эти усилия направляются на создание объективных социальных условий развития и  на реализацию  возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. Целевая установка социализации состоит в том, чтобы каждого растущего человека приобщить к основам культуры и цивилизации, сделать способным адаптироваться в обществе, что требует развития отношений, взглядов, чувств, готовности участвовать в социальной деятельности. Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам.

Модель реализации условий  социализации

Введение

     Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям.  С раннего детства «особые» дети сталкиваются с оценкой их внешности другими, что приводит к формированию у них «комплекса неполноценности», который выражается в замкнутости и приводит к скрытой депрессии или агрессии. По мере взросления они начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом формируются излишне заниженная самооценка, социальная пассивность, происходит сужение активного жизненного пространства.

Одним из направлений решения проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является определение социально-психологических и психолого-педагогических факторов, а также неблагоприятных индивидуальных и личностных особенностей, затрудняющих развитие и самореализацию этих детей.  Социально-педагогическая сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в целенаправленной педагогической поддержке детей, раскрытии их реабилитационного потенциала в различных формах деятельности.

Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений. Социальное партнерство предполагает формирование единого информационного образовательного пространства; налаживание конструктивного взаимодействия между ДОУ и социальными партнерами. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок с ограниченными возможностями здоровья, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным безопасным.  Социальное партнерство – это цивилизованная форма социальных отношений, обеспечивающих добровольное сотрудничество при соблюдении интересов всех сторон, объединяющих усилия для достижения общих целей на основе диалога и педагогического взаимодействия, взаимовыгодного социального обмена идеями, информацией, ресурсами. Социальными партнерами, с которыми взаимодействует ДОУ, являются социальные группы профессиональной общности (связь внутри системы, например, педагогические советы детских садов, родительская общественность), представители иных сфер (учреждений культуры, физкультуры, социальной защиты детей и т. д.), спонсоры  и благотворительные организации (рисунок № 1).

Рис.№ 1. Социальные партнеры

В рамках социального партнерства необходимо использовать потенциальные возможности социума для решения проблем детей с ограниченными возможностями:

  • включение детей с ограниченными возможностями в социальные отношения со здоровыми сверстниками;
  • формирование у детей социальных потребностей, это относится как к детям с ограниченными возможностями, так и к здоровым детям;
  • необходимо развитее у детей социальных способностей за счет включения их в социальную деятельность;
  • включать в социальную деятельность не только детей, но и воспитателей, родителей, ведь только в совместной социальной деятельности процессы интеграции проходят более эффективно;
  • активно использовать возможности различных социальных институтов, для решения проблем детей с ограниченными возможностями;
  • способствовать усилению взаимодействия образовательного учреждения и родителей.

Цель  нашего  проекта: создание  условий   для  успешной социализации детей, формирования позитивного общественного мнения  о таких детях, достижения  ими достойных (значимых)  результатов, самореализации и воспитания активной жизненной позиции на основе гуманистических ценностей и прав свободного человека.

Задачи нашего проекта:

-разработать стратегию и тактику организации взаимодействия с социально значимыми партнёрами;

-создать условия позитивного изменения  дошкольного образовательного учреждения  в соответствии с требованиями ФГОС ДО   и  общественными ожиданиями;

-установить партнёрские отношения с сообществом для поддержания благоприятного (как для дошкольного образовательного учреждения, так и сообщества) общественного окружения;

-развивать у всех участников образовательного процесса коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим и толерантность,  готовность к сотрудничеству и самореализации;

 -стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе детского сада, малой родины;

-формировать положительный имидж дошкольного образовательного учреждения в местном социуме.

для воспитанников:

  •   вырабатывать в ребенке механизмы  саморазвития, саморегуляции, самовоспитания, необходимые для становления его индивидуальности и самореализации;
  • формировать  коммуникативные способности  и модели правильного поведения  с людьми, природой, культурой, социумом на основе гуманистических ценностей;
  • развивать творческие способности в разных видах  жизнедеятельности (музыкальной, двигательной, художественной и продуктивной);
  • закреплять  адаптационные способности  и компенсаторные умения  в ежедневной повседневной деятельности;
  • воспитывать  положительные  личностные качества (смелость, волю,  дружелюбие, толерантность,  стремление к достижениям целей) и приобщать  к общечеловеческим   ценностям.

