УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА С НАРУШЕНИЕМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Алена Юрьевна Грицаник

В статье описывается опыт обучения ребенка с расстройством аутистического спектра средствами физической культуры, плаванием в частности, главной задачей которого является переход от индивидуального обучения к групповому. Показано, что на этом пути стоит реализовывать все этапы, даже если ребенок на первом этапе обучения показал хорошие результаты.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА С НАРУШЕНИЕМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА ЗАНЯТИЯХ

ПО ПЛАВАНИЮ

А.Ю.Грицаник

инструктор по физической культуре

Аннотация. В статье описывается опыт обучения ребенка с расстройством аутистического спектра средствами физической культуры, плаванием в частности, главной задачей которого является переход от индивидуального обучения к групповому. Показано, что на этом пути стоит реализовывать все этапы, даже если ребенок на первом этапе обучения показал хорошие результаты.

          Актуальность темы работы обусловлена тем, что на сегодняшний день аутизм представляет собой значительную общественную проблему, получающую все большее распространение, затрагивающую детей, имеющих проблемы развития одного типа, но с различными вариантами их преодоления. Именно это обуславливает представление об аутизме как о наборе расстройств аутистического спектра (далее РАС).

Цель исследовательской работы заключается в раскрытии условий успешной социализации дошкольника с нарушениями аутистического спектра на занятиях по плаванию.

Задачи:

- выявить подходы к успешной социализации дошкольников с РАС;

- разработать мероприятия, направленные на переход от индивидуального обучения к групповому.

Подходы к успешной социализации дошкольников с РАС

         Анализ современных разработок и технологий, используемых при организации процесса социализации лиц с расстройствами аутистического спектра в рамках образовательных организаций разных форм позволяет утверждать, что наиболее важными условиями социального развития детей данной категории являются следующие:

1) использовании поведенческого подхода;

2) создание доступной среды и условий обучения;

3) обеспечение активного участия семьи в процессе социализации ребенка;

4) создание специализированных программ обучения с уклоном на развитие навыков коммуникации и социального взаимодействия;

5) интеграция со сверстниками;

6) обеспечение плавного перехода с одной ступени образования на последующую, поддержка преемственности в обучении и воспитании;

7) индивидуализация службы поддержки;

8) систематическое и тщательно планируемое обучение.

        Совместное обучение детей с ОВЗ и нормально развивающихся обучающихся признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. В соответствии с п. 27 ст. 2 Федерального закона «Об образовании»: «Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Имеющийся на сегодняшний день практический опыт обучения детей с РАС доказывает, что для них должны быть разработаны и внедрены различные модели обучения, позволяющие максимально реализовать право на получение адекватного их возможностям и способностям образования, позволяющего реализовать их потенциал.   Социально - педагогической реабилитации детей с РАС на основе занятий плаванием посвящена работа Фомичевой Е.Н.

Мероприятия, направленные на переход

от индивидуального обучения к групповому обучению

Работа с ребенком с РАС – это длительный, постепенный, детальный и очень бережный процесс  включения ребенка в общую образовательную среду. Процесс социализации ребенка строится на основе выделения некоторых этапов, шагов (см.табл.1).

Шаг первый- сбор анамнестических данных. На этом этапе анализируется вся совокупность имеющейся психолого-педагогической и медицинской документации, продукты учебной деятельности ребенка.

Шаг второй- диагностика особенностей развития ребенка и оценка социально-психологического статуса его семьи.

Шаг третий- разработка индивидуального маршрута позитивной социализации ребенка.

Шаг четвертый- реализация индивидуального маршрута позитивной социализации. На этом этапе проводятся индивидуальные занятия, осуществляется оперативное консультирование всех участников процесса социализации, анализируются возникающие трудности и разрабатываются рекомендации по их преодолению.

Шаг пятый- анализ достигнутых результатов позитивной социализации ребенка с РАС и проблем, которые были выявлены в ходе реализации индивидуального маршрута.

Таблица 1

Процесс социализации ребенка

Этап

деят-ти

Шаги

Содержание деятельности

Участники процесса  

Первый

1- сбор анамнестических данных.

1. Анализ имеющейся психолого-педагогической и медицинской документации.

2. Анализ продуктов учебной деятельности ребенка.

Инструктор по физической культуре

Психолог

Воспитатель

2- диагностика особенностей развития ребенка и оценка социально-психологического статуса его семьи.

1. Наблюдение за ребенком.

2. Беседы с родителями.

Инструктор по физической культуре

Психолог

Воспитатель

Родители

3- разработка индивидуального маршрута.

1.Анализ литературы.

2.Составление и утверждение плана и алгоритма занятий.

Инструктор по физической культуре

Второй

4- реализация индивидуального маршрута позитивной социализации.

1.Индивидуальные занятия. 2.Оперативное консультирование всех участников процесса социализации.

3.Анализ возникающих трудностей.

4.Коррекция планирования.

Инструктор по физической культуре

Родители

Третий

5- анализ достигнутых результатов

1.Анализ позитивной социализации ребенка с РАС и проблем, которые были выявлены в ходе реализации образовательного маршрута.

2.Распространение опыта.

Инструктор по физической культуре

Остановимся на некоторых, особенно важных моментах работы. На занятия по плаванию в бассейн детского сада поступил ребенок Р. семи лет, имевший незначительный  опыт общения с водой, прошедший начальный курс дельфинотерапии. Фундаментом для последующего результата стала логически выстроенная система, включающая:

1. Установление контакта с ребенком и формирование адекватного отношения к педагогу. Завершено успешно - ребенок «принял» педагога -  «ты пахнешь как мама». Установился физический контакт.

