АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОТИ ОРГАНИЗОВАННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
статья по коррекционной педагогике

в статье рассмотрены ключевые показатели, используемые воспитателем ресурсной группы для анализа организованной развивающей предметно-пространственной среды группового помещения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Канищева Марина Николаевна

воспитатель

МБДОУ «Д/С №48 «Вишенка»

г. Белгород, Белгородская область

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОТИ ОРГАНИЗОВАННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Аннотация: в статье рассмотрены ключевые показатели, используемые воспитателем ресурсной группы для анализа организованной развивающей предметно-пространственной среды группового помещения.

Организация развивающей предметно-пространственной среды ресурсной группы должна отвечать потребностям посещающих ее детей, а также соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации. Для оптимального комплектования группового помещения необходимым оборудованием, зонирования пространства, обустройства тематических уголков необходимо проводить анализ эффективности уже организованной среды.

Для этого в нашей ресурсной группе проводится мониторинг наиболее задействованных детьми зон. Каждая тематическая зона обозначена визуальным знаком, который используют дети при общении с помощью карточек альтернативной коммуникации. Таким образом, тьютор и воспитатель анализируют интересы каждого ребенка отдельно и наполняют зоны наибольшей активности того или иного обучающегося играми, отвечающими требованиям освоения программы. Данная система позволяет тьютору ненавязчиво отрабатывать программные навыки в игровой форме, в период свободной деятельности ребенка с расстройствами аутистического спектра.

Обустройство тематических уголков в группе, где обучаются дети с расстройствами аутистического спектра, не может быть формальным, а должно отвечать принципам применимости детьми. Например, книжный уголок оснащен таким набором литературы, который соответствует возможностям восприятия контингентом обучающихся, обязательно присутствие объемных фигур героев сказок, наличие пазлов и разрезных картинок, магнитных досок с героями, раскладывающихся книг, книг с тактильными вставками.

Немаловажным является организация зон активности позволяющих проигрывать социальные истории в группе. Такими зонами являются «Магазин», «Парикмахерская», «Автомастерская», «Уголок чаепития», «Уголок ряженья», «Спортивный уголок», «Уголок уединения». Наполняемость этих зон различными играми, игрушками, муляжами позволяет достигать успехов в социализации детей с расстройствами аутистического спектра, вырабатывать алгоритмы следования в той или иной ситуации вне стен детского сада.

Возможность организации включения во взаимодействие с детьми с расстройствами аутистического спектра нормотипичных сверстников так же положительно сказывается на социализации и интеграции обучающихся в среду детского сада. Поэтому, воспитателями ресурсной группы и групп, включенных в инклюзивное образование детей с расстройствами аутистического спектра, уделяется особое внимание организации безопасной развивающей предметно-пространственной среды в групповых помещениях. Общеразвивающие группы, которые посещают обучающиеся ресурсной группы оснащены визуальными ориентирами, подсказками, визуальным расписанием и алгоритмами социально-бытовых действий. Визуальными ориентирами обозначены и маршруты следования детей из группового помещения в музыкальный и спортивный залы, в кабинеты специалистов.

В связи с тем, что состав группы меняется – дети переходят на новую ступень образования, меняются интересы обучающихся, меняются цели программ, мониторинг актуальной эффективности организованной развивающей предметно-пространственной среды проводится ежедневно. При необходимости пополнения некоторые пособия и игры воспитатели и тьюторы изготавливают самостоятельно, в вопросах приобретения дорогостоящего оборудования или игрушек – обращаются к администрации детского сада.

На основании имеющегося опыта осуществления непрерывного мониторинга, пополнения и корректировки наполняемости развивающей предметно-пространственной среды группового помещения, а также результативности социализации обучающихся ресурсной группы, можно сделать вывод, что грамотно организованная среда положительно виляет на интеграцию ребенка в окружающий мир.

Список литературы

  1. Питере Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию.-СПб, 1999.
  2. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.-М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО САДА В РЕЖИМЕ ДЕЖУРНЫХ ГРУПП (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

в статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по организации дистанционного взаимодействия с участниками образовательных отношений  в рамках функционирования детского сада в...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В РЕСУРСНОЙ ГРУППЕ С УЧЕТОМ РАЗНОВОЗРАСТНОГО КОНТИНГЕНТА ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

в статье рассмотрены основополагающие принципы опыта работы воспитателей ресурсной группы относительно наполняемости развивающей предметно-пространственной среды разновозрастной группы для обучающихся...

РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПЕРЕХОДУ НА НОВУЮ СТУПЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

в статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по подготовке ребенка с расстройствами аутистического спектра к обучению в школе....

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСАДОВСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ С ИНКЛЮЗИВНЫМ ВКЛЮЧЕНИЕМ ОБУЧАЮЩИХСЯ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

: в статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по организации общесадовских мероприятий с инклюзивным включением обучающихся ресурсной группы для детей с расстройствами аутистич...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (из опыта работы)

В данной работе представлено описание моего педагогического опыта, в которой раскрыты аспекты взаимодействия участников образовательных отношений в процессе социально-коммуникативного развития детей д...

СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В РЕСУРСНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

в статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы тьюторов детского сада №48 города Белгорода, отражающие примеры организации предметно-пространственной среды группового помещения ресурсной груп...