СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО С РОДИТЕЛЯМИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья ( группа) на тему

Тихонова Валентина Викторовна
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yakutsk_tihonova_statya.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 372.3/.4

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО С РОДИТЕЛЯМИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тихонова В.В.

г. Якутск, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центра развития ребёнка – Детский сад №21 «Кэнчээри» городского округа «город Якутск»

 sulus-2@mail.ru

SOCIAL PARTNERSHIP WITH PARENTS AS A CONDITION OF SUCCESSFUL SOCIALIZATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Tikhonova V. V.
Yakutsk, Municipal budget preschool educational institution "Child development Centre – Kindergarten №21 "Kencheeri" urban district "city of Yakutsk"

sulus-2@mail.ru

Ключевые слова: социализация, социально-личностное развитие, семья, социальное партнёрство. Key words: socialization, social and personal development, family, social partnership.

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и не обходятся – без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек.

Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. [3] 

Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную  жизнь - «Социум». 

В жизни каждого родителя благополучие и полноценное развитие ребенка стоит на первом месте. Проблема социально-личностного развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром  становится не просто актуальной на данном современном этапе, но и одной из самых важных. Социализация — это процесс получения человеком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Этот процесс протекает повсеместно, как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении.[3]

Но именно находясь в дошкольном образовательном учреждении, ребенок учится взаимодействовать с другими детьми. Детские сады, учреждения дополнительного образования и другие дошкольные образовательные организации как первые институты социализации ребенка представляют социум и становятся основой для построения его обобщенных отношений с социальным окружением. Благодаря особой образовательной среде институты социализации формируют у ребенка представления об обобщенных, универсальных правилах и нормах поведения, требованиях социального окружения и способах построения отношений с обществом через отношения с взрослыми и группой сверстников.[1]

Мы ставим перед собой цель воспитать здоровую, уверенную в себе, морально устойчивую личность. Для достижения этой цели необходимо:

  • укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
  • воспитание нравственных качеств (смелость, настойчивость, решительность, дисциплинированность, ответственность, коллективизм);
  • раскрыть психологические и личностные особенности и возможности каждого возрастного этапа, учёт которых позволит максимально развивать личность в каждом возрасте. В связи с этим - создание портрета личности для каждого возрастного периода.

В нашей группе «Кустук» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центра развития ребёнка – детского сада №21 «Кэнчээри» городского округа «город Якутск» социальное развитие детей проводится в партнерстве с родителями. Первый год в детском саду даётся малышам особенно сложно.  Проходит процесс адаптации, знакомство друг с другом, начинается деление по полу (гендерное деление). Вместе с детьми приходят родители разных возрастов и с разным опытом воспитания своих детей, создается новый коллектив, где надо находить общий язык. Родителей и педагогов объединяет одна цель.

Для достижения этого создается родительский комитет, который занимается не только организационными моментами, но и смело предлагает интересные идеи. С каждым годом партнерство и помощь родителей детям и педагогам расширяется. Со средней группы появляются группы по интересам:

  • Оздоровительная группа
  • Культурно массовая группа
  • Фольклорная группа
  • Клуб любителей книг

У каждой группы свое направление.

Оздоровительная группа - для укрепления здоровья и снижение заболеваемости детей, на родительском собрании было принято решение посещение бассейна «Долгун» один раз в неделю в сопровождении воспитателя, помощника воспитателя и родителей (2-3 человека обязательно). Проведение родителями развлечений, игр на воде, обучение плаванию совместно с инструкторами. Так же, в план был внесён выезд на природу с посещением зоопарка и усадьбы Атласовых.

Культурно массовая группа - приобщение детей к культурно-историческому наследию происходило посредством посещения музеев и театров города Якутска.

Клуб любителей книг (подготовительная группа)- в течение учебного года регулярно посещали городскую детскую библиотеку. Чтобы заинтересовать детей темы занятий заранее обговаривались с сотрудниками библиотеки, проводились познавательные занятия, викторины, выставки (рисунков, фотографий, клуб по интересам), сотрудники библиотеки дарили детям сюрпризы и это очень радовало детей.

Фольклорная группа – начиная со второй младшей группы дети и педагоги в неделю один раз (по четвергам) одеваемся в национальную одежду, это в нашей группе стало традицией и с радостью принимается новыми родителями. Дети с интересом изучают якутские национальные настольные и спортивные игры вместе с родителями. Родители помогают в проведении  фольклорных вечеров («Дьиэ кэргэн олох төрдө»,  «Вечер  игр народа Саха»), где с удовольствием принимают участие и наряжаются в национальные костюмы, таким образом, прививая детям любовь к культуре и традициям с малых лет. Дети дополнительно обучались к игре на хомусе приглашенным мастером-варганистом  - работником музея Хомуса Егоровым Аркадием Алексевичем. По сценарию  педагога дополнительного образования Тамары Ивановны Акимовой была поставлена сценка по мотивам якутской сказки «Хорсун кыыс уонна хара таба», где родители участвовали вместе с детьми готовя декорации, разучивая реплики, исполняя роли.

Проводимые совместно с родителями мероприятия для детей интересны и результативны. Готовясь и принимая участие в мероприятиях, дети больше общаются со сверстниками и с взрослыми, так они знакомятся с нормами поведения в обществе.

 За годы посещения группы «Кустук» дети принимали участие во многих международных, республиканских и городских конкурсах, в большинстве из них занимали призовые места.

Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями.

Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству.  Мы убедились, что «вместе весело шагать по просторам», на которые мы идем с детьми очень здорово. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Использование разнообразных форм работы дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. В итоге, работая в партнерстве с детским садом, родитель понимает, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Мы не остановимся на достигнутом, продолжая искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Литература:

  1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.
  2. Грибоедова Т.П. Образовательный потенциал современной российской семьи / Т.П. Грибоедова. – Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2006. – 95 с.
  3.  Доронова Т.Н. и др. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждения и родителей/ - М.: Просвещение, 2005.
  4. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа с семьей: Методические рекомендации. - М.:ТЦ Сфера, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В наши дни точного определения термина «социализация» нет. Автором данного термина считают американского социолога Ф. Г. Гуддинса, который первым дал значение социализации как "развитие социальной при...

Опыт работы по теме: «Техническое творчество как условие успешной социализации детей дошкольного возраста» .

  Игра с LEGO- конструктором на сегодняшний день в дошкольном образовании не только увлекательна, но и весьма интересна и уже необходима, т.к.  с помощью игры малыши учатся жить в общ...

Консультация для родителей «рекомендация для успешной социализации детей дошкольного возраста к ДОУ»

Консультация для родителей «рекомендация для успешной социализации детей дошкольного возраста к ДОУ»...

ПРОЕКТ по проблеме «Развитие коммуникативных способностей, как условие успешной социализации детей дошкольного возраста»

тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияет на различные виды их д...

ПРОЕКТ по проблеме «Развитие коммуникативных способностей, как условие успешной социализации детей дошкольного возраста»

Цель проекта: разработать научно-обоснованную и экспериментально-проверенную систему заданий, направленную на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе работы по прог...