Кружок «Волшебная ладья» - эффективное средство развития логического мышления у детей дошкольного возраста (Из опыта работы воспитателя Чимбеевой В.Б.)
статья (старшая группа)

Чимбеева Валентина Баяновна

Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Игра в шахматы создает условия для формирования таких качеств ума, как изобретательность и дисциплина, а также таких качеств личности, как выдержка и воля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок  «Волшебная ладья» - эффективное средство развития логического мышления у детей дошкольного возраста (Из опыта работы воспитателя Чимбеевой В.Б.)

Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Игра в шахматы создает условия для формирования таких качеств ума, как изобретательность и дисциплина, а также таких качеств личности, как выдержка и воля.

 Изучены  материалы и методики  следующих авторов: Гришин В.Г. «Малыши играют в шахматы», Сухин  И.Г. «Шахматы, первый год»   и  «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны».  

Цель: развитие логического мышления и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста при обучении игре в шахматы.

Задачи: 

  • Овладение мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
  • Обогащение сознания детей новыми знаниями, способствующими накоплению представлений о мире;
  • Формирование умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • Формирование умения планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
  • Развитие способности к саморегуляции,  проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
  • Овладение навыками речевого общения;
  • Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Принципы построения занятий:

  • сознательность и активность;
  • последовательность, систематичность и концентричность расположения материала;
  • постепенность и прогрессивность;
  • индивидуально-дифференцированный подход

В начале года проведена диагностика определения уровня логического мышления и интеллектуального развития детей  

 

высокий

средний

низкий

1 тест «Найди квадрат»

9

4

2

2 тест «Лишний предмет»

6

6

3

3 тест «Узнай фигуру»

5

7

3

4 тест «Пиши кружочками»

4

5

6

 

Высокий уровень – 40%

Средний уровень – 37%

Низкий уровень – 23%

 

Согласно данным первого теста «Найди квадрат» (К.Л. Печора, 1978), получены следующие результаты: из 15 детей высокий уровень показали — 9 детей, средний уровень – 4, и 2-ое детей не справились с заданием.

 Во втором тесте  «Лишний предмет» (Г. Айзенк, 1972) из 15 детей правильно нашли лишние предметы и назвали  3 предмета одним словом – 6 детей (высокий уровень), 6 детей правильно нашли лишние предметы, но не смогли одним словом назвать 3 предмета (средний уровень), 3-ое детей не справились с заданием (низкий уровень).

Третий тест«Узнай фигуру». (Р.С. Немов 2001) из 15 детей высокий уровень показали — 5 детей (справились за 45 – 50 сек.), 7 детей – средний уровень (за 55-60 сек), 3-ое детей – низкий уровень (больше 2 мин.). Четвертый тест «Пиши кружочками» и «Чтение схем слов» (Г.Г. Григорьева, 1995) хороший результат показали 4 детей, средний результат показали 5 детей, 6 детей не справились с заданием.

Проведена работа согласно перспективному плану, консультация для родителей.

Дети стали играть в шахматные партии, научились понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. В свободной деятельности   чаще стали проводить   время за игрой в шахматы. Дети, которые овладели игрой в шахматы, стали обучать остальных детей группы шахматной игре,  выступая в роли учителя, наставника. Повысился уровень самооценки детей. Расширению кругозора детей способствовало знакомство детей с историей шахмат.

В конце учебного года  проведена повторно диагностика уровня сформированности логического мышления и интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста с помощью тестов в конце года

  

высокий

средний

низкий

1 тест «Найди квадрат»

12

3

2 тест «Лишний предмет»

9

4

2

3 тест «Узнай фигуру»

6

8

1

4 тест «Пиши кружочками»

6

5

4

 

Высокий уровень – 55%

Средний уровень – 33%

Низкий уровень – 12%

Высокий уровень логического мышления и интеллектуального развития детей повысился на 15% по сравнению с началом учебного года.

Разработан и реализован комплекс занятий по обучению дошкольников игре «Шахматы».

Выявлена эффективность комплекса занятий по обучению игре «Шахматы» в аспекте развития логического мышления детей дошкольного возраста.

Подводя итог работы с детьми по обучению детей первоначальным навыкам шахматной игры, можно утверждать, что шахматы являются эффективным средством развития логического мышления и повышения интеллектуальной работоспособности детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Обобщение опыта работы)

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и  ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА   (Обобщение опыта работы)...

«Театрально - игровая деятельность как средство развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста».Анализ опыта работы.

Анализ опыта работы по теме : «Театрально - игровая деятельность как средство развития коммуникативной компетентности у детей  дошкольного возраста». Представлен на районном конкурсе "Воспитатель...

Представление опыта работы: «Использование блоков Дьенеша как средство развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»

   Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.     Решается она в основном средствами занимательности в обучении математик...

Пластилинография, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

В данной публикации представлен  опыт педагога по совершенствованию изобразительных умений, навыков  детей,  через творчество и продуктивную деятельность с применением нетрадиционных пр...

Обобщение педагогического опыта. Игры-головоломки как средство развития логического мышления у детей дошкольного возраста

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развити...