Развитие навыков общения в процессе театрализованной деятельности.
статья по теме

Прохорова Людмила Григорьевна

Сообщение посвящено театрализованной деятельности детей в дошкольном учреждении. Актуальность темы в том, что тестрализованная деятельность совмещает в себе разнообразные виды детской деятельности и в этом смысле является синтетической. Театрализация - форма детской игры, позволяющая ребенку принять на себя роль, развивать воображение, речь, коммуникативные навыки. В данном материале дается теоретический обзор темы, разновидности театрализованных игр, их место в учебном процессе.

Данный материал будет интересен как музыкальным руководителям, так и воспитателям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие навыков общения в процессе театрализованной деятельности.

1. Основной вид деятельности дошкольников – игра.

Личность ребенка рассматривается современной педагогикой как главная ценность. Усилия педагогов должны быть направлены на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии.

Ведущий психолог Л.С. Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. В игре, как в зеркале, отражаются взаимоотношения взрослых; ребенок входит в мир этих отношений и воспроизводит их в игровой ситуации. Игра является ведущей деятельностью, потому что дает возможность ребенку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, с которыми в реальной жизни ребенок вступить не может.

Именно в процессе игры как ведущей деятельности возникают и получают развитие основные психические новообразования, присущие каждому конкретному возрасту.

Ученые считают важным не упускать возможности так называемых сенситивных, то есть наиболее благоприятных периодов для развития какого-либо качества, деятельности. Так, в дошкольном возрасте закладываются основы нравственных качеств, и первые нормы человеческих взаимоотношений ребенок усваивает также через игру. А.В. Запорожец подчеркивает, что, для того чтобы нравственные нормы выполнялись не только под влиянием авторитета взрослого, а стали бы внутренними мотивами поведения, необходимо готовить почву для их усвоения; такая почва создается в игре и в других видах деятельности. Развивающее и воспитательное значение игры реализуется при условии организации ее как свободной cамостоятельной деятельности детей. Только тогда она оказывает свое формирующее воздействие на личность ребенка. В настоящее время ученые обеспокоены тем, что игра исчезает из жизни детей, ей не находится места в режиме детского сада. Она вытесняется «более важными делами»: занятиями, репетициями, подготовками разного рода мероприятий и т. д. Тем самым не понимается важнейшая роль игры для полноценного развития ребенка, так как самостоятельная деятельность детей составляет сущность всего воспитания. И наоборот, насыщение дошкольного образования  творчески развивающими и обязательно многообразными формами «специфически детской», по выражению А.В. Запорожца, деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной,  коммуникативной и т.п.) служит гарантом формирования полноценной психологической готовности ребенка к систематическому обучению в школе.

2. Роль театрализованной деятельности в развитии способности к общению.

Театрализованные игры, являясь одной из разновидностей сюжетно-ролевой игры, занимают важное место в жизни дошкольников. В процессе театрализованных игр происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. А также  создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности, учит детей взаимодействовать друг с другом, договариваться и общаться.

Театрализованная игра очень тесно связана с сюжетно-ролевой игрой и является ее разновидностью. Сюжетно-ролевая игра появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте и достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет.

Ребенок в своем взрослении проходит ряд этапов, и так же поэтапно развивается его игра: от экспериментирования с предметами, ознакомления с ними к отображению действий с игрушками и предметами; затем появляются первые сюжеты, потом прибавляется вхождение в роль и, наконец, драматизация сюжетов. Д.Б. Эльконин называет сюжетно-ролевую игру деятельностью творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы-заместители.

Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастает из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизведением сюжетов реальных взаимоотношений взрослых. Детям становится интересно основывать игру на литературных произведениях, раскрывать в ней свои чувства, воплощать мечты, совершать желаемые поступки, разыгрывать фантастические сюжеты, придумывать истории.

Сюжетно-ролевая и театрализованная игры имеют общую структуру {строение). Они включают замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевое действие, правила. Творчество проявляется в данных видах игр в том, что дети творчески воспроизводят все, что видят вокруг: ребенок передает свои чувства в изображаемом явлении, творчески претворяет замысел, варьирует свое поведение в роли, по-своему использует предметы и заместители в игре.

Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной играми состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт - поставленный спектакль, инсценировка.

Настоящий интерес к театрализованной игре появляется только у старших дошкольников, но это не означает, что приобщать детей к данному виду игры можно только в старшем возрасте. Детям младшего дошкольного и даже раннего возраста интересны игры с куклами, небольшие инсценировки. Маленьким детям нравится выражать свои эмоции в образно-двигательных импровизациях под музыку.

