Главные вкладки

    Организация единой слухоречевой среды как условие успешной социализации дошкольников с нарушением слуха (педсовет)
    материал на тему

    Организация единой слухоречевой среды как условие успешной социализации дошкольников с нарушением слуха+ презентация (педсовет).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Организация единой слухоречевой среды как условие успешной социализации дошкольников с нарушением слуха.

    Егорова И.М. воспитатель дошкольной группы.

    Слухоречевая среда - одна из особенностей коррекционно - развивающего сопровождения неслышащего в образовательном пространстве. Именно она обеспечивает формирование познавательной деятельности неслышащих детей, включает их в процесс полноценной социализации, потому что даёт шанс научиться вербальному общению со слышащими людьми.

    Слухоречевая среда в образовательном учреждении многогранна, включает в себя ряд требований, выполнение которых изо дня в день, последовательно даёт максимальную возможность в преодолении обучающимися речевой недостаточности и включение их в полноценную социальную среду.

    Речевое развитие дошкольников с нарушениями слуха является многоплановым процессом. И в дошкольном учреждении, и в семье должны быть предусмотрены условия, обеспечивающие различные стороны этого процесса. Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью, реальное её использование в условиях общения, является организация единой слухоречевой среды в группе детского сада и в семье.

    Создание слухоречевой среды предполагает постоянное мотивированное общение с ребёнком с нарушенным слухом, независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития. В создании этой среды участвуют, прежде всего, педагоги группы, сотрудники дошкольного учреждения, родители, другие взрослые, вступающие в постоянное общение с ребёнком.

    Развитие речи как многоплановый процесс пронизывает всю жизнь ребёнка в детском саду. Программа по развитию речи предусматривает различные условия для речевого развития детей. Жизнь ребёнка в детском саду связана с проведением различных режимных моментов (утренняя гимнастика, завтрак, сборы на прогулку и т.д.). Ежедневная бытовая деятельность создаёт условия для общения детей со взрослыми и между собой. Дети наблюдают за действиями взрослых и их общением между собой. Взрослые поддерживают и поощряют попытки общения детей, использования речевого материала. Повторяемость одних и тех же бытовых действий, использование предметов гигиены, посуды, одежды создают возможности накопления слов, необходимых для обозначения постоянно используемых предметов и действий. На начальных этапах обучения бытовая деятельность создаёт условия для формирования предметной отнесённости значений слов, обеспечения прочной наглядной основы. Слова используем в разных коммуникативных высказываниях: простых по структуре вопросах, побуждениях. Пользуясь естественной речью по поводу выполнения действий, организации детей во время проведения режимных моментов, мы выделяем слова, нужные для обозначения наиболее необходимых предметов и действий. Важно предъявление слова в единстве с демонстрацией функций и свойств предмета (демонстрируя ложку, мы показываем её форму, правильное удержание в руке, аккуратное зачёрпывание пищи и др.).

    Условия общения делают необходимым включение слова в различные типы высказываний («Это ложка», «Ешь ложкой», «Возьми ложку», «Ложка упала», «Где твоя ложка?»). Речевой материал предъявляем устно и, в зависимости от этапа обучения, письменно (на табличках) или устно- дактильно. Он употребляется в связи с логикой выполняемых действий. Многократно повторяем одни и те же слова и выражения в связи с бытовой деятельностью и это позволяет детям запомнить речевой материал, использовать в привычных и специально созданных ситуациях.

    Развитие устной речи детей происходит в процессе овладения различными видами деятельности (в игре, изобразительной деятельности, труде, конструировании) на занятиях и в свободной деятельности, а также в ходе ознакомления с окружающим миром. На занятиях по видам детской деятельности дети овладевают различным речевым материалом: во-первых, специфическими для данной деятельности словами и фразами. Например, в игре на начальном этапе это слова «играть», «игрушка», «роль», «костюм» и другие.; на четвёртом-пятом году обучения используем фразы «в гости пришла кукла Таня. Надо накрыть на стол. Чем угостим куклу? И т.д.». Примерные слова фразы в изобразительной деятельности - сначала это слова «бумага», «кисточка», «вода», после появляются фразы - «Какого цвета?», «Какой формы солнце?».

    Во-вторых, это слова и выражения, связанные с тематикой игр, рисования, лепки, которые знакомы детям, но в условиях данной деятельности получают дальнейшие уточнение и конкретизацию.

    В-третьих, это речевой материал, связанный с организацией детей, оценкой их деятельности («Лепи аккуратно», «Не мешай», «Помоги Кате» и другие).

    В свободной деятельности обсуждаем с детьми замысел рисунков, тематику игр и подбор игрушек и атрибутов, организуем их общение между собой, используя разговорную речь. Речевой материал употребляется в основном в логике данных видов деятельности. Особое значение в плане развития речи имеет ознакомление с окружающим миром, т.к. в процессе познания назначения и свойств окружающих предметов и явлений живой и неживой природы, формирования представлений об условиях жизни человека дети усваивают и необходимый речевой материал, который в дальнейшем будет предметом рассмотрения на занятиях по развитию речи. В процессе ознакомления с окружающим миром формируется предметная отнесённость слов, создаются конкретные условия для развития обобщающей функции слова. Приучаем постоянно детей к словесному общению со сверстниками, для этого формируем вместе с сурдопедагогом необходимые для этого фразы, на занятиях создаём ситуации, требующие словесного общения. Например: из мешочка достаю нужный материал, дети его называют, а мы спрашиваем: «Для чего нам это надо? Что будем делать? Какое занятие сейчас будет?»

    Особенно активно дети пользуются словесной речью во время сюжетно - ролевых игр. Выполняя определённую роль, ребёнок не только воспроизводит необходимые действия, ему приходится вступать в общение с партнёрами в соответствии со своей речью.

