РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСАДОВСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ С ИНКЛЮЗИВНЫМ ВКЛЮЧЕНИЕМ ОБУЧАЮЩИХСЯ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
консультация
: в статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по организации общесадовских мероприятий с инклюзивным включением обучающихся ресурсной группы для детей с расстройствами аутистического спектра.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Канищева Марина Николаевна
воспитатель
МБДОУ «Д/С №48 «Вишенка»
г. Белгород, Белгородская область
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСАДОВСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ С ИНКЛЮЗИВНЫМ ВКЛЮЧЕНИЕМ ОБУЧАЮЩИХСЯ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Аннотация: в статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по организации общесадовских мероприятий с инклюзивным включением обучающихся ресурсной группы для детей с расстройствами аутистического спектра.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, расстройства аутистического спектра, ресурсная группа, детский сад, воспитатель, взаимодействие с участниками образовательных отношений, инклюзия, мероприятия, развлечения.
Жизнь ребенка в детском саду всегда интересна и насыщена, ни одна неделя не обходится без событий и праздников. И если у нормотипичных детей веселье, музыка, обилие красок и героев вызывает восторг, то у детей с расстройствами аутистического спектра такое перенасыщение может вызвать различные реакции, которые даже опытным специалистам бывает трудно предугадать. Социализация и адаптация к изменяющимся условиям является одной из приоритетных задач работы с особенными детьми в дошкольном детстве, поэтому, включение таких детей в жизнь детского сада мы считаем действенным инструментом в ее решении.
Известно, что именно грамотно выстроенное взаимодействие между педагогами, а также между педагогами ресурсной группы и родителями, является ключевым фактором в решении стоящих перед образовательным учреждением задач.
Поэтому в нашем детском саду мы разработали алгоритм взаимодействия педагогов, а также педагогов ресурсной группы и родителей, который позволяет минимизировать риски проявления нежелательного поведения во время включения детей с расстройствами аутистического спектра в развлечения и мероприятия с другими группами.
Во-первых, воспитатели ресурсной группы принимают непосредственное участие в написании сценария мероприятия, обозначают границы, в которых детям с расстройствами аутистического спектра будет комфортно находится, продумывают пути минимизации провоцирующих факторов.
Во-вторых, педагоги ресурсной группы проводят беседы с воспитателями и детьми других групп об особенностях обучающихся ресурсной группы.
В-третьих, воспитатели заранее информируют родителей о предстоящем мероприятии и дают индивидуальные рекомендации о подготовке к нему, например, некоторым детям необходимо, чтобы родители неоднократно проговорили о предстоящем празднике, другим важен костюм и т.д.
В-четвертых, воспитателями и тьюторами тщательно продумываются варианты окончания участия в мероприятии при проявлении тем или иным ребенком нежелательного поведения, чтобы не заострять внимание других присутствующих детей на возможной истерике.
В-пятых, воспитателям и тьюторам не рекомендуется перевоплощаться в образы персонажей и одновременно сопровождать ребенка, это может спровоцировать непредсказуемые реакции и в дальнейшем повлиять на уже выстроенное взаимодействие.
Вышеизложенные шаги являются основными в подготовке, однако, они могут быть расширены дополнительными обсуждениями и приготовлениями, что обусловлено индивидуализированным подходом к сопровождению каждого ребенка с расстройствами аутистического спектра. Более того, возможность инклюзивного включения, а также степень готовности к такому включению, его продолжительность по каждому обучающему ресурсной группы дополнительно обсуждается со специалистами сопровождения.
Данный подход к работе в плоскости приобщения детей с расстройствами аутистического спектра к жизни детского сада позволяет нам комплексно решать задачи по социализации обучающихся ресурсной группы, а также, прививать основы толерантности и эмпатии детям из общеразвивающих групп.
Список литературы
- Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший дошкольный возраст6 Учеб.- метод. пособие. - М., 2000.
- Башина В.М. Аутизм в детском возрасте.- М., 1999.
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 200
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации начального этапа коррекционной работы в группе детей с расстройством аутистического спектра.
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы коррекционной работы с детьми с расстройством аутистического спектра, раскрываются особенности начальной коррекционной работы. Ключевые слова: ребёнок...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в группе для детей с расстройствами аутистического спектра .
Конспект занятия направленного на формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра....
О необходимости раннего выявления детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Опыт работы с данной категорией воспитанников в МАДОУ детский сад №40 г. Белебея».
В нашем дошкольном учреждении с момента открытия созданы специальные условия для детей с особыми образовательными потребностями. В учреждении функционирует одна разновозрастная группа компенсирующей н...
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО САДА В РЕЖИМЕ ДЕЖУРНЫХ ГРУПП (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
в статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по организации дистанционного взаимодействия с участниками образовательных отношений в рамках функционирования детского сада в...
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ ПО МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ
в статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по работе с обучающимися с расстройствами аутистического спектра при переходе на новую ступень образования....
РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПЕРЕХОДУ НА НОВУЮ СТУПЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
в статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по подготовке ребенка с расстройствами аутистического спектра к обучению в школе....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (из опыта работы)
В данной работе представлено описание моего педагогического опыта, в которой раскрыты аспекты взаимодействия участников образовательных отношений в процессе социально-коммуникативного развития детей д...