«Предметно-развивающая среда - как условие успешной социализации детей с ОВЗ в условиях ДОУ».
статья на тему

Коробейникова Тамара Николаевна

Данный материал предназначен для широкого использования воспитателями и специалистами дошкольных образовательных учреждений и анправлен на использование данных специалистов в своей работе по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Предметно-развивающая среда  -  как условие успешной социализации детей с ОВЗ в условиях ДОУ».

Организация предметной среды в нашем детском саду подчинена цели психологического благополучия ребенка. Создание интерьера помещений, детской мебели, игр и игрушек, физкультурного оборудования базируется на так называемой "эргономике детства". Высокая культура интерьера применительно к ребенку не роскошь, а условие построения "развивающей среды". Обогащение форм жизни ребенка в детском саду требует более гибкого и вариативного использования пространства. Альтернативу жесткой функциональной закрепленности центров  и уголков внутри помещений и участков составляет их приспособленность к удовлетворению потребностей и интересов наших детей.

Роль предметной среды в развитии детей прослеживается через реализацию основных функций.

        - организующей функции – предлагаем  детям всевозможный материал для их активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольниками того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды в нашем детском саду ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. То есть предметную среду мы рассматриваем как центр, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

        Развивающая функция реализуется нами через - содержание среды каждой деятельности соответствует "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.

Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, на этапе ее формирования и развития  мы придерживались принципов на концепции В.А. Петровского):

- Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», общения взрослого с ребенком «глаза в глаза»,

- Принцип «активности», проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;

- Принцип «стабильности-динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей»;

- Принцип «комплексирования и гибкого зонирования», позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;

- Принцип «эмоциогенности» среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка

- Принцип «эстетической организации среды», сочетания при этом привычных и неординарных элементов;

- Принцип «открытости – закрытости», т.е. готовность среды к изменению, корректировке, развитию;

- Принцип учета «половых и возрастных различий» как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности и интересы.

         Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает нашим детям чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная предметная  среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

Федеральные государственные требования предполагают  соблюдение следующих принципов, которые тоже реализуются в контексте совершенствования предметной среды:

- информативности, - разнообразие тематики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением;

вариативности, - прежде всего в акценте на приоритетное направление – физическое развитие детей.

- полифункциональности, предусматривающего возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;

педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

- трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;

По своей сути эти принципы где-то дополняют и уточняют друг друга.

Главное требование к предметной среде - ее развивающий характер. Она должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития.

При создании развивающей среды мы опираемся  на положение А.В. Запорожца об обогащении детского развития, что предполагает расширение возможностей ребенка в дошкольных формах деятельности (игре, общении, экспериментировании, конструировании и пр.). Отсюда вытекают требования: предметно-игровая среда групп детского сада организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом – это очень четко понимают наши педагоги

Для того, чтобы предметная среда стала условием реализации ФГТ, необходим учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей – наглядно вы это увидите при  наблюдении совместной деятельности воспитателя и детей при практических показах.

При организации предметной среды в групповом помещении главный акцент в нашем детском саду делается на следующем:  

предметно-развивающая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой программы.

Предметная среда предоставляет ребенку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя. Право выбора деятельности предоставляет ему широкие возможности для саморазвития.

Для нас вопросы создания предметно-развивающей среды – уже не актуальны в плане  создания ее, для нас актуальным является в настоящее время совершенствование предметной среды в соответствии с изменившимися условиями. На протяжении ряда лет динамика оценивания нашей предметно-развивающей среды – положительная, результаты достаточно высокие.

Задачи методической работы в нашем детском саду по повышению компетентности педагогов в развитии и совершенствовании предметно-развивающей среды. :

Постоянное изучение и внедрение в практику новых подходов к организации предметно-развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках Программы воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А. Васильевой,);

 *Изучение и обзор печатной литературы по дизайну и интерьеру помещений, вопросам индивидуального подхода к ребенку и организации индивидуализированной предметно-пространственной среды

*Знакомство с опытом работы детских садов посредством просмотра видеоматериалов

* Формирование в методическом кабинете библиотеки для воспитателей ,  создание электронной базы методического обеспечения (видео- и фотоматериалы, список литературы, мультимедийные презентации, методические рекомендации для воспитателей, подборка материала для работы с родителями)

* Изготовление и систематизация дидактического и раздаточного материала, образцов макетов, коллекций, индивидуальных карточек для использования в работе с детьми и родителями и др. Пополнение методического банка материалами из опыта работы педагогов по организации предметно-развивающей среды; видео- и аудиокассетами, компьютерными дисками; методической литературой.

содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды; взаимодействие с родителями – мы используем опосредованную мотивацию…… (прежде всего мотивация новых родителей – начинаем с физкультурного уголка – показываем образцы, предлагаем сделать своими руками. Как правило 30% проявляют творчество, инициативность – иногда делают уникальные игрушки и игровое оборудование. Сразу  же появляется часть родителей. которые предпочитают купить – а можно я не буду это делать, я видела в магазине.  То есть 60% родителей принимают активное участие в обогащении предметной среды группы. Второй путь – на первом собрании воспитатель делает экскурсию в другие группы – мы тоже хотим такую же группу.

приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.
        С целью развития предметно-пространственной среды создана  система методической работы, направленной на повышение компетентности педагогов в данном вопросе, акцент в настоящее время нами делается на индивидуализации среды,– это стержень, на который педагоги "нанизывают" используемые ими образовательные технологии:

исследовательская (проблемно-поисковая): модель "обучение через открытие";

коммуникативная: наличие дискуссий, представляющих различные точки зрения по изучаемым вопросам, их сопоставление, поиск лучшего варианта решения;

игровое  моделирование: моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения;

психологическую: самоопределение педагога по выполнению той или иной образовательной деятельности;

деятельностную: способность ребенка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом;

рефлексивную: осознание ребенком деятельности, того, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены и что он чувствовал при этом.

Из опыта работы я могу сказать, что самая действенная форма повышения профессионализма педагога в создании развивающей среды – это индивидуальная работа:

*теория а затем конкретное обсуждение с педагогом на месте в конкретной группе – что она хочет, для чего,  какие дети и т.д

*очень действенной формой – в нашем детском саду – являются смотры конкурсы по разным направлениям:

*познавательно-речевые центры

*исследовательские центры (лаборатории и центры песка и воды)

*физкультурные уголки

Положительный момент – обучающий – критерии и показатели помогают педагогам уточнить содержание этих центров. Побуждают искать изюминки.

        Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников "заражаться" текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.

        Индивидуализированная среда в данном случае служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Педагогу необходимо постоянно импровизировать и в непосредственной, и в опосредованной деятельности.

        Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития, определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника. Такой способ взаимодействия педагога с ребенком ориентирует каждого из них на успех, радость достижения, а значит, и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, т. е. совершенствоваться.

        Таким образом, - создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка как показателя профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения, - создает условия для реализации ФГТ.

        «Деятельность – это целенаправленная активность». Как отмечал классик, самый плохой архитектор отличается от самой хорошей пчелы тем, что архитектор сначала разрабатывает проект, затем возводит здание… А пчела, строит соты по форме своего глаза… Человек смотрит вперёд, – воплощает замысел, реализует поставленную цель, является субъектом, распорядителем ситуации. А пчелу инстинкт подталкивает сзади.  Деятельностный подход к дошкольному образованию, предполагает, что ВОСПИТАТЕЛЬ не ПЧЕЛА, а АРХИТЕКТОР! воспитание – это ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Воспитатель ОРГАНИЗУЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и тем самым ФОРМИРУЕТ психику ребёнка. Воспитатель – активный субъект образовательного процесса, его  творец.

        Совместная деятельность возникает там, где люди объединены общей целью, общими переживаниями, где между ними распределены действия, где осуществляется сотрудничество, кооперация. Значит, надо учить ребёнка смирять эгоцентризм, чем-то поступаться ради партнёра, тормозить возбуждение, уступать, подстраиваться.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта: «Организация условий успешной социализации детей с нарушением зрения и ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО «Вместе к успеху»

Социализация дошкольника предполагает формирование и развитие социально-значимых ценностей личности и умений адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность соб...

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО С РОДИТЕЛЯМИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В наши дни точного определения термина «социализация» нет. Автором данного термина считают американского социолога Ф. Г. Гуддинса, который первым дал значение социализации как "развитие социальной при...

: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации»

План самообразования направлен на развитие исследовательской и экспериментальной деятельности....

«Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации»

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.Существенную роль в зтом играет поисково-познавательная деятельность....

Роль родителей в успешной социализации детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

Статья поможет понять роль родителей в успешной социализации детей дошкольного возраста...

Воспитательная система дошкольного образовательного учреждения «Развитие субъектности детей дошкольного возраста как условие успешной социализации в обществе»

Современная социокультурная среда создает подвижные, вариативные взаимоотношения между человеком и обществом, характер развития которых детерминирован в значительной степени самим человеком, его субъе...