Педагогический проект «Вместе к успеху» Организация условий успешной социализации
проект (подготовительная группа)
Создание целостной педагогической системы взаимовыгодного социального партнерства
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.99 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №65»
Педагогический проект
«Вместе к успеху»
Организация условий
успешной социализации
Воспитатели:
Корнеева Елена Ивановна,
Попова Ольга Петровна
Курск – 2020
Модернизация российской системы дошкольного образования в современных условиях предполагает качественные изменения содержания и организации обучения и воспитания подрастающего поколения. Особые требования предъявляются к дошкольным образовательным учреждениям, осуществляющим поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья. Последнее десятилетие характеризуется стойкой тенденцией к увеличению числа детей с различными отклонениями здоровья. Для реализации приоритетных направлений современной образовательной политики необходимы равные возможности получения полноценного образования для всех категорий детей. Крайне важно не только обеспечить доступность дошкольного образования, но и повысить его качество за счет гибкости и многообразия программ и форм. В современном мире проблема социального развития детей является одной из актуальных.
С раннего детства «особые» дети сталкиваются с оценкой их другими, что приводит к формированию у них «комплекса неполноценности», который выражается в замкнутости и приводит к скрытой депрессии или агрессии. При этом формируются излишне заниженная самооценка, социальная пассивность, происходит сужение активного жизненного пространства. В этих условиях на ДОУ возлагаются особые требования к подготовке данной категории детей к дальнейшему обучению и социализации.
Нашу группу посещают дети с ограниченными возможностями здоровья и тяжелыми нарушениями речи. С ними работают воспитатели, логопеды, педагоги дополнительного образования, обеспечивая равные стартовые возможности при поступлении в школу. Ребенок получает комплексное воздействие на здоровье и развитие, необходимый объем знаний, учится решать различные задачи, познает окружающий мир.
Однако, этого недостаточно для того, чтобы ребенок был успешен, легко адаптировался к новым условиям. Неумение общаться, налаживать взаимоотношения с другими людьми, неумение выражать свое мнение и уважать чужое может привести к тому, что общество не примет ребенка, и он будет испытывать психологический дискомфорт, что негативно скажется на его личности.
Особенно это актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья. Часто их чрезмерно опекают в семье, ограничивают их самостоятельность, потакают их слабостям. Такой ребенок растет безынициативным, капризным, неспособным самостоятельно решать свои проблемы. Он становится «домашним тираном», который помыкает своими родителями, но в обществе сверстников робок и зажат.
Долгие годы дети с проблемами в развитии были оторваны от общества, обучались в специализированных школах или индивидуально. В последние годы остро встал вопрос об интеграции таких детей в общество. С одной стороны это разрушает барьер между особыми детьми и обществом, с другой стороны требует дополнительной работы по подготовке ребенка к самостоятельной жизни, формирования умений общаться, ориентироваться в огромном мире, проявлять себя. Поэтому мы пришли к выводу о необходимости разработать и внедрить проект по социализации детей.
Социализация начинается с момента поступления ребенка в детский сад. В силу особенностей здоровья многие дети не умеют правильно говорить, выражать свои мысли, самостоятельно строить взаимоотношения со сверстниками и играть с ними.
Целью нашего педагогического проекта «Вместе к успеху» стало создание целостной педагогической системы взаимовыгодного социального партнерства и творческого взаимодействия в рамках реализации ФГОС ДО для обеспечения полноценной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Мы поставили перед собой следующие задачи:
- формировать основы социально-нравственного поведения детей на основе общения с социальными партнерами;
- формировать у детей позитивное отношение к миру;
- обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
- обогащать опыт детей впечатлениями об окружающем мире;
- раскрывать творческие способности детей через различные виды деятельности;
- увеличить потенциальные возможности каждого ребенка и уменьшить риск отставания в развитии.
Наш проект - познавательно-творческий, долгосрочный. Участниками его являются дети 4-7 лет, родители, воспитатели, логопеды, социальные партнеры.
