Опыт работы по теме: «Техническое творчество как условие успешной социализации детей дошкольного возраста» .
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Караченцева Светлана Николаевна

    Игра с LEGO- конструктором на сегодняшний день в дошкольном образовании не только увлекательна, но и весьма интересна и уже необходима, т.к.  с помощью игры малыши учатся жить в обществе, социализируются в нём и знакомятся с профессиями: строитель , инженер, техник, конструктор и т.д. Поэтому не случайно, Лего-технология и робототехника  является одним из приоритетных  направлений   ФГОС, так как является:

Ø    средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающие интеграцию образовательных областей: речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие;

Ø    образованием, воспитания и развития дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

Ø    формированием познавательной активности, способствующей воспитанию социально-активной личности, формирующей навыки общения и сотворчества;

Ø    объединением игры с  исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляющей ребенку  возможность экспериментировать, созидать и творить свой собственный мир, где нет границ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty._word_6.doc490.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида п. Боровое»

        457321,  Челябинская область,    Брединский район,    п.Боровое,   ул  .Ленина,  д.4                         №  телефона: 8 (35141)72271;   email: dsborovoe@mail.ru

Районный конкурс

«СКАЗКА В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА»

Караченцева Светлана Николаевна

воспитатель первой категории

Опыт работы по теме:

«Техническое творчество как условие успешной социализации детей дошкольного возраста» .

                                               2017-2018 учебный год.

                                                  I. Актуальность

    Игра с LEGO- конструктором на сегодняшний день в дошкольном образовании не только увлекательна, но и весьма интересна и уже необходима, т.к.  с помощью игры малыши учатся жить в обществе, социализируются в нём и знакомятся с профессиями: строитель , инженер, техник, конструктор и т.д. Поэтому не случайно, Лего-технология и робототехника  является одним из приоритетных  направлений   ФГОС, так как является:

  • средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающие интеграцию образовательных областей: речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие;
  • образованием, воспитания и развития дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  • формированием познавательной активности, способствующей воспитанию социально-активной личности, формирующей навыки общения и сотворчества;
  • объединением игры с  исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляющей ребенку  возможность экспериментировать, созидать и творить свой собственный мир, где нет границ.

    В рамках дополнительного образования в части основной образовательной программы  « Детство» нашим педагогическим коллективом МКДОУ «Детский сад общервазвивающего вида п.Боровое» разработана программа «Развитие конструктивных способностей у дошкольников через использование конструктора  ЛЕГО и робототехники».

Цель  программы :создание благоприятных условий для развития у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе Лего – конструирования .

Задачи:

-развивать интерес у дошкольников к моделированию и конструированию,  стимулировать детское техническое творчество;

-обучать конструированию по образцу, чертежу , заданной схеме , по замыслу;

-формировать предпосылки к учебной деятельности : умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца , планировать будущую работу ;

-совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе ;

- выявлять одарённых , талантливых детей , обладающих нестандартным творческим мышлением ;

- развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.

    Новизна данной программы заключается в том , что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность Лего- конструирования , развить необходимые в дальнейшей жизни приобретённые умения и навыки.

     На основе данной программы «Развитие конструктивных способностей у дошкольников через использование конструктора  ЛЕГО и робототехники» я разработала для детей старшего возраста Проект  (1 год ) дополнительного образования  по теме: «Лего-конструирование и робототехника в ДОУ- первый шаг в приобщении дошкольников старшего возраста к техническому творчеству».

Объектом исследования  проекта  является познавательно-исследовательская и техническая деятельность детей старшего дошкольного возраста.

 Предмет исследования – уровень познавательно-исследовательской и технической деятельности детей  старшего дошкольного возраста, которая включает в себя следующие  цели и задачи:

Цель: развитие технического творчества средствами конструктора  «Лего и робототехники» как условие успешной социализации детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познавательная : развитие познавательного интереса от лего конструирования к робототехнике.

2. Образовательная : формирование умений и навыков конструирования и программирования.

3. Развивающая: развитие умения постановки технической  задачи, сбора  и изучения  нужной информации для осуществления творческого замысла.

4. Воспитывающая:  воспитание коллективизма, умения работать в парах, коммуникативных качеств.

