ПРОЕКТ по проблеме «Развитие коммуникативных способностей, как условие успешной социализации детей дошкольного возраста»
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)

Орлова Елена Владимировна

тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияет на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentatsiya_k_proektu_2022.pdf1.34 МБ
Файл proek_2021.docx44.27 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 842»

ПРОЕКТ

по проблеме

«Развитие коммуникативных способностей, как условие успешной социализации детей дошкольного возраста»

Тема

Автор – разработчик :

 Орлова Елена Владимировна воспитатель ГБОУ «Школа № 842»

                      ФИО

к. 104 г. Зеленоград, Москва.

 

 

г. Зеленоград, Москва 2021г.

Информация об организации проекта

Введение:

Параметры информации

Содержание информации

1. Данные об инициативной группе

Орлова Елена Владимировна

Антипова Анна Анатольевна

1.1

Наименование организации, инициативной группы

Творческая группа педагогов дошкольных группы (№ 1) ГБОУ «Школа № 842»

г. Москва, Зеленоград  

, корпус 104

1.2

Состав участников проекта

2 человека

1.3

ФИО  руководителя инновационной деятельностью

Халикова В.В.., к.п.н., администратор      

1.4

Телефоны участников проекта

   89253837815, 89017731658

1.5

E-majl участников проекта

 malyshka77@list.ru/nyta.antipova@mail.ru

2. Данные о масштабе проекта

2.1

Статус проекта

  Уровень учреждения

2.2

Ступень образования

Дошкольная образовательная организация,   дополнительное образование

3. Данные о содержании проекта

3.1

Проблема, на решение которой направлена инновационная деятельность

 Развитие коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста, как условие успешной социальной адаптации в обществе

3.2

Концептуальные основы проекта

Развитие личности ребенка, а в частности формирование социально-коммуникативных способностей, как доказано педагогической наукой, происходит в деятельности. Ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра. Психологи (Л. С. Выготский, [3],  Д. Б. Эльконин, [25], А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец и др.) и педагоги (Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Е. А. Аркин, М. Я. Басов, Ушакова О.С и др.) уделяли игре ребенка чрезвычайное внимание.

Игра - самая естественная деятельность детей. Она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает, в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Именно с помощью игры малыш познает самого себя и окружающий мир.

Чтобы способствовать социально-коммуникативному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры как ведущей деятельности.  Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное. Как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери».

При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.

Вторым немаловажным компонентом успешной коммуникации является грамотная речь ребенка. Речь человека – это, прежде всего показатель его культуры. Это понятие включает в себя творческую активность, душевную утонченность, нравственность, цивилизованность и образованность, духовность человека. Речь -  есть отражение его внутреннего мира. В связи с этим важнейшей ролью образовательного учреждения становится   создание оптимальных условий для всестороннего развития речевого потенциала ребенка-дошкольника через культуру, и в частности через культуру его   народа. Эта задача очень полно отражена в новом ФГОС ДО. Там записано, что дошкольник должен понимать важность языка и грамотной речи, как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения

3.3

Научное обоснование проекта

Из существующего многообразия детских игр, в данной работе уделяется особое внимание режиссерской игре.

Режиссёрская игра дошкольника - это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами - заместителями.

Она является разновидностью самостоятельных сюжетных игр, возникающих по инициативе ребенка.

Режиссёрские игры детей очень близки к сюжетно-ролевым играм, но между ними существуют яркие отличия. В режиссёрской игре ребёнок использует партнёров, которыми являются неодушевлённые предметы (игрушки или их заместители). В такой игре малыш как бы подготавливается к общению со сверстниками. Режиссёрская игра появляется примерно к 3 годам жизни. В это время дети ещё не играют вместе. У них, как правило, наблюдается игра рядом. А режиссёрская игра помогает детям подготовиться к взаимодействию с другими детьми. С 4-5 лет содержание режиссёрской игры намного разнообразнее, оно отражает содержание любимых сказок, мультфильмов, событий из личной жизни. В 6-7 лет дети также обыгрывают в своих играх знакомые сказки, фильмы, мультфильмы, но при этом вносят свою фантазию в развитие сюжета игры, больше придумывают.