Для родителей:

  • Повышение качества взаимоотношений внутри семьи и родительской компетентности.
  •  Формирование   коммуникативных умений и модели правильного поведения  в социуме,  со всеми   участниками  партнерства.
  •  Становление уровня социальной компетенции  родителей, направленной на активное  взаимодействие с участниками проекта.
  • Получение знаний  о системе социальной безопасности и опыта её реализации в рамках проекта.

Для педагогов:

  • обобщение позитивного педагогического опыта работы по   развитию творческих способностей и демонстрации его на разных уровнях.
  • Повышение педагогической квалификации и компетенции  в рамках проекта по социальной безопасности.
  • Организация социального партнерства, проведение социально-психологических мероприятий, направленных на  развитии каждой отдельной личности и реализации ее потребностей. 
  • привлечение внимания общественности к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • создание условий для реализации творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья в общественной жизни.

Для партнёров:

  • изучение положительного опыта работы и внедрение его в свою практику;
  •  совершенствование технологий работы по социальной безопасности;
  •  удовлетворение потребности  в преемственности  между организациями и  оказание  первичной  помощи и поддержке семьям;  
  • Организация социального партнерства, проведение мероприятий, направленных на поддержку талантливых детей.
  • ощущение сопричастности к решению важных социальных проблем.

Ожидаемые результаты

Для воспитанников: - прогрессирующее творческое развитие личности ребёнка; - успешное самоопределение и социализация ребенка с ОВЗ; - высокий уровень владения разнообразными видами творческой деятельности, которые пригодятся в дальнейшей жизни; - оздоровление и коррекция недостатков развития через творчество; - становление положительных личностных качеств (толерантности, дружелюбия, внимательного и доброго отношения к другим).

 Для педагогов: - удовлетворение результатами педагогической деятельности; - пополнение «банка» педагогического опыта; - использование позитивного опыта педагогической деятельности в своей практике; - расширение спектра педагогических услуг.

 Для родителей: - удовлетворение результатами развития ребёнка; - расширение рамок общения с семьями, имеющими подобные проблемы и с теми, кто готов помочь и поддержать;  получение   информационного доступа об организациях, работающих с детьми;  - психолого-педагогическое  и социальное просвещение.

Для партнёров: - изучение положительного опыта работы и внедрение его в свою практику; - совершенствование технологий работы; - удовлетворение потребности быть внимательным и щедрым к тем, кто нуждается в помощи и поддержке; - ощущение сопричастности к решению важных социальных проблем.

Оценка эффективности реализации проекта

 Методы оценки эффективности данной программы могут включать:

 - аналитический отчет о проделанной  работе с приложением фото- и видеоматериалов, презентаций и личных портфолио детей с ограниченными возможностями здоровья;

- статистические данные: о количестве проведённых мероприятий, участниках акций, количестве детей и педагогов, получивших материальную поддержку;

 - финансовый отчёт о количестве приобретённого оборудования и оснащения для учебных кабинетов, для творческих занятий, досуговых и массовых мероприятий, посещений детей-инвалидов на дому (с обоснованием эффективности);

 - анкетирование  педагогов об удовлетворенности уровнем реализации акций в рамках проекта;

 - количество и качество выпускаемой методической продукции по результатам  описываемого опыта;

- доля социально-значимых акций от общего количества мероприятий;

 - аналитические справки и результаты коллективной рефлексии по итогам отдельных мероприятий;

 - частота новостных публикаций  и результатов конкретных дел на  сайтах ДОУ  и социальных сетях интернет СМИ.

Ресурсы учреждения

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 229»  располагает достаточными средствами и возможностями для реализации данного проекта:

 - имеются помещения для реализации проекта (здания, учебные кабинеты, актовый зал, оборудование, территория);

- работают опытные педагогические кадры;

- сформирован банк дополнительных образовательных услуг; планов и положений мероприятий, сценарии мастер-классов, досуговых и массовых благотворительных мероприятий;

- ведется методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в рамках социальной безопасности.

Концепция  системы   реализации условий социализации

Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. В ней растущий человек проходит путь от различий  к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации. Главный акцент в воспитании, образовании  и социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья должен делаться на процессе усвоения, упорядочения и воспроизведения им определённой системы ценностей,  на создании определённых условий для достижения им  определенного уровня социальных данных.