II. Реализация плана действий проекта

1 этап подготовительный : диагностика, изучение методической литературы.

2 этап практический: разработка перспективного планирования, планов-конспектов, подготовка материалов (конструктора).

3 этап интегрированный: внедрение адаптированных методик и педагогических разработок.

4 этап аналитический: определение эффективности и результативности работы.

III. Виды совместной деятельности педагога и детей:

-игровой,

-коммуникативной,

-двигательной,

-познавательно-исследовательской,

-продуктивной,

-на основе моделирования образовательных ситуаций лего-конструирования,

которые решаются в сотрудничестве со взрослым.

IV. Проект программы основывается на следующих принципах:

  • обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится  субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в продуктивной творческой деятельности;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в  продуктивной  творческой деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

V.  Мой педагогический опыт.                                                                                       

Содержание

слайда

1

  А как же всё начиналось ? Начиналось всё с маленьких историй в нашей группе , когда детки собирали из Лего различные предметы и все вместе мы их обыгрывали, сколько эмоций испытывали дети и конечно же и я.   Мы обыгрывали постройки и придумывали новые истории, в тот момент возникла идея – спланировать работу с введением Лего в занятия.

1-2

2

    Совместная деятельность педагога и детей курса робототехника и лего-контруирования направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребёнка , его творческого потенциала.  Поэтому, мои занятия основаны на принципе сотрудничества  и сотворчества детей с педагогом и друг с другом.  В начале совместной деятельности в своей работе  с детьми я включаю серии  свободных игр , чтобы удовлетворить желание ребёнка потрогать , пощупать детали и поиграть с ними , затем проводится пальчиковая гимнастика , физкультминутка подбирается с учётом темы совместной деятельности . После первого занятия уже понятно, как лучше давать детям детали конструктора – в коробке или россыпью. Предварительную беседу планирую  эмоциональной, что позволяет заинтересовать детей на данном этапе занятия.

3 -4-5

3

     Считаю, что дозированность речевого материала – успешность занятия в целом. Дети не должны испытывать утомляемость, что приводит к невосприятию информации. Излишнее затягивание беседы приведет к снижению  интереса. Поэтому я  использую на занятия считалки, стишки, поговорки, загадки, что позволяет  разнообразить занятие и проводить индивидуальную работу по  по речевому развитию. Видя конструктор, дети уже хотят играть и строить. И здесь можно использовать краткие эмоциональные стихи:

 Детали, детали, спать не устали?

 Сегодня с утра нам строить пора!

6

4

В наборах Лего много разнобразных деталей , для удобства я придумываю  названия деталям и элементам например: юбочки, сапожок, клювик, кирпичик и т.д.

7

5

На занятиях я предлагаю просмотр презентаций , видеоматериалов,  карты - схемы с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции , либо представлены задания интеллектуального плана.  

8

6

При планировании совместной деятельности отдаю предпочтение различным игровым формам и приёмам,чтобы избежать однообразия. Изучая количество скреплений на других деталях, также действуем вместе, ребята сами закрывают горизонтальные кнопочки и считают их, а затем закрывают вертикальные и тоже пересчитывают.

 «Два на два» - малыш – крепыш, мал кирпичик, словно мышь.

 А еще есть у меня подлиннее -с четырьмя!

9

7

Дети учатся конструировать модели шаг за шагом, от простого к сложному.  Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд, стимулирует желание решать новые , более сложные задачи, что позволяет осуществиться творческому замыслу.

Пример: на занятии по плану- строим башню. Дети в башни увидели высотные дома, в результате по замыслу детей построен город Челябинск.

10

8

    Темы подбираю таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребёнок мог  расширять свой  кругозор, для этого использую  сказки , архитектура, животные , птицы , транспорт , космос.

Для реализации регионального компонента использую экскурсии на производства ООО  «Боровое». 

Например:  день сельскохозяйственного работника села Боровое провели занятие « Животные на ферме». Предварительно посетили с детками  животноводческий комплекс.  По памяти  дети восстановили картинку увиденного  и построили загон для скота и сконструировали кормушки для сена  .