Режиссерская игра - это вид детских игр, который изучен менее всего. Сведения о ней, ее особенностях появились в педагогической печати совсем недавно. Скорее всего, это можно объяснить тем, что задача воспитания состояла в формировании коллектива детей. Режиссерская игра индивидуальна и для этих целей не могла быть использована.

Конечно, каждого ребенка надо привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать и понимать других людей, но это не означает, что в ДОУ не должно быть игр одиночных. Даже у самого общительного ребенка периодически появляется желание самостоятельно сделать постройку, поиграть с любимой игрушкой.

Именно в режиссёрской игре:

•        у детей проявляется инициатива и самостоятельность;

•        активизируется речь, воображение, мышление;

•        развивается умение наблюдать, анализировать, сравнивать.

Режиссерская игра является одним из немногих способов объединения взрослого и ребенка, дает возможность понять друг друга. Известны лишь немногие ученые, исследователи режиссерской игры - Е. М. Гаспарова ,  Е. Е. Кравцова,  Г. Г. Кравцов и др.

По их мнению, режиссерская игра в дошкольном возрасте является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, которые помогают ребенку активно адаптироваться к условиям окружающей его социальной среды.

Культура речи – явление многоаспектное, ее главным результатом принято считать умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие так же включает в себя все элементы, которые способствуют ясной,   эмоциональной, и главное точной передаче мыслей и чувств в процессе общения.  Ряд авторов во главе с А.А Леонтьевым считают правильность и коммуникативную целесообразность речи основными ступенями овладения литературным языком.

В современных условиях ускоряющегося темпа жизни  одной из опасностей для литературной речи является влияние штампов, название которым придумал известный детский писатель К.И. Чуковский - «канцелярит», которые «мертвят живую речь» . Привычка орудовать штампами, слитными блоками казенных слов ведет к утрате живого языка, и это отражается на его грамматической стороне. «Пренебрежение выразительностью речи оборачивается и грамматической хаотичностью», – говорится в книге «Современный русский язык».

В школьной практике высокий уровень речевой культуры обучающегося обозначается термином «хорошая речь». Это понятие включает в себя, как минимум три признака: точность, богатство и выразительность.

Точность речи рассматривается, как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности. Здесь очень важно владение синонимами, антонимами различение значений смысловых оттенков слова.

Богатство речи предполагает достаточно большой объем как пассивного, так и активного словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи языковых средств.

   И, наконец, выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Это качество обязательно должно соотноситься с функциональным стилем, пониманием ситуации, чтобы при выборе слов и выражений учитывать специфику условий речи.

Проблемой развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые — лингвисты,  как  И.В. Богданова, С.Е. Большакова, Г.А. Волкова, Л.В. Ефименкова, Н.С. Жукова, А.В. Захарова,  Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, И.В. Прищепова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, М.И. Черемисина, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова.

Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования: К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, В.В. Виноградова, А.В. Запорожеца, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Е.А. Флериной, Д.Б. Эльконина, Н.И. Лепской, А.И. Лаврентьевой и др.

3.4

Основополагающие принципы и направления их реализации

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач успешной социализации детей дошкольного возраста относятся признание высокой социальной значимости данной компетенции, как одного из важнейших условий реализации личности.

Социально- коммуникативное развитие обладает высоким уровнем компетентности, то есть охватывает своим воздействием все возрастные категории дошкольников, все стороны жизни и взаимодействия личности с окружающим миром.

Среди основополагающих принципов социально-коммуникативного развития, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в данной сфере выделяются:

- научность, гуманизм, демократизм;

- приоритетность исторического, культурного наследия России, ее ценностей и традиций;

- системность, преемственность и непрерывность в развитии детей, с учетом особенностей ее различных категорий;

- многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности развития;

-его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств личности на основе индивидуального подхода;

- тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.

