Игра драматизация художественных произведений как эффективное средство социализации дошкольников с нарушением слуха после КИ.
материал (средняя группа)

Игра - драматизация для ребенка дошкольного возраста с нарушенным слухом имеет первостепенное значение наряду с сюжетно-ролевой игрой.

В настоящее время, работая в соответствиями с требованиями ФГОС, вступившего в силу с 1 января 2014 года, в котором заложены  основные принципы развития и воспитания детей, встал вопрос: Как реализовать эти принципы? С помощью каких технологий?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_konferentsii_garkusha.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Игра драматизация художественных произведений как эффективное средство социализации дошкольников с нарушением слуха после КИ.

Игра - драматизация для ребенка дошкольного возраста с нарушенным слухом имеет первостепенное значение наряду с сюжетно-ролевой игрой.

В настоящее время, работая в соответствиями с требованиями ФГОС, вступившего в силу с 1 января 2014 года, в котором заложены  основные принципы развития и воспитания детей, встал вопрос: Как реализовать эти принципы? С помощью каких технологий?

Главная форма – это конечно игра, нужно сделать так, чтобы в процессе игры ребенок даже не догадывался что его обучают. Есть такие формы работы, которые позволяют сделать жизнь ребенка в детском саду интересной и насыщенной. Когда ребенок полноценно проживает все этапы детства, он признан полноценным участником образовательных отношений, его инициатива поддерживается во всех видах деятельности и формирует его познавательную активность.

 Игры  детей  с КИ опираются на закономерности игр слышащих.

 Форма работы со сказкой актуальна  для детей с КИ, имеющих проблемы в социальном развитии: эмоциональные, поведенческие, коммуникативные.

 В обучении игре-драматизации дети начинают нуждаться в связи со знакомством со сказками.

 Среди многочисленных методов, форм и приемов педагогического воздействия особое место можно смело отдать театральной деятельности, в частности, драматизации сказок.

Значимость сказки обусловлена ее всесторонним влиянием как на отдельные психические процессы, так и детскую личность в целом. Ученые, изучавшие эту проблему (А. В. Запорожец, Л. Д. Короткова, Л. П. Стрелкова и др.), утверждают, что сказка воздействует на сферу социального развития ребенка.

Положительные результаты при использовании сказкотерапии наблюдались у детей с нарушениями интеллектуальной сферы (О.К. Агавелян, И. В. Семенченко), с нарушениями речевого развития (Г.А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т.А. Шуйская). Этот прием использовался и в работе с агрессивными детьми и детьми с различными соматическими заболеваниями. (В.Вохмянина, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева), для преодоления страхов в детском возрасте (Э. И. Иванова, В. А. Медведев), а также в работе с детьми с нарушениями зрения.

Главный редактор журнала «Кукарт», имеющий опыт занятий кукольным театром с детьми с ДЦП говорит: «Может быть, у театра вообще такое предназначение - исцелять? Наверное, театральные формы деятельности способны снять комплекс неполноценности. Или, наконец, просто сделать людей счастливыми».

Драматизация сказок - это проигрывание образов сказочных героев, через пластику, жесты, движение, музыку - дает возможность к самовыражению, помогает ребенку позитивно принять внешний мир.

Действенность сказки в работе с  детьми с КИ определяется тем, что ребёнок легко идентифицируя себя со сказочным персонажем, чувствует себя защищённым и у него возникает интерес к действию. Это позволяет расширить объём образов восприятия, приобрести навыки общения, усвоить образцы поведения, активизировать словарь.

Сказка способствует формированию социальной активности, автономности (ребёнок проявляет своё личное мнение), социальной компетентности (ребёнок преодолевает барьеры в общении, начинает эмоционально выражать свои чувства).

В работе над сказкой происходит:

  • Развитие способности к целостному отражению образа сказочного персонажа.
  • Формирование посредством осознания нравственных поступков героев качеств личности.
  • Выработка социально одобряемых форм поведения через проигрывание ролей.

Одним из существенных критериев роли слуха в общем развитии детей, по мнению Р. М. Боскис, является самостоятельность в овладении речью. У детей с нормальным слухом этот процесс проходит самопроизвольно, у детей с нарушенным слухом – в результате специального обучения, т. к. последние не способны самостоятельно использовать остаточный слух для накопления словарного запаса, для овладения речью .

Недостаточное развитие речи и плохое владение ею мешает, в свою очередь, ее восприятию на слух даже с помощью звукоусиливающей аппаратуры, затрудняет ее понимание, осмысление и передачу информации в процессе общения хотя бы в элементарной форме. Отсюда недостаточно развитая речь или ее отсутствие является препятствием для обучения, т. к. усвоение содержания обучения тесно связано со словесным оформлением и осмыслением речи.

 Речь, недоступная детям без специального обучения, влияет на их умственное, нравственное развитие, на овладение различными видами деятельности познавательной, трудовой игровой.

Процесс обучения связан с общением. У детей с остаточным и сниженным слухом процесс речевого общения нарушен. Препятствием к речевому общению являются нарушенный слух и недоразвитие речи. Развитие слухового восприятия является источником накопления словарного запаса, что расширяет возможности речевого общения. Речевое общение, в свою очередь, способствует накоплению словарного запаса, речевому и общему развитию детей.