Театрализация является стержнем в моей работе, элементы театрализации я использую на занятиях, развлечениях, праздниках, в кружковой работе начиная с младшей группы. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса.  

С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения. При этом решается целый комплекс проблем:        

-Дети последовательно знакомятся с видами театра;

-поэтапно осваивают  виды творчества по возрастным группам;

-совершенствуют артистические навыки;

-ведется работа над речью и интонацией;

-прорабатываются коллективные взаимодействия;

-вырабатывается умение сочувствовать, сопереживать.

В данной работе хочется более подробно остановиться на двух последних пунктах. Коллективное взаимодействие подразумевает умение следовать некоему общему плану, который воплощается в сюжете. При этом и реплики, и движения детей обращены друг к другу. Прежде чем высказаться самому, надо услышать другого. Это приучает детей быть внимательными к чужому высказыванию. Сюжеты детских сказок и сценок развиваются, как правило, через диалоги. Диалоги учат не перебивать друг друга, вслушиваться в чужую речь, подстраивать свои действия и интонации.

Ученые считают, что для развития детского творчества важно создавать необходимые условия: предоставлять место для творческих игр детей; создавать обстановку ненасилия, свободы; активизировать, стимулировать детскую фантазию; осу¬ществлять грамотное педагогическое руководство. В нашей группе я старалась создать необходимый условия для развития способностей детей, удовлетворения потребности в игре. Оборудован уголок ряжения, в театральной зоне в постоянной доступности находится большой ассортимент кукол бибабо, пальчиковых кукол. Из театрального оборудования у нас есть маски, детали одежды, которые могут пригодиться в инсценировках: шляпы, бусы, банты, хвосты, крылья и т.п., а также некоторые декоративные детали: повозки, домики, ширмы. Я стараюсь постоянно пополнять и разнообразить театральное оборудование. Все новое вызывает у детей неизменный интерес.

3. Разновидности театрализованных игр

В педагогической литературе понятие «театрализованная игра» тесно смыкается с понятием «игра-драматизация». Одни ученые отождествляют эти понятия, другие считают игры-драматизации разновидностью сюжетно-ролевых игр.

Существуют еще стендовые виды театра, больше предназначенные для того, чтобы воспитатель представлял, а дети наблюдали. Но и при этом надо стараться задействовать детей: побуждать их к повторам, хоровым ответам, и т.п. К стендовым видам театра относятся стенд-книжка, театр на фланелеграфе, теневой театр. В нашей группе есть и стенд-книжки, и театр на фланелеграфе.

Игра-драматизация рассматривается как вид художественной деятельности дошкольников и отвечает их потребностям в чем-то необычном, в желании самим перевоплощаться в образы сказочных персонажей, воображать, чувствовать себя кем-то другим.

В детском саду игра и театр существуют не рядом, но одно в другом: театр организуется как игра, а в игре всегда есть театральное начало, то есть искусство перевоплощения. Театр для детей (в соответствии с делением на предметную и непредметную театрализованную деятельность) предстает в двух видах - кукольном и драматическом.

С малышами я уделяю большое внимание отражению сказочных образов животных, анализирую характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Использую упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча. Предлагаю детям игрушки, атрибуты для ряжения, эмблемы зверей для разыгрывания «Репки», «Курочки-рябы», добиваюсь того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику, провожу индивидуальную работу с детьми, поощряю участие детей в инсценировках, желание играть роль. Большое внимание уделяю речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь. В средней группе я добиваюсь выразительной речи, учу взаимодействовать друг с другом, развиваю представления о нравственных качествах, разбираю ситуации о поведении зрителей на спектакле. Дети учатся свое отношение к происходящему выражать более точно. Дети должны быть вежливыми, внимательными, вживаться в образ, уметь анализировать свою игру и исполнение других героев.

А). Кукольный театр

Кукольный театр - особая игровая форма взаимодействия ребенка и взрослого. Кукла выступает между ними как посредник, которому ребенок доверяет. Специалисты советуют начинать приобщение детей к театрализованной игре именно с кукольного театра как наиболее эмоционально близкой ведущей игровой деятельности детей. Кукольный театр удовлетворяет желанию детей познавать мир, отражает его в образах-символах, показывает способ общения с игрушкой; как зрелищное искусство, формирует эмоционально-чувственную и нравственную сферы. Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику рук и координацию движений; нести ответственность за управление куклой; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять; позволяет осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы; научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Эта работа развивает произвольное внимание, а также позволяет совершенствовать коммуникативные навыки и культуру. У нас в группе собрано достаточное количество кукол бибабо, есть пальчиковый театр. Дети овладели простейшими навыками управления куклами, с удовольствием участвуют в представлениях кукольного театра. Для застенчивых детей особенно привлекателен такой театр, так как там есть ширма и речь ведется от лица посредника – кукольного персонажа.

Б). Игра - драматизация

Игра-драматизация - это игра, которая обычно не требует специальной подготовленности играющих, так как чаще всего не преследует цели поставить спектакль для зрителя. Мотив такой игры лежит в самом ее процессе, а не в результате. В игре-драматизации литературный сюжет может быть очерчен в самом общем плане, в остальном дети могут импровизировать, додумывать, варьировать, изменять, то есть действовать творчески, по-своему. По утверждению ученых, в любой игре есть возможность драматизации. Иначе говоря, драматизировать можно любой игровой материал. При этом не всегда нужны декорации и костюмы - у ребенка работает воображение; драматизируя, он перевоплощается в роль, и все необходимое предстает в его фантазии. Иногда мы в своих представлениях используем минимальный набор «костюмов» - юбки и платочки из уголка ряжения, игровые модули, строительный материал и т.п. Усы можно нарисовать углем, завязать бант на шее или приколоть хвост. Даже небольшое преображение дает толчок фантазии ребенка. Движения и интонации становятся более естественными. Нужно сказать, что я считаю игру-драматизацию самой близкой детям. Она близка не к показу – представлению, где все должно быть срепетировано и выучено, а к собственно игре, где приветствуется импровизация, непосредственные эмоции, передача смысла собственными словами. Дети с удовольствием включаются в такую игру, ждут ее, все хотят участвовать.

В). Сказки

 Наиболее благодатным материалом для драматизации являются русские народные сказки. В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый "банк жизненных ситуаций", поэтому очень важно, чтобы осознание "сказочных уроков" начиналось раннего возраста, с ответа на вопрос: "Чему нас учит сказка?". В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Воспитательные возможности сказки огромны: она может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные вопросы взрослого побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Сказка знакомит детей с миром старины, где есть печка, по воду ходят с ведрами, а щуку можно поймать руками. В этом ее познавательная ценность. В сказках часто встречаются слова и выражения, не встречающиеся в современной речи, но очень поэтичные и образные. Овладевая ими, дети лучше познают русскую речь, обогащают свой словарный запас. Мы с моими воспитанниками инсценировали такие русские народные сказки, как «Репка», «Колобок», «Теремок», «Зайкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой и др. Практически все дети разучили текст сказок, хотя специально текст не заучивался. Развивалась память и речь детей, умение следовать сюжету, желание взаимодействовать в процессе игры. При этом все дети по очереди разыгрывали разные роли, игры проводились не менее двух раз, чтобы задействовать всех желающих. Чтобы увеличить число участников, я ввожу чтецов «за кадром», или музыкантов, или вместо одной собаки – несколько и т.п. Робким, малоактивным детям можно поручить роль без слов, само переодевание, участие в представлении повышает их самооценку, улучшает микроклимат в группе.

Г). Этюды

Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Чтобы развить в ребенке эти способности, предлагаю детям разыграть маленькие этюды: «Зеркало», «Пройди по канату», «Знакомство», Расцветает цветок»,  имитация движений животных, птиц, листочков, снежинок и т.п. Тут можно разыграть маленькие сценки «Поздоровайся», «Пригласи в гости», «Назови ласково», «Похвали» для двух или нескольких участников. Такие этюды вызывают положительные эмоции, укрепляют уверенность в себе, прививают навыки общения. Эти этюды можно назвать играми-этюдами, так как в них на первый план выступает игровая составляющая. Упражнения служат для оттачивания какого-либо навыка, но и здесь задача обучения общению выходит на первый план.