Мы наметили следующие этапы работы над проектом:
подготовительный (определение форм взаимодействия с социальными партнерами, разработка плана сотрудничества с ними);
практический (реализация плана сотрудничества);
заключительный (подведение итогов социального партнерства, определение эффективности, целесообразности и перспектив дальнейшего сотрудничества).
Каких результатов мы ожидали:
- создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума на основе совместных планов
- повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, личностных качеств, творческих навыков детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с типичным развитием, родителей, воспитателей;
- развитие у всех участников образовательного процесса коммуникативных способностей, доброжелательности к окружающим и толерантности, готовности к сотрудничеству и самореализации;
- обогащение нравственного опыта, развитие психоэмоционального благополучия детей;
- расширение кругозора детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с типичным развитием (освоение ими предметного, природного и социального окружения, развитие мышления, обогащение словаря, знакомство с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ;
- - формирование у детей навыков общения в различных социальных ситуациях, с детьми и взрослыми людьми разного пола, возраста, с представителями разных профессий.
Работу по формированию интереса к книге мы начали с привлечения родителей к участию в выставке «Чудо, имя которому - детская книга» на базе нашего детского сада. Одно дело – прочитать книгу, и совсем другое – сделать ее самому. Многие из книг были составлены по произведениям детских писателей, но были и такие, которые родители с детьми придумывали сами.
Первое знакомство с библиотекой состоялось в средней группе, именно тогда ребята познакомились с «Книжкиным домом». Малыши побывали в разных отделах библиотеки, познакомились с выставками творческих работ читателей. С этих пор такие встречи стали традициями.
Каждая встреча с сотрудниками библиотеки была посвящена юбилеям поэтов и писателей, а так же знаменательным датам и календарным праздникам.
В ходе встреч, посвященных юбилеям детских писателей, дети смотрели видео-презентации, в которых в доступной для них форме рассказывается про биографию и творчество детских писателей, принимали участие в импровизированных спектаклях, играх-викторинах, смотрели мультфильмы. Так наши воспитанники приняли участие в литературно-игровых программах, посвященных юбилеям Е.И.Чарушина, К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, Ш.Перро.
Сотрудниками библиотеки были организованы различные познавательно-развлекательные программы.
На встрече «В гости к нам пришла матрешка» дети познакомились с историей возникновения матрешки, процессом ее изготовления, а так же с матрешками из разных регионов России. В детском саду дети продолжили изучать матрешку. В группе была организована выставка, и был создан мини-музей «Русская матрешка».
Дети приняли участие в тематической игровой программе «Славный урожай!» Особенно произвели на детей впечатление произведения Джузеппе Арчимбольдо, его необычные портреты людей, составленные из овощей и фруктов. Тонкое чувство юмора и остроумие его картин восхищают не только взрослых, но и детей.
Как с давним любимым другом пришли дети на встречу «Мой город, древний и родной!», посвященную дню рождения города Курска. Ребята совершили виртуальную экскурсию по городу. Путешествие сопровождалось познавательными роликами о природе Курского края, о достопримечательностях города. Дети попробовали себя в качестве экскурсоводов по знакомым местам родного города.
На встрече с сотрудниками библиотеки «Богатыри земли Русской» дети познакомились с картиной Ю. Васнецова «Богатыри», собирали слайд-пазлы, играли в тематические игры, смотрели мультфильмы.
Игровая программа «Семью семь!», была посвящена Дню семьи, любви и верности (8 июля), в ходе которой они узнали историю о святых покровителях семьи Петре и Февронии Муромских.
Так совместная познавательно-игровая программа «Мой друг Светофор», посвященная Международному дню светофора, помогла нам в закреплении знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Ярко и красочно прошли «Посиделки за чашкой чая». Это познавательно-практическое мероприятие было подготовлено сотрудниками библиотеки и нами к Международному дню чая. Дети познакомились с этикетом чаепития, праздничной сервировкой стола, читали стихи, исполняли частушки и песни.
Познавательно-игровая программа «Цветы России» познакомила детей с многообразием растительного мира нашей Родины. Дети узнали о лекарственных растениях, полевых и садовых цветах, учились составлять флористические композиции.