2. Формирование социально-бытовых навыков, где в основе лежала пошаговая отработка простых навыков на основе подкреплений – положительных и отрицательных, т.е. следование алгоритму посещения бассейна. Это раздевание, со временем самостоятельное; мытье в душе- частично самостоятельно; разминка на суше- она дается непросто, необходимо повернуть ребенка спиной к воде.

3. Формирование учебной мотивации:  «Ты научишься плавать, чтобы не утонуть в воде»,  «Ты научишься плавать сам, потом научишь маму, брата и друзей».

4.  Формирование предпосылок учебного поведения, школьного стереотипа  у детей с РАС. Это опять же следование запланированному алгоритму действий в воде, соблюдая принцип «от простого к сложному»:

- описывать выполняемые упражнения просто, но образно, пользуясь одинаковой терминологией;

 -  выполнять движения медленно и четко, комментируя их;

-  проговаривать выполняемые движения вместе с ребенком  и предлагать ему называть их;

-  одновременно работать над небольшим количеством упражнений, повторяя их;

- помогать ребенку и ободрять его, исправлять неправильные движения, поощрять даже малейшие успехи.

Требования к организованности, произвольному сосредоточению ребенка на начальном этапе  могут совсем не предъявляться.

5. Развитие у ребенка навыков организации собственного внимания и поведения в учебной ситуации.

Посетив 12 индивидуальных занятий по плаванию, при участии родителей, прямом или опосредованном, ребенок Р. показал значительные успехи:

-  выполнение упражнений, следуя алгоритму;

- переход от динамичных упражнений к статичным (задержка дыхания до 8-10 сек., продолжительный выдох в воду, безопорное положение тела);

- выполнение упражнений по команде инструктора, иногда с помощью инструктора;

- рисунки ребенка на тему «Как я люблю бассейн» стали более детальны.

Данные успехи позволили предположить, что Р. готов к интеграции для дальнейшего группового обучения. Но первое же занятие в составе группы явилось для него стрессовым фактором - он пытался догнать первого в строю, расталкивая остальных, стал разбрасывать инвентарь, суетиться. Стало ясно, что неизбежен переход в микрогруппу, и для этого необходимо включение сверстников (Д.Митчелл). Скорректированное планирование включило в себя:

- индивидуальное занятие (назад, к первому этапу обучения) - для возврата к положительному отношению к занятию;

- два занятия с другом, которого выбрал сам Р.- на одном занятии Р. явился лидером («учителем»)- показывал упражнения  поточным способом, друг повторял, следуя за ним; на другом - поменялись ролями;

- два занятия с двумя друзьями - на одном занятии Р. «учит» поточным способом, два друга повторяют; на другом - один друг «учит», находясь впереди, другой позади Р.

На занятиях с друзьями инструктор акцентирует внимание на место Р. в строю. Таким образом, дополнительные пять занятий помогли ребенку Р. справиться с тревогой, имитировали групповое занятие, что послужило успешному переходу к групповой форме обучения.

         В настоящее время выпускник детского сада, ребенок  с нарушением аутистического спектра Р., является учеником общеобразовательной школы.

Заключение

         Ребенок-аутист нуждается в постоянном, квалифицированном педагогическом сопровождении. Без своевременной и адекватной коррекционно-развивающей помощи значительная часть детей с синдромом РДА становится необучаемой и неприспособленной к жизни в обществе. И, наоборот, при ранней коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний.

Работа над поиском условий успешной социализации дошкольника на занятиях по плаванию показала, что схема «индивидуальное обучение - переход в микрогруппу  (с включением в инклюзию сверстников) - групповое обучение» является сегодня наиболее приемлемой.

Данный опыт может пригодиться любому инструктору по физической культуре (плаванию), реализующему программу обучения ребенка с РАС.

Литература

  1. David Mitchell “What Really Works in Special and Inclusive Education (Using evidence-based teaching strategies)”, М.:  РООИ «Перспектива», 2011. Перевод с английского- И. С. Аникеев, Н. В. Борисова.  
  2. Подходы к объективизации диагностики заболеваний аутистического спектра / А. Б. Салмина // Сибирское медицинское обозрение. - 2009. - №3.
  3. Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования ( под ред. В.Рыскиной, Е.Самсоновой)  М. Форум, 2012.
  4. Фомичева Е.Н. Адаптивная физическая культура в реабилитации детей школьного возраста с расстройством аутистического спектра //  Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: сб. статей по матер. I Всерос науч.- практ. конф. НГПУ им. К. Минина. Нижний Новгород, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация единой слухоречевой среды как условие успешной социализации дошкольников с нарушением слуха (педсовет)

Организация единой слухоречевой среды как условие успешной социализации дошкольников с нарушением слуха+ презентация (педсовет)....

Работа с семьей как условие успешной социализации дошкольника

Воспитание личности - всегда было сложной задачей. Перед педагогами и психологами, кроме традиционных вопросов - чему учить и как воспитывать ребенка в современных условиях, встает проблема:...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СРЕДЫ, КАК УСЛОВИЮ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

1.1 Современные требования к дошкольному образованию Согласно толковому словарю Д.Н. Ушакова: среда – это социально-бытовая обстановка, в которой живет человек; окружающие условия; совокупность л...

Консультация для родителей: «Воспитание культуры речи как условие успешной социализации дошкольника»

           Как скучно, нудно, порой невыразительно говорят некоторые люди, как непочтительно относятся к родному языку, не соблюдая элементарных правил грамматики....

Тема проекта: «Организация условий успешной социализации детей с нарушением зрения и ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО «Вместе к успеху»

Социализация дошкольника предполагает формирование и развитие социально-значимых ценностей личности и умений адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность соб...

Взаимодействие с семьёй как условие успешной социализации дошкольников

из опыта педагогической деятельности в ДОУ, формы и методы  работы с родителями....

Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника» на тему «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»

Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Сущность ...