         В сотрудничестве с социальными партнёрами мы обогащаем знания, умения детей в различных видах спорта, искусства, художественного творчества, учим делать правильный выбор по интересам, развиваем личностные качества.  Во главу становится педагогическая функция: как воспитывать, как учить, как развить ребёнка, чтобы он легко адаптировался к школьному обучению. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию,  мы должны пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути индивидуализации развития  каждого ребёнка.  

          Педагоги нашего учреждения  представить широкий спектр педагогических услуг по различным направлениям деятельности, они стремятся стабилизировать эмоциональное состояние ребёнка, используя нетрадиционные формы организации обучения и воспитания, вносят в коррекционно-развивающую работу элементы творчества, создавая сюрпризные моменты, настраивающие ребёнка на положительные эмоции и контакт (фото № 1. На открытом занятии»). Проживание «ситуации успеха» позволяет ребёнку почувствовать уверенность в себе, свои возможности и востребованность в обществе. Любимые занятия поддерживают эмоциональное здоровье, помогают выйти из стрессов и тревожного состояния, предупреждают задержку психического развития.

    Сотрудничество детского сада и школы (ОУ № 106)  в настоящее время выражается  к подготовке  ребенка к ступени школьного образования и взаимодействию  со школьной   общественностью, к  изменению социальной позиции самого ребенка. Совместные мероприятия детского сада и школы способствуют  успешному  самоопределению и  творческой   самореализации.  

Гуманитарно-технический колледж интернат  является нашим активным социальными партнерами в  воспитании и развитии детей.

   Совместно мы проводим различные интересные мероприятия: развлечения «Все работы хороши - выбирай на вкус», презентации и беседы по проблеме ранняя профориентация дошкольников. Наши педагоги принимали участие в жюри колледжа, во время экскурсии на Чайную церемонию. Наши дети  выступали в колледже, на концерте посвященному Дню матери, один из номеров был совместный (фото № 2. Выступления на сцене Колледжа»). На «День инвалида» Ребята колледжа приехали к нам в детский сад с различными номерами, выступления Агитбригад по безопасности, произвели впечатление на детей.  Наши партнеры в лице Колледжа  предложили занятия по декоративно прикладному искусству. Роспись по дереву – один из самых удивительных и прекрасных видов изобразительного искусства  это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания (фото № 3. Занятие по росписи»). Развивается способность радоваться успехам каждого воспитанника, достижениям всего коллектива группы.

   Взаимодействие образовательных учреждений и организаций в процессе реализации образовательных программ позволяют определить в социальном партнерстве  такие значимые аспекты как общественное признание, самореализацию и профориентацию. Создать положительное  общественное мнение для успешной социализации и самооценки  всех участников процесса. Сотрудничество детского сада и центра «Семья», МАО ДПО ИПК,  способствует созданию условий для  повышения компетентности родителей,  проведению совместных мероприятий, участий в конкурсе, а также повышение профессиональной компетентности педагогов (фото № 4. Сертификаты»).

   Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает нам  дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.

Таблица № 1. Рабочий план реализации проекта

Социальный партнер

Мероприятия

Ожидаемый продукт деятельности

Социальный эффект

МБОУ № 106

Посещение уроков и занятий, семинары, консультации для воспитателей и родителей, экскурсии, Дни открытых дверей совместные праздники, посещение школьных постановок, выставок.

Конспекты совместных мероприятий

Формирование у дошкольников мотивационной  готовности к обучению в школе. Снижение порога тревожности при поступлении в 1-ый класс.

Дошкольные учреждения района

Проведение методических объединений, консультации, обмен опытом. Проведение спортивных и музыкальных праздников и фестивалей. Фото № 5. На олимпиаде

Банк педагогического опыта

Повышение профессиональной компетенции педагогов

Получение грамот

 Театры и объекты культуры

Спектакли, концерты Выставки праздники

Выставки рисунков, театрализованные представления

Обогащение социально-эмоциональной сферы детей

Общественные государственные организации

и интернет пространство

Участие в конкурсах на общественных городских площадках

Фото № 6. Дипломы и грамоты

Выступления детей и подготовка номеров

Формирование коммуникативных  навыков и толерантности

Награждение Дипломы за победу

КОи Н города, Отдел образования Центрального района города

Участие в концертах, посвящённых государственным праздникам, митингах и акциях.

Подготовка концертных номеров, изготовление атрибутов к праздникам

Воспитание патриотических чувств дошкольников

Грамоты

МАО ДПО ИПК города Новокузнецка

 Повышение квалификации педагогов

Фото №4. Сертификат

Проекты

Презентации, мастер-классы

Внедрение инновационных форм и методов в работу педагогов

Государственная организация образования «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности» отделение «Семья» Новокузнецкого городского округа.

