КОНТРУИРОВАНИЕ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
консультация по конструированию, ручному труду

в статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по реализации занятий конструированием обучающихся с расстройствами аутистического спектра, что рассматривается нами как средство развития навыков общения в процессе взаимодействия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Канищева Марина Николаевна

воспитатель

МБДОУ «Д/С №48 «Вишенка»

г. Белгород, Белгородская область

КОНТРУИРОВАНИЕ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Аннотация: в статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по реализации занятий конструированием обучающихся с расстройствами аутистического спектра, что рассматривается нами как средство развития навыков общения в процессе взаимодействия.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, расстройства аутистического спектра, ресурсная группа, детский сад, воспитатель, взаимодействие с участниками образовательных отношений, инклюзия, конструирование, навыки общения, взаимодействие.

Одним из условий жизнедеятельности каждого отдельного человека является общение. В работе с детьми с расстройствами аутистического спектра развитие навыков общения является одной из основных задач. Как правило, чаще всего, у детей в спектре страдает коммуникация, а детский сад, являясь первоначальным звеном образования, сталкивается с наиболее сложными дефектами в развитии коммуникативной сферы и навыков взаимодействия с окружающими.

Основой социально-коммуникативного развития обучающихся с расстройствами аутистического спектра первоначально является формирование потребности в общении, форм и способов общения с окружающими. Только после прохождения первого этапа можно говорить о формировании предпосылок к игровой деятельности и, непосредственно, самой игровой деятельности. На этом строится дальнейшее развитие коммуникативных навыков ребенка с социумом.

Мы обратили внимание, что именно практическая деятельность с предметами, вызывает наибольший интерес у обучающихся ресурсной группы, а также, позволяет решить сразу несколько задач в общем развитии детей, в частности задачу развития навыков общения. Одним из методов работы над развитием коммуникации во взаимодействии со взрослым и сверстниками мы выбрали конструирование.

Для реализации принципа доступности и индивидуализации подхода к работе в нашей ресурсной группе имеются различные средства для конструирования, подходящие под особенности каждого обучающегося, например: мягкие модули, набор «Полидрон», кубики разного цвета и формы, конструкторы по типу «Лего» разного размера, геометрические конструкторы и др. Также, нами используются прочие материалы для конструирования, такие как: цветные палочки, счетные палочки, крышечки.

В первую очередь, воспитателями совместно с тьютором выявляется интерес ребенка к тому или иному виду конструктора, что позволяет минимизировать вероятность проявления нежелательного поведения в процессе включения обучающегося в занятие.

Далее, следует познакомить ребенка с конструктором, рассказать правила игры, показать как правильно скреплять детали, помочь изучить возможные варианты построек, предложить попробовать.

Важно, если ребенок проявил интерес к конструктору и не готов к взаимодействию – дать ему возможность самостоятельно поиграть.

Когда ребенок уже знаком с выбранным конструктором, воспитатель и тьютор могут организовать совместную игру ребенка со взрослым, основанную на конструировании. В процессе игры педагогами могут искусственно создаваться ситуации, провоцирующие ребенка на любое проявление контакта (просьба о помощи, нехватка деталей).

Если ребенок инклюзивно посещает группу общеразвивающей направленности можно предложить ему взять туда с собой понравившийся конструктор и поиграть с другими детьми.

Работа по конструированию из различных материалов и видов конструкторов на только развивает навыки общения, но и крупную и мелкую моторику, способствует формированию представлений о цвете, форме, размере, развивает пространственные представления. Поэтому конструирование является неотъемлемой частью работы воспитателя в детском саду.

Список литературы

  1. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший дошкольный возраст6 Учеб.- метод. пособие. - М., 2000.
  2. Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерс Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6). Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе ТЕАСН. Издательство БелАПДИ «Открытые двери». - Минск, 1997.
  3. Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия / практическое пособие. - М: Терефинф, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков общения в процессе театрализованной деятельности.

Сообщение посвящено театрализованной деятельности детей в дошкольном учреждении. Актуальность темы в том, что тестрализованная деятельность совмещает в себе разнообразные виды детской деятельности и в...

Кружок «Волшебная ладья» - эффективное средство развития логического мышления у детей дошкольного возраста (Из опыта работы воспитателя Чимбеевой В.Б.)

Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Игра в шахматы создает условия для формирования таких...

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОТИ ОРГАНИЗОВАННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

в статье рассмотрены ключевые показатели, используемые воспитателем ресурсной группы для анализа организованной развивающей предметно-пространственной среды группового помещения....

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО САДА В РЕЖИМЕ ДЕЖУРНЫХ ГРУПП (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

в статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по организации дистанционного взаимодействия с участниками образовательных отношений  в рамках функционирования детского сада в...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В РЕСУРСНОЙ ГРУППЕ С УЧЕТОМ РАЗНОВОЗРАСТНОГО КОНТИНГЕНТА ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

в статье рассмотрены основополагающие принципы опыта работы воспитателей ресурсной группы относительно наполняемости развивающей предметно-пространственной среды разновозрастной группы для обучающихся...

РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПЕРЕХОДУ НА НОВУЮ СТУПЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

в статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по подготовке ребенка с расстройствами аутистического спектра к обучению в школе....

РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПЕРЕХОДУ НА НОВУЮ СТУПЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

в статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по подготовке ребенка с расстройствами аутистического спектра к обучению в школе....