Статья на тему: "Театрализованная деятельность как эффективное средство социализации детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа) на тему

Кашпурина Екатерина Сергеевна

Таетрализованная деятельность дает детям необходимую гамму переживаний, вызывая добрые и серьезные чувства, поможет научить добру и справедливости. Любая театрализвция ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит. Театрализованная деятельность являтся одним из важнейших средств формирования личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost_-_sredstvo_sotsializatsii.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность как эффективное средство социализации  детей старшего дошкольного возраста

Социализация - это процесс, необходимый ребёнку, для получения навыков, обязательных для полноценной жизни в обществе. Cоциализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает “правила игры”, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения.

Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

Каждый родитель задается вопросом: как сделать так, чтобы его ребенок овладел всеми необходимыми навыками для полноценной жизни в обществе? Что мы, взрослые, должны для этого сделать? Или сами дети должны всему научиться?

Мы, педагоги, проводим с детьми большую часть дня, поэтому в наших силах привить детям с ранних лет любовь к своей земле и к своему народу. И начинать помогать чувствовать и понимать все это нужно уже сейчас, пока дети не выросли, пока они верят нам и прислушиваются к нашим словам.

Театр – это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дающий им возможность понять друг друга. Примечательно, что театрализованная деятельность несет в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую основывается на уважении к своим предкам, создании преемственности в культурном развитии народа.

Театрализованная деятельность дает детям необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывая добрые и серьезные чувства, поможет научить добру и справедливости. Любая театрализация ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит. Побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал театрализованной деятельности гораздо богаче ее художественно-образной значимости. Театрализованная деятельность является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности.

Не стоит забывать, что основной деятельностью детей старшего дошкольного возраста является – игра. Игра – наиболее доступный и интересный для ребенка способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Слияние игры и сказки хорошо прослеживается в театрально-художественной деятельности. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому. Мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором, при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок получает роль, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает то отношение к миру, которое дает силу и стойкость к будущей жизни. Театрализованная игра -  одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В работе по театрализации мы делаем акцент не на приобретение дошкольниками необходимых знаний, умений, навыков, а на развитие личности, творческой сущности ребенка в процессе театрально-художественной деятельности. Важным моментом социализации дошкольника является само общение. Оно выступает в качестве своеобразного социально-психологического механизма, посредством которого осуществляется воздействие на духовный мир ребенка, его психику и сознание.

Поэтому перед педагогами встает необходимость создания условий, стимулирующих развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Театрализованная деятельность в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:

  1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
  2. Потребность в компетентности (всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.
  3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется и т.д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне, порождается другими персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности, как автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позиции или взгляды; активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении; социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов. Это мотивационный компонент, включающий отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия); когнитивный, связанный с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т.д.; поведенческий, который связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения, владение его технологией.

Театрализованная деятельность заставляет ребенка сопереживать и внутренне содействовать персонажам, и в результате этого сопереживания у него появляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к ним.

Список литературы:

  1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2006
  2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.:  Просвещение, 1991
  3. Безруких М.М., Сказка как источник творчества детей. - М., «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001
  4. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. – М.: Сфера, 2009
  5. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. – М.; АРКТИ, 2011
  6. Мигунова Е.В., Организация театрализованной деятельности в детском саду, Учебно-методическое пособие. – Великий Новгород, 2009
  7. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013

Воспитатель

Кашпурина Екатерина Сергеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра - средство социализации детей старшего дошкольного возраста»

Известный русский писатель М. Горький писал: « …. Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять»....

Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей старшего дошкольного возраста.

      В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую ж...

Статья на тему: Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста.

сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста....

презентация опыта "Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей старшего дошкольного возраста"

«Игра имеет важное значение в жизни  ребенка.  Каков ребенок в игре таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятель происходит прежде всего в игре …»....

Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей старшего дошкольного возраста

В работе рассматривается значение сюжетно-ролевых игр в процессе социализации старших дошкольников. Дается определение социализации и описываются особенности социализации детей - дошкольников....

Отчёт по самообразованию "Театрализованная деятельность как средство социализации детей старшего дошкольного возраста"

Тема: "Театрализованная деятельность как средство социализации детей старшего дошкольного возраста"...

Статья "Сюжетно-ролевая игра как основное средство социализации детей старшего дошкольного возраста"

В статье рассматривается актуальность этой проблемы. А также значение этого вида игры для социализации дошкольников....