Посещение детьми дополнительных занятий, совместная организация выставок, конкурсов, спортивных мероприятий

Приложение № 1

Поделки, изготовленные под руководством педагогов ДОУ

Обогащение социально-эмоциональной сферы детей.

Формирование навыков продуктивной деятельности


Гуманитарно-технический колледж интернат  

Выездные концерты, творческие проекты, мастер-классы, взаимопосещение занятий, выставки работ

Фото № 7. Агитбригады

Выставки детских работ. Концертные номера, совместные мероприятия

Обогащение социально-эмоциональной сферы детей.

Формирование навыков продуктивной деятельности

ДЮЦ «Орион», БДД «Орион»

Экскурсии, участие в выставках, смотрах и конкурсах

Приложение №2

Поделки, изготовленные под руководством педагогов ДОУ. Участие в конкурсах, семинарах.

Обогащение социального опыта детей и эмоциональной сферы.

Формирование навыков продуктивной деятельности социальной безопасности.

Деятельность детского сада в целом и каждого сотрудника в отдельности направлена на реализацию социального заказа родителей и  интересов детей.

Организация сотрудничества  семьи и образовательных учреждений в процессе социализации  детей  с ОВЗ.

Рождение ребенка — это долгожданное и радостное событие для каждой семьи. С детьми родители связывают мечты о счастливом будущем, на них возлагают большие, порой огромные надежды. Совершенно иначе обстоит дело, когда рождается ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Его появление всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. По данным исследователей (Р. Ф. Майрамян; О. К. Агавелян) рождение ребенка с аномалиями неизбежно влечет за собой родительский кризис. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. В Статье 44. Закона об образовании РФ говорится, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка (фото № 8. Вместе с мамой»). Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. Адекватное понимание родителями причин отклонения от нормального развития ребенка, а также возможных последствий, является необходимым условием для правильно организованного воспитания ребенка. Педагоги понимают, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Но без специальных знаний это сделать невозможно, поэтому именно помощь в решении данных проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ. Из опыта работы на группах дошкольного возраста отмечем наибольшую трудность в установлении доверительных отношений с родителями, ведь большинство из них считают: «Это мой ребенок, и я лучше знаю, что ему нужно». Основные проблемы, возникающие в семьях детей с ОВЗ – это: ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств (фото № 9. Квалифицированная помощь»).Таким образом, социальная среда ребёнка ограничивается семейным кругом и это отрицательно сказывается на развитии общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома. Для  формирования родительской компетенции и мотивации родителей на положительное  восприятие ребенка необходимо решить ряд задач:

  • создание психологических условий для адекватного восприятия родителями информации об особенностях развития их ребенка;
  • повышение грамотности в области коррекционно-педагогического  процесса;
  •  стимулирование   интереса и желания участвовать в деятельности ДОУ и других организаций сотрудничества;
  • оказание помощи в создании комфортной для развития ребёнка семейной среде и общественной деятельности;
  • привитие чувств  гордости  и радости за достижение детьми результатов.

 Для решения поставленных задач, планируемая нами  система работы, организуется по разделам:

  • познавательный,
  • информационно – аналитический,
  • досуговый,
  • наглядно – информационный.

Примерное содержание планируемой работы сотрудничества

Таблица № 2.

Раздел работы

Содержание работы

Познавательно-практический

семинары – практикумы, родительские собрания (общие и групповые), экскурсии по ДОУ, экскурсии по организациям (Дни Открытых Дверей), индивидуальные консультации и тренинговые занятия. Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание с использованием ИКТ.

Информационно – аналитический

анкетирование, социологические опросы, почтовый ящик «Вопрос-ответ», сайт ДОУ, электронная почта и т.д., участие родителей в конференциях и Кузбасских ярмарках.

Досуговый:

совместные досуги, праздники, участие родителей  в выставках  и  конкурсах, субботники, совместные проекты и т.д. Это самая популярная как педагогами, так и родителями форма работы. Здесь наиболее полно раскрываются возможности  сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать  именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке.

