РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПЕРЕХОДУ НА НОВУЮ СТУПЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
консультация
в статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по подготовке ребенка с расстройствами аутистического спектра к обучению в школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Канищева Марина Николаевна
Воспитатель
МБДОУ «Д/С №48 «Вишенка»
г. Белгород, Белгородская область
РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПЕРЕХОДУ НА НОВУЮ СТУПЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Аннотация: в статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по подготовке ребенка с расстройствами аутистического спектра к обучению в школе.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, расстройства аутистического спектра, ресурсная группа, детский сад, воспитатель, взаимодействие с участниками образовательных отношений, инклюзия, обучение в школе, переход на новую ступень образования, подготовка к школе, социальная адаптация, адаптация к новым условиям обучения, учебные навыки, поведение слушателя, руководящий контроль, взаимодействие с образовательными организациями, межведомственное взаимодействие.
Обучение ребенка с расстройствами аутистического спектра не может быть плодотворным без грамотной подготовки к переходу на новую ступень образования. Поэтому, в последний год нахождения обучающегося в ресурсной группе особое внимание уделяется его готовности к школьному обучению, готовности к новым условиям, к встрече с новыми людьми.
Комплексная работа воспитателя и специалистов сопровождения при подготовке ребенка с расстройствами аутистического спектра к школе предполагает помощь в:
1. формировании адекватного отношения к учителю;
2. развитии учебной мотивации, через вовлечение ребенка в образовательную деятельность путем использования увлечений и выявленных предпочтений;
3. обучении в условиях, максимально приближенных к школьным;
4. выработке социально-бытовых навыков, необходимых школьнику, через пошаговую отработку от простых навыков к более сложным.
Комплексная работа по подготовке ребенка с расстройствами аутистического спектра к обучению в школе должна обязательно учитывать следующие факторы: психофизические особенности ребенка, зона ближайшего развития, уровень развития предпосылок к учебному поведению.
Как минимум воспитателю необходимо научить ребенка следующему:
1. умению применять по назначению школьные предметы, понимать для чего они нужны;
2. выполнению целенаправленных действий, с учетом индивидуального уровня развития; участию в играх с простыми правилами; выполнению простой инструкции;
3. умению взаимодействовать с другими людьми в пределах возможностей каждого отдельного ребенка;
4. умению следовать правилам нахождения в группе, соблюдению распорядка и режимных моментов;
Для плодотворной работы воспитателя необходимо создание условий, что также входит в компетенцию тьютора, а именно: выстраивание руководящего контроля между ребенком и взрослым, обучение «поведению слушателя», поиски коррекции проявлений нежелательного поведения (особенно в условиях избегания ребенком необходимости садится на занятие), введение системы поощрений (пищевое подкрепление, система жетонов, система «сначала-потом», визуальное расписание), использование альтернативной системы коммуникации с невербальными детьми.
Также, одним из основополагающих факторов в подготовке ребенка с расстройствами аутистического спектра к школе является корректное информирование родителей о необходимости работы в данном направлении, об условиях, создаваемых в школах города (путем реализации в детском саду межведомственного взаимодействия и преемственности), а также, непосредственное привлечение родителей к процессу подготовки.
Подводя итог можно отметить, что, как и любое другое направление работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, подготовка к школе требует выстраивания тесного взаимодействия между воспитателями, родителями и специалистами сопровождения.
Список литературы
- Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший дошкольный возраст6 Учеб.- метод. пособие. - М., 2000.
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 200
- Питере Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. - СПб.: ВЛАДОС, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОТИ ОРГАНИЗОВАННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
в статье рассмотрены ключевые показатели, используемые воспитателем ресурсной группы для анализа организованной развивающей предметно-пространственной среды группового помещения....
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ ПО МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ
в статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по работе с обучающимися с расстройствами аутистического спектра при переходе на новую ступень образования....
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В РЕСУРСНОЙ ГРУППЕ С УЧЕТОМ РАЗНОВОЗРАСТНОГО КОНТИНГЕНТА ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
в статье рассмотрены основополагающие принципы опыта работы воспитателей ресурсной группы относительно наполняемости развивающей предметно-пространственной среды разновозрастной группы для обучающихся...
РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПЕРЕХОДУ НА НОВУЮ СТУПЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
в статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по подготовке ребенка с расстройствами аутистического спектра к обучению в школе....
КОНТРУИРОВАНИЕ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
в статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по реализации занятий конструированием обучающихся с расстройствами аутистического спектра, что рассматривается нами как средство ра...
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСАДОВСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ С ИНКЛЮЗИВНЫМ ВКЛЮЧЕНИЕМ ОБУЧАЮЩИХСЯ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
: в статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по организации общесадовских мероприятий с инклюзивным включением обучающихся ресурсной группы для детей с расстройствами аутистич...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (из опыта работы)
В данной работе представлено описание моего педагогического опыта, в которой раскрыты аспекты взаимодействия участников образовательных отношений в процессе социально-коммуникативного развития детей д...