На встречах «Книжкины именины», посвященной 75-летию Недели детской книги, и «Книжкин дом – друг на долгие года» звучали песни о книгах, задорные частушки, отрывки из произведений писателей-юбиляров: С. Михалкова, Ю. Коваля, С. Прокофьевой, Е. Благининой и других. Дети делились впечатлениями о своих любимых книгах и посоветовали друг другу прочитать их.
В игровой программе «Счастье, солнце, дружба – вот что детям нужно», посвященной Международному дню дружбы (30 июля), ребята с удовольствием отгадывали загадки из литературных произведений и из первых букв отгаданных слов выкладывали слово «дружба».
В рамках совместного проекта с Курским государственным театром кукол «Куклы и книги, или за три звонка до спектакля» мы были приглашены в Международный день кукольника на творческую встречу «Всю жизнь я играю в куклы», на которой ребята познакомились с педагогом театра Кристиной Сергеевной Ташиловой и актером-кукловодом Сергеем Леонидовичем Рякиным. На встречу с малышами они пришли вместе с куклами – участниками спектаклей, со многими из которых дети были уже знакомы.
Ребятам рассказали об истории создания кукол, показали, как они устроены, благодаря каким механизмам двигаются. Настоящим сюрпризом для детей стало то, что им была предоставлена возможность подержать кукол в руках!
Благодаря этой встрече, театральный вид искусства стал детям ближе, понятнее и желаннее, и ребята не раз вспоминали встречу с актерами при подготовке к ежегодному фестивалю сказок в ДОУ «Золотой ключик». Ребята с удовольствием показывали свой спектакль «Бременские музыканты» детям и родителям.
Воодушевившись успехом спектакля, в этом году мы с детьми показали спектакль «Сказ о земле русской», который занял 1 место в ежегодном конкурсе «Сказочный дождь». Учитывая возможности каждого ребенка группы, сценарий составили с таким расчетом, все дети приняли участие в спектакле. Для этого добавляем новые персонажи или новые сюжетные линии.
Пробудить у ребенка интерес к книге – одна из главных задач выставочной работы в детской библиотеке. Для этого сотрудники отдела стараются сделать выставки красочными, интересными, познавательными, привлекающими внимание читателей. А мы с ребятами в свою очередь с удовольствием принимаем в них участие.
Творчество итальянского живописца Джузеппе Арчимбольдо, который создавал портреты из даров природы, стало источником вдохновения для современных художников, решивших ему подражать. Такие картины стали называть «арчимбольдесками». Веселые и забавные портреты, созданные нашими юными художниками, сотрудники библиотеки представили на выставке «Наши арчимбольдески».
В процесс организации выставок с удовольствием включаются родители - предлагают темы, участвуют в оформлении. Богатый природный материал вдохновил ребят и их родителей на создание уникальных украшений, поделок, композиций из природных материалов. Совместное творчество юных читателей и их родителей представлено на выставке «Бусы и браслеты из шкатулки лета».
Особый интерес вызвало оформление макетов по мотивам любимых сказок. Так, над макетом «Ну и Африка, вот так Африка!», посвященным юбилею К.И. Чуковского, работали как сами дети, так и их родители.
Познакомившись и полюбив рассказы Е.И. Чарушина о животных, дети рисовали понравившихся героев: волчат лисят, котят, щенков. Выставка работ воспитанников детского сада демонстрировалась в отделе литературы по искусству и радовала читателей и сотрудников своей теплотой и непосредственностью.
В знак благодарности за плодотворное общение и творческое сотрудничество нами была организована акция «Подари книгу библиотеке», в рамках которой юные читатели подарили библиотеке свои любимые книги.
Взаимодействие с пожарной частью №4 города Курска стало еще одной формой организации работы по социализации детей нашей группы.
Библиотека также является нашим помощником в формировании у детей представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.