В последние годы кохлеарная имплантация как высокоэффективный метод реабилитации глухих детей и взрослых все шире внедряется в России (И. В. Королева, О. В. Зонтова, Г. А. Таварткиладзе, Э. И. Миронова, Н. В. Тарасова, А. А. Балякова, А. И. Сатаева, М. Ленхардт и др.). Предполагается, что в идеале конечный результат, а значит и цель кохлеарной имплантации глухого ребенка раннего возраста, состоит в том, что с помощью кохлеарного импланта (КИ) он научится слышать и понимать речь окружающих, говорить сам, использовать речь для общения и познания окружающего мира и благодаря этому будет развиваться как нормально слышащий ребенок.

Кохлеарная имплантация позволяет детям максимально приблизиться по уровню речевого развития к нормально слышащим детям, имеющим речевые проблемы. Трудности, возникающие в процессе овладения языком, требуют систематического участия специалистов и родителей в проведении реабилитации детей после кохлеарной имплантации.

 Кохлеарная имплантация является важнейшим средством социализации глухих детей на современном этапе. Возможность общаться со слышащими детьми, быть социализированным в обществе – это, несомненно, тот итог, которого должны достичь все имплантированные дети при условии благоприятной речевой среды, как в условиях дошкольного учреждения, так и в семье.

Я осуществляю воспитание и обучение дошкольников 5 года обучения, но работа по драматизации сказок началась раньше, на 4 году обучения.

Списочный состав нашей группы 5 детей. Диагностический состав данной группы разнороден и по состоянию слуха и речи. 3 детей имеют КИ ( разной степени настройки), 2 ребенка пользуются индивидуальными слуховыми аппаратами. По уровню речевого развития группа также не однородна.

Двое детей понимают слова и фразы вне ситуации наглядного выбора, фразовая речь с аграмматизмами.

Двое детей понимают отдельные слова короткой фразы в ситуации ограниченного конкретного наглядного выбора. Обращаются фразами из 2-3 полных и лепетных слов с аграмматизмами.

Один ребенок не понимает обращенную речь. Дает голосовые реакции, использует соотнесенный лепет, лепетные слова.

Работа над драматизацией сказок, как я уже говорила, началась на 4 году обучения, тогда мы читали сказки, активно привлекая в эту деятельность родителей. Мы читали сказки в детском саду, устраивали выставки книг, приносимых из дома, активно посещали библиотеки, знакомились с детскими писателями, устраивали конкурсы книг – самоделок.

Девизом нашим было: « Ни дня без книжки!».

Родители активно включились в работу и поддержали наши начинания. При их активной поддержке мы добились хороших результатов. Ребята увлеклись чтением, знали многих сказочных героев, могли рассказать о прочитанных книгах и своих впечатлениях.

Драматизация сказок - это форма коллективной деятельности, а значит, здесь, помимо активного влияния ее на речевое развитие, открываются широкие возможности для совместных поисков творческих находок, различных решений. В процессе таких поисков развивается эстетический вкус, творческая активность, вырабатывается адекватная реакция на критические замечания сверстников, умение находить компромисс в различных конфликтных ситуациях, сочувствие, сопереживание, умение радоваться успехам других людей.

При подготовке инсценировок  мы обращаем внимание детей на зависимость общего успеха от усилий и ответственности каждого.

 Драматизация музыкальных сказок - любимая детьми форма игровой деятельности. Она предоставляет большие возможности для развития творческого воображения.

 Главное в драматизации – это увлечь детей, возбудить у них добрые чувства, вызвать стремление быть активным. Своим исполнением той или иной роли ребенок доставляет радость другим, и вместе с тем в нём пробуждается ответственность за взятую на себя роль.

Мы знакомимся со сказками на занятиях и в свободной деятельности.

Мы активно используем наглядный материал (картинки, презентации, видеофрагменты, кукольный театр, диафильмы), разъясняем незнакомые слова и проводим  беседы для того, чтобы убедиться в том, что дети правильно поняли сюжет.

 Для закрепления результата, дети могут пересказать текст полностью, по частям и по ролям. Только когда мы убеждаемся в том, что каждый ребенок понимает, что было описано в сказке,  можно приступать к драматизации. Необходимо выяснить действия персонажей, их последовательность; подобрать костюмы, распределить роли.

Задачей для сурдопедагога и воспитателя становится привить детям интерес к драматизации. Им необходимо помнить о том, что каждый ребенок – уникальная личность и вносит в роль свой характер; детское творчество носит игровой характер, который сохраняется когда разыгрывается литературный сюжет.

При руководстве воспитателя или сурдопедагога эти игры носят образовательный, развивающий, воспитательный и коррекционный характеры.

 Драматизация развивает в детях любовь к литературе, родному слову, обогащает впечатлениями. Для детей с нарушенным слухом важную роль играет развитие речи.

 В игре-драматизации происходит непосредственное развитие речи, так как детям нужно проговаривать диалоги, работать над тембром, над интонацией ,объясняться на репетициях, распределять роли. Необходимо обращать внимание на слитное произношение слов и фраз с выделением словесного и логического ударения.