 

11-12

9

На занятиях учитываю современный подход  к деятельности по LEGO – конструированию где  дети пробуют установить:

- на что похож предмет и чем отличается от других, что позволяет овладевать умением соизмерять длину , ширину, высоту предметов ;

-начинают решать конструкторские задачи «на глаз»;

-развивают образное мышление ;

-учатся представлять предметы в различных пространственных положениях.    

     Все это  мне позволяет проводить   работу по развитию воображения ребенка, мелкой моторики ( ручной ловкости) , творческих задатков , развитие диалогической , монологической речи , расширение словарного запаса.  

13

10

   Особое внимание уделяю развитию логического и пространственного мышления. Для этого использую  схемы-инструкции, которые направляют ребят правильно выполнить конструкцию по замыслу , заданным условиям , по образцу (а это предпосылки уметь в дальнейшем работать уже с более сложными инструкциями и схемами при работе в робототехнике).  

    Работу с детьми начинаю с самых простых построек , учу правильно соединять детали, рассматривать образец  с учетом цветовой гаммы, « читать схему», предварительно соотнеся её с конкретным образом постройки.

14

11

Здравствуй, робототехника!

  Соблюдая этапы – от простого к сложному,  постепенно перехожу к работе с робототехникой, где занятия  носят более сложный характер, в них включаю элементы конструирования,  дети в большей степени находятся в условиях свободного выбора. На этом этапе  подключаю уже движущие механизмы, начинается освоение начальной робототехники.

 Например: карета, которая движется с помощью руки, а робот-мельница, движется потому, что к ней присоединили аккумулятор и здесь применяются такие детали как шестеренки разного размера. У детей появляется интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций

  При создании конструкции анализируем образец либо схему постройки.

Дети находят в постройке  основные части , называют и показывают детали , из которых эти части предмета построены , потом определяют порядок строительных действий . Каждый ребёнок ,участвующий в постройке  высказывает своё отношение к проделанной работе , рассказывает о ходе выполнения предложенного задания , о назначении конструкции, , но иногда возникают трудности при составлении рассказа и нужно чаще задавать вопросы типа:« Расскажи , как ты это делал?»  (решение проблемы).

   После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей , сравнение с образцом либо схемой. В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально и парами. В конце занятий даю детям возможность поиграть конструктором.

  Сочетая различные формы в работе способствую приобретению детьми социальных знаний о межличностных взаимоотношений в группе,  коллективе. Происходит обучение, обмен знаниями  и навыками.

15,16,

17,

18

12

   В своей работе по самообразованию « Приобщение детей к истокам русской национальной культуры» также использую лего – конструирование.

Например: занятие « Стоит изба, то холодна, то горяча», предлагала детям сконструировать печь, избу (работа по картинкам).

19

13

Для эффективной организации занятий в нашем учреждении создан кабинет, где проводятся занятия по лего конструированию и робототехнике. ( разные виды конструкторов). Коллектив учреждения постарался своей идеей заинтересовать педагогов  района . Был организован и проведен  для педагогической общественности семинар , на котором гости были «погружены»  в волшебный мир технического конструирования.

20,21

14

 Обогащению социального опыта дошколят способствуют и ежегодные  ЛЕГО –Фестивали , который организует район.

На сегодняшний день,  LEGO- конструкторы   активно  используются

воспитанниками  в нашем детском саду в игровой деятельности.  Идея сделать LEGO- конструирование  процессом направляемым, расширить   содержание конструкторской  деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также  привлечь родителей к совместному техническому творчеству  легла в основу нашей инновационной работы.

22

15

Материальная база

Для успешной работы по реализации  Лего-технологий и робототехники  педагогический   коллектив приобрел методическую литературу:

  • Фешина Елена « Лего – конструирование в детском саду»
  • Ишмакова М.С. , Халамов В.Н. « Животный мир Ribokils»

( животные) . Схемы сборки.

  • Ишмакова М.С. « Конструирование в дошкольном образовании условиях ФГОС : пособие для педагога.
  • Рогов С.В. под руководством Халамова В.Н.

« Робототехника для детей и родителей» учебно -методическое пособие.

  • Лихачёва Е.Н. « Организация нестандартных занятий по конструированию с детьми дошкольного возраста» методическое пособие.