Познавательно-игровая программа «Не шути с огнем», которую провела сотрудник отдела литературы по искусству Курской областной библиотеки для детей и юношества Людмила Ивановна Агибалова, показала, что ребята хорошо усвоили необходимые правила обращения с огнем.
Ребята познакомились с книгами, содержащими рассказы и сказки об огне и пожаре, о мужественных героях-спасателях, сражавшихся с огнем, рассмотрели иллюстрации Ю. Васнецова к сказке С.Я.Маршака «Кошкин дом», а также ответили на все вопросы викторины, отгадали загадки, вспомнили пословицы и поговорки, охотно поучаствовали в тематических играх.
Первое знакомство с пожарной частью состоялось в старшей группе. Именно тогда ребята познакомились с диспетчерской, куда поступает сигнал о пожаре. Кто из взрослых может похвастаться, что сидел в пожарной машине, надевал пожарный шлем, держал в руках брандспойт, а наши ребята могут.
В преддверии Дня пожарной охраны России дети с удовольствием подготовили коллективную работу «Я б в пожарные пошел – пусть меня научат!».
Эту работу мы с детьми подарили сотрудникам пожарной части.
На встрече «Как человек огонь приручил» наши дети побывали с экскурсией в разных отделах пожарной части – ангаре, учебных классах, пункте приема пищи, комнатах отдыха и хранения инвентаря. В ходе экскурсии дети стали свидетелями реальной пожарной тревоги – вызова пожарных на объект возгорания. Мы и наши воспитанники были поражены скоростью и слаженностью работы этих героических людей.
После этой встречи все ребята нашей группы решили стать пожарными!
В продолжение этой встречи в рамках социализации детей мы вместе с детьми изготовили флаг Российской Федерации и подарили Пожарной части №4 г. Курска.
30 апреля празднуется в нашей стране День пожарной охраны, и к этому празднику дети вместе с родителями подготовили поздравительные открытки.
Свои открытки ребята сами вручили личному составу пожарной части.
На каждой встрече с пожарными дети узнавали что-то новое и интересное. На встрече «Огонь - друг, огонь - враг» ребята познакомились с устройством пожарной машины, ее отсеками, смогли воочию наблюдать за работой пожарных на высоте многоэтажного дома.
В знак благодарности за сотрудничество и плодотворное общение мы с детьми создали коллективную работу «Счастливый пожарный» в подарок начальнику пожарной части №4 Дмитрию Викторовичу Колтыгину. Работа наша не осталась без внимания и занимает достойное место в пожарной части.
Литературный музей Курской области является одним из партнеров по социализации детей нашей группы.
Литературный музей помогает нам расширять кругозор детей, развивать социальные и нравственные качества, формировать гражданскую принадлежность.
Встреча «Я поведу тебя в музей…» стала первой, в ходе которой дети познакомились с залами музея, его экспонатами.
Весело и интересно провели ребята время, став участниками интерактивного занятия «Веселый этикет». Они узнали из произведений курских писателей и поэтов много нового о том, как себя вести в различных ситуациях.
В преддверии «75-летия Курской битвы» дети нашей группы участвовали в мероприятии, посвященном этой знаменательной дате. Наши воспитанники для детей и воспитателей других детских садов, присутствовавших на этой встрече, читали стихи о войне, Родине, Курском крае.
Интересный рассказ сотрудника музея, яркая презентация оставили неизгладимый след в памяти наших детей. После посещения музея в группе была оформлена книжно - иллюстративная выставка «Прочти книгу о войне – стань ближе к Победе!».
Курский военно-исторический музей «Юные защитники Родины» также является нашим партнером по социализации дошкольников, по патриотическому воспитанию подрастающего поколения и в рамках просветительской деятельности по теме ВОВ.
Научный сотрудник музея Алексей Игоревич Чубаров стал частым гостем нашего детского сада. Особый интерес детей нашей группы вызвали организуемые музеем познавательно-интерактивные занятия «Награды Родины», «Одежда солдата», «Солдатский рюкзак».
На этих встречах ребята проявили любознательность и живой интерес к музейным экспонатам.
И это не удивительно, т.к. их можно было потрогать руками, примерить на себя.