Также на этом речевом материале отрабатываются звуки и слоги. Одна из главных задач при работе над сказкой – приблизить речь ребёнка к естественному звучанию, научить детей говорить голосами разных регистров.

Занятие обязательно должно быть оснащено наглядными средствами, чтобы все звуки (неречевые и речевые), предлагаемые ребёнку для различения, наглядно связывались с теми явлениями, предметами, действиями, которые их производят.

Мы смотрим мультипликационный вариант сказки, рассматриваем картинки, используем  куклы кукольного театра.

Дети учатся различать на слух высоту голоса и воспроизводить услышанное в собственной речи.

Также обращаю внимание на звуковой состав слова, на выразительную сторону той или иной фразы, подчёркивая интонационную её структуру. Дети учатся говорить то радостно, то грустно, дифференцируют понятия «громко», «тихо», «потише».

Участие в инсценировке представляет детям простор для творчества, инициативы. У участников действия развивается воображение и память, так как каждому герою нужно представить себя персонажем, понять его действия, запомнить слова, проникнуться чувствами – создать полный образ героя.

Данный вид игр требует особой организации детей. Их следует поделить на несколько групп по числу персонажей из произведения. Игра должна быть проведена с каждым составом участников.

Практика показывает, что это наиболее удобный и рациональный способ, способствующий активации детей. Когда одна группа действует на сцене, другая группа следит за ними. Для того, чтобы повысить интерес ребёнка к своему персонажу, следует поставить перед детьми цель – подготовительную драматизацию показать родителям или другой группе дошкольников. Это вызывает у детей желание поделиться результатами своих усилий с другими.

 Подготовку к драматизации мы осуществляем на занятиях по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности (создание костюмов, рисование декораций, изготовление масок) и развитию речи (обыгрывание отдельных диалогов, исполнение творческих заданий на развитие речевой и двигательной выразительности).

 При подготовке к спектаклю мы помогаем детям выбирать костюмы, рисовать декорации, обыгрывать диалоги, распределяют роли. К концу года дошкольники старшего возраста могут самостоятельно выбирать роли, делать костюмы и атрибуты, выбирать сказку.

В процессе этой работы дети развивают свой активный лексикон, учатся взаимодействовать в команде, заниматься общим делом; у детей появляется уверенность в себе, своих силах, они творчески комбинируют полученные умения и навыки.

 Задачей взрослых становится поддержание интереса к будущему представлению, умелая регуляция самостоятельной деятельности детей. При хорошем руководстве педагога игра- драматизация может стать эффективным средством эстетического воспитания.

Говоря о результатах речевого и общего развития детей можно сделать выводы, что благодаря драматизации сказок дети становятся более раскрепощёнными и на сцене, и в среде социальной, общаются со своими сверстниками, используя диалогическую речь, их общение становится активным, эмоциональным.

Создание различных реальных и выдуманных сказочных ситуаций, сходных с жизненными, разыгрывание их с обязательными диалогами, монологами, пантомимой, вживанием в образ, вариантной интерпретацией одной и той же роли, - все это способствует совершенствованию эмоциональной, интонационно-выразительной стороны речи, социальной адаптации детей в обществе.

         Наука и практика доказывают, что  ребёнок  с КИ обладает всеми потенциальными возможностями стать социально полноценной личностью. Формирование речевых навыков и умений в деятельности - наиболее надёжный, психологически мотивированный стимулятор к воспитанию потребности в словесном общении.

Говоря о результатах использования драматизации сказок в работе с детьми с КИ, можно сказать, что дети  становятся более раскрепощёнными,  а речь более эмоциональной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музей как эффективное средство социализации личности дошкольника

Мини-музей как эффективное средство  социализации личности дошкольника...

Семейные познавательно-творческие проекты, как средство социализации дошкольников с нарушением зрения.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориен...

Организация единой слухоречевой среды как условие успешной социализации дошкольников с нарушением слуха (педсовет)

Организация единой слухоречевой среды как условие успешной социализации дошкольников с нарушением слуха+ презентация (педсовет)....

Игры для развития слухоречевого восприятия у детей с нарушением слуха после кохлеарной имплантации (КИ)

Кохлеарная имплантация - это система мероприятий, направленная на восстановление отсутствующего слуха. КИ не восстанавливает слух полностью. Поскольку число стимулируемых электродом...

Доклад на тему"Игра, как средство общения дошкольников с нарушением слуха и речи".

Игра- это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения. Сюжетно-ролевая игра – способ познания детьми с нарушением слуха и речи социальн...

Театрализованные игры как эффективное средство социализации дошкольника

Театрализованные игры как эффективное средство социализации дошкольникаТеатральная деятельность — это самый распространённый вид детского творчества, это большой простор для развития творческих ...

«Театральная гастроль» - эффективное средство социализации дошкольников 

laquo;Театральные  Гастроли»Необычный проект реализованный  впервые в 2017 годупедагогическим  и детским коллективом«МБДОУ Детский сад 119»   при актив...