Наглядно-информационный

Дни открытых дверей, родительские уголки, фотовыставки, паспорт здоровья, открытые занятия, мини библиотеки, тематические дни и  недели. У каждой группы в ДОУ есть визитная карточка. Вновь пришедшие родители могут получить полную информацию о детском саде, педагогах, программах, организации учебного процесса, создание агитплакатов, выставок, конкурсов,  оформление стендов и многое другое.

Применяемые нами игровые технологии  детско-взрослого взаимодействия обеспечивают условия  обогащения коммуникативной, физкультурно-оздоровительной и социальной  деятельности,  создают возможности для положительного  воздействия на эмоциональную сферу участников.  

Большой популярностью  в родительской среде пользуются практико-индивидуальные встречи и занятия. В такую деятельность включаются - творческие домашние задания, участие в конкурсах, позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком и одновременно поучаствовать в образовательной деятельности. Часто в ходе таких  занятий с родителями,  выявляются  положительные личностные качества их самих, что необходимо  для успешного сотрудничества с ребёнком, с педагогами и специалистами (фото № 10. Занятия с родителями»).  Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

Очень продуктивно проходят мастер-классы по изготовлению пособий для использования в семье. Родители, выполняя задания совместно с ребенком, становятся помощниками, организаторами жизни детей; создают комфортную для развития ребенка семейную среду (фото № 11. Мастер-класс»).

При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными союзниками педагогов в любом деле. Психологами доказана эффективность воздействия совместной работы на становление личностных отношений и развитие психомоторной деятельности детей, на активизацию семейной жизни и её благополучие (фото № 12. Занятия с педагогм-психологом»).

Результаты анализа полученных данных убеждают в том, что целенаправленная и систематическая работа по организации сотрудничества  оказывает положительное воздействие на гармонизацию детско-взрослых отношений и  создании успешной социализации всех участников этого сотрудничества.  Можно отметить, что:

  • формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка;
  • в восприятии семейных отношений дошкольником с нарушением зрения;
  • в осознании своего положения в семейном коллективе;
  • в динамике родительского отношения к детям, которое становится более тёплым, принимающим.
  • родители более адекватно оценивают состояние своих детей.

 Получив всесторонние сведения о закономерностях развития, различных моделях воспитания и обучения, особенностях личности и поведения детей, члены семьи более оптимистично оценивают перспективы своего ребенка как человека с особенными потребностями.

Заключение.

Одной из главных целей социализации является приспособление, адаптация ребенка к социальной реальности, его способность к самореализации в современном обществе.  Таким образом, представленный опыт по созданию  условий   для  успешной социализации детей, формированию позитивного общественного мнения  о таких детях, достижений  ими достойных (значимых)  результатов на основе гуманистических ценностей и прав свободного человека является  целенаправленной и системной  работой всех участников проекта.  

   Эффективность,  которого выражается в формировании социальных навыков и  умений социальной безопасности детей и родителей, творческой самореализации и становления личности в общественной и культурной жизни в рамках современного образования.

Литература:

1. Агеева Т.Л. О работе интегративного детского сада «Наш дом»/ Особый ребенок: исследование и опыт помощи 2000.- Вып.3.-С.141-145.

2. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/Авт.-сост.: Т.А.Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. – 3-е изд., испр.и доп. – М.:АРКТИ, 2005.- 80с.

3. Грибоедов Т. П., Мешкова С. И. Социальное партнерство в образовании: теория, опыт, механизмы реализации : учебно-методическое пособие /; Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2008

Приложении № 1.

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении  Малых Олимпийских Игр

для дошкольников старшего возраста в рамках проведения внутрирайонных  игр «Россия спортивная»

Цели.

    Малые Олимпийские игры  (далее   Игры)  среди воспитанников дошкольных образовательных  учреждений проводятся в целях:

  • популяризации здорового образа жизни и занятий спортом среди воспитанников дошкольных учреждений, педагогов и родителей;
  • развития спортивных способностей и физических качеств воспитанников.
  • распространения современных инновационных образовательных технологий и поддержки творчески работающих педагогов.

   Задачи:

  • повышение интереса работников дошкольного образования (повышения профессионального мастерства педагогов)  к проведению физкультурно-массовых мероприятий с детьми;
  • повышение уровня физической подготовленности воспитанников дошкольных учреждений;
  • содействие укреплению здоровья детей дошкольного возраста;
  • совершенствование навыков демонстрации своих возможностей и способностей в среде сверстников;
  • воспитание гражданской активной жизненной позиции: проявление толерантности, дружелюбия, положительного отношения к себе и другим.

