"Развитие коммуникативных способностей и логического мышления у детей дошкольного возраста"
статья по развитию речи (средняя, старшая группа)

Ващенко Ирина Леонидовна

В работе с дошкольниками важен выбор методов обучения.

 Словесный метод – один из ведущих, поскольку даёт возможность сформировать у детей знания, выходящие за пределы их опыта. Наиболее эффективным словесным методом является беседа – целенаправленное обсуждение с детьми любых предметов и явлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kom.spos_._i_logich._myshl.docx13.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие коммуникативных способностей и логического мышления у детей дошкольного возраста».

В работе с дошкольниками важен выбор методов обучения.

 Словесный метод – один из ведущих, поскольку даёт возможность сформировать у детей знания, выходящие за пределы их опыта. Наиболее эффективным словесным методом является беседа – целенаправленное обсуждение с детьми любых предметов и явлений.

Вопросы методики беседы неоднократно освещались в педагогической литературе. Разработанный в древности Сократом и Платоном метод беседы применялся при обучении юношей логике и риторике. Намного позднее этот метод стали использовать в школьном обучении. Со времен Я.А.Коменского и И.Г.Песталоцци встал вопрос о применении беседы и в дошкольном образовании.

Большое значение беседе придавала Е.И.Тихеева – российский педагог, один из создателей дошкольной педагогики в России. Она считала её одним из главных приёмов развития речи детей, целью которой являлось углубление, уточнение и систематизация представлений и знаний детей.

В своих публикациях  Е.И. Тихеева говорила: «Беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как развивается их язык, если тема беседы соответствует их интересам и психике».

В беседе взрослый своими наводящими вопросами наталкивает их на воспоминания, догадки, суждения, что для неокрепшего ума ребёнка крайне важно. Ценность беседы заключается в том, что взрослый в ней учит ребёнка логически мыслить и рассуждать. Но в этом и большая трудность беседы. Ведь научить детей самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем сообщать им готовые знания.

С развитием мышления у детей тесно связано и развитие речи. В беседе взрослый должен учить ребёнка ясно выражать свои мысли, а также развивать умение слушать и слышать собеседника.

Беседа имеет важное значение не только для сообщения детям знаний, но и для развития связной речи, выработки навыков речи в коллективе. В беседе можно объединить детей вокруг общих интересов, возбудить их интерес друг к другу. У детей вырабатывается привычка слушать собеседника, умение договариваться, делиться своими мыслями и впечатлениями, высказываться в коллективе.

В беседе можно лишь тогда удержать внимание ребёнка и оставить глубокий след в сознании, когда они протекают живо, непринуждённо, когда материал для усвоения понятен и близок ребёнку.

Материал, данный в беседе, должен надолго остаться в сознании ребёнка. Чтобы это произошло, необходимо предложить ему активную позицию, когда ребёнок не только наблюдающий, слушающий, иногда отвечающий, но и действующий, активно общающийся.

Поэтому важной формой речевой работы с детьми являются ситуации общения.

Ситуации общения - возникающие спонтанно формы общения, направленные на формирование коммуникативных способностей.

Важно отметить в работе с детьми необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач общения только к освоению вопросно-ответной формы. Полноценный диалог не должен быть без формирования ответной позиции, партнёрских отношений и без установления диалогических отношений.

Ситуация общения строится на непрерывной мобилизации детского внимания, открытого общения и активного участия.

Такие ситуации могут быть реально – практическими и игровыми, в зависимости от возраста детей. Для некоторых детей участие в коллективном обсуждении ситуации требует определённого волевого усилия: преодоление робости, застенчивости и высказывания в присутствии других. Поэтому, умелое участие взрослого в значительной мере решает успех дела. Кроме хорошо продуманной логической структуры ситуации общения взрослый должен знать и индивидуальные особенности детей и дифференцированно подключать их к активному участию в ситуации общения.

Таким образом, беседы являются ценным методом не только умственного воспитания, но и средством социально-нравственного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие математических способностей, развитие логического мышления у детей дошкольного возраста.

Математическое развитие ребенка… Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открыв...

Статья_Особенности развития познавательных способностей и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Особенности развития познавательных способностей и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста...

«Практический подход к формированию элементарных математических представ-лений у детей дошкольного возраста» «Использование кругов Эйлера, как один из способов развития логического мышления у детей дошкольного возраста 4-7 лет»

Я хочу представить Вашему вниманию типы кругов Эйлера. Это схемы, применяемые для упрощения восприятия логических связей между предметами, понятиями и явлениями. Они делятся на группы, в зависимости о...

ПРОЕКТ по проблеме «Развитие коммуникативных способностей, как условие успешной социализации детей дошкольного возраста»

тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияет на различные виды их д...

Сообщение из опыта работы "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством использования игровой технологии "Логические блоки Дьенеша"

Работа по развитию логического мышления у детей занимает одно из значимых мест в воспитательно-образовательном процессе. Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым пом...

ПРОЕКТ по проблеме «Развитие коммуникативных способностей, как условие успешной социализации детей дошкольного возраста»

Цель проекта: разработать научно-обоснованную и экспериментально-проверенную систему заданий, направленную на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе работы по прог...