                     

Конструктор Лего и робототехника:

  • Большая ферма DUPLO
  • Кирпичики  LEGO  для  творческих занятий
  • Конструктор RoboKIDs( аккумуляторная батарея)
  • Набор для начинающих роботехников  4HUMA   ,GOMA1, MRT1.
  • Набор для начинающих робототехников HUMA KICKY senior(MRT2)

23

16

А теперь порассуждаю…

Для чего я всё это делаю? Чтобы детки развивались, да!

Чтобы  учились новому при помощи игры,  да! Учились  конструировать и программировать, да!  Умели осуществить свой творческий замысел, решая технические задачи ,да! Были сплочённым коллективом , конечно же да! Вот сколько плюсов и  значит я на правильном пути. И поэтому хочется поделиться своим опытом, пусть не очень большим , но всё же.  Деткам очень интересно посещать Лего- кабинет , столько эмоций и желания строить , творить, мне кажется они бы находились в нём часами.

 Любопытный и пытливый ум ребёнка  всё время хочет узнавать много нового и интересного , а главное ещё и свои задумки идеи воплощать в жизнь. Творить что то новое , необычное. Порой необдуманно собирая даже что то получается какой – либо предмет , а детская фантазия неиссякаема и сразу столько идей у малышей в голове , начинают высказываться на что и на кого похож предмет и это здорово! Но работая по схемам и таблицам сразу замечаешь что ребёнок становится серьёзным , сосредоточенным  и даже чуточку взрослым и собирает нужный предмет. А когда уже собрана та или иная поделка , то  какой восторг они испытывают , хвалятся , рассказывают друзьям , говорят как они это сделали , делятся свои маленьким , но  тоже опытом. И конечно же нужно не стоять на месте самой , а тоже развиваться и идти в ногу со временем . В этом помогает методическая литература , которую мы приобрели , интернет и конечно же новые конструкторы , которые тоже надо изучать.

 Я думаю , чтобы дети добились хорошего результат необходимо обучить и родителей. И я пригласила родителей на собрание :

« Знакомство с Лего конструктором и робототехникой».   С какой целью?  А цель проста , чтобы  заинтересовать, познакомить родителей  с Лего – конструктором и робототехникой , познакомить с программой и конечно на практике показать , как мы занимаемся с детками.  Когда есть поддержка и положительная динамика , хочется и рассказать об этом своим коллегам, ну немного даже похвастать…  В своей теме по самообразовании. « Приобщение детей к русскому народному фольклору»   на занятиях я тоже использую Лего-конструирование, предлагаю построить предметы быта, которые находятся в музее по картинкам и экспонатам. Детки откликаются и с удовольствие конструируют. Вот об этом я и рассказала своим коллегам за круглым столом об  интегрированном занятии по фольклору с включением Лего- конструирования.

   Несмотря на все плюсы, в работе определились проблемы:

  • повысить свой уровень знаний в области Лего –конструирования и робототехники через прохождение курсов повышения квалификации;
  • пополнить Лего кабинет дополнительными роботоконструкторами, для работы каждому ребенку;
  • продолжить работу с родителями по приобщению детей заниматься конструктором дома

       В заключении мне хочется поблагодарить руководство района за организацию «Лего-фистеваля» по обмену опыта педагогов, пожелать всем коллегам  новых творческих идей и конечно же гармонии во всём!

24


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»....

Обобщенный опыт работы по теме: "Формирования представлений о форме предметов у детей дошкольного возраста"

Представлен обобщенный опыт работы по "Формирования представлений о форме предметов у детей дошкольного возраста" в младшем, среднем, старшем дошкольном возрасте....

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО С РОДИТЕЛЯМИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В наши дни точного определения термина «социализация» нет. Автором данного термина считают американского социолога Ф. Г. Гуддинса, который первым дал значение социализации как "развитие социальной при...

ПРОЕКТ по проблеме «Развитие коммуникативных способностей, как условие успешной социализации детей дошкольного возраста»

тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияет на различные виды их д...

ПРОЕКТ по проблеме «Развитие коммуникативных способностей, как условие успешной социализации детей дошкольного возраста»

Цель проекта: разработать научно-обоснованную и экспериментально-проверенную систему заданий, направленную на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе работы по прог...