 

Вместе с тем игра-драматизация при соответствующем оформлении легко может перерасти в драматический театр, в театральную постановку. При этом игра «для себя» превращается в «спектакль для других», что диктует и совершенно разные методические подходы к педагогическому руководству театрализованной игрой. В первом случае педагог заостряет внимание на поддержание интереса к игровому процессу; во втором случае мотив деятельности переключается с процесса на результат. Появляется спектакль, поставленный силами детей. Дети моей группы показывали спектакли – сказки «Теремок», «Репка», кукольный театр «Зайкина избушка» для детей младшей группы. Сказку «три поросенка» несколько раз разыгрывали в своей группе, потом показали старшим детям. На родительском собрании показывали сказку «Лисичка со скалочкой», имели успех. Планируем сделать другие представления, сейчас разыгрываем сказку «Как у бабушки козел». Стремление показать зрелище родителям во что бы то ни стало требует частых репетиций. Получается замкнутый круг. Избежать этого поможет понимание детской природы. От детей нельзя требовать настоящих актерских эмоций (то есть искусственно вызываемых в результате многократных повторений), силы детей не беспредельны, а главное состоит в том, что театрализованная игра, прежде всего, должна дать детям радость творчества, то есть удовольствие от самого процесса игры. Значит, главное в театрализованной игре - сама игра.

4. Театрализованная деятельность в детском саду

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.

Прежде всего, театрализованная игра может использоваться на занятиях. Во время занятий я включаю театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы, используемые на занятии, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекают своей ненавязчивостью, отсутствием жесткой регламентации деятельности, излишней сухости в изложении материала. Так, на занятие по математике в гости приходит Петрушка, который не умеет считать, и дети объясняют ему правила математики; на занятиях по ознакомлению с окружающим миром смешной Карлсон с удовольствием постигает вместе с дошкольниками секреты ухода за растениями, а куклы-зверята разыгрывают представление на тему, почему надо беречь все живое, и т. д.

Игровая форма проведения занятий способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. Вместе с тем игра, используемая на занятиях, является по большей своей части дидактической, то есть обучающей игрой, и не может заменить самостоятельную игру детей в плане того воспитательного и развивающего эффекта, который она дает.

А). Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей.

Известно, что самостоятельная игра дошкольников возникает под воздействием впечатлений, полученных из окружающей среды. Следовательно, для возникновения и развития полноценной игровой деятельности необходимо питать впечатления детей. На самодеятельную игру дошкольников в детском саду влияют два существенных фактора: регламентированные занятия взрослых с детьми и свободная деятельность детей и взрослых.

Большое впечатление на детей оказывают праздники и развлечения. Яркие впечатления, бурные чувства и переживания толкают детей как на немедленное, так и отсроченное во времени воплощение в игре увиденного. Дети обыгрывают прозвучавшие на празднике песни, поставленные сценки, проведенные игры. В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. После проведения утренника, посвященному Новому году, дети моей группы устроили праздник в группе, поставили «угощение», с большим энтузиазмом исполнили весь праздничный репертуар. Большое удовольствие доставляет мне наблюдать, кА дети моей группы сами играют «в театр»: выставляют в ряд стульчики, занавешивают их чем придется и разыгрывают простенькие представления. Летом на участке была популярна игра «в концерт». Участники «выступали» по очереди: рассказывали стихи, пели песни, используя скакалки как микрофон. Некоторые не знали, как проявить себя, просто выбегали, прыгали, но соблюдая свою очередь. Потом придумали расставлять перед верандой стульчики, раздавали всем «билеты» и обязательно звали меня. Такие моменты, когда в свободной деятельности дети развивают сюжетно-ролевую игру на основе полученных впечатлений и представлений, при этом повторяя и развивая ее, я считаю очень важными. Здесь можно видеть задатки лидерства у некоторых детей, умение организовать других и подчинить игру какому-то плану; не менее важно и то, что менее активные дети включаются в игру, принимают ее правила, проявляют свои качества и взаимодействуют друг с другом.

Б). Взаимодействие с родителями.

Немаловажное значение имеет умение педагогического коллектива обратить внимание родителей к проблемам их собственных детей. В процессе целенаправленной работы родители проникнутся заботой о собственных детях и будут внимательно относиться к детской игре как к насущной потребности ребенка, стараться организовывать игры дома. Мы провели тестирование среди родителей, привлекаем их внимание к интересам детей, приветствуем посещение детьми художественных кружков. Заметили, что родители рады, если ребенок принимает участие в выступлениях, конкурсах. Родители по-другому взглянули на своих детей, принимающих участие в инсценировках.

В). Педагогическое руководство театрализованной деятельностью

Педагогическое руководство состоит в приобщении детей к искусству театра через знакомство с самим театром и через высокохудожественные произведения. Дети с самого младшего возраста воспитываются как чуткий зритель, который владеет навыками поведения в театре, знает внешние признаки театра.