На познавательно-продуктивном занятии «Фронтовые письма» наши воспитанники узнали об истории военного письма, читали праздничные открытки военных лет, научились складывать солдатский треугольник.
Алексей Игоревич проводил не только историко-краеведческие мероприятия, но и принимал активное участие в праздничных мероприятиях нашего детского сада.
Так, на спортивном празднике «Буду, как папа, бравым солдатом!», посвященном 23 февраля, он выступил в роли соведущего и помог провести конкурсную программу.
Тема ВОВ находит отклик в наших сердцах, сердцах наших воспитанников и их родителей. Курский военно-исторический музей «Юные защитники Родины» помогает нам рассказывать детям о военной истории России и воспитывать у них нравственно-патриотические, гражданские чувства. Чубаров Алексей Игоревич в роли Василия Теркина на праздничном концерте, посвященном Дню Победы, так же был соведушим, вместе с родителями читал стихи о войне, исполнял с ними песни военных лет.
В рамках социализации дошкольников особое внимание хочется уделить знакомству и соблюдению ими правил дорожного движения по дороге к нашим друзьям – социальным партнерам.
Перед каждым выходом за пределы детского сада в группе мы проводили беседы о правилах дорожного движения, обсуждали с детьми маршрут движения с определением зон повышенного внимания (перекресток со светофором и без него).
Хочется с удовлетворением отметить, что наши дети проявили себя знающими и дисциплинированными пешеходами. Каждый выход за территорию детского сада превращался в мини-экскурсию по центральным улицам города.
Дети знакомились с достопримечательностями города, памятниками, архитектурными историческими сооружениями.
Так же мы частые гости в Курском дворце пионеров и школьников. Регулярно мы с ребятами посещаем музей космонавтики и различные выставки, проводимые во дворце.
Проводимая в системе работа с социальными партнерами по обеспечению полноценной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с типичным развитием дала ощутимые результаты:
- у детей группы сформированы навыки общения в различных социальных ситуациях с другими детьми, взрослыми людьми разного пола, возраста, с представителями разных профессий, учитываются интересы и потребности других
- у детей сформированы представления о дружбе и взаимовыручке, доброжелательность к окружающим и толерантность, готовность к сотрудничеству и самореализации
- обогатился нравственный опыт детей, развито психоэмоциональное благополучие
- у детей группы повысился общекультурный уровень, сформирована позитивная самооценка, личностные качества, творческие навыки
- расширился кругозор детей группы (освоение предметного, природного и социального окружения, знакомство с историей, традициями народа)
- у детей совершенствовались художественно-речевые исполнительские навыки в драматизациях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Вместе дружная семья"
В проекте освещена важность роли семьи в жизни человека. сплочения детей и родителей....

Педагогический проект "Вместе дружная семья - детский сад, родители и я"
Мини - проект направлен на сплоченние детского коллектива и семьи....

Педагогический проект "Вместе тесно,а врозь скучно"
В современном мире очень актуальным является развитие таллерантности и терпимости в общении между людьми.Воспитание таких качеств как: дружеское отношение друг к другу,умение совместной к...

Педагогический проект "Вместе тесно,а врозь скучно"
В современном мире очень актуальным является развитие таллерантности и терпимости в общении между людьми.Воспитание таких качеств как: дружеское отношение друг к другу,умение совместной к...
Педагогический проект "Вместе с мамой, вместе с папой!"
Проблема написания проекта:пассивное участие родителей в жизни детского сада.Причины: загруженность родителей, потребительское отношение к детскому саду, нежелание родителей, недостаточная реклама про...

Детская библиотека - партнер по социализации детей в педагогическом проекте "Вместе с книгой мы растем"
Современные дети предпочитают проводить свободное время за просмотром телепередач и компьютерными играми в ущерб чтению книг. В век информационных технологий , стремительного развития всемирной информ...

Педагогический проект «Вместе к успеху» Организация условий успешной социализации
Создание целостной педагогической системы взаимовыгодного социального партнерства...