Реализация этих принципов осуществляется по следующим направлениям:

социальное – формирование добросовестного отношения к делу; формирование терпимости к другому человеку; формирование культуры межличностных отношений (в том числе межнациональных); воспитание к традициям семьи; формирование взаимопонимание между семьей и ребенком.

Оно включает: ознакомление с основами человеческого общения (коммуникативного, интерактивного: умение взаимодействовать с собеседником, перцептивного: умение воспринимать, чувствовать собеседника), развитие культуры межличностных отношений, ответственности за свои поступки.

Нравственное – воспитание чувства прекрасного: воспитание любви к произведениям культуры, историческому наследию, к родному городу, к Родине; знание и формирование уважения к национальным традициям (в том числе религиозным); формирование общечеловеческих ценностей.

Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, формирование высоконравственных, этических норм поведения, беззаветную любовь и преданность Родине, гордость за принадлежность к Российскому народу, его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к самоотверженному служению обществу и государству, качеств ответственности и коллективизма.

3.5

Принципы построения педагогического процесса

Основой организации работы с детьми является следующая система педагогических и дидактических принципов:

  • принцип гуманизации

Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

  • принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе, с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

  • Принцип интегрированности.

Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т.п.

•        принцип воспитывающего обучения. Л.Толстой писал: «Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое знание действует воспитательно»;

•        принцип развивающего обучения. Идея развивающего обучения было предложена Л.С. Выготским: «Обучение должно идти впереди развития и вести его за собой»;

•        принцип систематичности и последовательности. Я.А.Каменский писал: «От простого к сложному, от близкого к далекому, от известного к неизвестному».

•        Принцип доступности материала.

•        Принцип наглядности. К.Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь пяти словам и он будет долго мучиться над ними, а свяжите их с наглядностью и он усвоит их налету».

•        Принцип минимакса обеспечивает возможность продвижения каждого ребенка своим темпом, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

•        Принцип деятельности - новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми.

3.6

Реализация принципов (направления)

Одним из вариантов реализации данных принципов в работе с дошкольниками является организация педагогического процесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические и др. Кроме того, «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями при проведении совместных праздников, вечеров досуга, выставок. Можно использовать как для планирования основного образовательного процесса, так и для работы по программам дополнительного образования.

3.7

Объект  

 Коммуникативные способности детей дошкольного возраста, как условие успешной социализации детей дошкольного возраста

3.8

Предмет  

 Дети дошкольного возраста

3.9

Гипотеза  

 При целенаправленной работе по успешной социализации детей дошкольного возраста условиями, повышающими ее эффективность  будут:

а) развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста;

б) регулярная работа в данном направлении.

 

3.10

Цель  

 Разработать научно-обоснованную и экспериментально-проверенную систему заданий, направленную на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе работы по программе дополнительного образования.

3.11

Целевые ориентиры

- проявление доброжелательности и внимательности к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку (взрослому и ребенку);

- уважение к достоинству других;

- стремление к познанию окружающей действительности через речь и народную литературу;

- решение вопросов о культуре общения как в прошлом, так и в настоящем;

- бережное отношение к культурному наследию как своего народа, так и других, результатам труда других людей, чужим и своим вещам;

- восстановление преемственности в воспитании и освоении традиционной отечественной культуры;

- формирование основ языковой культуры;

- нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие ребенка:

- физическое и трудовое воспитание;

- системное выявление в ходе работы важнейших мировоззренческих идей: взаимосвязь человека и природы, человека и семьи, человека и общества в целом.

3.12

Основные задачи:

•        развивать коммуникативные способности детей используя  различные практические методы ;

•        формировать связную речь ребенка, его речевое творчество через игровую и театрализованную деятельность;

•        способствовать формированию самостоятельности в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности;

•        формировать диалогическую и монологическую речь дошкольников, как составной части процесса социализации личности на основе различных методик развития речи детей и инновационных технологий.