    Создание слухоречевой среды в семье - важнейшее условие эффективной работы по речевому развитию, т.к. здесь создаются основания для расширения и обогащения речи в естественных условиях жизни ребёнка. Коммуникативные навыки могут быть развиты на новом, более высоком уровне. Работа родителей по развитию речи детей проводится в единстве с рекомендациями сурдопедагога и направляется им.

    Рекомендуем родителям развитие речи соединять с практической деятельностью детей и взрослых в процессе различных бытовых моментов, посещением общественных мест, развлечениями детей. Эта деятельность может стать основой для формирования представлений о различных сферах жизни человека и в связи с этим - созданием естественных или специально организованных ситуаций общения с ребёнком, в которых обеспечивается усвоение новых слов и наиболее типичных для разговорной речи высказываний.

    Сейчас я хочу рассказать, какая работа с родителями проходит в нашей группе 4 года обучения.

    Со своими детьми я работаю с 1 года обучения. Уже на 2 году обучения мы вместе с сурдопедагогом пришли к выводу , что необходимо научить родителей общению со своими детьми. Мы предложили им создавать тематические альбомы, в которых они отображали свою жизнь на фотографиях. Сначала они ответили нам негативно: «Зачем нам это надо? Нет времени.» и т.д. Но когда было составлено 2-3 альбома, наши родители увидели небольшой результат. Ребята стали вместе дружно рассматривать свои альбомы, называть отдельные предметы, в самостоятельной речи стали появляться много слов, а дальше и простые предложения. Сейчас повзрослев дети рассматривают с большим удовольствием свои альбомы: рассказывают друг другу о том, где они были, что видели. Благодаря этим книжкам дети делятся своими впечатлениями, задают друг другу вопросы. Нам приходится только исправлять окончания в некоторых словах или помочь построить правильно предложение. Теперь каждый год родители делают тематические альбомы: «Как я провёл лето», «Мои зимние каникулы», «Моя семья», «Как мы провели выходные» и другие. Мы уже даже и не просим, но нашим родителям и детям настолько понравилась такая форма работы, что они продолжают это делать . Делают альбомы на самые разные темы: «Как я встретил Новый год», «Моё день рожденье».

    Теперь немного о работе сурдопедагога и её одной из форм работы с родителями.

    Проходя очередную тему, просим родителей повторить её дома. Сначала родители испытывали трудности в выполнении домашнего задания (незнание как помочь своему ребёнку, как правильно задать вопросы, какую наглядность использовать, какой речевой материал брать в работе с детьми).

    В этом учебном году Лилиана Леонидовна много работает над устной речью детей. Одна из форм работы - пересказ по схеме-рисунку.

    Заранее готовится текст. Вместе с детьми они его прочитывают, отвечают на вопросы. Затем к каждому предложению зарисовывают схему-рисунок, каждый в своих тетрадях. Весь текст разобран, зарисован. И в конце недели Лилиана Леонидовна даёт домашнее задание каждому ребёнку. Дети также читают дома текст, пересказывают его, отвечают на вопросы. Всё это конечно зависит от индивидуальных речевых возможностей ребёнка (кто-то пересказывает целый рассказ, отвечает на вопросы. Другие дети просто называют предметы и действия)^

    Так как дети уже знакомы с текстом, то родителям легко заниматься с детьми дома, повторить и закрепить пройденный материал.

    Проводимая нами работа помогает общению детей друг с другом, также помогает родителям общаться с детьми.

    Можно сказать, что предложенная нами работа с родителями подтверждает важность и целесообразность проведения такого рода мероприятий с детьми и их родителями, способствует формированию речевого общения и развития устной речи в целом у неслышащих детей дошкольного возраста.

    Конечно, когда мы приняли наших детей они не умели говорить. Речь была невнятной. Когда мы начинали заниматься мы учили их произносить звуки, слоги и небольшие слова. Прошло 4 года. Сейчас наши дети легко общаются друг с другом, легко вступают в контакт со взрослыми, отвечают и задают много вопросов, знают много стихотворений.

    А теперь посмотрите как наши дети умеют отвечать на вопросы полными ответами. Речь стала приближенна к естественной.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Здоровьесберегающая среда как условие успешной социализации ребенка в ДОУ

    Статья содержит полезные советы по созданию здоровьесберегающей среды....

    «Предметно-развивающая среда - как условие успешной социализации детей с ОВЗ в условиях ДОУ».

    Данный материал предназначен для широкого использования воспитателями и специалистами дошкольных образовательных учреждений и анправлен на использование данных специалистов в своей работе по социализа...

    Работа с семьей как условие успешной социализации дошкольника

    Воспитание личности - всегда было сложной задачей. Перед педагогами и психологами, кроме традиционных вопросов - чему учить и как воспитывать ребенка в современных условиях, встает проблема:...

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СРЕДЫ, КАК УСЛОВИЮ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

    1.1 Современные требования к дошкольному образованию Согласно толковому словарю Д.Н. Ушакова: среда – это социально-бытовая обстановка, в которой живет человек; окружающие условия; совокупность л...

    Тема проекта: «Организация условий успешной социализации детей с нарушением зрения и ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО «Вместе к успеху»"

    Социализация дошкольника предполагает формирование и развитие социально-значимых ценностей личности и умений адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность с...

    Игра драматизация художественных произведений как эффективное средство социализации дошкольников с нарушением слуха после КИ.

    Игра - драматизация для ребенка дошкольного возраста с нарушенным слухом имеет первостепенное значение наряду с сюжетно-ролевой игрой.В настоящее время, работая в соответствиями с требованиями ФГОС, в...

    Организация развивающей предметно-пространственной среды как одно из условий успешной социализации дошкольника.

    Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонности, инте...