Я побуждаю детей к неформальному общению в игре, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности: мимики, жеста, позы, движения, интонации, использую диалоги для вовлечения детей в ролевое взаимодействие. Для этого подходят стихи с ясно выраженной формой диалога. Вопросо-ответные интонации легко усваиваются играющими, вопросы и ответы дети могут исполнять по очереди, меняясь. В играх воспитатель может использовать сюжеты, близкие сюжетно-ролевой игре, особенно с дошкольниками младших и средних групп: «В парикмахерской», «В магазине», «У доктора» и др. Начиная с младшей группы я практиковала с детьми игры-подражания животным, птицам, изображали в движении, как колышутся деревья, как прорастает зернышко, как расцветает цветок. Когда дети стали постарше, стали разыгрывать потешки, короткие стишки («Из-за леса, из-за гор...», «Шел старик дорогою», «Идет коза рогатая» и т.п.). Детям очень нравятся стихи с пальчиковой гимнастикой. Надо сказать, что детям вообще очень нравится все, что связано с  бегом, прыжками, ходьбой на цыпочках и  другими видами движений. Эти упражнения развивают координацию движений, чувство ритма, умение ориентироваться в пространстве, дают чувство «мышечной радости».

 Разучивая потешки, стихи я применяла прием повторов с различной динамикой, тембром, с четкой артикуляцией. Если стихи включали в себя диалог, рассказывали их по ролям. Остальные дети выступали в роли слушателей, аплодируя «артистам». Этот прием помогает стеснительным детям преодолеть застенчивость, заслужить одобрение товарищей.

           Благодаря драматизациям сказок, дети хорошо знают сказочный репертуар, с удовольствием участвуют в театрализованных играх, учатся говорить достаточно громко и четко. Мы работаем над интонационной выразительностью. При этом развивается память, внимание. Мои воспитанники не боятся выступать перед коллективом, не теряются, выступая на утренниках и других мероприятиях.  Сказки дают благодарный материал для бесед на темы нравственности, морали. Говоря о персонажах, можно задать вопрос: «Хорошо ли поступила лисичка, выгнав зайчика из избушки?», «А как бы поступили вы?», предложить другой вариант развития событий. Так, инсценируя сказку «Теремок», мы придумали такое окончание сказки: звери построили новый теремок и весело танцевали возле новой постройки.

Очень важным считаю такой момент, как формирование детского игрового коллектива, распределение ролей в игре. Поначалу предлагаю роли наиболее активным детям, затем более застенчивым. При этом считаюсь с желаниями самих детей играть ту или иную роль. Так, например, Аня отказалась играть кошку, не хотела, чтобы ей рисовали усы. Зато Саша с радостью согласилась. Самое главное — индивидуальный подход, который предполагает знание особенностей каждого ребенка, понимание его склонностей и интересов. Это помогает детям, даже самым застенчивым и неорганизованным, раскрыться, проявить инициативу, удерживать интерес к игре на протяжении длительного времени. Чтобы игра не потеряла для детей интерес, необходимо постоянно ее модифицировать, усложнять, привносить в нее новые элементы, атрибуты, бутафорию.

Благодаря театральной деятельности создаются благоприятные условия для развития речи детей. После обследования логопед признала, что в нашей группе не много детей, нуждающихся в работе с логопедом.

 Как правило, дети все желают принимать участие в игре. Задача педагога еще и в том, чтобы справедливо задействовать всех детей. Активным, претендующим на главные роли, можно предложить сыграть на шумовых музыкальных инструментах, а застенчивым, стеснительным доверить роль со словами. Дети очень близко к сердцу принимают момент справедливости, сами следят, чтобы этот принцип не нарушался.  На этом примере дети учатся считаться с интересами сверстников, справедливо оценивать друг друга, быть внимательными и доброжелательными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие выразительности речи в процессе театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. Мы живем в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение родителей с ребенком, а также неблагополучная наследственность, экология,...

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКАВ ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИОБРАЩЕНИЕ К ПЕДАГОГАМ!Уважаемые коллеги!Помещаю фрагменты из моей книги -   Штанько И.В. Художественно-эстетическое развитие до...

«Развитие речевого общения в процессе театрализованной деятельности»

Ведущая педагогическая идея работы: развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ог...

Самообразование на тему «Развитие навыков связной речи посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)»

В документе представлено самообразование по теме «Развитие навыков  связной речи посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями ...

КОНТРУИРОВАНИЕ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

в статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по реализации занятий конструированием обучающихся с расстройствами аутистического спектра, что рассматривается нами как средство ра...