2.Организаторы проведения.

Отдел образования Центрального района г. Новокузнецка,

   МК ДОУ «Детский сад № 229», МК ДОУ «Детский сад № 226», МК ДОУ «Детский сад № 240»,  Государственная организация образования «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности» отделение «Семья» Новокузнецкого городского округа.

3.Сроки проведения:  по договоренности

 Игры проводятся  по  план-графику:

Осенние  малые игры  «Осенние старты» с 05.10. 2015 по 09.10. 2015 года

 Зимние малые игры  «Зимние старты» с 15.01. 2016 по 30.01.2016 года

  Летние малые игры  «Летние старты» с 08.06. 2016 по 12.06.2016 года

С учетом сезонных погодных явлений  и  природных условий проведение может быть перенесено на другой срок.

 4.Место проведения:

Игры проводятся   в учреждениях и  на территории  МК ДОУ «Детский сад № 229»,  

  5.Участники  Игр:  по договоренности

Участниками  Игр являются команды из воспитанников  старших и подготовительных  групп, имеющих  медицинский допуск  к занятиям физической культурой. Команды от учреждения,  в  каждой команде по 15 -20 участников.  

6. Судейство.

В судейскую комиссию входят – Сергеева Ольга Геннадьевна, заведующая МБ ДОУ «Детский сад № 226»; Панасенко Анжелика Олеговна, заведующая МК ДОУ «Детский сад № 229»; Хоменко Елена Ивановна, заведующая МБ ДОУ «Детский сад № 240»;  Рукас Тамара Ивановна, заведующая отделением «Семья»  НГО ГОО «Кузбасский РЦППМС.

7. Заявка.

 Заявку на участие в Играх представляет инструктор по физической культуре в оргкомитет МК ДОУ  до 02.10. 2015.г, до 13.01. 2016 г, до 05.06. 2016 г по установленной форме. (Приложение № 1) – подача заявок возможна по электронной почте  на mk_ds229@mail.ru

 7. Порядок проведения:

Игры проводятся по программе, рассмотренной творческой группой организаторов проведения.

   8. Подведение итогов и награждение победителей

Победители награждаются   Почетными Грамотами за 1, 2, 3  место за спортивные достижения.   Команды награждаются Грамотой за участие. Призовой фонд и награждение возлагается на учреждение-участника Игр. Финансовые условия и расходы по проведению   Игр осуществляются за счёт средств  участников олимпиады.

    9.Обеспечение безопасности участников и зрителей.

 Игры проводятся на объектах, отвечающих требованиям соответствующих нормативных актов, действующих на территории Российской Федерации и направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности участников и зрителей, а также при условии наличия актов готовности объектов к проведению мероприятий.

10. Дополнительную информацию можно получить:

МК ДОУ «Детский сад № 229»,  г. Новокузнецк, ул. Запорожская 13, тел.: 8(3843) 76-39-56, каждую среду с 12.00 до 15.00

Инструктор по физической культуре Лоскова Ирина Владимировна

 11. Краткое  примерное содержание мероприятия

1-ый День – Открытие Малых Олимпийских Игр – на территории МК ДОУ «Детский сад № 229»

2-ой день – проведение соревнований по заданиям по учреждениям и  на стадионе.

3-тий день - проведение спортивной эстафеты на площадке МК ДОУ «Детский сад № 229».

4-тый день – подведение итогов (работа творческой группы по награждению).

5 – день Закрытие Малых Олимпийских Игр и награждение  – на территории МК ДОУ «Детский сад № 229».

Приложение № 2

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении областного конкурса среди педагогических работников образовательных организаций  на лучшую разработку

интегрированного урока по безопасности дорожного движения  

«Правила дорожного движения – правила жизни»

1. Общие положения

  1. Областной конкурс на лучшую разработку интегрированного урока по безопасности дорожного движения среди педагогических работников образовательных организаций   (далее - Конкурс) проводится в рамках мероприятий Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» и направлен на активизацию деятельности образовательных организаций по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

2. Цели и задачи Конкурса

  1. Целью Конкурса является привлечение внимания педагогических работников к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, разработке интегрированных уроков по безопасности дорожного движения.
  2. Задачи Конкурса:

- Привлечение внимания школьников к проблеме безопасности дорожного движения на уроках через интеграцию изучаемых тем и Правил дорожного движения.

-   Воспитание законопослушных участников дорожного движения.