3.13

Используемые методы

Методы работы:

теоретические – анализ научной и учебно-методической литературы, анализ речевой деятельности детей;

эмпирические – анкетирование, целенаправленное педагогическое наблюдение, беседы, педагогический эксперимент;

математические – количественный и качественный анализ полученных данных, расчет Т- критерия Вилкоксона;

практические - к данным методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

3.14

Актуальность проекта (какие задачи решает проект)

То, каким мы хотим видеть свое будущее и будущее наших детей, во многом зависит от нас и от тех взглядов, норм человеческого общения  и моральных принципов, которые мы заложим в их сознание. Каков человек, таковы его дела, таков и мир, который он создает вокруг себя. Актуальность формирования коммуникативных навыков дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества - формированием социально развитой личности ребенка. Достаточный уровень сформированности коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы. Первое общество для «маленького» человека - коллектив группы детского сада, и он во многом определяет дальнейший путь его личностного и социального развития. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит общение. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, за различными гаджетами, не уделяя должного внимания играм со сверстниками. общению с окружающими людьми. Умение общаться друг с другом - одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать.

3.15

Проблема

Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрение новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений. Многие родители считают, интеллектуальное развитие ребенка наиболее актуально в современном мире информационных технологий.  Обучение ребенка с раннего возраста новейшим техническим средствам и формирование определенных умений, соответствующих, на взгляд родителей, требованиям сегодняшнего дня, должны подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сделать его  конкурентно способным. В погоне за новыми тенденциями родители забывают, что конкурентный способный человек – это не только интеллектуально развитый, способный решать интеллектуальные задачи современного мира, но и человек успешно адаптированный в обществе, умеющий выстраивать межличностные отношения, имеющий навыки конструктивного общения. Но современные родители не уделяют должного внимания этим направлениям в развитии ребенка.

Поэтому одно из основных направлений  работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих  успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие социально и коммуникативной сфер деятельности.  Данное направление в работе нашло подтверждение в современных образовательных нововведениях: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». ФГОС дошкольного образования, определяет обязательный минимум содержания программы, который реализуется в ДОУ, так «Социально-коммуникативное развитие направлено:

-        на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

-        развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

-        становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных ценностей;

-        развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ;

-        формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

-        формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе». [15].

Такое особое внимание социально-коммуникативному развитию современного дошкольника обусловлено тем, что данный период развития ребенка – один из важных этапов  развития личности. Это начальный период социализации ребенка, приобщения его культурным и общечеловеческим ценностям, время, когда начинают выстраиваться внутриличностные и межличностные отношения с взрослыми и сверстниками. Так же это время характеризуется накоплением важного  опыта познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей и самопознания у дошкольника под непосредственным руководством взрослого.

Поэтому, с одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны – игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников многоплановое, сложное и  часто отсрочено во времени. Поэтому цель взрослых – помочь детям адаптироваться в современном мире, который характеризуется сложными, динамичными, негативными переживаниями и проявлениями.

3.16

Предполагаемые результаты

 •        тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей  старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияет на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую);

•        предполагается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игровой деятельности, дети проявят интерес и желание участвовать в игре;

•        разработанная тема будет способствовать формированию самостоятельности в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, формированию диалогической и монологической речи дошкольников, как составной части процесса социализации личности на основе метода режиссерской игры;

•        предполагаем, что в ходе реализации  проекта дети будут активнее общаться друг с другом и с взрослыми, реже будут возникать конфликтные ситуации среди детей, дети станут проявлять больший интерес к режиссерским играм, повысится дисциплина, организованность детей, расширятся сведения об окружающем, обогатиться и активизируется словарь детей, улучшатся взаимоотношения между детьми в группе;

•        удастся достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, при условии, что родители примут активное участие в реализации проекта;

•в ходе реализации проекта ребенок помещается в благоприятную среду, где он может проявить свои социально значимые навыки;

•        целенаправленная работа создаст основу для развития у детей положительных нравственных качеств, среди которых важнейшими являются взаимопомощь и отзывчивость, доброта и терпение, дети в процессе воспитания приобретут практический опыт применения этих качеств в повседневной жизни.

Итогом работы является перевод ребенка на новый уровень социального функционирования, который позволяет расширить круг его взаимоотношений и создает условия для более гармоничной и личностно актуальной социализации ребенка в изменяющемся мире.

3.17

Индикаторы качества

  • участие и победы детей в городских, всероссийских и международных конкурсах;
  • интерес родителей к совместной детско-родительской деятельности (проекты, доклады. Участие в тематических неделях и вечерах);
  • улучшение микроклимата в группе ДОУ

3.18

Ожидаемые результаты

В результате реализации проекта дети должны знать:

  • чем имя прилагательное отличается от существительного и глагола (не называя части речи);
  • называть и различать жанры сказок.

Уметь:

  • подбирать синонимы и антонимы к заданным словам;
  • строить связное высказывание, включать в него имя прилагательное;
  • целенаправленно слушать учителя, решая поставленную познавательную задачу;
  • ориентироваться в книге (на форзацах, в оглавлении, в условных обозначениях, страницах);
  • понимать сказочный текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить имена прилагательные, вычленять их, понимать смысл выделенного слова;
  • делать выводы по результатам совместной деятельности группы и педагога.

                 В области личных ожидаемых результатов будут формироваться следующие компетенции:

•        готовность и способность дошкольников к саморазвитию;

•        формирование внутренней позиция школьника (у детей старшего дошкольного возраста) на основе положительного отношения к учебной деятельности;

•        ценностное отношение к культуре народов мира;

•        формирование мотивации для дальнейшей исследовательской деятельности в области филологии, развитие интереса к родному языку.

      В области метапредметных ожидаемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные компетенции.

Коммуникативные:

•        при затруднении обращаться за помощью к педагогу и сверстникам;

•        грамотно задавать и уметь отвечать на вопросы, для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

•        уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

•        чётко формулировать собственное мнение и уметь отстаивать свою позицию;

•        предлагать помощь и сотрудничество не только сверстникам, но и педагогу;

•        уметь определять общую цель и пути её достижения;

•        уметь осуществлять взаимный контроль;

•        уметь вести устный диалог;

•        пробовать координировать совместную деятельность и принимать различные позиции во взаимодействии с партнёрами.

     Регулятивные:

•        уметь формулировать и удерживать познавательную задачу;

•        ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с педагогом;

•        уметь составлять план реализации действия и  вырабатывать последовательность выполнения задания;

•        адекватно реагировать на критику, спокойно  воспринимать педагога, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок;

•        грамотно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

•        уметь выделять и формулировать то, что усвоено, и то, что нужно ещё усвоить ;

•        уметь отличать способ от результата действия;

•        уметь осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Познавательные:

•        уметь искать и выделять необходимую информации в различных источниках(в том числе электронные ресурсы), в разных формах (текст, схема, таблица, рисунок);

•        уметь собирать, обрабатывать и передавать информацию;

•        уметь анализировать и синтезировать, сравнивать, классифицировать по заданным критериям;

•        рефлексировать способы и условия действий;

•        уметь контролировать процесс и оценивать результат деятельности;

•        уметь строить простые рассуждения;

•        уметь применять и представлять полученную информацию;

•        уметь осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

В области предметных планируемых результатов воспитанники научатся:

•        свободно применять для поиска материала различные источниками информации;

•        в устной форме делиться своими мыслями, впечатлениями и наблюдениями.

 

3.19

Предполагаемые сроки реализации проекта

4  года

3.20

Методическое обеспечение

1.        Актуальные проблемы дошкольного образования / под ред. Т. М. Бабуновой. – Магнитогорск : Сфера, 2013.

2.        Васильева О.К. Образная игрушка в играх дошкольников. − М.: Издательство: Детство-пресс, 2013.

3.        Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии.2016. - №6.

4.        Гаспарова  Е.М Режиссерские игры дошкольника. [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://d-knigi.ru/gasparova_01

5.        Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н. Ф. Голованова. - СПб. : Речь, 2014.

6.        Жукова Т. Путешествие в игромир. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nachalka.com/igromir

7.        Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. - М.: Академия, 2019.

8.        Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов./ Под ред. Дороновой Т.Н., Карабановой О.А., Соловьевой Е.В. − М.: Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2012.

9.        Карабанова О.С. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М.: Педагогика, 2017.

10.        Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком. - М., 1990.

11.        Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М., 2016.

12.        Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М., 2002.

13.        Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском    саду. – М., Гном и Д., 2020.

14.        Недоспасова В.А. Растем играя: Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей /Под ред.В.А. Недоспасовой. – М.: Просвещение, 2014.

15.        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

16.        Прима, Е. В. Развитие социальной уверенности у дошкольников /Под ред. Е. В. Прима, Л. В. Филипповой, И. Н. Кольцовой, Н. Ю. Молостовой. - М. : ВЛАДОС, 2012.

17.        Репина, Т. А. Отношение между сверстниками в группе детского сада / Т. А. Репина. - М. : Просвещение, 2018.

18.        Репина Т.А. Общение детей в детском саду. М.1990  

19.        Сергеева, Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности / Под ред. Д. В. Сергеевой. - М. : ВЛАДОС, 2017.

20.        Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации. Минск, 1995.

21.        Смирнова Е.Н. Особенности игры и психического развития.//Дошкольное воспитание.2004. - №3. - с.69-71.

22.        Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. М. Сфера, 2010

23.        Спиваковская  А.С. Нарушение игровой деятельности. – М.: Просвещение, 1990.

24.        Стеркина, Р. «Я, ты, мы»: Программа по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.// Дошкольное воспитание. 2019. - № 7. – с. 21-35.

25.        Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

26.        Эльконинова Л.И. О единице сюжетно - ролевой игры. // Вопросы психологии. 2014 − №1.

27.        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf

28.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 1976.

http://dohcolonoc.ru/

http://www.i-deti.ru/

http://nsportal.ru/

http://nashidetci.ru/

http://www.maam.ru/

http://www.moi-detsad.ru

Этапы реализации проекта

Этапы


Цель

Содержание работы

Продукт деятельности

Ожидаемые результаты

1 этап

подгото-витель-

ный (диагностичес

кий)

(2018- 2019)

             Целью констатирующего (подготовительного этапа проекта стало выявление уровня сформированности коммуникативных способностей  у детей старшего дошкольного возраста.

 Постановка задач данного этапа исследования:

•        определить уровень сформированности коммуникативных способностей детей старшего школьного возраста;

•        выявить особенности коммуникации у детей старшего дошкольного возраста.

Обследование речи детей проводилось на базе ГБОУ № 842 г. Зеленограда. В эксперименте принимали участие 2 группы детей старшего дошкольного возраста по 12  и 13 человек в каждой.

Для оценки уровня сформированности коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в данной работе нами  использовались диагностические методики, разработанные Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Е.М. Струниной, А.А. Смагой, А.И. Лаврентьевой, И.А. Николаенко:

•        определение уровня сформированности коммуникативных навыков на основе зрительного и тактильного восприятия;

•        определение уровня сформированности коммуникации( качественная характеристика предметов);

•        определение уровня сформированности коммуникативных способностей с помощью ассоциативного метода (5 слов).

  Были определены критерии сформированности коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Данные о распределении испытуемых по уровням сформированности коммуникативных способностей в экспериментальной группе.

II этап

проекти

ровочно-организационный

( 2019-2020)

Погружение в проект, планирование деятельности

•        отработка схемы последовательных действий совместно с детьми;

•        организация деятельности детей, организация деятельности родителей;

•        анализ научной и методической   литературы;

•        разработка план проекта по развитию субъектной позиции детей дошкольного возраста в режиссерской игре «Играем, фантазируем».

Для формирования социально-коммуникативных навыков посредством режиссёрской игры разработан план проекта «Играем, фантазируем».

Работа с родителями

Перед началом работы по проекту родители знакомятся с  целями, задачами  проекта, они должны убедиться в необходимости оказания помощи и серьёзного отношения к исследованиям, заданиям и играм детей.

