Главные вкладки

    "Развитие коммуникативных способностей и логического мышления у детей дошкольного возраста"
    статья по развитию речи (средняя, старшая группа)

    Ващенко Ирина Леонидовна

    В работе с дошкольниками важен выбор методов обучения.

     Словесный метод – один из ведущих, поскольку даёт возможность сформировать у детей знания, выходящие за пределы их опыта. Наиболее эффективным словесным методом является беседа – целенаправленное обсуждение с детьми любых предметов и явлений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_kom.spos_._i_logich._myshl.docx13.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Развитие коммуникативных способностей и логического мышления у детей дошкольного возраста».

    В работе с дошкольниками важен выбор методов обучения.

     Словесный метод – один из ведущих, поскольку даёт возможность сформировать у детей знания, выходящие за пределы их опыта. Наиболее эффективным словесным методом является беседа – целенаправленное обсуждение с детьми любых предметов и явлений.

    Вопросы методики беседы неоднократно освещались в педагогической литературе. Разработанный в древности Сократом и Платоном метод беседы применялся при обучении юношей логике и риторике. Намного позднее этот метод стали использовать в школьном обучении. Со времен Я.А.Коменского и И.Г.Песталоцци встал вопрос о применении беседы и в дошкольном образовании.

    Большое значение беседе придавала Е.И.Тихеева – российский педагог, один из создателей дошкольной педагогики в России. Она считала её одним из главных приёмов развития речи детей, целью которой являлось углубление, уточнение и систематизация представлений и знаний детей.

    В своих публикациях  Е.И. Тихеева говорила: «Беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как развивается их язык, если тема беседы соответствует их интересам и психике».

    В беседе взрослый своими наводящими вопросами наталкивает их на воспоминания, догадки, суждения, что для неокрепшего ума ребёнка крайне важно. Ценность беседы заключается в том, что взрослый в ней учит ребёнка логически мыслить и рассуждать. Но в этом и большая трудность беседы. Ведь научить детей самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем сообщать им готовые знания.

    С развитием мышления у детей тесно связано и развитие речи. В беседе взрослый должен учить ребёнка ясно выражать свои мысли, а также развивать умение слушать и слышать собеседника.

    Беседа имеет важное значение не только для сообщения детям знаний, но и для развития связной речи, выработки навыков речи в коллективе. В беседе можно объединить детей вокруг общих интересов, возбудить их интерес друг к другу. У детей вырабатывается привычка слушать собеседника, умение договариваться, делиться своими мыслями и впечатлениями, высказываться в коллективе.

    В беседе можно лишь тогда удержать внимание ребёнка и оставить глубокий след в сознании, когда они протекают живо, непринуждённо, когда материал для усвоения понятен и близок ребёнку.

    Материал, данный в беседе, должен надолго остаться в сознании ребёнка. Чтобы это произошло, необходимо предложить ему активную позицию, когда ребёнок не только наблюдающий, слушающий, иногда отвечающий, но и действующий, активно общающийся.

    Поэтому важной формой речевой работы с детьми являются ситуации общения.

    Ситуации общения - возникающие спонтанно формы общения, направленные на формирование коммуникативных способностей.

    Важно отметить в работе с детьми необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач общения только к освоению вопросно-ответной формы. Полноценный диалог не должен быть без формирования ответной позиции, партнёрских отношений и без установления диалогических отношений.

    Ситуация общения строится на непрерывной мобилизации детского внимания, открытого общения и активного участия.

    Такие ситуации могут быть реально – практическими и игровыми, в зависимости от возраста детей. Для некоторых детей участие в коллективном обсуждении ситуации требует определённого волевого усилия: преодоление робости, застенчивости и высказывания в присутствии других. Поэтому, умелое участие взрослого в значительной мере решает успех дела. Кроме хорошо продуманной логической структуры ситуации общения взрослый должен знать и индивидуальные особенности детей и дифференцированно подключать их к активному участию в ситуации общения.

    Таким образом, беседы являются ценным методом не только умственного воспитания, но и средством социально-нравственного воспитания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста , посредством дидактических игр

    это материал из моего опыта  работы с детьми по проблеме формирования логического мышления у детей дошкольного возраста...

    РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С НЕСТАНДАРТНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ

    В статье представлен материал о значении нестандартного дидактического материала (игр - головоломок, логических блоков Дьенеша и счетных палочек) в развитии логического мышления детей дошкольного возр...

    развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

    развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством игр, упражниний, занятий. Включая в себя коррекционнеую работу....

    развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

    развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством игр, упражниний, занятий. Включая в себя коррекционнеую работу....

    Формирование и развитие математических способностей, развитие логического мышления у детей дошкольного возраста.

    Математическое развитие ребенка… Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открыв...

    Статья_Особенности развития познавательных способностей и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

    Особенности развития познавательных способностей и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста...