Театрализованные игры как эффективное средство социализации дошкольника
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Ковель Ульяна Федоровна

Театрализованные игры как эффективное средство социализации дошкольника

Театральная деятельность — это самый распространённый вид детского творчества, это большой простор для развития творческих способностей ребёнка. Она близка и понятна ребёнку, глубоко, лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Занятия театрализованной игрой помогают развить способности и интересы ребёнка, помогают развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния, способствуют формированию связной речи. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей и формирования личности ребенка. Театрализованная игра — это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может носить репродуктивный характер. Причем, эта роль требует большего, чем в сюжетно-ролевых, подчинения сюжету, почти правилу, отражающему фиксированную автором логику отношений и взаимодействий объектов окружающего мира, но не исключает творчества. Театрально-игровая деятельность детей принимает две формы (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов):

  1. Режиссерские игры

Игры, когда действующими лицами являются определенные предметы (игрушки, куклы).

  • Настольный театр игрушек

Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.

  • Настольный театр картинок

Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрприза, вызывает интерес детей.

  • Стенд-книжка

Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.

  • Фланелеграф

Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки.

  • Теневой театр

Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

  1. Игры-драматизации

Игры, в которых дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль.

  • Игры-драматизации с пальчиками

Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке.

  • Игры-драматизации с куклами бибабо

В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий.

  • Импровизация

Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

Театрализованные игры как один из видов игры, является эффективным средством социализации дошкольника в обществе в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка, раскрывая творческие способности ребенка, его индивидуальность.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

  1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
  2. Создание обстановки, опережающей развитие детей.
  3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка" своих возможностей.
  4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.
  5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
  6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, существующая система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Творческие способности развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития. Для исправления этой ситуации можно использовать следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей дошкольников:

  1. Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.
  2. Использование театрализованных игр, развивающих творческие способности детей.
  3. Управление взрослыми детской театрализованной игрой с целью развития в ней воображения детей.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованные игры как эффективное средство социализации дошкольника

Театральная деятельность — это самый распространённый вид детского творчества, это большой простор для развития творческих способностей ребёнка. Она близка и понятна ребёнку, глубоко, лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Занятия театрализованной игрой помогают развить способности и интересы ребёнка, помогают развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния, способствуют формированию связной речи. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей и формирования личности ребенка. Театрализованная игра — это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может носить репродуктивный характер. Причем, эта роль требует большего, чем в сюжетно-ролевых, подчинения сюжету, почти правилу, отражающему фиксированную автором логику отношений и взаимодействий объектов окружающего мира, но не исключает творчества. Театрально-игровая деятельность детей принимает две формы (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов):

  1. Режиссерские игры

Игры, когда действующими лицами являются определенные предметы (игрушки, куклы).

  • Настольный театр игрушек

Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.

  • Настольный театр картинок

Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрприза, вызывает интерес детей.

  • Стенд-книжка

Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.

  • Фланелеграф

Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки.

  • Теневой театр

Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

  1. Игры-драматизации

Игры, в которых дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль.

  • Игры-драматизации с пальчиками

Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке.

  • Игры-драматизации с куклами бибабо

В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий.

  • Импровизация

Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

Театрализованные игры как один из видов игры, является эффективным средством социализации дошкольника в обществе в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка, раскрывая творческие способности ребенка, его индивидуальность.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

  1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
  2. Создание обстановки, опережающей развитие детей.
  3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка" своих возможностей.
  4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.
  5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
  6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, существующая система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Творческие способности развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития. Для исправления этой ситуации можно использовать следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей дошкольников:

  1. Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.
  2. Использование театрализованных игр, развивающих творческие способности детей.
  3. Управление взрослыми детской театрализованной игрой с целью развития в ней воображения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры, как эффективное средство для создания благоприятной среды при реализации программы в системе дошкольного образования.

Материал адресован педагогам дошкольных образовательных комплексов. В статье раскрываются возможности и варинты использования средств театрализации для повышения эффективности образовательного процесс...

Статья на тему: "Театрализованная деятельность как эффективное средство социализации детей старшего дошкольного возраста"

Таетрализованная деятельность дает детям необходимую гамму переживаний, вызывая добрые и серьезные чувства, поможет научить добру и справедливости. Любая театрализвция ориентирована на социально-педаг...

Театрализованная игра как эффективное средство освоения способов позитивного взаимодействия в работе с детьми с ОВЗ.

Было бы замечательно, если бы все дети на земле были здоровы. Но, к сожалению, это не так – и сегодня проблема  увеличения числа детей с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов, как никогда акту...

Игра драматизация художественных произведений как эффективное средство социализации дошкольников с нарушением слуха после КИ.

Игра - драматизация для ребенка дошкольного возраста с нарушенным слухом имеет первостепенное значение наряду с сюжетно-ролевой игрой.В настоящее время, работая в соответствиями с требованиями ФГОС, в...

Методическая разработка. Статья "Театрализованные игры как эффективное средство развития личности ребёнка дошкольного возраста"

Статья о большом и разностороннем влиянии театрализованных игр на личность ребёнка дошкольного возраста....

«Театральная гастроль» - эффективное средство социализации дошкольников 

laquo;Театральные  Гастроли»Необычный проект реализованный  впервые в 2017 годупедагогическим  и детским коллективом«МБДОУ Детский сад 119»   при актив...