Родительское участие в реализации поставленных задач:

•        помощь в оснащении группы игровым материалом;

•        помощь  в изготовлении костюмов, атрибутов к играм;

•        ознакомление с материалами информационного стенда для родителей «Играем вместе с детьми», «Психология режиссерской игры», «Режиссерская игра в жизни дошкольника».

 

План работы над проектом.

Разработка комплекса методов и приемов работы для достижения наилучшего результата

   

 Разработка программы

III этап

практи-ческий

(2020-2021)

Цель: разработать и апробировать программу использования сказки и различных видов игр, в том числе и режиссерской для формирования коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.

Основной этап - осуществление деятельности по решению проблемы

•        реализация проекта  в группе с использованием инновационных технологий;

•        работа по обогащению жизненного и игрового опыта ребёнка;

•        обогащение предметно - развивающей среды.

Работа по реализации поставленной цели осуществляется последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Определены следующие этапы работы:

  • Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
  • Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
  • Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
  • Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
  • Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток («Катя, Катя маленькая...», «Заинька, попляши...», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
  • Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»;  В. Чарушин «Утка с утятами»).
  • Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).
  • Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
  • Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

Режиссерские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров.

В работе по формированию коммуникативных способностей у детей используются такие

виды театров, как

настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки.

Кукольный театр (бибабо, пальчиковый, марионеток) - одевают на руку или пальцы.  Фигурки пальчикового театра дети используют в импровизациях на заданные темы.

Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов.

Используются ситуации, разрешаемые с помощью театральной деятельности.

1.«Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, привлекается внимание детей к какой-либо вещи: скамейка («Не с нее ли упало яичко?»), миска («Может в этой миске испекли Колобок?») и т.д. Спрашиваю, узнали ли они из какой сказки эти вещи.

2.        Чтение и совместный анализ сказок. Сначала прочитывается сказка и проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем - выделяются герои с различными чертами характера и предлагается ребенка сравнить себя с одним из персонажей.

3.        Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

4.        Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом, с использованием мелких игрушек).

5.        Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

6.        Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.

   

 Программа дополнительного образования, направленная на формирование коммуникативных способностей

Развитие коммуникативных, регулятивных и познавательных компетенций.

   

IV этап

коррек-ционно-аналити-ческий

(2021- 2022)

Цель обследования – выявить динамику эффективности проведенной работы по развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в результате работы по программе дополнительного образования

После основного этапа будет проведено итоговое контрольное обследование детей. Для обследования будут отобраны те же задания, что и на подготовительном этапе нашего проекта, но с другим лексическим материалом. Так как выборка маленькая, то  для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых используем Т – критерий Вилкоксона. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность, то есть способен определить, является ли сдвиг показателей в одном направлении более интенсивным, чем в другом. Индивидуальные результаты по группам будут представлены в отдельном приложении.

 

Дополнения и изменения, повышающие эффективность программы дополнительного образования

 

 Увеличение количества детей с высоким уровнем сформированности коммуникативных  способностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных способностей как условие успешной социализации личности

Социализация является важным условием полноценного и гармоничного развития ребенка. Уже с самого момента рождения малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей у...

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО С РОДИТЕЛЯМИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В наши дни точного определения термина «социализация» нет. Автором данного термина считают американского социолога Ф. Г. Гуддинса, который первым дал значение социализации как "развитие социальной при...

Опыт работы по теме: «Техническое творчество как условие успешной социализации детей дошкольного возраста» .

  Игра с LEGO- конструктором на сегодняшний день в дошкольном образовании не только увлекательна, но и весьма интересна и уже необходима, т.к.  с помощью игры малыши учатся жить в общ...

"Развитие коммуникативных способностей и логического мышления у детей дошкольного возраста"

В работе с дошкольниками важен выбор методов обучения. Словесный метод – один из ведущих, поскольку даёт возможность сформировать у детей знания, выходящие за пределы их опыта. Наиболее эфф...

ПРОЕКТ по проблеме «Развитие коммуникативных способностей, как условие успешной социализации детей дошкольного возраста»

Цель проекта: разработать научно-обоснованную и экспериментально-проверенную систему заданий, направленную на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе работы по прог...