3. Участники Конкурса

 В Конкурсе принимают участие  педагогические работники  образовательных  организаций разного типа.

4. Сроки и место проведения Конкурса

  1. Срок проведения Конкурса – 15 – 19 февраля  2016 года.
  2. Срок проведения I этапа Конкурса в городах и районах Кемеровской области  - 18 - 29 января 2016 года.
  3. Дата и время окончания подачи  конкурсных работ и заявок на участие в финале Конкурса – 16 февраля  2015 года (Приложение №2). Оргкомитет не рассматривает заявки, поступившие позже назначенного срока.
  4. Предварительные заявки  направляются в Оргкомитет по адресу: 650024 г. Кемерово, ул. Баумана, д. 59 а, «Кузбасский детско-юношеский центр безопасности дорожного движения», с пометкой на конверте «Областной конкурс  «Правила ПДД – правила жизни». Контактные телефоны 8(3842) 37-65-87, контактное лицо – Купреева Людмила Иосифовна.
  5. II этап (областной) - 19 февраля 2016 года.

6. Материалы для участия в Конкурсе

  1. Для участия в Конкурсе предоставляются разработка интегрированных уроков по безопасности дорожного движения. Конкурсная работа предоставляется в печатном виде, а так же в электронном варианте.
  2. Конкурсная работа должна отвечать следующим требованиям:

- Соответствие тематике Конкурса.

-Направленность на привлечение внимания школьников к проблеме ДДТТ.          - Культура оформления.

- Возможность использования конкурсных материалов в образовательном процессе.

6.4.Авторские разработки участников Конкурса могут быть использованы: для издания методических сборников по ПДД в помощь педагогическим работникам образовательных организаций; создания передвижных выставок с сохранением авторских прав конкурсанта.

  1. Материалы, представленные на Конкурс, не возвращаются.

7. Оценка результатов Конкурса

Оценка конкурсных работ  осуществляется согласно критериям, указанным в пункте 6.3.

8. Руководство и организаторы

  1. Общее руководство по подготовке и проведению конкурса осуществляет Организационный комитет (далее - Оргкомитет) (Приложение № 1).
  2. Победителей конкурса определяет жюри Конкурса, состав которого утверждает Оргкомитет. В состав жюри входят представители УГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области, представители департамента образования и науки Кемеровской области, представители КРИПКПРО.

9. Награждение победителей Конкурса

9.1.По результатам финала Конкурса грамотами и ценными призам награждаются участники, занявшие призовые места.

9.2.Жюри   и  Оргкомитет  имеют  право   присудить дополнительные, поощрительные и специальные призы Конкурса.

10. Финансовое обеспечение Конкурса

  1. Финансирование Конкурса осуществляется за счет средств областного бюджета, а также внебюджетных источников.
  2. Расходы, связанные с командированием победителей Конкурса (проезд к месту награждения по результатам Конкурса и обратно) несут направляющие организации.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация единой слухоречевой среды как условие успешной социализации дошкольников с нарушением слуха (педсовет)

Организация единой слухоречевой среды как условие успешной социализации дошкольников с нарушением слуха+ презентация (педсовет)....

Опыт работы по теме: «Техническое творчество как условие успешной социализации детей дошкольного возраста» .

  Игра с LEGO- конструктором на сегодняшний день в дошкольном образовании не только увлекательна, но и весьма интересна и уже необходима, т.к.  с помощью игры малыши учатся жить в общ...

«Организация взаимодействия с родителями в рамках работы клуба «В школу вместе» как условие успешной социализации детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).

Как писал Василий Александрович  Сухомлинский, «от того, как прошло  детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его  разум и сердце из окружающего мира – о...

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА С НАРУШЕНИЕМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ

В статье описывается опыт обучения ребенка с расстройством аутистического спектра средствами физической культуры, плаванием в частности, главной задачей которого является переход от индивидуального об...

Реферат на тему: «Особенности социализации детей с нарушением зрения в ДОО»

Реферат на тему: «Особенности социализации детей с нарушением зрения в ДОО»...

Ранняя профориентация дошкольников как одно из условий успешной социализации детей, реализующаяся в рамках проектной деятельности.

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития, согласно ФГОС ДО....

ПРОЕКТ в старшей группе для детей с нарушением зрения Тема: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников с нарушением зрения в процессе экспериментирования в ДОУ и дома»

Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.Задачи проекта:Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство ...